|
Самоуправление по уставам 20-х годов в младшем жузе и Оренбургской областидва столоначальника, помощник протоколист и шесть писцов. Исчисления на содержание этого отделения сумма 3630 р. В год отнесена на кибиточный сбор с киргизов.[26] Основание для учреждения подобного отделения явилось « Высочайшее утвержденное положение об учреждении Временного Отделения при Оренбургской пограничной комиссии» от 5-го июня 1845 года. Необходимо заметить, что учреждение новых аппаратов, отделений а так же суммы на их содержание собирались с народа. В 1846 году 21 января вышло постановление Министерства Юстиций об оставлении внутренней орды, до времени, в зависимости Оренбургского губернатора и Оренбургской Пограничной комиссии на существовавших основаниях. Данное постановление было обнародовано за истечением назначенного срока от 14 июля 1844 года положения, согласно которому Внутренняя или Букеевская орда была оставлена в зависимости от Оренбургской пограничной комиссии еще на 1год.[27] Положение от 30 апреля 1851 года было продолжено действие «Положение об управлении Оренбургскими киргизами» от 14 июня 1844 года впредь до ведения нового положения.[28] В малой орде в 1846 году по положению от 19 марта того же года было разрешено, впредь до подготовленная письмоводителей из воспитанников Оренбургской киргизкой школы, допускать к занятиям письмоводством при дистаночных начальниках и по другим должностям благонадежных грамотных людей свободного состояния, на положение волостных писарей. Люди эти должны были работать без прав государственных служащих. Им назначалось жалованье Пограничной комиссией из штатных сумм с утверждения Оренбургского Военного Губернатора. В1847 году за смертью хана Джангера, для управления Внутренний ордой был учрежден Временный совет под председательством султана Адиля Букеева из трех членов: двух султанов и одного чиновника Государственных Имуществ. Киргизы обязаны были платить установленные ранее Джангиром зякет и сугум без увеличения.[29]Штат этого совета был значительно изменен и расширен в 1858 году положением от 24 января. Совет, предназначенный для управления внутренней киргизкой ордой был образован в следующем составе: председатель, 2 советника из русских и 2 советника из киргиз, секретарь при председателе и чиновник при нем же для производства следствий, делопроизводитель, помощник его, бухгалтер, казначей, регистратор и 3 переводчика, среди них один из русских.[30] Так же расширяется аппарат пограничной комиссии и генерал-губернатора. Для ближайшего надзора за действиями местного ордынского начальства были утверждены две должности чиновников при генерал-губернаторе и две должности при Оренбургской Пограничной комиссии. Содержание вновь образованных должностей было решено возложить на кибиточный сбор с киргизов.[31] Генерал- губернатор имел канцелярию со штатом : Управляющий канцеляриею, 3 начальника отделения, 7 столоначальников с 8 помощниками, бухгалтер, 3 журналиста, архивариус, экзекутор и казначей, переводчик и 15 писарей. Из определенной по штату суммы 14513 р. 36 коп. на подати с киргизов было отнесено около 3250 р..[32] В 1859 году Малая орда была переименована (степь за уральских киргизов) была названа Областью Оренбургских киргизов. Вместе с тем пограничная комиссия была переименована в Областные Правления Оренбургскими киргизами. Порядок же делопроизводства в Правлении сохранялся на прежнем основании то есть такой же как и при Пограничной комиссии. Председатель Пограничной комиссии был переименован в Управляющего областью Оренбургских киргизов, а его товарищ в помощники управляющего.[33] Пава и обязанности председателя пограничной комиссии, а затем Управляющего областью были весьма неопределенными. Это вело к многочисленным ошибкам и злоупотреблениям в его деятельности. Он имел огромную власть. Он следил за сохранением благоустройства и тишины между казахами, искореняя барымту и другие нарушения, наблюдал за законностью действий лиц местной степной администрации, следил за делопроизводством, контролировал работу попечителей из русских чиновников, отправляя гражданское и уголовные судопроизводство.[34] Чиновники пограничной комиссии допускали огромные злоупотребления по должностям, и в основном занимались умножением своего личного достояния за счет простого народа.[35] К главным обязанностям султанов-повителей относились « надзор за поведением киргизов, содержание их в порядке и верности ... и вообще приведение в исполнение мер, какие будут предписываемы комиссиею».[36] Они, султаны правители обладали административными, политическими, иногда, даже и судебными функциями. С начало весны, они, начинали объезжать под ведомственные им территории. Все дела, накопившиеся за зиму, султан -правитель пытался разрешить именно в весенний и летний период. Для этого он привлекал так же аульных и дистаночных начальников. Зимой султаны -правители обычно жили в своих ставках при линии, выполняя практически возложенных на него функций. Вследствие этого у него накапливалось огромное количество нерешенных дел. Султаны -правители назначали дистаночных и аульных начальников, что после утверждалось Пограничной комиссией. Дистаночные начальники практически были ни чем иным как послужным оружием в уках султана -правителя, потому что находились в полной от них зависимости. Деятельность дистаночных начальников, по существу, сводилась к выполнению воли султанов правителей, то есть непосредственных начальников. То же самое можно сказать и о деятельности аульных начальников по отношению к дистаночным начальником. Кроме этого существовал институт попечительства. О назначении попечителей было сказано выше. Функции попечителей сводились в основном к полицейским. Они разрешали споры, возникавшие у казаков с населением соседних губерний.[37] Введение института попечительства из русских чиновников явилось первым шагом российской администрации по ограничению власти султанов-правителей и замене так называемого среднего звания управления чиновниками российского происхождения.[38] Вся система управления казахами оренбургского ведомства представляла из себя аппарат, при помощи которого царизм проводил колониальную политику в младшем жузе.[39] Характерными чертами этого управления являлись бюрократизация и огромная централизация власти, отсутствие выборного принципа, присвоение судебных функций биев султанами -правителями, дистаночным начальниками.[40] Положение об управлении оренбургскими казахами отличались своей слабой разработанностью, неопределенностью прав и обязанностей административных звеньев.[41] Сложная внешне политическая и внутренняя обстановка в Средней жузе заставила правительство руководствоваться в первой половине XIX века. «Уставом о сибирских киргизах « 1822 года с небольшими изменениями. Наиболее крупные изменения произошли в административном делении. Это было продиктована задачами централизации власти, усиления контроля со стороны русской администрации над местным управлением Но в следствии быстрого захвата земель и колонизации Казахстана к концу 30-х годов XIX века становилось ясно, что принятый 1822 года «Устава о сибирских киргизах» уже не отвечал многими своими положениям и задачам экономического освоения и политического подчинения казахских земель. Поэтому в 1838 году вводится целый ряд новых законов и актов в 50-х годах. Этими законами, актами царское правительство пыталось приспособить управление Средним жузом к земельной и торговой политике царизма. Отсюда стремление царизма добиться в административном устройстве большей централизации власти и усиления со стороны российского начальства над местным управлением. Так, приведем положение, об отдельном управлении Сибирскими киргизами от 6 апреля 1883 года. В нем сказано, что образование в 1822 году Омской области было предпринято для того, чтобы по средствам местного управления постепенно достигнуть между сибирскими киргизами того устройства которое предусмотрено для них в учреждении о сибирских инородцах. Но Омское областное управление, по мере расширения его действий в степи, должно было отвлекается делами внутреннего управления, в ущерб главной своей задачи в отношении киргизов. Вследствие этого признано необходимым обратиться к другому, более соответствующему намереньям правительства порядку, а именно к устройству отдельного управления сибирскими киргизами. По существовавшему на тот момент порядку центральное управления было сосредоточено в Омском областном управлении с подчинением его генерал -губернатору Западной Сибири. В проект журнала Азиатского комитета от 19 марта 1838 года указывалось : «Омская область была учреждена с целью, что бы вернее действовать к постепенному введению между киргизами Положения 1822 года.»[42] К 1838году окружная система была в основном в Среднем жузе, но так как в Омскую область входила и внутренние округа, казачье и гражданское население, численность которого росла из года в год, то возникли трудности в управлении и контроле над местным населением. В записке генерал-губернатора Западной Сибири указывается на ряд ошибок, допущенных из-за отсутствия контроля над управлением. Поэтому в вышеприведенном положении было сказано следующее «Омскую область упразднить, а входившие в ее состав города Омск и Петропавловск причислить к Тобольск ой губернии, а Семипалатинск и Усть-Каменогорск к Бийскому уезду Томской губернии, селения же станицы распределить между уездами: Курганским, Ишимским и Байским.»[43] По Положению требовалось учредить отдельное управление для общего управления Сибирскими киргизами, под названием Пограничного управления сибирскими киргизами. Оно должно было находиться, впредь до усмотрения, в городе Омске и состоять из пограничного начальника в чине генерал-майора, председателя пограничного упражнения в чине полковника или подполковника, 4 советников, в том числе 1 киргиз кого асессора, стряпчего казенных и уголовных дел и канцелярии по штату. Частное же управление степными округами оставалось на прежнем основании. Нельзя не отметить и таких правил из положения как: о скорейшем собрании, рассмотрении и представлении на утверждение киргизских законов и обычаев для руководства пограничному управлению;[44] о закрытии по малолюдству Учбулакского округа;[45] о распределении киргиз, не принявших еще введенного устава, по округам, соображаясь с рода происхождением и кочевками их[46] и о скоплении независимых киргизов подчинятся общему порядку, вводимому в степи, действуя в том случае с благоразумием и мерами увещанья.[47] По положению военные функции при пограничном начальнике должен был исполнять старший адъютант, аудитор и штаб-лекарь. Во главе округов по прежнему стояли старшие султаны, волостей -волостные управители, аулов -аульные старшины. Но несколько изменился порядок подчинения и степень их власти. Пограничный начальник и председатель пограничного управления назначались и увольнялись царскими приказами. Пограничный начальник находился в подчинении генерал-губернатора Западной Сибири и имел власть гражданского губернатора и дивизионного начальника для местных войск. Он имел право сношения с соседними государствами по пограничным делам, но решения согласовывал с генерал-губернатором, а последний согласовывал с Министерством Иностранных Дел. Управление сибирскими казахами , пограничное управление, его советники, в том числе и «киргизский» асессор, чиновник для особых поручений и секретарь назначался и увольнялся генерал-губернатором. Старшие султаны, как и прежде, избирались на три года, но утверждались они теперь не Омским областным начальником, а генерал-губернатором Западной Сибири с одобрения пограничных начальников. С положением сибирского комитета. О порядке избрания на киргизской степи в старших султанов. Так в положении сказано: «Старший султан избирается на 3 года и утверждается, с одобрения Военного губернатора Генерал -Губернатором. Право быть избранным в старшие султаны предоставляется всем вообще султанам и лицам, пожалованным офицерскими чинами, ограничив впрочем число последних теми, которые прослужат не менее трех лет Заседателями Окружных Приказов или волостными управителями. В число же избирателей сверх лиц султанского происхождения допускаются все вообще имеющие офицерские чины, а ровно и те из почетных киргизов, которые прослужили в классных должностях, по выборам, девять лет, хотя они и не имели офицерских чинов. Заседатели от киргизов в Окружной приказ избираются биями и старшинами из почетных киргизов на два года утверждения Военного Губернатора.»[48] Из приведенного выше видно, что 1 старшие султаны уже избирались не только султанского происхождения. Так же заметно расширен круг избирателей: кроме султанов, теперь избирателями могли быть казахские офицеры и почетные казахи с девятилетним сроком службы. Выборы старших аулов теряют свою кастовую принадлежность. Положение от 31 октября 1856 года Сибирским комитетом было поставлено назначить кандидатов на должности старших султанов «во всех внешних округах киргизской степи.»[49] Политика царского правительства, направленная на ограничение прав верхушки феодального общества в 50-х и 60-х годах становится более выраженной в законодательных актов того времени в отличие от 20-х годов. Так в частности, 4 апреля 1861 года Сибирский комитет постановил: Включить в штабы управления Кокбектинского и Сергиопольского окружных приказов Семипалатинской области должности военно-окружных начальников и председателей приказов из военных штаб-офицеров, с возложением обязанности товарища - председателя на старших султанов и с производством содержания означенным штаб-офицером наравне с окружными начальниками и председателями приказов в прочих округах области. И потребные на это издержки возложить на остатки не исполненных по киргизской степи расходов. Была изменена система выборов волостных султанов. Это было сделано Положением Сибирского Комитета об изменении порядка выбора волостных управителей в киргизской степи и Семипалатинской области. Оно имело следующие содержание: В управители киргизских волостей избираются лица султанского происхождения, а так же все имеющие офицерские чины, знаки отличия военного ордена, медали почетные кафтаны, пожалованные при грамотах генерал-губернатора, и те из ордынцев, которые хотя не имеют никаких отличий, но пользуются особым уважением народа, в случае избрания их большинством голосов, определяются исправляющими должности управлений до того времени, когда приобретут знаки отличия, дающие право на утверждение их управителями. Право избирателей представляется всем султанам, лицам не султанского происхождения, имеющим чины, медали, почетные кафтаны, аульным старшинам, почетным биям, внесенным в списки окружных приказов и пяти зажиточнейшим киргизам из каждого аула, принимая в основание количество скота, показанное в исчислении для взноса ясака.[50] Не имеющий права избираться не может быть избран. Выборы проводится в областях, в присутствии старшего султана и участкового заседателя . В отклонение всяких влияний на свободную подачу голосов производится баллотировка шарами. В окружных приказах ведутся списки для каждой волости лицам, имеющим право участвовать в выборах. Удаление от должности за преступления и подвергшиеся наказаниям по суду или оставленные в подозрении не могут быть избирателями и избираемыми. Не явившиеся на выборы могут прислать от себя письменные отказы и давать руку, а вместе с тем письменное уполномочие доверенным от себя лицом. Не прибывшие на выборы и не приславшие отзыв или доверенное без уважительных причин лишаются права быть избирателями на этот раз. Уважительными причинами для неявки к выборам и не присылки отзывов признаются: а) болезнь; б) отлучки из волости. Большинство голосов дает безусловное право на утверждение; при равном числе голосов преимущество отдается тому из кандидатов, о способностях и благонадежности которого засвидетельствует старший султан, и вообще тому о ком у начальства будут в виду одобрительные сведенья. Волостные управители избираются на неопределенное время, но удаления от должности зависит исключительно от суда, административной власти военного губернатора. В этом положении явно прослеживается некоторые положительные моменты. Среди них отмена права наследственности на должности волостных султанов. Интересен и тот факт, что политика царского правительства переориентации на экономический сильный слой феодалов черной кости, биев, к 60-м годам XIX века получает законодательное утверждение, о чем говорят положения , которые приводились выше. Отмечая же общие характерные черты системы управления и колониальной политики в Среднем жузе, нужно подчеркнуть, что введение выборности местных звеньев управления было положительным. Эффективность деятельности всех инстанций управления в 60-х годах XIX веке значительно снижалось из-за огромной переписки, которую они должны были вести между собой по уставу 1822 года. Окружные приказы, к примеру, ежегодно, помимо отчета, должны были доставлять следующие сведенья в областную администрацию: 1. «О приходах и расходах и остаток сумм на содержание приказа. 2. Список лиц, имеющих право участвовать в выборах старших султанов и кандидатов к ним. 3. Список волостных управителей и почетных киргиз, не имеющих чинов, но получивших награды от начальства. 4. Списки письмоводителей и толмачей. 5. Ведомости о приходах и расходах округа.»[51] Все это, в свою очередь, вызывает беспорядки и запутанность в делопроизводстве приказов и волостных управителей, при чем всю эту переписку должны были осуществлять старшие -султаны и волостные управители. Последние, не знали русского языка, полностью полагались на заседателей из русских чиновников, которые сами являлись полуграмотными людьми. Подобные факты вынуждены были признать и чиновники областной администрации, считавшие, что документы и переписка писана часто не ясно и вообще просто небрежно.[52] В окружных приказах,все что касается делопроизводства и переписки, ведение формальных следствий и судопроизводств по уголовным законом империи находилось в руках русских заседателей. Они же, в свою очередь, и сами плохо разбирались в общеимперском законодательстве. В то же время, если дело касалось внутреннего быта казахов, то тут же старшие султаны, ага султаны и волостные управители, представляя одно целое являлись полновластными хозяевами. Причем заседатели из русских чиновников, которые должны были контролировать их деятельность, «по нежеланию или по невозможности понимать киргизскую жизнь не могут контролировать действия султана, не вмешиваться ради пользы дела».[53] К середине 50-х гг. XIX в. Колониальная администрация, затруднялась проводить действенный контроль за местными органами власти, разбросанными по огромной территории области сибирских киргизов, и в целях дальнейшего усиления колониальной политики в крае, а так же из-за экономического развития отдельных частей области, особенно Семипалатинского экономического региона, в котором бурные развитие получило торговля, обрабатывающая промышленность, поднимается вопрос разделения области на две самостоятельные территориальные единицы, что было признанно и самими царскими чиновниками. В связи с этим 1854 году 19 мая было утверждено следующие положение об управление Семипалатинской области.[54] Из частей, находившихся на левом фланге киргизской степи, а и именно :Кокбектинского и Аягузского внешних округов, Семиречинского края, земель занимаемых казахами. Кочевниками на внутренней стороне Сибирской линии по правую сторону р. Иртыша и городов: Семипалатинска, Усть-Каменогорска и Бухтарминского укрепления была образованна особая область с наименованием Семипалатинской. В составе ее, кроме перечисленных местностей вошли станции Копальская с принадлежащими к ней укреплениями и землями, и Заилийское укрепление. С отделением левого фланга в степи в составе Семипалатинской области, правый фланг степи, состоявший из пяти округов, был отделен в область Сибирских киргизов, при чем Пограничный Начальник, был переименован в Военного Губернатора, а Пограничное Управление -в Областное Правление Сибирских киргизов. Семипалатинская область была разделена на округи: Семипалатинский внутренний, в состав которого вошли пространство, занимаемаемое киргизами, кочевавшими на внутренний стороне линии Сибирского войска по правую сторону р. Иртыша, города Семипалатинск и Усть- Каменогорска, Бухтарминское укрепление и селения по Иртышской линии от крепости Железинской до Мало-Нарымска включительно: Кокбектинская и Аягузский внешние и Капальский Военный округа. Город Семипалатинск был возведен на степень областного, а станицы: Кокбекты, Аягуз и Копальская -на степень окружных городов, с назначением в первый Полицмейстера и в последние офицеров к исполнению обязанностей а городничих.[55] Областное управление состояло из военного Губернатора, заведовавшим войсками во внешних округах области и областного правления в следующем составе: Председатель -Товарищ Военного Губернатора, пять Советников (один из казахов) и Асессор.[56]Кроме того при Губернаторе, кроме канцелярии по штату состояли Областной Землемер с двумя чертежниками и Горный Ревизор. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |