бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Петр Первый

безумный, причем совершенно отсутствовал какой-либо расчет возможностей,

расстояний, расходов по перевозке. Но несмотря на несоразмерную отважность

предприятия и забвение, какому предали его ближайшие преемники, известный

результат был достигнут: намеченный путь к рынкам Персии и Индии составляет

часть наследия, колоссальным активом которого Россия продолжает

пользоваться и в настоящее время.

Сельское хозяйство.

Такой разносторонний, почти всеобъемлющий человек не мог не быть

земледельцем. И действительно, он был им, и даже страстным. В истории

сельского хозяйства России царствование Петра также составляет эпоху. Он

не, довольствовался тем, чтобы научить своих крестьян сажать картофель, как

позднее Фридрих; крестьянам подмосковным он показывал с серпом в руках, как

надо убирать хлеб, под Петербургом, - как плести лапти. Он считал крестьян

за учеников, а себя за воспитателя, запрещал им носить подошвы, подбитые

большими гвоздями, потому что от этого портились полы, определял ширину

грубого холста, какой они ткали на своих бедрах. Восхитившись во Франции

садом сельского священника, он сейчас же по возвращении в Россию распек

свое духовенство: ”Почему они у себя не заводят таких огородов”! Он

занимался выбором семян для посева, разведением скота, удобрением полей, и

применением орудий и способов усовершенствованного хозяйства; пробовал

развести виноград на земле Донских казаков и заботился о его более успешной

культуре в окрестностях Дербента, где приказал испробовать лозы персидские

и венгерские. В 1712 г. им были устроены первые конские заводы; в 1706 г.

заведены первые стада баранов в теперешних губерниях Харьковской,

Полтавской и Екатеринославской, где в настоящее время бараны разводятся в

громадном количестве. Петр был также первым лесничим своей родины. Первый

он встал на защиту лесов против господствовавшего безрассудного

истребления. Для этого, правда, он употреблял способы, навряд ли применимые

в настоящее время даже в России: вдоль берегов Невы и Финляндского залива,

на пятиверстных промежутках были поставлены виселицы для назидания

опустошителей. Даже в черте теперешнего Петербурга, на месте, занятом

теперь таможней, тогда возвышался еловый лес. Так как порубки в нем не

прекращались, то Петр приказал сделать облаву, повесить каждого десятого из

пойманных ослушников и наказать кнутом остальных. Вообще на почве

экономического прогресса стремление преобразователя натолкнулось на двойное

препятствие: нравственного и политического свойства. Помеченный 13 мартом

1706 г. указ, обращенный к Сенату, карал смертной казнью местных купцов,

которые, придерживаясь усвоенной ими привычки, на что сильно жаловались их

английские покупатели, примешивали к кипам конопли испорченное волокно или

даже камни для увеличения веса. Поднятие нравственного уровня торговли и

промышленности тем не менее осталось задачей, завещанной будущему. Под

конец царствования элементы деятельности торговой и промышленной,

созданные, вызванные почти из небытия великим творцом, пребывали еще в

диком состоянии. В 1722 г. Бестужев сообщал из Стокгольма о прибытии туда

нескольких русских купцов из Або и Вереля: “Они привезли небольшое

количество грубого холста, деревянных ложек, орехов, и продают эти товары

по улицам в слоях, варя себе кашу на открытом воздухе; отказываются

повиноваться требованиям полиции, напиваются, ссорятся, дерутся и

представляют постыдное зрелище отвратительной нечистоплотности”.

Финансовая политика.

Политическим препятствием были финансы. В истории великого

царствования финансовая политика составляет темное пятно. Из всех отраслей

создания Петра эта отрасль, по-видимому, наиболее непосредственно внушена,

вызвана войной, что на ней и отразилось. Прежде всего она вовсе не имеет

преобразовательного характера; кроме того она почти всегда откровенна и

отвратительна.

Денежные средства, какими располагал Петр при своем восшествии на

престол, не могут быть поставлены в прямую параллель со средствами

остальных европейских государств. По сообщению Голикова они не превышали

1,750,000 руб. Основываясь на бюджете настолько тощем, материальное

существование русского государства приняло бы, - даже касаясь только

внутренней стороны независимо от всяких усилий, устремленных за его

пределы, - вид неразрешимой загадки, если не считаться с совершенно особыми

условиями, в каких оно тогда находилось. Прежде всего, помимо содержания

армии, на самом государстве не лежало почти никаких повинностей. Оно не

платило своим служащим: они были обязаны ему служить взамен раздаваемым им

привилегий, или получали жалованье косвенным образом, путем “кормления”.

