бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Русско-японская война

"Цесаревич" и разорвался прямо над адмиральским мостиком; при взрыве погиб

сам контр-адмирал Виттефт и почти весь его штаб. По иронии судьбы это

произошло в тот самый момент, когда адмирал Того, считая, что прорыв

русским удался и воспрепятствовать их дальнейшему продвижению практически

невозможно, уже отдач приказ кораблям своей эскадры отходить в Сасебо.

Выход из строя "Цесаревича" заставил его пересмотреть ситуацию, и еще не

переданный приказ был отмечен.. В результате последовавшей путаницы

приказов русские корабли беспорядочно отступили. Крейсер "Аскольд" и

миноносец "Гремящий" прорвались в Шанхай; поврежденный броненосец

"Цесаревич" и миноносцы "Бесшумный", "Бесстрашный" и "Беспощадный" - в

Циндао (аренда Германии): миноносец "Бурный" - в Вэйхайвэй (аренда

Великобритании): крейсер "Диана" - в Сайгон: миноносец "Решительный" - в

Чифу (совр. Яньтай в Китае), крейсер "Новик" почти достиг Владивостока,

однако близ Корсаковского поста (японск. Отомари: совр. город Корсаков на

Сахалине), куда он зашел для бункеровки, был вынужден вновь вступить в бой

с японскими крейсерами и погиб.

Морское сражение близ залива Ульсанман.

После неудачи прорыва 1-й Тихоокеанской эскадры из Порт-Артура во

Владивосток, единственными способными к действию кораблями российского

Тихоокеанского флота оказались три крейсера II ранга Владивостокского

отряда - "Россия", "Громовой" и "Рюрик". Командование отрядом принял с

огромной задержкой прибывший во Владивосток новый командующий Тихоокеанским

флотом вице-адмирал II.И. Скрыдлов. Его действия вызвали справедливое

изумление современников: первым делом (еще не зная о поражении порт-

артурской эскадры) он 13 августа направил навстречу последней все три своих

крейсера под непосредственным командованием контр-адмирала Иессена (сам

оставшись без кораблей во Владивостоке). В Корейском проливе 4 броненосных

крейсера эскадры вице-адмирала Хиконоэ Камимуры вступили в бой с 3

крейсерами Владивостокского отряда и потопили крейсер "Рюрик". Два других

корабля бежали. Теперь Япония обрела безоговорочное господство на море.

С середины XIX столетия строительство русского флота было подчинено идее

крейсерской войны. Автономные броненосные крейсера "Рюрик", "Россия",

"Громовой" были построены прежде всего для действий на коммуникациях

противника. Они превосходили японские КРБ типа "Асама" по мореходности и

дальности плавания, уступая им по бронированию и артиллерии. (Японские

крейсера имели башенную артиллерию, в то время как русские - казематную).

За первые 8 месяцев войны крейсера Владивостокского отряда Иессена

совершили 7 выходов в море, длительностью от 5 до 16 суток, серьезных

успехов не добились, однако, вызвали волну недовольства в японских торговых

и промышленных кругах. Реакция японского военного руководства была

достаточно нервной, в результате эскадра Камимуры была отвлечена от блокады

Порт-Артура и направлена на борьбу с русскими крейсерами. Хотя это решение

и было вынужденным, его все же следует признать ошибочным. Неуверенные

действия Того в бою 10 августа, возможно, объясняются тем, что с уходом

Камимуры нарушилась система взаимодействия в японском соединении.

На ошибку японского командования русское ответило серией последовательных

ошибок. Было принято решение, согласно которому крейсера отряда Иессена

должны были "оказать содействие прорыву Порт-Артурской эскадры во

Владивосток". Собственно, огромное содействие-отвлечение 4 лучших

броненосных крейсеров противника - уже было оказано. Однако, русское

руководство понимало "помощь" только как непосредственное взаимодействие в

бою. В результате крейсера были направлены навстречу эскадре Витгефта.

Очень трудно понять, зачем это вообще было сделано: "Россия", "Громовой",

"Рюрик" потому и оказались в начале войны во Владивостоке, что эти корабли

не предназначались для совместных действий с главными силами и должны были

оперировать самостоятельно. Далее легко было понять, что встреча эскадры

Витгефта и японского флота произойдет в окрестностях Порт-Артура. После

чего эскадра либо прорвется (тогда помощь крейсеров ей не понадобится),

либо вернется в крепость (тогда крейсера ей не помогут).

Итак, даже если бы отряды встретились, это не дало бы никаких

дополнительных тактических шансов. Но могло ли это произойти? Окруженный

Порт-Артур не имел связи с Владивостоком. Витгефт сообщил Алексееву о своем

выходе только 10 августа. В результате приказ крейсерам был дан 11 августа,

а вышли они 12, когда разбитая русская эскадра уже сутки как отстаивалась в

Порт-Артуре (о чем Алексеев, понятно, еще не знал).

Отряду Иессена было приказано в течение 15 часов крейсировать в Корейском

проливе, в случае встречи с кораблями Камимуры отрываться и уходить во

Владивосток.

Итак, мобильное крейсерское соединение было направлено в район, в котором

его проще всего было перехватить. Что же касается "отрыва от противника",

то эскадренные крейсера Камимуры были на 3 узла быстроходнее (даже в

предположении, что старый "Рюрик" сможет развить проектную скорость).

Отряд Камимуры был развернут в Корейском проливе для "ловли" легких

крейсеров Порт-Артурской эскадры и "на всякий случай". Своим шансом

Камимура воспользовался, хотя и не лучшим образом.

5 часов Цусимского боя.

Развертывание японской эскадры было простым и эффективным. Получив

около 5.00 первое сообщение об обнаружении русской эскадры, уже через 2

часа (в 7.10 утра) Того вышел в море. К полудню он пересек с запада на

восток Корейский пролив и спокойно ожидал неприятеля.

Рожественский, очевидно, пытался перехитрить своего противника за

счет нескольких последовательных тактических перестроений. Ночью и рано

утром он шел в тесном строю двух кильватерных колонн с вспомогательными

судами между ними, а в 9.30 перестроил броненосцы в одну колонну. Около

полудня русский адмирал сделал второй маневр, приказав 1-му броненосному

отряду повернуть "последовательно" вправо на 8 румбов (под прямым углом), а

затем - еще на 8 румбов влево. Возникла путаница: "Александр III" повернул

за флагманом "последовательно", а следующий за ним в строю "Бородино" начал

поворот "все вдруг". Пока еще не вынесен окончательный вердикт - кто же из

них ошибся. Сам Рожественский объяснял впоследствии свой замысел как

попытку выстроить 4 наиболее сильных корабля в строй фронта путем поворота

"все вдруг". Однако существует немало других объяснений не этому

предполагаемому, а реально осуществленному маневру (наиболее полное и

изящное обоснование возможной "тактической игры" Рожественского можно найти

в статье В.Чистякова). Так или иначе, русская эскадра оказалась в строе

двух колонн, выстроенных уступом - правая несколько впереди левой. Около

14.40 далеко впереди и справа по курсу открылся японский флот. Интересно,

что оба русских перестроения - из двух колонн в одну, затем опять в две -

остались Того неизвестны. Плохая видимость и плохая радиосвязь стали

причиной того, что последние данные, которые имел японский командующий о

русском строе, относились к раннему утру. Так что вполне понятны

утверждения наблюдателей с японской стороны, свидетельствующие о построении

русских, как о двух параллельных кильватерных колоннах. Именно в таком

строю шла эскадра Рожественского ранним утром, и именно в нем ожидалось ее

увидеть.

Далеко впереди Того пересек курс русской эскадры с востока на запад

и пошел встречным курсом на пересечку левой, слабейшей русской колонне.

Существует мнение о том, что он и хотел атаковать ее, быстро разгромить, а

затем уже заняться главными силами противника - 4 новейшими броненосцами.

Вряд ли это верно: весь ход Цусимского боя показывает, что японский адмирал

сосредотачивал огонь на самых сильных кораблях русских, совершенно

справедливо считая, что только они и могут оказать реальное влияние на ход

боя, и полагая, что "старики" и так никуда не денутся. Кроме того, атака на

встречных курсах никак не могла входить в планы Того. Перед его глазами

стоял призрак боя в Желтом море, когда разойдясь с 1-й Тихоокеанской

эскадрой на контркурсах, японцам пришлось в течение 4 часов догонять

противника, потеряв почти весь остаток светлого времени суток. Переход на

другой борт может быть объяснен совершенно другой причиной, о которой

почему-то забывают исследователи Цусимы. Дело в том, что погодные условия в

роковой день 14 мая были плохими: сильный юго-западный ветер (5-7 баллов)

развел довольно большие волны и мощные фонтаны брызг. В этих условиях

существенным недостатком стала казематная система расположения

вспомогательной артиллерии на японских броненосцах и броненосных крейсерах.

Стрельба из казематов нижнего яруса, а в них располагалась половина

японских 6-дюймовок, которые, как станет видно из дальнейшего, сыграли

очень важную роль, была затруднена. В немногим более плохих условиях

английские броненосные крейсера "Good Hope" и "Monmouth", "родные сестры"

японских кораблей того же класса, в бою у Коронеля вообще не могли стрелять

из орудий нижних казематов.

Перейдя на западную сторону от русской колонны, Того получил

дополнительное тактическое преимущество. Теперь русские корабли были

вынуждены вести огонь против ветра и волны.2

Развертывание сил приблизилось к решающему моменту. Рожественский

около 1:50 пополудни скомандовал перестроение - вновь в строй одной

кильватерной колонны. Для быстрого выполнения маневра 1-му броненосному

отряду не хватило превосходства в скорости и расстояния между ним и 2-м

отрядом. Существует множество оценок "качества" последнего изменения строя

русских - от полностью погубившего завязку боя до почти четко выполненного.

Очевидно только, что в той или иной мере этот маневр помешал выравниванию

колонны из 12 броненосных кораблей. Но и Того в это время занимался, на

первый взгляд, очень странными маневренными упражнениями.

Десятью минутами позже (в 14.02) раздельно маневрировавшие, но

шедшие один за другим с небольшим разрывом отряды Того и Камимуры, дойдя

примерно до траверза головы русской колонны, начали поворот

"последовательно" влево почти на обратный курс, находясь менее чем в 50

кабельтовых от русской эскадры. Действительно, этот маневр выглядит очень

рискованным. Однако Того мог ориентироваться на все тот же опыт боя в

Желтом море, полагая, что русские орудия вряд ли смогут нанести его

броненосцам существенный ущерб за те 15 минут, которые требовались ему для

того, чтобы последний крейсер Камимуры лег на новый курс. Зато удачное

выполнение такого маневра сулило немало тактических преимуществ. Японцы

выходили в голову русской эскадры, охватывая ее справа. Их преимущества в

расположении по отношению к ветру и волне сохранялись. Такая ситуация могла

расцениваться как близкая к идеальной и безусловно стоила риска.

Рожественский тем не менее получил небольшое и кратковременное

преимущество. Большинство критикующих его действия дружно полагает, что 1-й

броненосный отряд должен был "броситься на противника". Но, в сущности,

выходя в голову 2-му отряду, русский командующий именно это и сделал.

Довольно смело звучит выражение "броситься" для кораблей, имевших в это

время скорость не более 12 узлов! Для того, чтобы увеличить ход,

требовалось время, сравнимое со временем японского маневра. При попытках

самостоятельного маневрирования русские броненосцы могли окончательно

потерять строй. Рожественский должен был как огня бояться повторения

неразберихи, постигшей 1-ю эскадру в решающий момент боя в Желтом море. и

предпочел сделать куда более логичный шаг, пытаясь реализовать свое

мимолетное преимущество: открыл огонь в кильватерной колонне.

Первый выстрел был сделан с "Суворова" в 14.08 по местному времени.

Дальнейшие события боя удобно отсчитывать от этого момента, приняв его за

"нулевую точку".

Через две минуты после начала боя открыли огонь японцы. К этому

моменту на новый курс легли только "Микаса" и "Сикисима". Некоторые из

концевых японских кораблей вынуждены были открыть огонь еще до точки

поворота - сказалось общее нервное напряжение начала генерального сражения.

Часто указывается, что в этот момент Того находился чуть ли не в

безысходном положении, поскольку его корабли, ворочая "последовательно",

проходили одну и ту же точку поворота, но которой легко было пристреляться.

Это грубая ошибка, так как никакой системы центральной наводки нс было в то

время даже в пределах одного корабля. По данным дальномеров получали

примерную дистанцию, а затем едва ли не каждое орудие или башня

пристреливалась индивидуально, следя за падением своих снарядов

относительно обстреливаемого корабля. Стрелять же но "мнимой" точке

поворота в открытом море было скорее даже более затруднительно, чем по

реальной цели. Единственной "ущербностью" положения кораблей Того в этот

момент было то, что достаточно точно могли стрелять только те из них, кто

уже повернул и лег на устойчивый курс.

Начальным минутам боя не зря уделено столько места: именно в эти

мгновения и русские и японские корабли получили большое, количество

попаданий. Кроме того, именно в первые полчаса боя была по сути решена

участь флагманов 1-го и 2-го броненосных отрядов 2-й Тихоокеанской эскадры

-"Суворова" и "Осляби".

Дальнейшие события разворачивались по одной схеме: под японским

огнем русская эскадра все более и более склонялась вправо, совершенно

естественно пытаясь выйти из того положения охвата головы, в котором она

оказалась. Но значительное, практически полуторное превосходство в скорости

японцев позволяло, двигаясь по дуге большого радиуса, сохранять тактическое

превосходство, находясь впереди и слева от русской колонны.

Уже через 10 минут после открытия огня "Ослябя" получил первые

значительные повреждения, а через 40 минут на нем был сильный пожар.

Примерно в это же время был тяжело ранен Рожественский, а через 50 минут

после начала боя "Суворов" покинул строй. Через час после первого выстрела

"Ослябя" пошел ко дну, и стало ясно, что русской эскадре уже никакими

силами не удастся выиграть это сражение.

Дальнейший ход битвы состоял из серии попыток русской эскадры

скрыться в тумане и дыму. Через 10-30 минут эти усилия парировались

кораблями Того и Камимуры, которые, восстановив контакт, немедленно

выходили в голову колонны противника. Так, в первый раз эскадры разошлись

через 1:20 после начала боя. Вторая потеря контакта произошла через два с

половиной часа после первого выстрела, третья - еще через час. До

наступления темноты - после 7 часов вечера, противники имели едва ли более

часа передышки, а артиллерийский огонь велся 4 часа.

Подробно разбирать тактику боя после завершения первого его часа не

имеет смысла: маневры русской эскадры были, как правило осмысленны, но при

этом совершенно бесцельны. Японцы же с завидным упорством "подлаживались"

под них, все время сохраняя выгодное тактическое положение охвата головы

неприятельской колонны. Обе стороны сделали все, что могли. Только огромное

превосходство в скорости позволило Того выполнить свою задачу так, как он

ее понимал. Поведение русского командующего в начальной стадии боя

безусловно вызывает ряд вопросов, но принимавшиеся им тактические решения

ни в коей мере нельзя считать предосудительными. Даже оставшись без

управления, 2-я Тихоокеанская эскадра не лишилась "разума" просто из такого

положения не существовало реального выхода.

Недостатки тактического положения не мешали русским броненосцам

поддерживать непрерывный огонь до самого последнего момента. Поэтому

критики несчастной эскадры, расправившись с ее "некомпетентным

командующим", обычно переходят к "неэффективности русской артиллерии".

Портсмутский мир. Итоги войны.

В ходе вооруженной борьбы на сухопутном и морском театрах Япония

добилась крупных успехов. Но это потребовало огромного напряжения ее

материальных и моральных ресурсов. Экономика и финансы были истощены.Росло

недовольство войной широких слоев населения. Состояние действующей армии

также не было достаточно прочным. Несмотря на одержанные победы, боевой дух

японских войск постепенно ослабевал.

Ухудшилось международное положение страны. США игравшие большую роль в

развязывании войны, были обеспокоены успехами Японии. Ее усиление не

отвечало их успехам. Поэтому они хотели, чтобы обе враждующие стороны

возможно скорее помирились. Аналогичную позицию заняла Англия. Связанная

союзом с Японией, она тем не менее стала отказывать ей в финансовой

поддержке. Япония попала в почти безвыходное положение. Дальнейшее

продолжение войны оказывалось не возможным. Оставалось одно- искать путь

к заключению мира с Россией. Правительство Японии неоднократно пыталось

начать мирные переговоры с Россией. Еще в июле 1904г.французский

посол в Лондоне Поль Камбон сообщил своему министру иностранных дел о

готовности Японии заключить мир. Тогда же японский посланник в Англии Гаяши

через посредство третьих лиц сделал аналогичное предложение русскому послу

графу А.К. Бенкендорфу. Сразу же после Цусимского сражения японскому послу

в США было дано поручение обратиться к президенту Рузвельту с просьбой о

посредничестве. Рузвельт ответил согласием. Американский посол в

Петербурге получил указание склонить Россию к переговорам.

Россия находилась в ином положении, чем Япония. У нее было достаточно

сил и средств, чтобы выиграть войну даже после Цусимской катастрофы.

Военные ресурсы были громадны. Однако и царское правительство было

заинтересовано в скорейшем заключении мира. Решающим обстоятельством

явилось стремление развязать себе руки на Дальнем Востоке для борьбы с

начавшейся революцией.24 мая 1905г. Особое совещание в Царском Селе

высказалось за немедленное прекращение войны. На следующий день Николай II

сообщил послу США, что Россия готова начать с Японией переговоры.

27 июля 1905 г.в Портсмуте (США) открылась мирная конференция, японскую

делегацию возглавил министр иностранных дел Комура, русскую - председатель

совета министров Витте. Мирные переговоры начались в благоприятных для

Японии условиях. Перед открытием конференции англо-американские

империалисты договорились с Японией о разграничении сфер влияния на Дальнем

Востоке. Личный представитель президента США-военный министр Тафт в беседе

с японским премьером в Токио 14 июля 1905г. подтвердил согласие США на

захват Японией Кореи, а Япония со своей стороны признавала американский

суверенитет на Филиппинах. 30

июля был подписан новый англо-японский договор о союзе. Англия признавала

за Японией право аннексировать Корею.

Рассчитывая на поддержку Англии и США, Япония потребовала признания за

ней преобладающих экономических, политических и военных интересов в Корее,

эвакуации русских войск из Маньчжурии, уступки Сахалина, аренды Ляодунского

полуострова с Порт-Артуром и железной дороги до Харбина. Это отдавало в

руки Японии первоклассный плацдарм для нападения на Китай и русский Дальний

Восток. Кроме того Япония требовала контрибуции, ограничения русских военно-

морских сил в водах Тихого океана и предоставления японским подданным

неограниченных прав на рыбную ловлю вдоль берегов в русских владениях в

Японском, Охотском и Беринговом морях.

Царское правительство спешило заключить мир с Японией, чтобы развязать

себе руки для борьбы с революцией. К тому же русская делегация была

недостаточно осведомлена о действительном положении Японии. Японские

условия об уступке Порт-Артура и Южно-Маньчжурской железной дороги не

вызывали разногласий на конференции. Споры разгорелись вокруг японских

требований об уступке Сахалина и возмещении Россией военных издержек.

Рузвельт через американского посла в Петербурге усиленно уговаривал царя

согласиться на условия японцев, пугая его, что продолжение войны будет

означать потерю всей Восточной Сибири. Между тем Рузвельт из письма

императора Японии отлично знал, насколько нужен был Японии скорейший мир.

Только твердая позиция делегации заставила Японию умерить свои требования.

Ввиду истощения своих ресурсов Япония боялась возобновления военных

действий и поэтому вынуждена была отказаться от контрибуции и

довольствоваться южной частью Сахалина.

Только после второй мировой войны в результате поражения милитаристской

Японии наша страна сумела восстановить свои права на исконно русские

территории - Курильские острова и Сахалин.

Подписанный 23 августа (5 сентября) 1905г.мирный договор признавал

Корею сферой японских интересов. Обе стороны обязались вывести свои войска

из Маньчжурии, Россия уступала Порт-Артур и железную дорогу до станции

Чанчунь. Во владение Японии переходила часть Сахалина к югу от 50-й

параллели. Россия обязалась предоставить японцам право рыболовства вдоль

русских берегов в Японском, Охотском и Беринговом морях.

В результате Портсмутского договора Россия лишилась свободного выхода в

океан. С потерей южного Сахалина под японский контроль ставилась связь с

русскими владениями на крайнем северо-востоке - на Камчатке и Чукотке.

Вывод

Видно, что одна из главнейших опор обороны — флот погиб от

дезорганизации и в этом всецело виноват Главный морской штаб, руководимый

накануне войны и в первые месяцы ее адмиралом Рождественским. Основные

причины и факты можно сформулировать так:

штаб в своей работе не связывал стратегию с политикой, в результате флот

оказался неподготовленным к войне; стала возможной атака японских

миноносцев порт–артурской эскадры;

непродуманное боевое развертывание флота и сосредоточение главных его сил

в Порт–Артуре создало японцам благоприятные условия для блокады эскадры;

отсутствие подготовленных опорных пунктов в Атлантике и Тихом океане

вредно сказалось на марш–маневре 2-й Тихоокеанской эскадры и не позволило

организовать крейсерские операции против торговли Японии.

Так же большую роль сыграло то, что солдаты да и многие офицеры не

понимали причин ведущейся войны, не знали, за что они проливают свою кровь,

что в связи с этим часто в войсках отсутствовало необходимое для достижения

победы воодушевление и порыв к решительным действиям.

Оборона Порт–Артура подтвердила, что приморская крепость должна быть

одинаково защищена от нападения противника как с суши, так и с моря.

Существенное значение при падении крепости имели стратегические ошибки в

плане войны, материальная неподготовленность к длительной обороне,

бездарность и предательство командования.

Между армией и флотом не было достаточно тесного взаимодействия. Во

взаимоотношениях между морским и сухопутным командованием царила полная

неразбериха. Приморская крепость, вместо того чтобы подчиняться

командующему Тихоокеанским флотом, была подчинена командующему Маньчжурской

армией, хотя прямой связи с ней не имела и только косвенно оказывала ей

содействие, отвлекала на себя часть неприятельских сухопутных сил.

Несмотря на упорную оборону, Порт–Артур как приморская крепость не

обеспечил флоту безопасность. Флот же в свою очередь из–за бездарности

руководителей не сумел завоевать господство на море, а позднее прорвать

блокаду японцев и отдал все свои ресурсы для обороны военно–морской базы,

значительно удлинив этим сроки ее сопротивления.

Руководители армии и флота не поняли значения флота в происходившей

войне. Они забыли, что основные боевые силы флота предназначаются не для

обороны баз, а для борьбы с врагом главным образом на море.

Порт–Артур стоил противнику колоссальных жертв. Действовавшая на

Квантунском полуострове японская армия, начиная с высадки в Бицзыво и до

конца осады, потеряла убитыми, ранеными и выбывшими из строя свыше 110 тыс.

человек, из них до 10 тыс. офицеров.

Потери противника на море по приблизительным подсчетам равны 5 тыс.

матросов и офицеров, из них до двух тысяч убитыми и утонувшими. Кроме того,

японцы безвозвратно потеряли 21 боевой корабль и много вспомогательных

судов.

Немалый урон понесли и русские. По данным главного хирурга 3-го

Сибирского корпуса Б. Гюббенета, из 41938 человек, составлявших гарнизон

крепости с мая по декабрь, погибло 9578 офицеров и солдат. Из 11028

моряков, составляющих команды кораблей и береговых частей, выбыли из строя

7744, т.е. примерно 70%; из них было убито 2939 ( в том числе потери во

Владивостоке и Владивостокском отряде).

Порт – Артур вполне мог выстоять, если бы у России было побольше таких

людей как генерал Кондратенко и адмирал Макаров. Они были патриотами и

хорошо знали свое дело, не допускали коррупции и ценили низший состав, но

увы, таких как они были единицы.

Оборона Порт–Артура, да и вся война, как в зеркале, отразили

несовместимость интересов самодержавия с интересами народа. На борьбу за

свои права поднимались все новые и новые отряды рабочих и крестьян. Народ

не желал продолжения войны, участились волнения среди призываемых на фронт

запасников.

Причины поражения царизма в войне лежат в области стратегии войны, а не

в том, что Витгефт не был флотоводцем, а Того — флотоводец, что японцы были

лучше подготовлены в тактическом отношении и т.д. Хотя, конечно,

стратегические ошибки, безусловно, сыграли какую–то роль, но не главную.

Царское правительство, рассчитывавшее, что война поможет укрепить его

политическое положение и задавить революцию просчиталось. Война обнажила

все противоречия царизма и ускорила вызревание революции.

Источники Информации

1. http://grandwar.kulichki.net/japanwar/war_1.html#p-a

2. http://kulichki.com/

3. http://grandwar.kulichki.net/japanwar/war_3.html

4. http://battleship.spb.ru/Foto/Novik/index.html

5. http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/Tsushima.html

6. http://100top.ru/encyclopedia/article/?articleid=10650

7. http://www.ovsem.com/user/ndfpa/

8. История русско-японской войны 1904-1905г.г.

9. Б.А.Романов "Очерки дипломатической истории русско-японской войны."

Приложение 1

|[pic] |Вице-адмирал Хейхатиро Того (1848-1934). Перед самой |

| |войной с Россией в 1903 году стал командующим флотом.|

| |Бессменно руководя им в сражениях русско-японской |

| |войны |

|[pic] |Всеволод Федорович Руднев. |

| |Капитан легендарного крейсера "Варяг". |

|[pic] |Вице-адмирал Камимура. |

| |Командовал эскадрой при бомбардировке Владивостока. |

|[pic] |Адмирал Степан Осипович Макаров |

| |(1848 -1904) |

|[pic] |"Адмирал" Е.И. Алексеев. |

| |Внебрачный сын Александра II, только его |

| |происхождением можно объяснить, что этот человек |

| |оказался наместником царя на Дальнем Востоке. |

|[pic] Вице-адмирал Н.И. Скрыдлов |

Приложение 2

Крейсер "Новик" на рейде Порт-Артура.

[pic]

Князь Суворов.

[pic]

Броненосец "Победа"

[pic]

Крейсер «Аскольд»

[pic]

Крейсер "Варяг" идущий в бой на эскадру из 14 японских судов

[pic]

БРОНЕНОСЕЦ "ЦЕСАРЕВИЧ"

[pic]

КРЕЙСЕР II РАНГА "БОЯРИН"

[pic]

Повреждения "Варяга" после боя

Правый борт.

[pic]

1-сбит c походных креплений становой якорь; 2-сбит фока-рей; 3-сбит боевой

прожектор, разрушено крыло мостика; 4-частично уничтожен обвес мостика,

выгорела штурманская рубка; 5-перебиты фок-ванты; 6-снарядные пробоины; 7-

сбиты шесты противоторпедных сетей, 7-ой вырван c вертлюгом; 8-пробоина в

дымовой трубе; 9-осколочные повреждения гребных судов и парового катера; 10-

обгоревший шестивесельный вельбот; 11-пробоины вентиляционных раструбов; 12-

перебитые брасы реев; 13-обгоревший кормовой мостик; 14-рарушен грот-марс.

[pic]

[pic]

На позициях в Порт-Артуре.

Приложение 3

Сравнительные таблицы по русской и японской артиллерии

Ниже приведены таблицы, опубликованные во многих трудах по Цусиме (я взял

из книги В.Крестьянинова)

Мощность артиллерийского огня русской броненосной эскадры:

|305/40 |305/30 305/35 |254/45 |229/35 |203/35 |152/45 |152/35 |120/45

|Всего | |Всего орудий |20 |6 |15 |4 |8 |41 |27 |12 |133 | |Из них на борт

|20 |6 |15 |2 |6 |20 |14 |6 |87 | |Вес снаряда, кг |332 |332 |225 |127 |88

|41,5 |41,5 |20,5 | | |Вес ВВ, кг |6 |6 |6,7 |4 |2,42 |1 |1 |0,4 | | |Вес

залпа, кг |6640 |1992 |3375 |254 |528 |830 |581 |123 |14323 | |Вес ВВ в

залпе, кг |120 |36 |100,5 |8 |14,5 |20 |14 |2,4 |315,4 | |Скорострельность

|0,7 |0,3 |0,7 |0,4 |0,5 |4 |1,5 |5 |— | |Число выстрелов в одну минуту |14

|2 |10,5 |0,8 |3 |80 |21 |30 |161 | |Вес металла в минуту |4648 |664 |2363

|101,6 |264 |3320 |872 |615 |12848 | |Вес ВВ в минуту |84 |12 |70,4 |3,2

|7,3 |80 |21 |12 |283 | |Мощность артогня 1-го и 2-го броненосных отрядов

японской эскадры

|305/40 |305/40 |254/45 |203/45 |203/40 |152/40 |Всего | |Всего орудий |12

|4 |1 |6 |24 |162 |209 | |Из них на борт |12 |4 |1 |6 |24 |81 |128 | |Вес

снаряда, кг |386 |386 |227 |113 |113 |45,3 |— | |Вес ВВ, кг |19,3 |19,3 |17

|10,2 |10,2 |6 |— | |Вес залпа, кг |4632 |1544 |227 |678 |2712 |3669

|13462 | |Вес ВВ в залпе, кг |231,6 |77,2 |17 |61,2 |244,8 |486 |1117,8 |

|Скорострельность |0,8 |0,25 |2 |1,3-2 |1,3-2 |4-7 |— | |Число выстрелов в

одну минуту |9,6 |1 |2 |7,8 -12 |31,2-

48 |324 -

567 |376 -

640 | |Вес металла в минуту |3706 |386 |454 |5288-

8136 |84614-

130176 |1188756-

2080323 |1283204-

2223181 | |Вес ВВ в минуту |185 |19,3 |34 |477-

734 |7638 -

11750 |157464- 275562 |165817 -

288284 | | Скорость детонации шимозы - 7200 м/с, влажного пироксилина

- 6000 м/с. При вычислении соотношения выброшенного ВВ японские килограммы

надо умножить на 1,44.

Орудия русской эскадры

Калибр, длина ствола в калибрах полная, система и завод-изготовитель |Длина

ствола в калибрах |Начальная скорость, м/с |Вес снаряда, кг |Вес заряда, кг

|Вес ВВ, кг |% ВВ от веса снаряда |Дальность, каб |Корабли,

скорострельность выстр./мин | |305/40 мм, Кане, Обуховский з-д |38,4 |792

|332 |264* |4,3* 6** |1,3*

1.8** |74 |тип "Бородино" и "Сисой Великий" | |305/35 мм, Крупп, Обуховский

з-д |31,9 |637 |332 |155 | | |57 |“Наварин” | |305/30 мм, Крупп, Обуховский

з-д |27 |570 |332 |123 | | |49 |“Имп. Николай I” | |254/45 мм, Кане,

Обуховский з-д |43,3 |693 730 |225 |65,6 |2,9* 6,7** |1,3*

2,9** |90 |“Ослябя” | |254/45 мм, Кане, Обуховский з-д1892 |43,3 |693 |225

| | | |65 |тип “Адм. Ушаков” | |229/35 мм, Крупп, Обуховский з-д1877 |32

|709 |127 |72 |6 |4,7 |51*

59** |“Имп. Николай I” | |203/35 мм, Крупп, Бринк, Обуховский з-д 1884 |32

|660 |88 |51 |4 |4,5 |49 |“Адм. Нахимов” | |152/45 мм, Кане, Обуховский з-д

1891 |43,5 |793 |41,5 |12,9 | |2*

3,1** |54*

60** |тип "Бородино", "Ослябя", "Сисой Великий, крейсера | |152/35 мм,

Бринк, Обуховский з-д 1884 |33,5 |700 |41,5 |22,9 | | |47 |“Имп. Николай

I”, “Наварин”, “Адм. Нахимов” | |120/45 мм, Кане, Обуховский з-д. 1891

|43,5 |823 |20,5 |6,5 | | |50 |ББО, "Дмитрий Донской", "Владимир Мономах",

вспомогательные крейсера | |75/50 мм, Кане, Обуховский з-д 1891 |48,2 |870

|4,9 |1,6 | |1,1*

2,8** |34,6*

42** |6-10 | |63,5 мм, Барановского |19,8 |370 |2,5 | |90г | |9,8 |5 | |57

мм, Гочкиса, 1903 |50 |770 |2,2 |0,4 |— |— |— |15 | |47 iмм, Гочкиса, 1896

|43,5 |700 |1,5 |0,35 |20г | |24,7 |15-20 | |37 мм, Гочкиса, 1896 |22,8

|440 |0,5 | |15г | |15 |10 | |

Японские орудия

Калибр, система и завод-изготовитель |Длина ствола в калибрах |Начальная

скорость, м/с |Вес снаряда, кг |Вес заряда, кг |Вес ВВ, кг |% ВВ от веса

снаряда |Дальность, каб |Корабли, скорострельность выстр./мин | |320 мм,

Кане, 1884 |38 |700 |449 |- |- |- |- |“Ицукусима”, “Мацусима” “Хасидате”,

0,2 | |305/40 мм, Армстронг, Эльсвик |40,4 |740 760 |386 |140 |19,3* |5**

|82 |“Микаса”, “Асахи” “Сикисима” 0,8 | |305/40 мм, Армстронг, Эльсвик 1891

|40 |730 |386 |140 |36,6* |9,5* |77 |“Фудзи” 0,25 | |305 мм, Крупп |22 |520

|328 |92 | | |60 |“Чин Иен” 0,25 | |254/45 мм, Армстронг, Эльсвик1894

|40,35 |730 |227 |98,6 |17* |7,5* |100 |“Касуга”, 2 | |203 мм, Армстронг,

Эльсвик 1901 |45 |867 |108 |26 |10,2* |9* |69

87 |“Ниссин”, “Касуга”. 1,33-2 | |203 мм, Армстронг, Эльсвик 1890 |40 |786

|113 | |5,7** |5** |60 |Броненосные крейсера 1,33-2 | |152 мм, Армстронг,

Эльсвик 1890 |40 |762 |45,3 |9,9 |6* 2,5** |13,3* 5,5** |49

55 |Броненосцы, броненосные крейсера 4-7 | |120 мм, Армстронг, Эльсвик 1890

|40 |655 |20,4 |2,5 | | |44 |Крейсера. 5-8 | |76 мм, Армстронг, Эльсвик |40

|674 |5,7 |0,9 | | |40 |7-12 | |57 мм, Армстронг, Эльсвик |43 |554 |2,7

|0,3 | | |30 |8-15 | |47мм |40 |585 |1,5 | | | |20 |15-20 | |* - Фугасный

снаряд

** - Бронебойный снаряд.

Как видно из приведенных данных, японские бронебойные снаряды по своим

характеристикам "фугаснее" русских фугасов.

Приложение 4

Парусно-винтовая канонерская лодка "Кореец", головной корабль серии, была

построена на верфях "Бергзунд" в Стокгольме (Швеция) в 1886 году.

Водоизмещение-1 тысяча 213 т, длина-63,7 м, ширина в миделе-10,7м. осадка-

3,2м, мощность паровых машин-1 тысяча 150 кВт, скорость-13,5 уз, экипаж-174

человека: развитый таранный форштевень, броневая палуба, деревянная и

медная обшивки поверх стального корпуса ниже ватерлинии для защиты от

коррозии и обрастания; вооружение-два 203-мм, одно 152-мм, четыре 107-мм,

одно 64 -мм, два 47-мм, четыре 37-мм орудия и надводный торпедный аппарат.

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.