|
Петр ПервыйПетр ПервыйВведение. 1.1.ПЕТР 1 – РУССКИЙ ЦАРЬ. Преобразования Петра Великого, его деятельность, личность, роль в судьбе России - вопросы интересующие и привлекающие внимание исследователей нашего времени не менее чем в прошлые века. ‘’ В последнее время многие писатели, публицисты , продолжая в этом отношении традиции словянофильской и народнической историографии, пишут о том , что не будь Петра и его преобразований , развитие России могло пойти по иному , менее драматическому пути. Вопрос в том , в какой мере преобразования были случайны или закономерны , означали ли они радикальный разрыв преемственности исторического процесса или , напротив , были его логическим продолжением , был ли Петр великим преобразователем или тираном возник давно , едва ли не в саму эпоху преобразований .’’[1] Ответ на эти вопросы , по моему мнению , необходимо искать и в личности Петра , и в тех обстоятельствах , которыми он был окружен , в тех объективных тенденциях русского исторического процесса , которые оказывали влияние на ход реформ , во многом придавали им такой стремительный , порой непоследовательный характер . Эта тема меня привлекла своей многоплановостью, разносторонностью и глубиной. На примере этой темы можно рассмотреть процесс развития , становления и укрепления государства , вырастание до уровня Великой Державы ; становление абсолютизма ,а также можно выделить , актуальный на сегодняшний день, аспект этой темы - роль личности в истории. Различные историки по-разному оценивают Петра и его деятельность. Одни , восхищаясь им , отодвигают на второй план его недостатки и неудачи, другие , наоборот, стремятся выставить на первое место все его пороки , обвинить Петра в неправильном выборе и преступных деяниях. Рассматривая жизнь и деятельность Петра , нельзя забывать о том , что он творил в условиях внутренней и внешней борьбы: внешняя- постоянные военные действия , внутренние- это оппозиция . Недовольное боярство составляло оппозиционные круги , а в дальнейшем к ним примкнул царевич Алексей . Современникам Петра было сложно его понять : царь- плотник, царь - кузнец , царь - солдат , стремившийся вникнуть во все мелочи совершаемого им дела . Образ “помазанника Божия “- царя- батюшки, царивший в сознаниях людей , постоянно вступал в конфликт с реальной фигурой нового царя. Неудивительно, что многие не понимали Петра, его стиля мышления, его идей , зачастую обитавших в другом политическом пространстве. Петр не был похож на своих предшественников ни внешним обликом , ни живым и открытым характером . Личность Петра очень сложна и противоречива, но при этом Петр I был очень цельной натурой . Во всех его начинаниях, порой очень противоречивых , было все же рациональное зерно. Как говорилось выше , невозможно рассматривать деятельность Петра не учитывая того, что из 35 лет его правления , лишь около 1.5 лет Россия находилась в состоянии полного мира. Постоянные военные действия оказывали влияние на ход реформ и вообще на всю внутреннюю и внешнюю политику. Старое никогда не уходит с общественной сцены добровольно и новое всегда рождается в жестких схватках с отжившим. Петру пришлось бороться со многими предрассудками и пережитками , которые иногда оказывались слишком сильными , чтобы сломить их с первого удара. Эпоха Петра I представляет собой большой интерес для изучения и исследования ,т.к. рассматривая ее мы за процессом развития и роста государства. Превращением России из дикого деспотического царства Московского в Великую империю. За несколько десятилетий строится новая система управления ,создается система образования , периодическая печать, формируется регулярная армия, возникает военный флот . Развивается промышленность , активизируется внешняя торговля, стабилизируется экономика. Благодаря внешней политике Петра , было покончено с политической изоляцией, и укреплялся международный престиж России. Одним из методов политологии является исторический метод, который предусматривает рассматривание политических явлений в контексте исторического процесса. История , как и все в этом мире ,подчиняется универсальному закону - закону “отрицание отрицания“. Спираль развития истории дает возможность изучая прошлое , решать проблемы настоящего и моделировать будущее . Корни решений проблем сегодняшнего дня необходимо искать в “делах давно минувших дней “. Если сравнивать положение внутри государства в конце XVIII в. и положение в государстве в наши дни ,то не найдем ли мы сходства, не заметим ли общности проблем и сложностей в развитии экономики , финансов системе образования , культуры ... К концу ХVII в Россия отставала от Европы по всем параметрам по меньшей мере на 200 лет. За время царствования Петра I Россия догнала Европу гигантскими шагами , но это стоило ей немалых потерь экономических и людских ресурсов. Взглянув на сегодняшнюю ситуацию в стране , невозможно не заметить отставания ее от лидирующих стран во многих сферах , и, вероятно, это отставание будет продолжаться до тех пор пока не появится “ новый” Петр I -”второй Петр I”. Возможно и в этом заключается одна из особенностей менталитета нашего народа. В каждом периоде жизни государства Российского, в критический момент истории появлялся свой Реформатор: Х век - Владимир ; ХVII-ХVIII в -Петр I; ХVIII - Екатерина II ; ХIХ - Александр II. Узнавая новое о Петре I , поражает эта неисчерпаемая , кипучая жизненная энергия , самоотверженная преданность идее, мечте , которую в большей степени Петр смог воплотить в жизнь . Стремительный рост России в первой четверти ХVIII века поражает не только нас, но поражал и современников Петра. Вся Европа того времени наблюдала и дивилась тому, как это государство пробудило дремавшие внутри силы и проявило тот потенциал энергии, который оно так долго скрывало в своей глубине. Во всех видах искусства теме Петра уделялось внимание . Написано множество поэм, романов, картин и музыкальных произведений. Все авторы неизменно признают Петра великим . О мощный властелин судьбы ! Не так ли ты над самой бездной, На высоте, уздой железной , Россию поднял на дыбы? А.С.Пушкин. Основная часть. 2.1.ДЕТСТВО ПЕТРА. Со временем у царицы появились и другие дети, а к Петру были приставлены мамки и няньки, но Наталья Кирилловна ни на миг не отпускала от себя своего любимца «Свет – Петрушеньку». Малыша развлекали погремушками, гуслями и цимбальцами, коньком и пушечками. Когда Петру исполнилось три года, отец подарил ему детское ружьецо и сабельку. Благодаря первым счастливым годам жизни, проведенным в материнской горенке, Петр навсегда полюбил небольшие уютные комнаты с низкими потолками и маленькими оконцами. Такие комнаты были в домах, которые он строил для себя и где любил жить. Однажды, будучи с официальным визитом во Франции, Петр предпочел приготовленным для него огромным великолепным покоям в Лувре частный особняк, распорядившись свою спальню устроить в тесной и темной комнатке, раннее служившей гардеробной. В конце января 1676г. умер царь Алексей Михайлович. Петру шел всего четвертый год. Летом того же года венчался на царство пятнадцатилетний Федор, сводный брат Петра, - сын Алексея Михайловича от первого брака с Марией Милославской. «Книжный» человек, Федор беспокоился, что брата не учат грамоте, и неоднократно напоминал об этом царице Наталье. Она же считала, что сын еще слишком мал, и не торопилась с его обучением. Наконец, через полтора года нашли подходящего, по мнению царицы, учителя. Если обучение царя Алексея Михайловича проходило под руководством деда, патриарха Филарета, и боярина Бориса Морозова – людей образованных и искушенных в книжной премудрости, а наставником Федора и Софьи был Симеон Полоцкий – выдающийся писатель, педагог и ученый монах, то в учителя к Петру определили ничем не примечательного дьяка Никиту Моисеевича Золотова. Недостаток образованности, однако, искупился тем, что, будучи человеком терпеливым и добрым, Золотов не только не стремился подавлять природную любознательность и непоседливость царственного отпрыска, но и сумел завоевать доверие царевича. К тому же, как того желала царица Наталья, он «ведал Божественное писание», изучению которого уделял особое внимание в занятиях с Петром. Уже взрослым царь вспоминал эти уроки и мог свободно цитировать священное писание или спорить о толковании того или иного места в Евангелии. Золотову вменялось в обязанности воспитывать у мальчика царственную величавость и статность. Но «дядька» и не пытался принуждать бойкого, подвижного ребенка к многочасовому восседанию с прямой спиной на стуле выработки привычки к трону. Он позволял царевичу вволю лазать по чердакам, играть и даже драться с дворецкими и стрелецкими детьми. Когда Петр уставал от беготни, Никита Моисеевич усаживался рядом и, неторопливо рассказывая о случаях из собственной жизни, вырезал деревянные игрушки. Царевич смотрел на ловкие руки «дядьки» и сам начинал прилежно обтачивать заготовку ножом. Никакими особыми навыками народного умельца Золотов не обладал, все делал на глазок. Петр перенял эту сноровку, и, полагаясь всегда больше на собственный глазомер, нежели на чертежи и математические выкладки, ошибался нечасто. Из оружейной палаты Никита Золотов постоянно приносил Петру книги с иллюстрациями, а позже, по мере развития интереса ученика к «историческим» предметам – военному искусству, дипломатии и географии, - заказывал для него «потешные тетради» с красочными изображениями воинов, иноземных кораблей и городов. В зрелом возрасте Петр I не раз проявлял разнообразные и глубокие исторические знания. Царевич всему учился охотно и впоследствии писал бегло, но с многочисленными ошибками. Занятия с Золотовым оставили след в памяти Петра на всю его жизнь. Став взрослым, проводя реформы в стране, он мечтал, чтобы была написана книга по истории отечества; сам составил азбуку русского языка, простую для написания и легкую для запоминания. Царь Федор Алексеевич скончался весной 1682г., не назвав имени своего приемника. После него на трон могли претендовать два брата – шестнадцатилетний Иван и десятилетний Петр. Братья по отцу, они имели разных матерей, родственники которых начали жестокую борьбу за власть. Заручившись поддержкой духовенства, Нарышкины и их сторонники возвели на престол Петра, а его мать, царицу Наталью Кирилловну, объявили правительницей. Однако с этим не пожелали примиряться родственники царевича Ивана и царевны Софьи – Милославские, - усмотрев в провозглашении Петра царем ущемление своих интересов. Недовольные, они нашли поддержку среди стрельцов, которых в Москве было более 20 тыс. человек. Ранним утром 15 мая 1681г. в стрелецких слободах зазвучал набат. Стрельцы, подстрекаемые Милославскими, вооружились и с криком, что Нарышкины убили царевича Ивана, двинулись в Кремль. Правительница Наталья Кирилловна, надеясь успокоить бунтовщиков, вышла к ним на Красное крыльцо, ведя за руки Ивана и Петра. В первые часы бунта были убиты крупные государственные деятели Артамон Матвеев и Михаил Долгорукий, а потом и многие другие сторонники царицы Натальи. Несколько дней в столице буйствовали стрельцы, грабя и убивая. Лишь 26 мая они утихомирились и потребовали венчать также на царство болезненного и слабоумного сводного брата Петра – царевича Ивана. Управление страной по молодости обоих царей было вручено царевне Софье Алексеевне. Десятилетний Петр стал очевидцем ужасов стрелецкого бунта. На всю жизнь стало для него ненавистным словом «стрельцы», которое вызывало жгучее желание отомстить за гибель близких, слезы и унижение матери. 2.2.Преображенское. После того, как состоялась торжественная церемония венчания на царство царевичей, нареченных царями Иваном V и Петром I, правительница Софья, подозревая Наталью Кирилловну в интригах, вынудила ее вместе с Петром покинуть Москву. Царица Наталья обосновалась в подмосковном дворце в селе Преображенском. В Кремле Петр и шагу не мог ступить без толпы мамок, нянек и другой прислуги, а выход за стены царской резиденции приравнивался к целому путешествию, на время которого назначалось правительство из бар и думных дьяков, обязанных следить, чтобы в это время «государству не убыло и потерьки не было». Напротив, в Преображенском Петр пользовался полной свободой. Пока царица плакала, и попрекала вероломную падчерицу – царевну Софью, Петр с ватагой сверстников из дворовых слуг убегал в окрестные поля и леса. На вольном воздухе он физически окреп, на время забыв пережитое. Летом он забавлялся качелями, игрой в кости, а зимой катался на коньках и салазках, строил с ребятами снежные городки и брал их приступом. Обследовав кладовые Преображенского, Петр обнаружил в них ржавые ружья и пистоли. Множество полезных для мальчишеских игр вещей – шлемы, латы и другую военную амуницию ему привозили из оружейной палаты. Он одел и вооружил свое войско, составлявшее из сверстников и друзей по играм и потехам. Так и прозвали это войско – «потешным», т.е. созданным для царской потехи. Оно объединяло многих будущих полководцев и государственных деятелей, а пока – юношей, играющих в войну. Постепенно мальчишеская забава превращалась в серьезное увлечение. Петр собрал в своем потешном войске не только молодых людей из боярских семей, но и взрослых мужчин из числа оставшихся не у дел знатных придворных родов. Он постоянно требовал присылать ему из Оружейной палаты в Преображенское пищали (ружья), свинец, порох, знамена, барабаны и другие предметы «Марсовых потех». В 1687 г. Петру явилось столько желающих записаться в потешные, что постепенно ему удалось составить из них два полка, один из которых размещался в Преображенском, а второй в ближайшем селе Семеновском. С тех пор они так и назывались: Преображенский и Семеновский полки. Со временем для них сшили специальную форму: для преображенцев – зеленую, а для семеновцев – синюю. Позже вся петровская гвардия оделась в форму зеленого цвета. Мундиры были сшиты по европейскому образцу. Солдатская форма почти не отличалась от офицерской. Офицеры носили золотые галуны, нагрудный знак в виде полумесяца и трехцветный шарад на поясе. Со временем многие «потешники» благодаря своей смелости, преданности и уму превратились в выдающихся людей той эпохи: полководцев, дипломатов и государственных деятелей. Не случайно их мнение по наиболее важным вопросам нередко становились для царя решающим. В октябре 1721г. сподвижники Петра преподнесли ему «памятный адрес» с просьбой впредь именоваться «отец Отечества и император Великий». При этом канцлер Головкин обратился к нему с весьма примечательными и трогательными словами: «Мы, твои верные подданные, из тьмы неведения на театр славы всего света, из небытия в бытие произведены, и в общество политических народов присовокуплены. От нахлынувших восстаний о трудном начале славных дел глаза Петра подернулись влагой, и, приняв адрес, он расцеловал своих верных друзей. А пока потешные полки проводили маневры, учились стрелять, защищать и брать приступом или осадой пока еще не настоящие, а потешные крепости, Петр неизменно оказывался в первых рядах атакующих. Молодой царь хотел знать и уметь все: подавать сигнал войску барабанной дробью, стрелять из мортиры, метать грамоту. Его одолевали тысячи вопросов, ответить на которые было не кому. Любознательность привела Петра в расположенную по соседству с Преображенским Немецкую слободу, где жили купцы, лекари, наемные военные и разного рода мастера из Западной Европы. Москвичи сторонились обитателей Немецкой слободы. Молодой государь нашел там себе друзей, научился говорить по – голландски и по-немецки. Петр познакомился с голландским инженером Францем Тиммермамом, который стал заниматься с ним арифметикой, алгеброй, геометрией, артиллерийской наукой, обучил основам строительства крепостей и укреплений. К молодому царю в Слободе относились неизменно приветливо и дружелюбно. Петр быстро усвоил ту невероятную смесь диалектов, на которой здесь говорили, и впоследствии его с трудом понимали в европейских столицах. Общительный по характеру, он завел множество товарищей среди иностранных плотников, аптекарей, пивоваров и солдат, из которых сразу выделил Уранца Лефорта. Этот выходец из Швейцарии, находившийся на русской службе в чине полковника, стал наставником молодого царя в его знакомстве со своеобразной культурой «Московской Европы». Она не была ни английской, ни германской, ни французской, ни голландской, хотя представители этих народов обрели в Москве второе отечество; она воплотила все оттенки народной культуры Западной Европы. Иначе и быть не могло. Носители утонченной культуры – в России иноземные дворяне - в России оседали редко. Сюда в поисках счастья приезжали отчаянные смельчаки, люди сложной судьбы, покинувшие Родину по политическим или религиозным причинам, авантюристы с темным прошлым. За благопристойными фасадами причудливо украшенных домиков дремали привычки пиратов, «рыцарей удачи», выброшенных жизненным штормом на чужой берег. Не случайно постоянное и неумеренное потребление пива и водки было главным занятием российских «немцев» в часы досуга. Подобный стиль жизни был наивно заимствован молодым царем и перенесен им сначала в среду потешных, а затем и дворянства. Страсть к точным наукам и практическим занятиям, развитая Тиммерманом, осталась у Петра на всю жизнь, а к прежним увлечениям прибавилось новое – строительство кораблей и плавание на них. Старый английский ботик (небольшое судно), обнаруженный в заброшенном сарае, позволил юноше испытать неведомое ранее чувство свободного скольжения по водной глади, подобное полету птицы. Тихие подмосковные реки скоро оказались для него узкими и мелкими. Вместе со своим потешным флотом Петр перебрался на Плещеево озеро под Переславлем – Залеским, а затем в Архангельск, ближе к настоящим морским просторам. Напрасно царица – мать в письмах умоляла оставить опасные занятия, сообщала о тайном желании Софьи занять российский престол. Царица писала, что уже изготовили ее портрет в полном царском облачении с короной на голове, державой и скипетром в руках. Казалось, Петра мало беспокоили жалобы матери. Тогда царица решила женить сына, на свой вкус выбрав ему невесту – Евдокию Лопухину, белолицую, статную и здоровую девушку. Свадьба состоялась зимой 1689г., а в конце апреля, лишь лед сошел с Плищеева озера, Петр вновь отправился к своим кораблям, забыв на время мать, жену, козни сестры, престол и государство. Летом 1689г. Петр вернулся в Преображенское. В тот же день Софья в Москве объявила, что собирается отправиться на богомолье в Донской монастырь, и приказала собрать стрельцов для своей охраны. Стрельцы стянулись в Кремль. Неожиданно среди них распространился слух, что в отсутствие царевны Петр собирается со своими потешными напасть на Кремль, убить царя Ивана и его сестер. Стрельцы всполошились, ударили в набат, заперли ворота, послали за подмогой. Верные люди дали Петру знать о происходящем в Москве. Разбуженному среди ночи Петру пригрезилось, что стрельцы идут в Преображенское убивать и грабить. В сильном испуге он бросился бежать, забыв обо всем, но и успокоившись, он побоялся вернуться обратно и поскакал в Троице – Сергиев монастырь искать спасения за его могучими башнями и толстыми стенами. Туда к нему отправились мать, жена и верные потешные полки. С каждым днем вокруг Софьи оставалось все меньше и меньше единомышленников. Она вынуждена была искать примирения с братом, а он приказал правительнице отречься от власти и уйти в монастырь. 2.3. «Великое Посольство». Вскоре последовал указ – во главе «Великого Посольства» Петр поставил генерал – адмирала Ф.Я. Лефорта, как человека светского и обходительного, знатока европейских обычаев, генерала и комиссара Ф. А. Головина, руководителя Посольского приказа, тонкого и опытного дипломата, человека общительного и рассудительного, наконец – думного дьяка П.Б. Возницына, тоже одного из руководителей внешнеполитического ведомства, очень основательного и непроницаемого человека старой, бюрократической закалки. В марте 1697г. посольство выехало из Москвы. В нем числилось более 250 персон; среди них - 35 «валантиров» (волонтеров), в том числе и урядник Преображенского полка – Петр Михайлов – царь Петр Алексеевич, решивший ехать инкогнито. Как и другие волонтеры, он должен был учиться на Западе корабельному делу, морской науке. Фактически, с начала и до конца он возглавлял посольство, направлял во всем его работу. Впервые правитель Московского государства отправлялся в зарубежные страны. Официальная цель посольства – подтверждение союза, направленного против Турции и Крыма. Царь и посольство побывали в Риге и Курляндии, германских княжествах и Нидерландах, Англии и Австрии. Они ознакомились с европейской промышленностью, в частности кораблестроением, музеями, театрами, обсерваториями и лабораториями. Было нанято более 800 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |