бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Сасанидская держава 3-5в.

Сасанидская держава 3-5в.

Содержание:

1.Введение..................................................................

..2стр

“2.Раннесасанидское государство..............................3 стр

3.Общественное и государственное устройство сасанидского Иран

.....................................................5 стр

4.Международная торговля ......................................7 стр

5.Религия Ирана ........................................................8

стр

6.Позднесасанидская держава .................................11 стр

7.Последние завоевания сасанидов. Южная Аравия......12 стр

8.Культура сасанидского Ирана ............................13 стр

9. Заключение.........................................................14

стр

САСАНИДСКАЯ ДЕРЖАВА В 3-5 ВВ.

1. Введение

Иран - страна древней и высокоразвитой цивилизации. Его обитители

одними из первых вступили на путь исторического прогресса, создав еще в

начале 3 тысячелетия до н.э. свою письменность и государственные

объединения. Несмотря на нелегкие исторические судьбы, народ ирана в

течение многих тысячелетий сохранял и непрерывно развивал свою культуру,

оказывая при этом благотворное влияние на соседние и далекие страны и, в

свою очередь, заимствую их достижения.

В нашей стране интерес к прошлому Ирана был всегда велик как среди

ученых, так и в широких кругах читателей. Это лекго объяняется тем, что

начиная с древнейших времен история Ирана была неразрывно связна с историей

обширный областей нашей страны. Особенно плодотворны были культурные

контакты и торговые связи, которые в древности почти никогда не

прерывались.

2. Раннесасанидское государство

Весной 227 г. н.э. поблизости от Стахра, столицы Парса (Персиды),

короновался на власть в Иране царь Парса Арташир, сын царя Папака,

происходившего из рода Сасана. Коронации предшествовала победа над

парфянским царем Артабаном 5. И то и другое событие были запечатлены для

потомства на скальных рельефах. Были отчеканены монеты с новым титулом

Арташира - “Поклоняющийся (Ахура-)Мазде, бог, царь царей Ирана,

происходящий от богов”. Так окончательно пришла к власти в Иране новая

династия - Сасаниды, объединившая страну на четыре столетия.

Еще в 208 г. государство парфян раскололось на две части: одни

области признали царем Валарша V, другие - его брата Артабана V. Несколько

позже в борьбу за Парфию включился римский император Каракалла. Процесс

распада парфянской державы на ряд независимых и полузависимых царств был

проявлением глубокого кризиса обществ Средиземноморья. Его же проявлением

был и захват власти в Стахре Папаком - мелким правителем и жрецом одного из

районов Парса. После смерти Папака его сын Арташир предпринял ряд

победоносных походов в соседние области. Завоевав их, он двинул войска в

Месопотамию, где получил поддержку правителей ряда мелких полузависимых

государств. Объединенные силы союзников осадили Селевкию, которая пала в

223 г. Все эти успехи превратили нового повелителя Парса в грозного

противника парфянского царя царей, но в решительном сражении разбить армию

Артабана удалось лишь с помощью месопотамских союзников и владетелей

некоторых “царств”(шахров), расположенных на территории Ирана, а также

представителей части знатнейших парфянских родов.

Парфянскую династию ослабляли внутренние расприи и неудачи во внешней

политике, а Сасаниды были связаны с одним из древних религиозных центров

Ирана. Между тем тяжелое экономическое положение страны, ее распад на ряд

владений, ослабивший внутриэкономические связи, и почти полное прекращение

международной торговли требовали сильной государственной власти, которая

могла бы наладить хозяйственную жизнь в стране и интересах и знати, чьи

доходы падали, и торговых городов. Для создания сильной власти нужно было

держать в руках экономическое “сердце Ирана” - Месапатамию.

В 3 в. судьба сасанидского государства решалась на его западных

границах. Через три года после коронации новый царь царей (шаханишах),

Арташир 1, повел персидскую армию в Сирию и Малую Азию.

Угроза персидского вторжения была настолько серьезной, что в 232 г.

римскую армию в Северной Месопотамии вынужден был возглавить император

Александр Север. Римлянам не удалось достичь иранской столицы, но в то же

время они добились некоторых успехов в Армении. Стычки на границе не

прекращались до 237 г. Сын шаханшаха и его наследник Шапур, командовавший

персидской армией, овладел Хатрой в Месопотамии, но не добился решающей

победы. В 242 г. император Гордиан 3 снова начал военные действия. В

течении двадцати лет провинции Месопотамии испытывали ужас чужеземных

вторжений. Ни один год с 242 по 260 г. практически не был спокойным.

Судя по торжественной надписи Шапура 1 (243-273) на так называемой

Каабе Зороастра в местности Накш-и Рустам, три войны с Римом принесли успех

Ирану. Первая война кончилась смертью императора Гордиана, пленением

знатных римлян и большого количества римских солдат и выплатой значительной

дани - 500 тыс. денариев. Между 244-251 гг. персидскими войсками быа

завоевана часть Армении, а также Адиабена (район древней Ассирии). Вторая

война была снова развязана римлянами. Военные действия развернулись на

территории Сирии. Армия Шапура 1 сокрушила многочисленные римские легионы и

овладела штурмом важнейшими городами в Сирии и на востоке Малой Азии.

Заключенный мир был непрочен: военные действия фактически не прекращались.

Временный успех императора Валерана в 257 г. опять сменился поражениями; на

западных границах римлян теснили варвары, а в восточных провинциях в

течение 15 лет (251 г.) свирепствовала чума. В этот тяжелый для Рима момент

“судьба Востока вновь затрубила в страшную трубу, возвещая о страшных

опасностях”, - говорит римский историк Аммиан Марцеллин. Шапур напал на

Карры (Харран) и Эдуссу в Северной Месопотамии. Римляне наконец поняли, что

имеют дело с великой державой. Речь шла не только о месопотамской границе.

Под угрозой была власть Рима во всех восточных провинциях. Решительное

сражение у Эдессы было проиграно римлянами. В плен попал сам Валериан,

сенаторы и другие вельможи. Шапур в своей надписи сообщает, что иранская

армия взяла 36 городов и крепостей. Такого поражения Римская империя еще не

знала.

Успехи Шапура 1 на западе показали силу и сплоченность молодого

государства или, может быть, скорее слабость Рима: Шапуру 1 в год смерти

пришлось еще прежить позор поражения. Во 2-3 вв. основной торговый путь

между Западом и Востоком стал проходить напрямик из Месапотамии к

Средиземному морю через Сирийскую степь, чтобы миновать трудные перевалы в

Закавказье и Армении, где бушевали почти непрерывные войны. Нейтральный

оазис Пальмира (Тадмор) среди пустыни стал важным перевалочным пунктом для

международной торговли, здесь выросло государство, при цареце Зенобии

заявившее претензии на великодержавное положение на Ближнем Востоке; однако

оно было уничтожено римским императором Аврелианом. Персидский корпус,

посланный на помощь Зенобии, был разгромлен. Но и этот успех Рима не

нарушил устойчивости западных границ Ирана.

В результате этих войн к Ирану были присоединены значительные

территории, и к 60-ти годам 3 в. его пределы простирались от Нижней

Месопотамии и Сирии до Инда, от Большого Кавказа до Оманского полуострова в

Аравии. Шапур 1 претендовал на “владение” такими землями, как Согд, Чач

(район Ташкента) и Кушанское царство. Первый тур в единоборстве двух

основных держав Ближнего Востока и Средиземноморья - Римской империи и

Сасанидского Ирана - выиграл Иран. В завоеванных иранцами областях

утверждался зороастризм. В дальнейшем взаимоотношения Ирана с Римом не раз

приобретали трагическую остроту.

Начиная с середины 4 в. основной границей, которую приходилось

удерживать Ирану, стала восточная. Здесь, как и ранее на западе, Сасаниды

начали с крупных военных успехов. В царствование Арташира 1 здесь

происходило постепенное укрепление власти Ирана с опорой на союз с местными

династиями, но и позже продолжали существовать полусамостоятельные царства,

которыми правили владыки стары, досасанидских династий. Вероятно, впервые

между 245 и 248 гг. шаханшах Шапур 1 предпринял большой завоевательный

поход в пределы восточных земель. В результате на востоке Иранского нагорья

был основан новый “царский” город Нишапур; на монетном дворе древнего

города Мерва чеканились золотые “денары” Шапура 1, а его сын Нарсе получил

в удел все только что завоеванные восточные провинции. Этот удел назывался

“Сакастан, Турестан и Инд до побережья моря” и сохранялся, судя по

надписям, по крайней мере до 20-х годов 4 в.

После походов на восток Шапур 1 и до середины 4в. сасанидские цари

вряд ли вели какие-нибудь серьезные войны на востоке своей державы: все их

силы в то время были исчерпаны тяжелой борьбой на западных границах. Первое

достоверное сообщение о восточной войне Шапура 2 датируется началом 357 г.

Шапур в это время с трудом сдерживал натиск “враждебных племен”, пытавшихся

перейти границу Ирана. Он нес большие потери в упорной борьбе и в конце

концов в 358 г. заключил с ними “союзный договор”. Затем он втянулся в

войны на западе и получил возможность для активных военных действий на

востоке лишь в самом конце 60-х годов 4 в., когда, вероятно, и предпринял

большой поход, окончательно сокрушив Кушанское царство. Территоря

Кушанского царства была включена в новый важнейший удел, называвшийся

“царством Кушан” (Кушаншахр). Им владели сасанидские царевичи, имевшие

право выпуска собственной серебряной и золотой монеты. Во всех этих

событиях принимали участие кочевники-хиониты, в то время выступавшие как

союзники Сасанидов.

В начале 5 в. бывшие кушанские земли завоевывает Кидара - основатель

царства кидаритов. Союз с кочевниками помог ему вытеснить сасанидские

войска из Бактрии. Тогда же на этих и соседних территориях возникло

княжество, возглавляемое предствителями кочевого племени эфталитов.

Сасаниды удерживали лишь Мерв, Герат и некоторые другие города. Война с

кидаритами произошла около 442 г. К 449-450 гг. относится победа над ними

шаханшаха Ездигерда 2 и захват Южной Бактрии. Однако в 457-459 гг. в

междоусобной войне между Сасанидами Хормиздом и Перозом последний уступил

эфталитом в обмен на их помощь Восточный Тохаристан (Бактрию) вместе с

культурным и религиозным центром этих земель - городом Балхом. С 70-х годов

V в. Пероз вел упорные войны на востоке против кидаритов и эфталитов,

постоянно терпя неудачи. В последнем походе (484 г.) сасанидская армия была

наголову разбита эфталитами. Пероз погиб в бою. Победители захватили гарем

царя, обоз с казной и множество пленных. Иран был обложен тяжелой данью,

которую Сасаниды платили эфталитам вплоть до 60-х годов 6 в. Однако в

отличие от Римской империи Иранская держава не рухнула под давлением

варварских племен.

3. Общественное и государственное устройство сасанидского

Ирана

Для раннесасанидского периода характерно сохранение трех основных зон

позднепарфянской эпохи: зоны самоуправляющихся городов (преимущественно на

западе), зоны полузависимых царств и владений (шахров) - по всему Ирану - и

зоны царского домена (дастакерта). Однако эта структура постепенно

нарушается.

Картина гибели самоуправляющихся городов, вероятно, наиболее

наглядна. Они начали терять свои органы управления еще при парфянах, а

распад Парфии привел к ослаблению экономичских связей и торговли. После

объединения Ирана под властью новой династии в областях, которые в середине

3 в. становятся доменом царя царей, старые города заново “основываются”,

получая имена шаханшахов и , вероятно, теряя самоупрвление. Создатель

монархии Арташир 1 “основал” лишь три города на западе Ирана, тогда как его

сын Шапур 1, расширив границы дастакерта, “основал” уже 16 городов как на

западе, так и на востоке страны. Отныне ими стали управлять шахрабы -

государственные чиновники, осуществлявшие в городах и округе как

гражданскую и военную власть. Сельская округа, приписанная к этим городам,

перешла в ведение центральной администрации.

Таким образом, вместо самоуправляющихся городов селевкидской и

парфянской эпох, которые помимо центрального правительства осуществляли

контроль над значительными терриориями, в сасанидскую эпоху возникают

города - ставки центрального управления. Вместо “союза” царя и городов

теперь характерны расширяющийся царский дастакерт и гибнущие “вольные”

города. В 3-4 вв. институт шахрабов становится важнейшим в системе

сасанидской администрации. Однако и этот институт, развитие которого тесно

связано прежде всего с расширением царского домена, теряет свое значение,

видимо, уже в конце 4 в.

К моменту захвата власти Сасанидами в Иране было велико число

“союзных” полузависимых царств и областей. Некоторые из них были просто

крупными имениями, охватывашими ряд сельских общин, но хозяева имений

действовали в них как маленькие государи. Уже в системе парфянского

государства они быи столь независимы, что от политической ориентации того

или иного царька иногда зависела судьба царства. Тенденция отдельных

правителей к сепаратизму проявлялась в любой сложной политической ситуации.

В сущности, и переход власти в Иране от парфянской династии к сасанидской,

первоначально захватившей власть в Парсе, был проявлением именно такой

тенденции, бывшей чертой процесса феодализации общества.

Сасанидский период характерен постепенно растущей централизацией,

однако и раннесасанидское государство первоначально представляло собой лишь

федерацию отдельных царств и более мелких владений, находившихся в разной

степени зависимости от центральной власти, по-разному связанных с ней

экономически. В раннесасанидских надписях все еще упоминаются прежние

местные полузависимые “цари” в различных областях Закавказья, Ирана,

Месопотамии. Однако уже при Шапуре 1 была уничтожена самостоятельность ряда

шахров. Часть ранее автономных царств стала управляться сыновьями царя

царей Ирана. Лишь царство Элимаида в Западном Иране просуществовало до

середины 4 в., и цари Элимаиды, так жа как и вдадетели завоеванных

Сасанидами кушанских земель, сохранили право выпуска собственной монеты.

Управление важных областей сасанидскими царевичами, как и сходный по

функции и возникший в результате той же ситуации институт шахрабов,

прекращает свое существование к концу 5 в. На быстрый процесс феодализации

указывает растущий сепаратизм владетелей отдельных шахров и более мелких

областей.

Согласно позднейшим зороастрийским дидактическим сочинениям, все

население Ирана делилось на четыре сословия: жрецов, воинов, писцов и

земледельцев. Это деление, восходящее к религиозным представлениям

“Авесты”, естественно, н отражало реальной классовой стратификации

сасанидской эпохи, но освящалось религией и традицией. Многие вельможи и

землевладельцы принадлежали к воинам, государственные чиновники и

придворные формально входили в сословие писцов, зороастрийские жрецы

составляли особое сословие, а врачи, асторлоги, купцы, ремесленники - в

податное сословие земледельцев, так же как и рядовые крестьяне. Зороастризм

в его новой, догматической форме стал при Сасанидах государственной

религией; жрецы (маги) были наставниками царя царей и цариц, сосредоточили

в своих руках судопроизводство и образование.

Представители рода Сасанидов - васпухры, высший ранг знати - вазурги,

а также мелкие землевладельцы - азаты (букв.”свободные”) составляли высший

разряд иранского общества эпохи Сасанидов. Владетельные принцы, шахрабы и

другие вельмои, составлявшие высшую знать, образовывали совет царя царей с

правом голоса по местнической системе. Каждый вельможа имел определенное

место в зале совета в зависимости от его знатности. При дворе армянских

Аршакидов, обычаи которого были сходны с сасанидскими, знать, имевшая право

заседать в царском совете, получала отличительные знаки своего ранга (трон,

подушку и почетную головную повязку -диадему). Младшие цари, кроме того,

восседали на драгоценных тронах, которые им даровал шаханшах за особые

отличия. При дворе существовал сложнейший церемониал с целой иерархией

придворных должностей.

Создание Сасанидской державы было попыткой создать централизованную

империю, которая (подобно Танской в Китае) была бы основана на

раннефеодальных общественных отношениях.

В середине 3 в. в Иране происходит значительное перераспределение

земельного фонда. Растет царский дстакерт, постепенно охвативший

значительную часть территории государства. Расширение царских земель шло за

счет сокращения уделов крупной знати и земель, приписанных ранее к

самоуправляющимся городам. Однако в то же время источники отмечают крупные

и все увеличивающиеся пожалования земель из этого фонда как знати, так и

храмам. В особенности растет землевладение зороастрийских храмов. Шаханшахи

жалуют храмам не только земли, но и стада, сады, виноградники, рабов и т.д.

Из царских пожалований, а также из дарений знати на благотворительные цели

и отправление определенных литургий складывались весьма крупные владения.

Основной доход с этого имущества шел храмам, а на долю жертвователя

осавался очень небольшой процент. В одной из своих надписей Шапур 1

объявил, что он жертвует храмам и этот процент, которые составлял ежегодно

тысячу ягнят, более двух тонн зерна и громадное количество вина.

Большие массивы земель все еще находились во владении свободных

сельских общин. С течением времени этот земельный фонд также сокращался.

Земли общин передавались в условное частное владение знати, иногда -

крупному чиновничеству с правом сбора налогов и собственной юрисдикцией.

Постепенно такие земли становились фактической собственностью владельцев.

Изменение характера собственности на землю и типичное для феодального

общества совмещение права собственника с политическими и судебными правами

хорошо прослеживается в позднесасанидскую эпоху.

В некоторых крупных частновладельческих хозяйствах, в особенности в

западных районах Ирана, использовались рабы, хотя нет достоверных

свидетельств о том, что рабский труд являлся основой их экономики.

Напротив, уже к 3 в. восходят данные источников о частичном освобождении

рабов, наделении их землей для ведения собственного хозяйства. “Рабское

служение” в таких случаях занимало от 1/3 до 1/10 времени раба и часто

конкретно выражалось в предоставлении ему определенной дли дохода с

участка, который он возделывал, что постепенно приближало его в социальном

смысле к закрепощенному общиннику. Чаще всего рабы использовались в ремесле

и домашнем хозяйстве. В раннесасанидский период известна и практика

поселения военнопленных на царских землях; та же практика существовала в

крупных хозяйствах, причем иногда “рабами” храма становились (по разным

причинам) даже крупные вельможы. Их “рабская служба” заключалась в том, что

они возводили на свои средства различные постройки.

О налогообложении податного населения в Иране данные для периода 3-4

вв. отрывочны и неполны. Податное население платило налоги в зависимости от

урожая; земельного кадастра не существовало. Лучше известно о налогах,

которые собирались с “иноверце” - иудеев и христиан, проживавших на

территории всего Ирана. Юрисдикция зороастрийского жречества не

распространялась на приверженцев других религий - иудеев, христиан и т.п.,

живших в пределах державы в довольно значительном числе, особенно в

западных областях. Нередко иноверцы подвергались преследованиям со стороны

сасанидского правительства. Они были всегда готовы к изгнаниям и

переселениям и обзаводились скорее движимым, чем ндвижимым имуществом.

Поэтому христиане, евреи, а позже и манихеи составляли в значительной части

ремесленное и торговое население.

4. Международная торговля

Международная торговля сохраняла при Сасанидах огромное значение.

Важнейшие пути, пересекавшие Иран, сложились в основном к началу 1 в. н.э.

Ответвление “царской дороги” от Герата (ныне в Афганистане) шло на север, к

Мерву, и далее в Самарканд, где этот путь, вероятно, сливался с Шелковым

путем из Китая по оазисам Восточного Туркестана. Район Малой Азии и Сирии

связывались с Шелковым путем сухопутной дорогой вдоль Евфрата, выводившей к

гаваням Персидского залива, или древней караванной дорогой из Сирии через

Иран. Вне контроля Парфии и сасанидского Ирана были морской путь в Индию

(через Красное море и Персидский залив), вновь открытый к середине 1 в.

н.э., а также “Путь благовоний” - караванный путь из приморской Сирии в

Южную Аравию.

Главным международными товарами были предметы роскоши - китайский

шелк-сырец, торговля которым осуществлялась при посредничестве согдийских

торговых факторий, распространившихся по трассе Шелкового пути, а также

индийские твары, попадавшие в Иран преимущественно сухопутным путем, -

драгоценные камни, благовония, опиум, пряности. Особую торговую активность

и в парфянский и в сасанидский периоды проявляли христиане-сирийцы

(арамеи), торговые поселения которых существовали не только в городах

Месопотамии, но и на востоке Ирана, в Средней Азии, а в более позднее время

- вплоть до границ Китая.

Международная торговля Ирана была в основном караванной ; плавания

иранских купцов по Персидскому заливу были нерегулярны. Караваны из

Месопотамии доставляли в восточные области Ирана сирийское стекло, шелковые

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.