Оно не поддерживало дорог, тогда не существовавших, и так далее. Вот напр.,

бюджет расходов 1710 г. Он весьма поучителен в этом отношении.

Содержание армии ................................ 1,252,525 р.

артиллерии .......................... 221,799 р.

флота ................................... 444,288 р.

гарнизонов .......................... 977,896 р.

Расходы по набору ................................... 30,000 р.

закупке оружия ..................... 84,104 р.

Содержание дипломатии ......................... 148,031 р.

Остальные расходы (включая жалованье

фельдцейхмйстерам .................................. 675,775 р.

До воцарения Петра в 1679 г. была принята весьма важная

благодетельная мера в этой первобытной организации, а именно -

централизация доходов в Приказ Большой казны, замененном в 1699 г. ратушей.

Великий муж своим вмешательством только уничтожал все сделанное. Ему было

слишком некогда, чтобы следовать программе, обещавшей дать

удовлетворительные результаты только через долгий срок. Нуждаясь в больших

деньгах и немедленно, он поступал подобно запутавшимся сыновьям богатых

родителей. Вместо того, чтобы продолжать централизацию и таким образом

постепенно уничтожать отдельные в денежном выражении). При этом высокие

таможенные тарифы (до 40 % в иностранной валюте) надежно ограждали

внутренний рынок. Рост промышленного производства сопровождался усилением

феодальной эксплуатации, широким применением принудительного труда на

мануфактурах: использование крепостных, купленных (посессионных) крестьян,

а также труд государственного (черносошного) крестьянства, которое

приписывалось к заводу как постоянный источник рабочей силы. Указ от 18

января торг 1721 г. и последующие законы (например, от 28 мая 1723 г.)

разрешали частным мануфактуристам покупать крестьян целыми селеньями

“невозбранно, дабы те деревни всегда были при тех заводах неотлучно”.

Реформы охватили и сферу мелкотоварного производства, был

способствовали развитию ремесла, крестьянских промыслов (например,

изготовление полотна). В 1711 г. при мануфактурах были учреждены

ремесленные школы. А указами 1722 г. в городах было введено цеховое

устройство. Все ремесленники во главе с избираемым старостой были расписаны

в зависимости от специальности по цехам, где они становились мастерами,

подмастерьями и учениками. Всего в городах России в 20х годах ХVIII в. было

около 16 тыс. ремесленников, причем только в Москве 6,8 тыс. в составе 146

цехов. Создание цехов свидетельствовало о покровительстве властей развитию

ремесел и их регламентации.

В области внутренней и внешней торговли в петровское время большую

роль играла государственная монополия на заготовку и сбыт основных товаров

(соль, лен, пенька, меха, сало, икра, хлеб, вино, воск, щетина и др.), что

значительно пополняло казну. Всячески поощрялось создание купеческих

“кумпанств” расширение торговых связей с заграницей. Одновременно падало

значение богатейших купцов “торговой сотни”. Центрами торговли были Москва,

Астрахань, Новгород, а также крупные ярмарки - Макарьевская на Волге,

Ирбитская в Сибири, Свинская на Украине и менее крупные ярмарки и торжки на

перекрестках торговых дорог. Правительство Петра уделяло большое внимание

развитию водных путей - главного в то время вида транспорта. Велось

активное строительство каналов: Волго-Донского, Вышневолоцкого, Ладожского,

были начаты работы по сооружению канала Москва-Волга.

Реорганизация государственного управления. Усиление абсолютистской

монархии потребовало коренной перестройки и предельной централизации всей

системы государственного управления, его высших, центральных и местных

органов.

На смену Боярской думе в 1699 г. пришла Ближняя канцелярия, с 1708 г.

называвшаяся “консилией министров”. Она стала предшественницей

Правительствующего Сената - высшего правительственного учреждения с

судебными, административными, а иногда и законодательными прерогативами,

созданного в 1711 г. в составе 9 сенаторов, назначенных лично Петром. Трое

являлись представителями знати (князья М.В. Долгорукий, Г.И. Волконский, И

П.А. Голицын), трое - бывшие члены Боярской думы (Г.Н. Стрешнев, И.А. Мусин-

Пушкин, Г.А. Племянников) и трое - из дворян (М.В. Самарин, В.Г. Апухтин,

Н.П. Мельницкий). Решения Сената принимались коллегиально, на общем

собрании и скреплялись подписями сенаторов. Делопроизводством ведала

Сенатская канцелярия во главе с обер-секретарем.

Функции Сената в первые годы его существования были широки и

разнообразны. Ему были переданы дела Разрядного и Поместного приказов, он

заботился о государственных доходах и расходах, ведал явкой дворян на

службу. Он также являлся органом надзора за разветвленным бюрократическим

аппаратом. Для этого с 1711г. в центре и на местах были введены должности

фискалов (провинциальных и городовых), которые доносили о всех нарушениях

законов, взяточничестве, казнокрадстве и тому подобных действиях, наносящих

вред государству. Ими руководил обер-фискал, входивший в состав Сената.

Доносы фискалов ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата особое

судебное присутствие из четырех судей и двух сенаторов. Петр поощрял

фискалов, освободив их от податей, подсудности местным властям и даже

ответственности за ложные наветы.

Хотя Сенат был руководящим контролирующим органом, но и за его

деятельностью был установлен контроль. С 1715 г. за работой Сената следил

сенатский генерал-ревизор (надзиратель указов), за тем тот же сенатский

обер-секретарь и штаб-офицеры гвардии и, наконец, с 1722 г. генерал-

прокурор (П.И. Ягужинский) и обер- прокурор, которым подчинялись прокуроры

во всех других учреждениях. Генерал-прокурор контролировал всю работу

Сената, его аппарата, канцелярии, принятие и исполнение всех его

приговоров, их опротестование или приостановление. Сам генералпрокурор и

его помощник обер-прокурор подчинялись только царю, подлежали только его

суду. Действуя через подчиненных ему прокуроров (гласный надзор) и фискалов

(тайный надзор), генерал-прокурор выступал как “око царево и стряпчий о

делах государственных”. Новое положение о Сенате 1722 г. зафиксировало его

статус как высшего государственного учреждения империи. Сенат в руках Петра

стал послушным орудием монарха по управлению страной. Но в его ведении

оказалось слишком много повседневной, черновой работы. В связи с этим

назрела необходимость коренным образом перестроить всю систему центральных

государственных органов.

Взамен сложного и неповоротливого аппарата приказов (свыше 50) и

канцелярий с их нечеткими функциями и параллелизмом в работе был разработан

проект создания центральных ведомств с четким разграничением сфер

управления. Реформа 1718- 1720 гг. упразднила приказы и канцелярии и ввела

коллегии, созданные на основе изучения иностранного опыта организации

государственной управления. В отличие от приказов в новых органах решения

принимались коллективно. Всего было создано 11 коллегий со строгим

разделением функций. Например, Посольский приказ заменила Коллегия

иностранных (чужестранньи) дел во главе с канцлером и вицеканцлером (графом

Г.И. Головкиным и бароном П.П. Шафировым). Были образованы коллегии:

Военная (фельдмаршал князь А.Д. Меншиков, генерал А. Вейде), Адмиралтейская

(генерал-адмирал граф Ф.М. Апраксин, вице-адмирал К. Крюйс), Камер-коллегия

(с 1721 г. князь Д.М. Голицын), Юстиц-коллегия (тайный советник граф А.А.

Матвеев), Ревизион-коллегия (кригс-комиссар князь Я.Ф. Долгорукий), с 1722

г. Ревизион-контора Сената, Коммерц-коллегия (граф П.А. Толстой), Штатс-

контор-коллегия (граф И.А. Мусин-Пушкин), Берг-мануфактур-коллегия (генерал-

фельдцехмейстер Я.В. Брюс). Важнейшими, “государственными” являлись

коллегии, ведавшие иностранными, военными (армией и флотом отдельно) и

судебными делами. Другая группа коллегий занималась финансами: доходами -

Камер-коллегия, расходами -Штатс-контор-коллегия, контролем за сбором и

расходованием казенных средств- Ревизион-коллегия. Торговлей и

промышленностью руководили соответственно Коммерц-коллегия и Берг-

мануфактур-коллегия, разделенная на два ведомства в 1722 г.

В 1721 г. была создана Вотчинная коллегия, заведовавшая дворянским

землевладением и находившаяся в Москве. Другой сословной коллегией явился

созданный в 1720 г. Главный магистрат, управлявший городским сословием -

ремесленниками и купечеством. (С 1699 г. этим занималась Бурмистерская

палата в Москве, преобразованная в 1700 г. в Ратушу.) Главный магистрат

стоял во главе городовых магистратов, которые сменили земские избы. Задачей

новых учреждений являлось исполнение административно полицейских и судебных

функций в городах, “защита купцов и ремесленников от обид и притеснений”,

развитие городских ремесел и торговли. Президентом этой особой коллегии был

назначен купец Исаев, а оберпрезидентом князь Ю.Ю. Трубецкой.

Коллегии не охватывали всех отраслей управления. По-прежнему

дворцовое, ямское, строительное, медицинское дело и некоторые другие

находились в ведении специальных приказов, палат и контор. Политическим

сыском на протяжении всей Петровской эпохи занимался Преображенский приказ,

которым руководил князь Ф.Ю. Ромодановский. Поначалу каждая коллегия

руководствовалась своим регламентом, но в.1720 г. был издан обширный (из 56

глав) “Генеральный регламент”, определивший их единообразное

организационное устройство и порядок деятельности. Согласно этому документу

присутствие каждой из коллегий состояло из президента, вице-президента,

четырех-пяти советников и четырех асессоров, а также детально

регламентированного штата чиновников. Последующее развитие принципа

чиновной, бюрократической выслуги нашло отражение в петровской “Табели о

рангах” 1722 г. Новый закон разделил службу на гражданскую и военную. В нем

было определено 14 классов, или рангов, чиновников. Всякий получивший чин 8-

го класса становился потомственным дворянином. Чины с 14-го по 9-й тоже

давали дворянство, но только личное. Новая система предельной

бюрократизации государства качественно изменила служилое сословие, включив

в состав дворянства выходцев из других социальных групп. Все они, дворяне

старой и новой формации, получали земли и крестьян. В Петровскую эпоху

сотни тысяч крестьян из числа государственных и дворцовых перешли в частное

владение. Привлечению дворян к службе способствовал и принятый 23 марта

1714 г. указ о единонаследии, приравнявший поместья к вотчинам.

Наряду с укреплением центрального аппарата управления еще раньше

началась реформа местных учреждений. Вместо воеводской администрации в 1708-

1715 гг. была введена губернская система управления. Первоначально страна

была разделена на восемь губерний: Московскую, Ингерманландскую (позднее

Петербургскую), Смоленскую, Киевскую, Азовскую, Казанскую,

Архангелогородскую и Сибирскую. Затем были образованы Воронежская, Рижская,

Нижегородская и Астраханская губернии. Во главе Петербургской и Азовской

губерний стояли генерал-губернаторы Меншиков и Ф. Апраксин. Остальными

управляли губернаторы, в руках которых находилась вся полнота

административно-полицейской и судебной власти. В помощь губернатору были

приданы чиновники, руководившие отдельными отраслями: судебными

(ландрихтер), военными (обер-комендант), денежными и провиантскими сборами

(обер-комиссар и обер-провиантмейстер). Во главе уездов вместо воевод

стояли коменданты. В 1713 г. при бы губернаторе устроили коллегию из 8 - 12

ландратов, избираемых дворянами, но уже на следующий год ландраты

превратились в назначаемых чиновников, которые управляли новыми

административно-территориальными единицами уездов - долями.

В 1719 г. Петр вновь возвратился к проблеме местной администрации. По

новому указу страна была разделена на 50 провинций во главе с воеводами.

Губернии сохранились, но в руках им губернаторов оставались только военные

и судебные дела. В территориальном же отношении губернатор управлял только

провинцией губернского города. Провинции соответственно делились на

дистрикты во главе с земскими комиссарами. Помимо указанных и без того в

сложную и запутанную систему местных учреждений влились судебные органы. В

1719 г. были введены нижние (провинциальные и городовые) и верхние

(надворные) суды. Во главе надворных судов стояли губернаторы. Однако уже к

1722 г. нижние суды были упразднены, а надворные просуществовали лишь до

1727 г. Попытка отделения суда от администрации, таким образом,

провалилась.

Церковь и ликвидация патриаршества.

Крупнейшим феодалом в России оставалась церковь, которая к концу

ХVII в. все еще сохраняла некоторую политическую самостоятельность,

несовместимую с развивающимся абсолютизмом. Когда в 1700 г. умер патриарх

Андриан, Петр I решил не назначать нового патриарха. Временно во главе

духовенства был поставлен рязанский митрополит Стефан Яворский, получивший

наименование “местоблюститель патриаршего престола”, при этом не облеченный

патриаршими полномочиями. Хотя формально “местоблюститель” по-прежнему

должен был созывать на советы епископов - “освященные соборы”, но эти

совещания носили чисто формальный характер. Патриарший разряд был

упразднен, а его функции переданы восстановленному в 1701 г. Монастырскому

приказу во главе с боярином И.Л. Мусиным-Пушкиным и дьяком Е. Зотовым.

Этому приказу были подчинены патриаршие Казенный и Дворцовый приказы.

Доходы, полученные от хозяйственной деятельности монастырей и других

церковных учреждений, шли в основном на государственные нужды. Так, с 1701

г. по 1711 г. казна получила с монастырских вотчин свыше 1 млн. рублей.

Одновременно государство ограничивало количество монахов, запрещало их

переход из одного монастыря в другой, регламентировало штаты монастырей. На

церковь было возложено устройство и содержание начальных школ и богаделен

для увечных и больных, а также отставных солдат.

Наконец, 25 января 1721 г. Петр утвердил “Духовный регламент”,

разработанный его сторонником псковским епископом Феофаном Прокоповичем.

Согласно новому закону была проведена коренная церковная реформа,

ликвидировавшая автономию церкви и полностью подчинившая ее государству.

Патриаршество в России было упразднено, а для управления церковью учреждена

специальная Духовная коллегия, преобразованная вскоре (14 февраля) для

придания большего авторитета в Святейший правительствующий Синод. В его

ведении находились чисто церковные дела: толкование церковных догм,

распоряжения о молитвах и церковной службе, цензура духовных книг, борьба с

ересями, заведование учебными заведениями и смещение церковных должностных

лиц и т.д. Синод имел также функции духовного суда. Присутствие Синода

состояло из 12 высших церковных иерархов, назначаемых царем, которому они

приносили присягу. 11 мая 1722 г. для надзора за деятельностью Синода Петр

назначил из числа близких ему офицеров обер-прокурора (И.В. Болдина),

которому подчинялась синодальная канцелярия и церковные фискалы -

“инквизиторы”. Все имущество и финансы церкви, закрепленные за ней земли и

крестьяне находились в ведении Монастырского приказа, подчиненного Синоду,

а с 1724 г. преобразованного в синодальную камер-контору. Таким образом,

Петр I - полностью подчинил церковь своей власти.

Создание регулярной армии и флота.

Многие петровские реформы были направлены на коренную реорганизацию

вооруженных сил страны: создание регулярной армии и постройку мощного

отечественного флота “Потешными” полки 1687 г. были не чем иным, как ядром

новой армии. Они стали своеобразной школой боевой подготовки для новых

формирований. Реорганизация армии началась уже в 1698 г., когда стали

распускаться стрелецкие и создаваться регулярные полки. В основу

комплектования их был положен опыт наборов солдат и драгун, сложившийся во

второй половине ХVII в. Была оформлена рекрутская система, в соответствии с

которой солдатский состав полевой армии и гарнизонных войск стал набираться

из крестьян и других податных сословий, и офицерский корпус - из дворян.

Указ от 19 ноября 1699 г. предусматривал формирование 30 пехотных

солдатских полков из “сдаточных” и “охочих” людей. А указ 1705 г. завершил

складывание “рекрутчины”. В итоге с 1699 г. по 1725 г. было проведено 53

набора в армию и на флот (23 основных и 30 дополнительных). Они дали более

284 тыс. человек, призванных на пожизненную воинскую службу. И если в 1699

г. было фактически создано помимо двух гвардейских 27 пехотных и 2

драгунских полка, то к 1708 г. петровская армия была доведена до 52

пехотных (в том числе 5 гренадерских и 33 кавалерийских) полков. После

победы под Полтавой штаты армии несколько уменьшились: почти 100-тысячная

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.