|
Реформация“царства Божьего” - общественного строя, в котором не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти. Значение мюнцеровского учения заключается в том, что первоочередной задачей он считал революционное освобождение народа от эксплуатации и удовлетворение его повседневных нужд. Нападая на собственность и отвергая частные интересы, Мюнцер практически имел в виду ту собственность, которая являлась исходным пунктом угнетения народа и «шкуродерства», т. е. собственность крупных землевладельцев и богачей вообще. Укрепление трудовой мелкокрестьянской собственности Мюнцер, наоборот, считал необходимым условием освобождения бедного человека от феодального подчинения и его возвышения к «истинной» вере. Особенно энергично Мюнцер отстаивал общинную крестьянскую собственность от посягательств крупных феодалов. Тесная связь Мюнцера с широкими массами народа в их борьбе против эксплуататоров сделала его вождем крестьянско - плейбейского лагеря, который рассматривал Реформацию как путь к революционному переустройству общества. Начало крестьянской войны. Общественное движение в Германии XVI в. достигло своего кульминационного пункта в Крестьянской войне 1521-1525гг. Волнения, начались на юго-западе Германии в июне 1524 г. Быстро обнаружилась связь мятежных крестьян с реформационным движением в городах. Большинство крестьянских руководителей в этом первом районе восстания были склонны к переговорам с господами и являлись противниками революционной тактики. Однако пропаганда связанных с Мюнцером анабаптистов стала организующим фактором стихийно начавшихся здесь крестьянских волнений. Статейное письмо. В кругах, близких к Мюнцеру, в конце 1524 или начале 1525 г. была составлена Первая программа революционного крестьянства — «Статейное письмо», послужившее введением ко всем разнообразным требованиям и жалобам крестьянских общин. Так как до настоящее времени, — говорится в этом документе — на бедных простых людей городов и деревень... налагались большие тяготы со стороны духовных и светских господ и властей, которых те и мизинцем не трогали, то из этого следует, что подобного бремени и отягощения невозможно ни переносить, ни терпеть, если только простои бедный человек не хочет пустить совсем по миру с нищенским посохом себя самого, свое потомство и потомство потомства. Объединившемуся народу, говорится далее, необходимо «освободиться полностью». Мирное решение этой задачи допускалось бы только в том случае, если бы все объединились в целях переустройства жизни на основе принципов «общей пользы». В условиях же существования указанных тягот дело не обойдется без кровопролития. Дальше говорится, что все, кто уклонился и отказался вступить в братское объединение и заботиться об «общей пользе», должны быть поставлены вне общества. Те, которые не служат общей пользе, сами не должны пользоваться услугами других членов общества. Их следует считать отторгнутыми членами, они должны быть подвергнуты «светскому отлучению». В силу этого все замки знати и все монастыри, являющиеся источником предательства и народного гнета, должны быть немедленно объявлены в «светском отлучении». Только там, где дворянство, монахи или священники откажутся от особого положения, направятся в обыкновенные дома, как другие «чужие люди», и захотят вступить в братское объединение, они должны; быть дружески и добровольно приняты вместе со своим имуществом и получать все, что полагается им по «божественному праву». Документ не содержит никаких конкретных предложений по, разрешению спорных вопросов с господами и никакой просьбы облегчения тягот. Его составители заявляли о полном устранении силами народа феодальных господ и упразднении зависимости от них крестьян. Объединенный народ ликвидирует вражеские очаги и установит тот порядок, который он считает справедливым, полагая, что и все прочие должны иметь то, что им принадлежит согласно «божественному праву». В основу этой программы положен принцип передачи власти народу т. е. тот принцип , на котором настаивал Мюнцер. Борьба восставших крестьян против реформации. На юге Германии стихийно образовалось большое число отрядов восставших крестьян. Господская партия (местные феодалы, верхушка городов и австрийские власти) стремилась разложить ряды восставших путем переговоров и словесных обещаний. Многие вожаки отрядов оказались столь наивными, что поверили господам. Однако группы восставших отвергали подобные попытки господ и призывали крестьянские массы к борьбе. Эти группы не были объединены—и неодинаково представляли себе цели борьбы, но следовали призывам «Статейного письма». С начала 1525 г. восстание перекинулось на Верхнюю Швабию, образовались крупные крестьянские отряды. Внушительные силы повстанцев располагались, непосредственной близости от центра Швабского союза — города Ульма. Здесь велась пропаганда умеренности и мирной тактики , а некоторые руководители начали переговоры с господами и заключили перемирие на которое господская партия, занятая собиранием сил для разгрома крестьянских отрядов, смотрела как на средство выиграть время. Пока же крестьянские массы разоряли замки и монастыри, вступали в контакт с социальными низами городов. В кругах руководителей была составлена сводка крестьянских требований. Так возникла ставшая знаменитой программа «12 статей». Как во введении, так и в самих статьях говорится о мирных намерениях крестьян и их стремлении только к смягчению феодального гнета. «12 статей» получили большое распространение среди восставших крестьян были напечатаны и сделались их официальной программой. Однако намерения составителей статей внести в среду крестьян дух соглашательства с господами не увенчались успехом. Крестьянские массы сочетали конкретные требования «12 статей» с революционной тактикой «Статейного письма». Таким образом, «12 статей», несмотря на их умеренный тон, получили значение программы антифеодальной борьбы. Нарастание революционного настроения наблюдалось и в городах. Восставшие крестьяне. Заглавный лист брошюры “12 статей” Господа выражали опасение, что дальнейшее успехи революционных сил приведут к отпадению и средних слоев горожан, а это приведет к подрыву мощи всей княжеско-феодальной системы. Военные силы Швабского союза возглавил трухзес (название придворной должности стольника в Германии) Георг фон Вальдбург. В первые же дни апреля юн перешёл в наступление и начал по одиночке рассеивать крестьянские отряды. Некоторые из них оказали войскам союза серьезное сопротивлением. Спасло его лишь то, что ему удалось дезориентировать крестьян переговорами с отдельными вожаками отрядов и действуя всюду шантажом и предательством, внести раскол в ряды восставших. К концу апреля 1525г. основные силы крестьян были разбиты, после чего фон Вальдбург смог направить свои войска на север Германии. Завершение Крестьянской войны и причины поражения. Начальные очаги Крестьянской войны были подавлены к началу лета, волнения продолжались по всей Вёрхней Германии. Войскам Швабского союза приходилось то и дёло сталкиваться с сопротивлением. В неравном бою 15 мая 1525 г. отряды восставшие были разбиты. Мюнтер был схвачен и подвергнут жестокой пытке в присутствии князей, но никого из своих сторонников не выдал. После пыток он был казнен. .Замечательным предводителем восставших крестьян Тироля, боевые действия которых Расправа с восставшими крестьянами. (Гравюра XVIв) продолжались в 1526 г. и позже, был Михаил Гайсмайер революционер и мыслитель. В начале 1526 г. Гаисмайер составил для Тироля «Земское устройство» — программу коренных политических преобразований, один из выдающихся документов Великой Крестьянской войны. Цель этой программы установление в Тироле народной республики на глубоко дёмократичёской основе. Наряду с общими антифеодальными требованиями «Земское устройство» Гайсмайера содержало пункты о демократизации суда, о призрении бедных за счет десятины, о роспуске монастырей и превращении их зданий в госпитали и приюты для детей. Предусматривалось, что государство, устранив и истребив господ и угнетателей народа, должно будет запретить крупные купеческие компании и развить большую хозяйственную деятельность по организации горного дела, по подъему сельского хозяйства и развитию новых культур, по строительству дорог и мостов. Государство должно регулировать использование полей, лугов и недр земли. Принципы, лежащие в основе программы Гайсмайера, восходят к положению Мюнцера о том, что «власть должна быть отдана простому, народу» и лозунг «общей пользы» есть требование устранения всех, господ и угнетателей народа Причины поражения Крестьянской войны. С подавлением восстания в Тироле завершился последний акт Крестьянской войны. За победителями неизменно шли палачи. На крестьян, оставшихся в живых, налагались огромные контрибуции, совершенно их разорявшие. История Крестьянской воины, образующей вместе со всем общественным движением эпохи Реформации первый этап буржуазной революции в Европе, показывает, что главной силой в борьбе с феодализмом был крестьянско- плебейский лагерь. Поражение восставших крестьян имело тяжелые последствия для всего немецкого народа. Причину поражения великого восстания немецкого крестьянства в XVI в. Энгельс видел в разрозненности крестьянских выступлений и неумении всех слоев оппозиции возвыситься над» местными и провинциальными интересами, в том, что «...даже крестьяне и плебеи в большинстве районов Германии не смогли объединиться для совместных действий...». Объективно перед восставшими немецкими крестьянами и городским плебсом стояли две главные задачи: 1) ликвидация феодальной эксплуатации; 2) преодоление политической раздробленности страны. Положительное решение этих задач устранило бы препятствия к переходу Германии на путь буржуазного развития. В этих условиях решающее значение приобретала позиция немецкого бюргерства: окажется ли бюргерство способным не только участвовать в антифеодальном восстании, но и возглавить его? Ход событий показал, что, несмотря на объективную заинтересованность "Передовых элементов бюргерства (уже в какой-то мере обуржуазившихся) в победе над феодализмом, в целом оно оказалось неспособным возвыситься над местной ограниченностью и освободиться от опутывавших его связей с миром феодальных отношений для того, чтобы выступить руководителем всех антифеодальных сил. Аугсбургское вероисповедание. В начале Крестьянской войны Лютер призывал крестьян и господ к взаимным уступкам. Он специально ездил в Тюрингию, чтобы силой своего авторитета заставить восставших отказаться от вооруженной борьбы. Однако это ему не удалось — радикальные идеи Мюнцера вызывали в Тюрингии большой отклик. Убедившись в безрезультатности своих усилий, Лютер окончательно выбрал сторону тех, кто любыми средствами готов был подавить крестьянскоё движение. Он пишет печально известный памфлет «Против разбойничьих а грабительских шаек крестьян», где повстанцам посвящены, например, такие слова: «Каждый, кто может, должен рубить их, душить и колоть, тайно и явно, так же как убивают бешеную собаку». С этого момента Лютер окончательно связывает свою судьбу с самой консервативной — княжеско-бюргерской — линией в Реформации. Разгром радикального крыла Реформации во главе с Мюнцером способствовал дальнейшему распространению лютеровского учения. Во многих городах Германии закрываются монастыри, вводится реформированное богослужение. На сторону Реформации переходят некоторые немецкие князья, заинтересованные в секуляризации церковных владений. Первым из них стал великий магистр Тевтонского ордена Альбрехта. Весной 1525 г. он распустил Орден, провел секуляризацию своего княжества и принял титул гёрцога Прусского. Князья, поддерживавшие Реформацию, стали решительно проводить секуляризацию. Их пример мог стать слишком притягательным и для тех, кто пока еще поддерживал католическую церковь. Поэтому католическое большинство на рёйхстаге 1529 г. потребовало прекратить секуляризацию и подтвердило Вормсский эдикт. Сторонники Лютера заявили протест, отчего их стали называть протестантами .На следующий год на рейхстаге в Аугсбурге ближайший соратник Лютера, известный гуманист, ученый и теолог Филипп Меланхтон_(1497—1560), представил императору систематическое изложение основ реформированного христианства, известное под названием «Аугсбургское вероисповедание». В этом документе наряду с положением о том, что князь, а не папа является главой церкви устанавливалась 'обрядовая и внешняя сторона лютеранского культа. Обрядность была создана в духе буржуазного требования «дешевой церкви». Упразднялась внешняя пышность католического культа, почитание икон и мощей; вместо торжественной католической мессы вводилась простая литургия, в которой большое место занимала проповедь, а из семи таинств оставлено было только два — таинство крещения и причащения. Самый факт создания церкви и церковной организации верующих свидетельствовал об отступлении Лютера от первоначального принципа «оправдания только верой». «Аугсбургское вероисповедание» было составлено так, что все еще оставались возможности искать пути к компромиссу с католической церковью. Однако рейхстаг решительно отверг учение протестантов и потребовал привлечь их к имперскому суду. Назревал вооруженный конфликт. Реформация в Швейцарии Предпосылки Реформации в Швейцарии. К началу XVI в. города заметно усилили нажим на свои сельские округи, на союзные земли и фогтства, урезая их административно-судебные права и вольности. В отдельных случаях крестьяне добивались своих целей. Берн в конце XV в. отменил в сельских областях серваж, унифицировал статус разных групп крестьян. В целом социально-экономическое развитие порождало осложнения и конфликты, обстановка в стране накалялась. Последние десятилетия XV и начало XVI в. отмечены цепью волнений и восстаний из-за наемнических пенсий, злоупотреблений властей в городах и сельских округах. В 1513—1515 гг. прошла серия восстаний против коррупции властей кантонов Цюрих, Люцерн, Золотурн и других, их злоупотреблений с пенсиями, выплачивавшимися вербовщиками семьям погибших наемников. Продолжался нажим кантональных властей на церковь. В конце XV в. они присвоили себе функции назначения священников, установления им оплаты, распоряжения некоторыми церковно-монастырскими землями. Однако решение религиозного вопроса в целом в разных кантонах оказалось различным. В лесных кантонах патриархальный традиционализм, особенно широко развитое в них военное наемничество, влияние главных католических вербовщиков — Франции, Габсбургов, папы римского — стабилизировали социально- экономический застой и католицизм. Лесные кантоны остались в стороне от Реформации. Иная обстановка сложилась в большинстве городских кантонов и близких к ним по уровню развития союзных землях. В них пробивались ростки раннебуржуазных отношений, усиливалась оппозиция обуржуазившихся слоев бюргерства к правящей патри-цианско-цеховой олигархии. Военное наемничество прогрессивные социальные слои расценивали как отвлечение рабочих рук, препятствие для развития производства, источник коррупции властей и обогащения остатков враждебного городам дворянства. Успехи гуманизма, светского образования подрывали и без того поколебленный авторитет католицизма. Интересы этих слоев органично вписывались в прогрессивные тенденции социально-экономического развития Европы. Среди них зрели идеи выхода за узкие рамки отдельных кантонов, превращения Швейцарии в территориально более широкую федерацию под эгидой Цюриха и Берна, Оплотом гуманизма и светской культуры стал Базельский университет. В первой трети XVI в. с ним связывались имена Эразма Роттердамского, Себастьяна Бранта, Беатуса Ренануса. Близкие к ним издатели Фробен и Амербах публиковали труды гуманистов, а затем и реформаторов. Ульрих Цвингли и его учение. Ульрих Цвингли, сын зажиточного сельского старосты, родился в 1484 г. Окончил латинскую школу в Берне. Прошел курс обучения в Венском и Базельском университетах. Установил прочные связи с Эразмом Роттердамским и другими гуманистами. В 1506 г. он стал священником в Гларусе, в 1515 г. как полковой священник был свидетелем битвы при Мариньяно. Тяжелые впечатления от нее укрепили у Цвингли отвращение к военному наемничеству. Уже в 1516 г. он начал высказывать отдельные реформационные идеи. Окончательно принять реформацию его побудило выступление Лютера в 1517 г., знакомство с сочинениями великого германского реформатора. В 1519 г. Цвингли был приглашен священнослужителем в собор Цюриха. Здесь он начал свою реформационно-проповедни-ческую деятельность. Богословская доктрина Цвингли впитала в себя ряд общереформационных положений: признание Священного писания главным источником божественной истины, отрицание церковной иерархии, монашества, целибата и др. Если Лютер на первое место ставил тезис об оправдании верой, был склонен делить сферы жизни человека на мир внешней и внутренней религиозности, отличался жесткостью и прямотой в своих определениях, то для Цвингли характерны большая терпимость, гуманность, определенная диалектичность. Его философскому принципу было присуще не механическое разделение категорий, а их синтез. Природа и общество, естественное право и божественное право, познание и вера для него были не противоположностями, а разными сторонами глобального явления. Отсюда его тезис: «Верю, чтобы познать». Знакомство с теорией евхаристии (таинство причастия) нидерландских богословов Вессела Хансфорта и Корнелиса Хуна, собственные размышления побудили Цвингли увидеть в евхаристии лишь акцию напоминательного значения о жертве Христовой. Центральное место в доктрине Цвингли занимала идея божественного провидения; божественное предопределение рассматривалось как ее составная часть. Оно не персонифицировано и может распространяться на всех подлинных членов истинной церкви. Такие и подобные им трактовки, республиканский дух цвинглианства и предопределили расхождения между Цвингли и Лютером. Исходный тезис социально-экономического и этического учения Цвингли гласил: все, чем владеют люди, в том числе и богатство, есть милость божия, и надо суметь этим благочестиво распорядиться. Лишнее нужно отдавать безвозмездно навсегда или на срок. Но в человеческом обществе властями узаконена частная собственность, ссуды под проценты. Эти нормы надо выполнять. Крестьянина не должно обременять личной несвободой, но он обязан безропотно нести установленные повинности, наемный работник — добросовестно трудиться, а должник — платить проценты. Нерабочими днями являются лишь воскресенья, и предназначены они не для пьяного разгула, безделья, а для молитвы, воспитания детей в духе истинной веры и благонравия. Такие нормы отвечали чаяниям прогрессивного бюргерства, нарождающейся буржуазии, обеспечивали покорность трудового люда. Необходимость государства и законов Цвингли выводил из признания библейской традиции о первородном грехе и греховности общества. Светские власти и законы созданы по господней воле для пресечения пороков и преступлений. Но они праведны лишь постольку, поскольку выражают и осуществляют предначертания законов божественных. В противном случае они становятся беззаконием, а власти подлежат отрешению и замене. Следуя политическим взглядам Аристотеля, реформатор лучшей формой государства считал аристократическую. Цвингли учитывал и швейцарские политические реалии. В условиях формального ежегодного «переизбрания властей народом» на первый план выходило не тираноборчество, а создание, опираясь на народную поддержку и с участием цвинглианской церкви, такого аппарата светской власти и форм ее функционирования, которые бы соответствовали божественным законам. На этом тернистом пути Цвингли, как и всем реформаторам, пришлось не раз вступать в острые конфликты с властями и терпеть горькие неудачи. Цвинглианская реформация в Цюрихе. Учение Цвингли нашло живой отклик среди бюргерства, городского плебса, а также крестьянства кантона Цюрих и его фогтств. В 1522 г. магистрат отменил посты, безбрачие духовенства, порвал связи с епископом Констанцским. В своих январских «67 тезисах» 1523 г. Цвингли заявлял о готовности передать дело реформы в руки магистрата, отрицал всякие притязания на светскую власть, выражал согласие идти на уступки в вопросах о феодальных повинностях крестьян. Он соглашался вести переговоры о крещении детей, формах причастия с оживившимися в Цюрихе анабаптистами. Магистрат вел себя осторожнее. В 1523 г. проводилась секуляризация церковно-монастырских имуществ в кантоне, постепенно закрывались монастыри. Повинности бывших монастырских крестьян остались неизменными, но использовались на нужды городской благотворительности. Этим вбивался клин недовольства между крестьянами и городским плебсом. Цвингли вышел победителем из двух религиозных диспутов 1524 г. Реформация в Цюрихе успешно развивалась в духе его учения. Прекратилось служение мессы, иконы и предметы культа были удалены из церквей, светские лица получали причащение под обоими видами. Проводились некоторые социально-политические реформы в духе цвинглианства, например запрет военного наемничества и получения пенсий от иноземных государей. Большинство мест в магистрате перешло к представителям прогрессивных слоев бюргерства и цехов. Цвинглианство объявлялось обязательным для всех жителей кантона. Проводил эти меры и контролировал их исполнение магистрат, однако не без споров и конфликтов с церковью. Противники Цвингли приписывали ему стремление узурпировать светскую власть. Отвергая эти упреки, Цвингли заявлял, что он имеет целью лишь «духовное узаконение государства» посредством тесного контакта властей Цюриха с ним как с «уполномоченным проповедником». К 1526 г. Реформация завершилась в Цюрихе, но продолжала распространяться по стране и к 1528 г. победила в Берне и Базеле. Берн сделал известные уступки крестьянам своей округи, более демократическим по составу стал его магистрат. Политический строй и порядки в Базеле остались неизменными. Цвинглианство восторжествовало также в Шаффхаузене, Санкт-Галлене, Гларусе, здесь города стали насаждать его в своих сельских округах и фогтствах. Конфессионально-политический раскол Швайцарии достиг предела. Сложились протестантский союз (Цюрих, Берн, Шаффхаузен, Констанц) и католический |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |