|
Развитие капитализма в России на рубеже XIX-XX веков53,7%. Промышленность России в 60-70-е годы сделала огромный шаг вперед. Но если сравнивать ее с передовыми капиталистическими странами Западной Европы, то она еще сильно отставала от промышленности этих стран не только по масштабам производства, размерам производства на душу населения, но и в техническом отношении и по производительности труда. Особенности капиталистического развития промышленности наглядно видны по ее отдельным важнейшим отраслям. Наиболее развитой в капиталистическом отношении еще в дореформенное время была хлопчатобумажная промышленность. В начале 60-х годов она в связи с нехваткой хлопка, ввозившегося из США, где происходила гражданская война, пережила временный кризис. Но с середины 60-х годов начинается стремительный подъем: потребление хлопка к 80-м годам увеличивается почти в 4 раза. Крупные фабрики в хлопчатобумажной промышленности заняли ведущее место, главным районом которой оставался центр Европейской России (в особенности Московская и Владимирская губернии), а также Петербургская губерния. Большие успехи сделала свеклосахарная промышленность. Она увеличила свою продукцию с 1862 по 1880 г. с 1,9 млн. пудов до 12,5 млн. пудов. Свеклосахарная промышленность развивалась на Украине и в черноземных губерниях Европейской России. Но наиболее характерным для капиталистического развития страны надо считать производство средств производства, то есть рост тяжелой промышленности, что видно из следующей таблицы (приложение1). Главную роль в производстве стали продолжал играть Урал, но необычайно быстро развивался в этом отношении и Донбасс: было очевидно, что он скоро обгонит Урал. По добыче каменного угля Донбасс уже вышел на первое место. На Кавказе сосредоточилась добыча нефти (Баку), началась разработка марганцевой руды (Чиатура). В 60-70-е годы было положено начало машиностроительной промышленности, которая в дореформенной России была представлена лишь сельскохозяйственным машиностроением. Петербург и Москва стали местом строительства крупных машиностроительных заводов (Нобеля, Обуховского, Бромлея, Листа, Вейхельта и др.). Производство сельскохозяйственных машин достигло огромных успехов на юге России (в Харькове, Одессе, Бердянске). Продукция машиностроения увеличилась в 3 раза.[11] Наряду с крупной фабрично-заводской промышленностью в России развивался транспорт. Быстрое развитие железнодорожного строительства и пароходства на реках и морях характерно для пореформенного периода. Железнодорожное строительство оказало огромное влияние на развитие сельского хозяйства и промышленности. В России, имеющей обширную территорию и разнообразные, далеко отстоящие один от другого, экономические районы, железные дороги имели исключительное значение для расширения внутреннего рынка и для усиления торговых связей страны с мировым рынком. Железнодорожное строительство стало мощным фактором развития промышленности, так как предъявляло огромный спрос на металл (рельсы, вагоны, паровозы), на топливо, на предметы широкого потребления для целой армии рабочих строителей. Для постройки железных дорог требовались крупные капиталы, и с этой целью возникает много акционерных обществ, которые "дали... толчок концентрации капитала..."[12] Сеть железных дорог в России с 1861 по 1881 г. выросла с 1,6 тыс. км до 23,1 тыс. км. «Соперничество с европейскими державами вынуждали российское самодержавие… создавать широкую сеть железных дорог…».[13] Первые железные дороги связали Москву как экономический центр страны с рядом важнейших районов, городов (Курском, Воронежем, Нижним Новгородом, Ярославлем и др.); затем устанавливается связь центра с портовыми городами (Одессой, Ригой). Было начато строительство дорог на Урале (Пермь - Екатеринбург). Водный паровой транспорт значительно вырос: число пароходов на реках с 399 в 1860 г. увеличилось до 1200 в 1881 г. Соответственно вырастает грузооборот железнодорожного и пароходного транспорта и перевозка пассажиров. Капиталистическое развитие, по статье Ленина «Развитие капитализма в России», шло в двух направлениях - вглубь и вширь. Развитие капитализма вглубь - это "дальнейший рост капиталистического земледелия и капиталистической промышленности в данной, определенной и замкнутой территории", а развитие капитализма вширь - это "распространение сферы господства капитализма на новые территории" [14] В 60-70-е годы российскому капитализму представлялась возможность широкого движения на громадные пространства окраин Российской империи, которые вошли в ее состав (Сибирь, Казахстан, Дальний Восток, Средняя Азия). Движение капитализма вширь временно замедляло его развитие вглубь, так как капитализму, стесненному крепостническими пережитками внутри страны, создавалась отдушина на окраинах. Проникновение капитализма вширь оказывало положительное влияние на отсталый хозяйственный уклад окраин России (Сибирь, Средняя Азия, Кавказ) или объединяло местный процесс капиталистического развития с общероссийским и тем усиливало хозяйственный подъем страны в целом и экономическое развитие на местах (Украина, Польша, Прибалтика). Украина в пореформенное время заняла важнейшее место по производству зерна. Целая армия сельскохозяйственных рабочих приходила сюда из разных мест для работы по найму у кулаков и в помещичьих латифундиях. В сельском хозяйстве быстро расширялось применение машин. В промышленном отношении подымался Донбасс. Развивается и металлургия, чему сильно содействовала постройка железных дорог, начавшаяся в 60-е годы. На Украине сосредоточивается выработка сахара. Поднялись торговые центры (Киев, Харьков, Одесса), выросли промышленные поселения (в Донбассе и Криворожье). Пролетариат Украины формировался не только за счет разорения украинского крестьянства, но и благодаря возрастающему движению на Украину бедноты из великорусских и других губерний. Украинская буржуазия в лице крупных сахарозаводчиков, торговцев хлебом, землевладельцев, банкиров стала играть заметную роль в экономической жизни страны. Иностранный капитал внедрился в тяжелую промышленность Украины. Капиталистическое развитие в Белоруссии происходило несколько медленнее, чем на Украине. Сельское хозяйство Белоруссии в большей степени испытывало влияние остатков крепостничества. Особенностью его было увеличение посева технических культур (картофеля, шедшего на винокуренные заводы, льна). Тяжелая промышленность в Белоруссии отсутствовала, а из отраслей легкой промышленности наиболее значительное место занимали: винокурение (18% всех заводов России), суконная промышленность, кожевенная, мукомольная. Развитие капитализма на Кавказе, в Средней Азии, Сибири шло очень медленно, сказывалась крайняя отсталость экономики этих районов, сохранявших в большой степени черты докапиталистических отношений.[15] Для всех национальных окраин Российской империи общей причиной, замедлявшей в них подъем производительных сил, было сохранение их вековой отсталости. Царизм для своих политических целей поддерживал патриархальные, феодальные отношения в Средней Азии, на Кавказе. Стесняя экономическое развитие окраин, он вел политику использования их как рынка сбыта промышленных товаров, как источника разнообразного сырья. Такая политика имела отрицательные последствия не только для развития окраинных районов, но и для страны в целом. В. И. Ленин писал в статье «Капитализм и война»: "Возможность угнетать и грабить чужие народы укрепляет экономический застой, ибо вместо развития производительных сил источником доходов является нередко полуфеодальная эксплуатация "инородцев"[16]. Однако капиталистическое развитие всей страны преодолевало, хотя и медленно, путы, налагавшиеся царизмом на экономику окраин, втягивая их в единую экономическую систему. Период 80-х годов XIX в. характеризуется завершением промышленного переворота в России. Именно в эти годы полностью побеждают в главных отраслях русской промышленности машинное производство и паровая сила, внедряется современная технология, промышленность и транспорт переводятся на более экономичное для того времени топливо — каменный уголь. На протяжении всего рассматриваемого периода имели место дальнейший рост производства, укрупнение предприятий и концентрация пролетариата в крупнейших индустриальных центрах. Если число крупных предприятий (с количеством рабочих от 100 человек и выше) увеличилось с 1879 до 1890 г. на 15%, то крупнейших предприятий (с количеством рабочих более 1 тыс. человек) — на 26%. Количество рабочих на всех предприятиях выросло за десятилетие на 22,4%, а на крупных—на 43%. Оснащенность паровыми двигателями за тот же период увеличилась втрое. Наряду с продолжавшимся развитием, концентрацией и техническим перевооружением промышленности в старых промышленных районах — Урале, Центрально-Промышленном, Северо-Западном — 80-е годы были периодом бурного развития промышленности новых районов: Донецкого угольного бассейна, Криворожских рудников и Бакинского нефтепромышленного района. В 1893 г. в Донбассе было добыто больше угля, чем во всей России в 1880 г. На базе донецкого угля и открытого в 80-х годах месторождения железной руды в Криворожье начинается стремительное развитие черной металлургии на юге России. Производство чугуна в 1890 г. было в 3 раза выше, чем в 1861 г. Удельный вес металлургии Юга в общей выплавке чугуна в России за это время увеличился с 4,5 до 28,5%. Урал — в прошлом основной район русской металлургии — в 80-е годы находился в стадии застоя. Уральские горнопромышленники были одновременно и крупнейшими землевладельцами. Спустя три десятка лет после реформы 1861 г. рабочие Урала работали на заводах и фабриках за пониженную плату, отрабатывая заводчику-помещику арендуемую у него землю, лес или выгон. «В естественной и неразрывной связи с низкой заработной платой и с кабальным положением уральского рабочего,— писал в статье «Развитие капитализма в России» В.И. Ленин,— стоит техническая отсталость Урала».[17] Огромный рост горного производства на Юге происходит на базе явного превосходства этого района в применении паровых машин. Так, за 1877—1893 гг. число паровых машин в горном производстве Урала увеличилось в 2,5 раза, а на Юге — в 6 раз. Значительное развитие получает выплавка стали. Если в 1870 г. собственных стальных рельсов Россия еще не выпускала, то в 1884 г. в России их было выпущено 220 тыс. т. Сравнивая темпы роста металлургии в России за указанный период с максимальными темпами развития металлургии в других капиталистических странах, В. И. Ленин констатировал, что для достижения такого же темпа роста выплавки чугуна, какой был в России за указанные 10 лет, старой капиталистической Англии понадобилось 22 года, США — 23 года, Франции — 28 лет. Совершенствуется технология металлургического производства: на Юге всё заводы работают на коксе, вводится горячее дутье в домнах, на всех заводах Юга развивается сталеплавильное производство по новейшим методам.[18] В рассматриваемый период исключительно мощное развитие получила нефтяная промышленность России, Добыча нефти увеличилась с 605 тыс. т в 1880 г. до 4 млн. т в 1890 г. В 1882 г. в русской нефтяной промышленности вводится наиболее прогрессивный метод перегонки сырой нефти перегретым паром. После сооружения нефтепровода Баку — Батум начинается вывоз русских нефтяных продуктов за границу. Русский керосин начинает завладевать рынками Турции, Персии (Иран), Китая, Японии, Индии. Экспортируются русские нефтяные масла. Однако конкурентоспособность русских нефтяных продуктов на мировом рынке снижалась вследствие отсутствия собственного наливного флота. Заметные успехи достигнуты были в России в 80-х годах в машиностроении. Ведущее место в металлообработке вообще и в машиностроении в частности занимал Петербург и его окрестности. Металлообрабатывающая промышленность столицы стимулировалась развитием отечественного машиностроения, главным образом транспортного, строительством железных дорог. Это строительство было связано в основном с правительственными заказами. В Петербурге развивалась также электротехническая промышленность. Заводы в этой отрасли были наиболее технически совершенными. Велико было значение и Петербургского порта, через который ввозились и вывозились различные товары. Осваивается производство водотрубных паровых котлов на Путиловском, Коломенском, Сормовском заводах, локомобилей на Людиновском заводе, крупных двигателей (до 1000 л. с.) на Московском заводе Гужона и др. Начинается массовый выпуск двигателей на заводах Нобеля в Петербурге и Баку, Москве, паровых насосов для нужд железных дорог, шахт и нефтяной промышленности. Русское машиностроение в 80-х годах было уже в состоянии самостоятельно обеспечить машинами первые городские водопроводы в России — Нижнем Новгороде, Самаре, Рыбинске, Царицыне, Туле. В 1887 г. начал работать основанный на акционерных началах Шуйский механический завод, выпускавший отечественные ткацкие станки. Текстильные машины выпускались также заводами в Москве, Ярославле, механическими мастерскими в Орехове. Получило дальнейшее развитие сельскохозяйственное машиностроение — производство плугов в Рязани, Москве, Бердянске, Александровске (Запорожье). Жатвенные машины и буккера (многокорпусные пахотные орудия) выпускались заводами в Херсоне, Елизаветграде, Туле. Говардовский завод в Калужской губернии выпускал различного типа бороны. Появились оригинальные сельскохозяйственные машины русских конструкторов — почвоуглубитель Бажанова, распашники Ржевского, запашники Менцеля, полольники Сиберальского и др. Распространение машинного производства имело место и в других отраслях промышленности. В числе крупнейших хлопчатобумажных предприятий на первом месте была Кренгольмская мануфактура близ города Нарвы, Никольская мануфактура Саввы Морозова во Владимирской губернии. Почти половина суконных предприятий России имели механические двигатели. Однако в 80-х годах мощность паровых двигателей в отдельных отраслях легкой промышленности — хлопчатобумажной, шерстяной и др.— была невелика и не привела к исчезновению мелких мастерских. Так, в 80-х годах не менее четверти рабочих в хлопчатобумажной промышленности Московской губернии были надомниками. «...Вполне естественно,— писал В. И. Ленин в «Кустарной переписи в Пермской губернии»,— что капитализм в более развитой области страны или в более развитой области промышленности прогрессирует тем, что стягивает мелких кустарей на механическую фабрику, тогда как в захолустных местностях или в отсталых отраслях промышленности процесс развития капитализма только начинается...».[19] Однако отечественное машиностроение продолжало значительно отставать от потребностей развивающейся промышленности. Ввоз иностранных машин для всех отраслей промышленности превышал собственное производство. Для развития важнейшей отрасли промышленности России — текстильной — в 80-х годах имело большое значение присоединение к России хлопковых районов Средней Азии. Но количество собственного хлопкового волокна покрывало лишь 1/4 часть потребности. Остальные 3/4 потребляемого хлопка ввозились из-за границы — из Персии, Египта, Индии, США. В 80-х годах расширяется вывоз русских хлопчатобумажных тканей в Персию, Турцию, Румынию, Китай. На персидском рынке, в частности, русские хлопчатобумажные ткани в начале 90-х годов составляли уже 30% всех реализуемых хлопчатобумажных товаров. Одной из передовых отраслей промышленности в конце XIX в. в России была сахарная промышленность. С 1880 по 1890 г. производство сахара выросло вдвое. По производству сахара Россия занимала в 80-х годах четвертое место в мире. Процесс механизации производства происходил и в таких отраслях пищевой и легкой промышленности, как мукомольное, маслобойное и кожевенное производство. В 80-х годах, особенно во второй половине, усиленно продолжалось железнодорожное строительство. За это десятилетие были построены следующие основные железные дороги в России: Екатерининская, связавшая Донецкий бассейн и Криворожье между собой и с портами Азовского моря. Закавказская — до Батуми, Закаспийская — до Ашхабада, Уральская — от Покровска-на-Волге до реки Урал, железная дорога Харьков — Балашов — Камышин связала Харьковский промышленный район и Донбасс со Средним и Нижним Поволжьем и др. Рост железнодорожного строительства и железнодорожных перевозок способствовал усилению межрайонных и хозяйственных связей и увеличивал внутренние потребности страны в продукции тяжелой промышленности, в первую очередь в угле и металле.[20] Наглядно иллюстрирует хозяйственное развитие России приложение 3. §1. Экономические особенности (экономические признаки империализма, показатели экономического развития) В конце XIX — начале XX в. крупнейшие капиталистические страны вступили в новую фазу своего развития. Капитализм стал мировой системой, достигнув в передовых странах империалистической стадии. Основными ее черты были сформулированы В.И. Лениным и до сих пор являются актуальными. 1. Монополии, возникшие на основе высокой концентрации производства и капиталов и захватившие господствующие позиции в экономике; 2. Сращивание промышленности с банками и образование финансового капитала, мощной финансовой олигархии; 3. Наряду с вывозом товаров приобрел широкий размах вывоз капиталов (в форме государственных займов или прямых вложений в экономику); 4. Возникновение международных монополистических союзов и обострение в связи с этим борьбы за рынки сбыта, сырья, сферы приложения капиталов; 5. Обострение борьбы между ведущими странами за передел поделенного мира, что привело к ряду локальных войн, а затем и к развязыванию Первой мировой войны. В конце XIX — начале XX в. промышленный капитализм превращался в монополистический, представляющий собой высшую стадию капитализма. Этот процесс происходил и в России с некоторым опозданием по сравнению с другими, более развитыми капиталистическими странами. В России высокоразвитые формы промышленного и финансового капитала сочетались с отсталым социально-политическим строем, с отсталыми формами полукрепостнических отношений, с отсталым земледелием. Ввоз капитала в Россию в форме государственных займов был известен еще в XVII в., когда они использовались, как правило, не для производственного потребления, а для содержания армии и флота, ведения войн. Как уже отмечалось, роль иностранных капиталов в создании русской промышленности, например в XVIII в., была весьма незначительной. С 90-х годов XIX в. началась эпоха интенсивного прилива иностранного капитала в производственной его форме в угольную, металлургическую, нефтяную промышленность, транспорт и в другие отрасли. Если раньше иностранные капиталисты отдавали предпочтение займам, то в конце XIX — начале XX столетия получили большое значение и инвестиции. Иностранные капиталисты теперь охотнее вкладывали деньги в промышленность, чем в государственные займы, так как получали при этом несравненно большую прибыль, свыше 10% за затраченный капитал. Займы же давали примерно половину этой нормы (приложение 2, 4). Следовательно, в период домонополистического капитализма иностранные капиталы приливали в Россию преимущественно в форме государственных внешних займов. Но уже во второй половине XIX в., особенно в 90-х годах, наблюдалось их помещение в разные промышленные предприятия. Однако, ввоз капитала в Россию в форме займов правительству, железным дорогам и отдельным городам все-таки был преобладающим. Экспорт капитала происходил и в эпоху промышленного капитализма, но в период империализма он приобрел важнейшее значение: в передовых капиталистических странах возник громадный «избыток капитала», ищущий поприще для прибыльного применения. Вывоз капитала из России не получил широкого распространения. Наоборот, она в значительных размерах ввозила капитал из более развитых стран. Относительно слабое развитие производительных сил, наличие многих феодальных пережитков, огромных колониальных окраин при недостатке капиталов в стране не создавало условий для вывоза капитала из России в таком объеме, как в некоторых других странах. В экономике России и в эпоху монополистического капитализма экспорт товаров резко преобладал над экспортом капитала. Размер учтенного экспортированного капитала (ссудного и производительного) определяется, по некоторым источникам, в несколько сотен миллионов рублей, тогда как стоимость товаров, вывезенных из России, лишь в 1900 г. составляла 716 млн. руб., а в 1913 г.— 1520 млн. руб. Капитал из России направлялся преимущественно в восточные страны. Он вывозился как в форме займов, так и в производительной форме. Значительные русские капиталы были вложены в Китае и Маньчжурии. Сумма вложений в сооружение Китайско- Восточной железной дороги равнялась примерно 500—600 млн. руб., а общая сумма вывезенного из России в Китай и Маньчжурию капитала — примерно 750 млн. руб. Долги по займам и другие виды задолженности составляли сумму порядка еще 300 млн. руб. Имущество различных русских торгово-промышленных |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |