|
Революционная деятельность Льва ТихомироваРеволюционная деятельность Льва ТихомироваОглавление |Введение………………………………………………………………………………………... |3 | |Глава 1. Биография и начало революционной деятельности Льва | | |Александровича Тихомирова…………………………………………………………………………………….. |5 | |1.1. Биография Льва Александровича Тихомирова………………………………………. |5 | |1.2. Экономические и политические предпосылки образования “Земли и |9 | |воли”……… | | |1.3. Состав “Земли и Воли”………………………………………………………………… |12 | |Глава 2. Лев Тихомиров - член Исполкома “Народной воли”……………………………… |17 | |2.1. Революционная ситуация в России в конце 70-х - 80-х годах ХIХ |17 | |веке…………… | | |2.2. Организационные основы и политическая программа “Народной |21 | |воли”………….. | | |2.3. Революционная деятельность “”Народной воли”……………………………………. |24 | |Заключение…………………………………..………………………..………………………... |28 | |Список использованной литературы и источников………………………..………………... |29 | Введение Льва Александровича Тихомирова часто сравнивают с Федором Михайловичем Достоевским. Отказ М. Н. Каткова, К. Н. Леонтьева, К. П. Победоносцева от своих убеждений можно объяснить возрастным “плавным поправлением”. Тихомиров и Достоевский - резко порвали с революционным прошлым. Жизнь Льва Тихомирова четко делится на две части: вот он, прекрасный революционер, член Исполкома “Народной воли”, один из основных лидеров и, что главное, теоретиков народовольцев, а вот - консерватор, яростный защитник самодержавия и православия, ведущий публицист проправительственных журналов. Если можно согласиться с обвинениями в предательстве, то с отсутствием убеждений и беспринципностью согласиться трудно. Лев Александрович согласовал с голосом сердца, а не с общественно- политическим учением и конъюнктурой. Ни бывшие соратники, ни новые союзники не простили ему “двуличия”, революционеры от него отвернулись, как от предателя, а лидер крайне правого черносотенного движения В. Н. Пуришкевич при встрече не подал руки бывшему подпольщику. В советский период , как впрочем и сегодня, личность Льва Тихомирова привлекала многих историков, публицистов и философов. К числу работ, посвященных судьбе и взглядам Льва Тихомирова, можно отнести исследования Назарова В. К., Костылева В. Н., Бурина С. Н., Полевина Ю. А. и др. (Назаров В. К. Загадочный Лев Тихомиров. // Вопросы философии. - 1992 - № 5; Бурин С. Н. Действие Тихомирова. Судьбы безвестные: С. Нечаев, Л.Тихомиров, В. Засулич - М. 1992 г.; Полевин Ю. А. Новые материалы о народовольцах А. Ю. Михайлове, А. П. Прибылевой-Корбе и Л. А. Тихомирове. М., 1979 г.; Костылев В. Н. Выбор Льва Тихомирова. // Вопросы истории. - 1992- № 6-7). Об участии Льва Тихомирова в революционном движении и его “ренегатстве” пишет в своих воспоминаниях Фроленко М. Ф., Фигнер В. Н., Плеханов Г. В. (Фроленко М. Письма вредакцию. - Каторга и ссылка - 1932 г.; Фигнер В. Н. Лев Тихомиров., М. 1932; Плеханов Г. В. Новый защитник самодержавия или Горе Тихомиров). При написании работы были использованы такие источники, как воспоминания Льва Тихомирова, воспоминания участников революционного народнического движения, а также журналы “Каторга и ссылка” за 1924-1928 года. В работе были рассмотрены разные точки зрения на произошедшие события: оценка народнического движения, данная во времена Советской власти, современные исследования и отношения к событиям непосредственно самих участников, таких как Лев Тихомиров, Вера Фигнер, Андрей Желябов и др. Разрыв Льва Тихомирова с революционными идеалами уже само по себе ставшее заметным явлением общественно-политической борьбы конца 80-х начала 90-х годов XIX века, явилось, однако, лишь первой ступенью его новой карьеры. “Вторым Катковым” называли Тихомирова-монархиста его бывшие товарищи по революционному движению и имели для этого ряд оснований. Ряд его работ, в том числе и четырехтомный труд “Монархическая государственность”, многочисленные брошюры, статьи, в которых он не только доказывал утопичность революционных и либеральных программ, но и обосновывал необходимость для России самодержавия, совершающего “прогрессивную революцию”, позволяет говорить о Тихомирове как о едва ли не самом крупном (после М. Н. Каткова) публицисте и идеологе самодержавной власти. Не смотря на то, что имя Льва Тихомирова, довольно часто упоминается в работах историков, публицистика его как монархиста, его связи и окружение, идеи, которые он разделял и проповедовал, изучены лишь в самых общих чертах. Таким образом, целью данной работы является исследование не только жизненного пути и общественно-политической деятельности Льва Александровича Тихомирова, но и показать на его примере, как диаметрально изменилось мировоззрение человека и произошло отступничество от революционно- демократических убеждений в пользу идеологии неограниченной монархии. Из методов исследования при написании работы нужно выделить диалектический, индуктивный, а также синтетический метод. Данная работа может быть использована как пособие на уроках истории, посвященных революционному народническому движению 60-х-70-х годов в России, а также на уроках философии, посвященных проблеме пути развития государства. Глава 1. Биография и начало революционной деятельности Льва Александровича Тихомирова 1.1. Биография Льва Александровича Тихомирова. 19 (по старому стилю 31) января 1852 года в городе Геленджике в семье военного врача Александра Александровича Тихомирова и Христины Николаевны (урожденной Каратаевой) родился третий сын. Он был назван Лев в честь умершего брата. Предки Льва Александровича были родом из Тульской губернии и почти все принадлежали к духовному званию. Его отец, Александр Александрович, закончил духовную семинарию, первым учеником. Однако он решает не поступать в Духовную академию и едет в Москву, где поступает в Московскую медико- хирургическую академию. (Преобразованную в последствии в медицинский факультет Московского университета). Закончив ее в 1840 году, отец Льва Александровича служит в Московском, Феодосийском, Новороссийском военных госпиталях. В 1842 году он был переведен в Геленджик, где он женился на вдове своего академического товарища Семена Ивановича Соколова. О своем детстве и юности Лев Александрович позднее вспоминал в своих мемуарах: “Я с детства был мальчик болезненный, физически мало развитой, неловкий, хотя выносливый. В отношении духовном я был чрезвычайно способным, чрезмерно развитым, в девять лет зачитывался романами. Фантазия была развита до болезненности ... обижался легко; был очень самолюбив и тщеславен ... В юности, как и в молодости, я много мучился ложным сознанием своей якобы бесхарактерности и беспамятности. Это последнее качество на самом деле вовсе не было мне свойственно ... Недостатком воли я также, в сущности, не страдал. Когда я ясно знал, чего хотеть, я шел к этому желаемому очень упорно, иногда, даже резко”.[1] По воспоминаниям Льва Александровича Тихомирова можно судить, что он еще в детстве интересовался глубокими политическими проблемами, и уже в детстве была подорвана вера в идеальность существующего политического строя и, вероятно еще подростком Лев Тихомиров задавался если не революционными идеями, то, по крайней мере, убеждениями: “В детстве я был очень набожен, ребенком я с полной верой молился ... я также очень любил Россию, почему не знаю, но я гордился ее громадностью ... я чувствовал идеал всемогущего, всевысочайшего царя, повелителя для всех и всего. Таковы были основы. Но затем все, абсолютно все, что только приходилось читать, узнавать, слыхать от других, согласно и ежедневно подрывало эти основы тем успешнее, что я привык рассуждать чуть ли не с пеленок ... я уже десяти лет рассуждал, кто прав: Циммерман или Моисей, бог или Караяни ... эта готовность, решимость рассуждать, вне всякого соответствия со способностью рассуждать, могли привести только к полному хаосу в моей голове”.[2] В 1864 году Лев Александрович Тихомиров поступил в Александровскую гимназию, и, продолжая традиции своего отца, закончил ее с золотой медалью. В августе 1870 года он стал студентом юридического факультета, но вскоре он переводится на медицинский. Его сразу же захватывает движение студентов- радикалов. Уже осенью 1871 года Лев Тихомиров вошел в кружок “чайковцев”. Они издавали революционную литературу и были инициаторами “хождения в народ”. В кружке Льва Тихомирова очень любили, называли ласково “Тигрыч”. Тогда у Льва Александровича завязалась горячая дружба с Сергеем Силычом Синегубом. Вот стихотворение Льва Тихомирова, посвященное “чайковцам”: Я помню дом за Невскую заставой, Там жили бедность, дружба и любовь, Друзьям нужда казалася забавой, - И вместо дров их часто грела кровь.[3] Летом 1873 года Лев Тихомиров переезжает в Санкт-Петербург для обучения методам ведения пропагандистской работы. Но в ночь на 12 октября того же года он был арестован на квартире С.Синегуба. Четыре года Тихомиров проводит в Петропавловской крепости и Доме предварительного заключения, пока в октябре 1877 года не предстал вместе с другими “чайковцами” на “процессе 193-х”, где был оправдан. После пережитых злоключений авторитет Тихомирова в революционной среде резко вырос. У него начинается роман с Софьей Перовской, чуть не закончившийся браком. “В тюрьме я считался ее женихом. Это был один из множества тюремных романов ... я же считал себя очень сильно привязанным”[4], – пишет Лев Александрович об этом периоде. После освобождения Лев Тихомиров пытался вернуться в Университет, но был уволен формально “за невзнос платы”, хотя было очевидно, что причиной этому послужила его причастие к революционной деятельности. В Петербурге он знакомится с уроженкой Орла, учащейся на женских курсах, Екатериной Дмитриевной Сергеевой, с которой он обвенчался летом 1880 года, использовав фальшивый паспорт на имя Алещенко. У них родились сыновья Николай и Александр (впоследствии епископ Тихон, расстрелянный в годы советской власти), дочери Надежда и Вера. Лев Тихомиров входит в народную организацию “Земля и Воля”, а летом становится членом Исполнительного комитета, Распорядительной комиссии и редакции организации “Народной воли”. Подготовкой террористических актов он не занимался, сосредоточившись на пропагандистской и публицистской деятельности, сотрудничая не только в подпольных изданиях, но и в легальной периодике. (“Отечественные записки”, “Русское богатство”, “Слово”). Лев Александрович становится крупнейшим идеологом и теоретиком “Народной воли”. Однако уже в 1880 году Тихомиров хочет выйти из Исполнительного комитета, но товарищи его не пускают, и, в качестве своеобразной “компенсации” он получает временный отпуск для поправления здоровья. После убийства Александра II он составляет обращение народовольцев к новому императору с угрозой повторения судьбы отца, если власть не будет передана народу. Но в 1882 году царская полиция разгромила некогда мощную организацию. Летом этого же года супруги Тихомировы порознь покидают Россию. Встречаются они уже в Женеве, где Лев Александрович налаживает отношения с революционной эмиграцией, предлагая Г.В.Плеханову объединить “Черный передел” с остатками “Народной воли”. Он даже выпускает в 1883-1886 годах вместе с П. Л. Лавровым “Вестник “Народной воли” в Париже. Спокойная, хотя и полунищенская жизнь в эмиграции располагала к переосмыслению жизненного пути. Постепенно Лев Тихомиров отдаляется от революционной деятельности. 12 мая 1888 года он закончил свою книгу “Почему я перестал быть революционером”. В августе книга вышла небольшим тиражом в Париже, а спустя 7 лет - в Москве. Лев Александрович направляет экземпляр товарищу министра внутренних дел В. К. Плеве вместе с прошением о возвращении на Родину. 12 октября 1888 года Лев Тихомиров обращается с письмом к Александру III, которому семь лет назад угрожал смертью. 10 октября он получил ответ в Российском посольстве: амнистия и пять лет гласного надзора. 16 января 1889 года Тихомиров уезжает из Парижа, вскоре за ним возвращаются в Россию жена с сыном Сашей. По возвращению в Россию Лев Александрович посещает Санкт-Петербург и Новороссийск, но потом обосновывается в Москве, где устраивается на постоянную работу в редакцию “Московских ведомостей”. 12 июля 1890 года по высочайшему повелению с Тихомирова был снят полицейский надзор. Вместе с К.Н.Леонтьевым, он мечтает об объединении в тайную общественную организацию для противодействия освободительному движению. Лев Тихомиров пишет ряд работ, в которых излагает новый взгляд на актуальные проблемы, но главным трудом его жизни по праву является капитальная “Монархическая государственность”, в которой он выступает за сочетание самодержавия и народного представительства. В своем труде Лев Александрович указывает на то, что необходимо бороться не только с революционно-демократическим движением в стране, но и с либеральной оппозицией, противостоящей самодержавию, за неограниченную монархию, т. к. либерализм, по его мнению, - “главный виновник революционизирования русского общества”[5]. Очень важным моментом в государственной политике Лев Тихомиров считает “воспитание умов”, на уровне от земских школ до Университетов. Самодержавие он называет “лучшее наследие всей истории человечества”[6]. Поддерживая крайне правые политические силы, Тихомиров во время Первой русской революции 1905-1907 годов, однако, не вступает ни в одну из черносотенных организаций, предпочитая, находится вне “партийных дрязг”. В 1907-1913 годах Лев Александрович Тихомиров находится на посту главного редактора “Московских ведомостей”. Еще до революции 1917 года вместе с тяжело заболевшей женой он уезжает в Сергиев Посад, где работает над сборником воспоминаний “Тени прошлого”. В 1919 году Лев Тихомиров отказывается от политической деятельности. Новая революционная власть не отомстила своему врагу “за предательство”. В отличие от большинства оставшихся в России после революции лидеров черносотенного движения, расстрелянных как заложники в годы красного террора, Тихомиров умер своей смертью 16 октября 1923 года в Сергиевом Посаде, называвшимся тогда Загорском. 1.2. Экономические и политические предпосылки образования “Земли и воли”. Отмена крепостного права в феврале 1861 года стала первой в ряду прогрессивных реформ Александра II и явилась переломным периодом в социально-экономической и политической жизни Российской империи; тем не менее в 1875-1882 годах в 28 “великорусских” губерниях произошло 275 крестьянских волнений. В этих условиях на арену борьбы за интересы крестьян выступила революционно-народническая интеллигенция 70-х годов. Важнейшую роль в образовании организации сыграли два течения, сформировавшиеся в 70-х годах: лавристское и бакунистское. Идеи П.Л.Лаврова излагались на страницах журнала “Вперед”, издававшегося сначала в Женеве, а потом в Лондоне. (Лавров был редактором данного журнала). В основе его идеологии лежит идея развития личности. По мнению Лаврова, было необходимо “слить” интересы личности с интересами общественными. Его течение больше известно как “пропагандистское” течение – идея долговременной пропаганды революции среди крестьян. Бакунин был родоначальником русского анархизма и отвергал всякую государственную власть. Свои мысли он изложил в работе “Государственность и анархия”. По мнению Бакунина, бунт гораздо эффективнее подготавливает народ к социальному перевороту, чем пропаганда. Эти два течения дали мощный толчок к развитию революционного движения в России, в частности к образованию “Земли и воли”. “Возникновение революционной народнической организации “Земля и воля” неразрывно связано с хождением в народ. … Это движение привело к созданию организации, которая стремилась связать свою судьбу с судьбой народа”[7]. “Хождение в народ” возникло и развивалось стихийно и приняло впоследствии огромный размах. Оно подразумевало под собой не только пропаганду, но и участие революционеров в жизни народа. Но, в конце концов, большинство народников разочаровалось в “хождении в народ”, - они были поражены разницей между принесенными жертвами и ничтожным результатом. Порой пропагандисты сталкивались с полным непониманием среди крестьян. Большинство участников “хождения в народ” разочаровалось в крестьянстве как в движущей революционной силе. В 1873-1874 годах возникли массовые революционные кружки среди студентов Петербурга, Москвы, Харькова, Киева, Одессы и других городов. Лев Тихомиров в своих воспоминаниях написал об этом периоде следующее: “ ... вся Россия, т.е. Россия образованная, была тогда настроена как-то революционно. Правительство было в полном презрении”[8]. Среди активных участников этих кружков были будущие землевольцы, такие как Н. А. Морозов, Д. А. Клеменц, И. Тищенко, М. А. Натансон, С. М. Кравчиский. Как уже было сказано, Лев Александрович в этот период занимался революционной деятельностью в кружке “чайковцев”. К 1874 году у пропагандистов возникла мысль об объединении в общую организацию, и в начале зимы 1874-1875 годов они образовали “Всероссийскую социально-революционную организацию”, так называемый кружок “москвичей”. В неё входили русские студентки, учившиеся в Цюрихе, члены революционного кружка студентов-грузин, русские студенты и рабочие. “Москвичи” считали своей главной задачей пропаганду среди рабочих, как среди “посредников” между крестьянством и интеллигенцией. Широкую деятельность организация развернуть не смогла, т.к. в 1875 была разгромлена. Организация “москвичей” дала толчок к образованию “Земли и воли”. На опыте “хождения в народ” у народников возникла мысль о создании конспиративной, централизованной организации с определившейся программой и организационной структурой, какой и стала впоследствии “Земля и воля”. Идеологической основой народничества являлась теория русского крестьянского социализма, родоначальниками которой были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский. Основную идею народников. Основная идея народников состояла в том, чтобы поднять крестьянство на социальную революцию против основ современного общества. Наиболее ярко эти идеи отразились в идеологии “Земли и воли”. В основе лежала идея, что Россия может миновать капиталистический путь развития и прийти к новому социальному строю через общинное землепользование. Основное революционное требование “Земли и воли” - требование скорейшего насильственного переворота. На месте существующего государства землевольцы хотели создать иное, которые бы определялось “Народной волей” и обязательно осуществляло широкое общинное и областное самоуправление. Землевольцы также считали, что только экономическая революция сможет покончить с существующим строем. В этом смысле программа “Земли и воли” очень близка к идеям Бакунина. Лев Тихомиров в своих мемуарах сформулировал основную идеологическую направленность организации так: “ “Земля и воля” была кружком народническим. По программе, кружок должен был создать народно-революционное движение. Только для этого существовала организация интеллигенции. Всякие “улучшения” правительственного строя отрицались, “конституция” считалась хуже, вреднее, нежели “абсолютизм”, ибо она объединит “эксплуататоров”, буржуазию: “Земля и воля” ставила целью ниспровержение всего государственного строя, а вовсе не правительства”[9]. Первая программа организации состояла из пяти основных принципов, основанных на народных требованиях: “1. Переход всей земли в руки сельского рабочего сословия и равномерного ее распределения (Мы убеждены, что две трети России будут владеть землей на общинном начале) и равномерное ее распределение. 2. Разделение Российской Империи на части соответственно местным желаниям. 3. Перенесение всех общественных функций в руки общины, т.е. полное ее самоуправление. ... Требования наши могут быть осуществлены только посредством насильственного переворота. Орудием же подготовки и совершения его ... служат: 1. агитация, как путем слова так и главным образом путем дела (бунты, стачки ...) и 2. дезорганизация государства, которая дает нам надежду на победу при той силе организации, которую мы создаст агитация в ближайшем будущем ”.[10] Планировалось также установить связи с войсками, в первую очередь с офицерами, рассчитывая в конечном итоге на переход армии на сторону народа, связи в административных учреждениях, с целью ослабления борьбы с революционным движением, а также проведение террористических актов. Вопросы разработки устава “Земли и воли” широко изложены на страницах воспоминаний Льва Тихомирова. Он писал в частности: Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |