бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Преобразования Петра I во внутренней политике

на Плещеевом озере, около Переславля - Залесского, несколько небольших

кораблей под руководством голландских мастеров. Весной 1690 года создаются

знаменитые "потешные полки" - Семеновский и Преображенский. Петр начинает

вести настоящие военные маневры, на Яузе строится "стольный град Прешбург".

Семеновский и Преображенский полки стали ядром будущей постоянной

(регулярной) армии и проявили себя во время Азовских походов 1695-1696

гг. Большое внимание Петр I уделяет флоту, первое боевое крещение которого

также приходится на это время. В казне не было необходимых средств, и

строительство флота поручалось так называемым "кумпанствам" (компаниям) -

объединениям светских и духовных землевладельцев. С началом Северной

войны основное внимание переключается на Балтику, а с основанием Санкт-

Петербурга строительство кораблей ведется почти исключительно там. К концу

царствования Петра, Россия стала одной из сильнейших морских держав мира,

имея 48 линейных и 788 галерных и прочих судов.

Начало Северной войны стало толчком к окончательному созданию

регулярной армии. До Петра армия состояла из двух главных частей -

дворянского ополчения и различных полурегулярных формирований

(стрельцы, казаки, полки иноземного строя). Революционным изменением было

то, что Петр ввел новый принцип комплектования армии - периодические

созывы ополчения были заменены систематическими рекрутскими наборами. В

основу рекрутской системы был положен сословно-крепостнический принцип.

Рекрутские наборы распространялись на население, платившее подати и несшее

государственные повинности. В 1699 г. был произведен первый рекрутский

набор, с 1705 г. наборы узаконены соответствующим указом и стали

ежегодными. С 20 дворов брали одного человека, холостого, в возрасте от

15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны эти сроки постоянно изменялись

из-за нехватки солдат и матросов). Более всего от рекрутских наборов

пострадала русская деревня. Срок службы рекрута практически не был

ограничен. Офицерский состав российской армии пополнялся за счет дворян,

обучавшихся в гвардейских дворянских полках или в специально организованных

школах (пушкарская, артиллерийская, навигационная, фортификационная,

Морская академия и т.д.). В 1716 г. был принят Воинский, а в 1720 г. -

Морской устав, проводилось широкомасштабное перевооружение армии. К концу

Северной войны Петр имел огромную, сильную армию - 200 тыс. человек (не

считая 100 тыс. казаков), которая позволила России одержать победу в

изнурительной, растянувшейся почти на четверть века войне.

Главные итоги военных реформ Петра Великого заключаются в следующем:

- создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире,

которая дала России возможность воевать со своими основными

противниками и побеждать их;

- появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меншиков,

Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.);

- создание мощного военного флота;

- гигантский рост военных расходов и покрытие их за счет жесточайшего

выжимания средств из народа.

Развитие металлургии способствовало значительному росту производства

артиллерийских орудий, устаревшая разнокалиберная артиллерия заменялась

орудиями новых образцов.

В армии было впервые произведено соединение холодного и

огнестрельного оружия - к ружью был примкнут штык, что значительно усилило

огневую и ударную мощь войска.

В начале XVIII в. впервые в истории России на Дону и на Балтике был

создан военно-морской флот, что по значению не уступало созданию

регулярной армии. Строительство флота осуществлялось невиданно быстрыми

темпами на уровне лучших образцов военного кораблестроения того времени.

§ 2. РЕФОРМЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ.

Из всех преобразований Петра центральное место занимает реформа

государственного управления, реорганизация всех его звеньев.

В первой четверти XVIII в. был осуществлен целый комплекс реформ,

связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и

управления (приложение 2). Их сущностью было формирование дворянско-

чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма.

В.О.Ключевский писал: "Преобразование управления - едва ли не самая

показная, фасадная сторона преобразовательной деятельности Петра; по ней

особенно охотно ценили и всю эту деятельность". Ключевский, вообще

относившийся к деятельности Петра весьма критически, считал, что реформы

управления проводились наспех, беспрограммно. Те или иные изменения в

государственном управлении, административно-территориальном делении России

диктовались военной необходимостью, а их главной задачей было как можно

более эффективное выколачивание средств из народа для покрытия все растущих

военных расходов (сам Петр называл деньги "артериею войны"). Для Петра-

реформатора было также характерно стремление перенести военные принципы на

сферу гражданской жизни и государственного управления. Весьма показателен в

этом плане Указ от 10 апреля 1716 г., присланный императором в Сенат:

"Господа Сенат! Посылаю вам книгу Воинский устаф (которой зачат в

Петербурхе и ныне совершен)... И понеже оной хотя основанией воинских

людей, аднакож касается и до всех правителей земских". Петр относился к

государственному учреждению как к воинскому подразделению, к регламенту -

как к военному уставу, а к чиновнику - как к военнослужащему. Американский

исследователь Д.Крайкрафт отмечал: "Петр не только одевался как солдат, но

и действовал и думал как солдат".

Взамен устаревшей системы приказов было создано 12 коллегий, каждая

из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и

подчинялась Сенату. Коллегии получили право издавать указы по тем

вопросам, которые входили в их ведение. Кроме коллегий было создано

известное число контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции

которых были также четко разграничены.

В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления

на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по

территории и количеству населения.

Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор,

сосредоточивавший в своих руках исполнительную и служебную власть.

При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение

осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату,

но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых нередко противоречили

друг другу.

Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых

равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с провинциальной

канцелярией при нем. Провинции в свою очередь делились на дистрикты (уезды)

с воеводой и уездной канцелярией. После введения подушной подати были

созданы полковые дискриты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за

сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные

выступления.

Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко

выраженный продворянский характер и закрепляла активное участие

дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно

еще больше расширила объем и формы службы дворян, что вызывало их

недовольство.

Однако в условиях российского самодержавия, когда ничем и никем не

ограниченная воля монарха - единственный источник права, когда чиновник

не ответствен ни перед кем, кроме своего начальника, создание

бюрократической машины стало и своеобразной "бюрократической революцией", в

ходе которой был запущен вечный двигатель бюрократии. Начиная с петровских

времен он начал работать по присущим ему внутренним законам, ради конечной

цели упрочения своего положения. Многие из этих черт и принципов сделали

сплоченную касту бюрократов неуязвимой и до сего дня.

В основе военно-бюрократической системы, созданной Петром, лежала

четкая иерархичность, соподчиненность всех звеньев. Петровская эпоха

примечательна окончательным оформлением самодержавия. Ликвидация последних

следов сословного представительства, создание сводов законов, закрепляющих

право личности управлять, владеть миллионами на основании своей

юридически ничем не ограниченной воли с помощью бюрократической машины, -

суть главных процессов, происшедших при Петре.

§ 3. РЕФОРМЫ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛЕ.

В промышленности России в этот период произошел настоящий скачок,

выросла крупная мануфактурная промышленность, главными отраслями которой

являлись металлургия и металлообработка, судостроение, текстильная и

кожевенная промышленность.

Совершенно очевидно, что в России в годы царствования Петра произошел

резкий экономический скачок. Промышленное строительство Петровской эпохи

проходило невиданными темпами: за первую четверть XVIII в. возникло не

менее 200 мануфактур вместо тех 15-20, которые существовали в конце XVII

в. Характернейшая особенность экономического бума начала XVIII в. состояла

в определяющей роли самодержавного государства в экономике, его

активном и глубоком проникновении во все сферы хозяйственной жизни.

Господствовавшие в Европе экономические концепции меркантилизма исходили

из того, что основой богатства государства, необходимым условием его

существования является накопление денег за счет активного баланса торговли,

вывоза товаров на чужие рынки и препятствования ввозу иностранных товаров

на свой рынок. Уже одно это само по себе предполагало вмешательство

государства в сферу экономики. Поощрение одних - "полезных", "ненужных" -

видов производства, промыслов товаров влекло за собой ограничение или даже

запрещение других - "неполезных" с точки зрения государства.

Петр, мечтавший о могуществе своей державы, не был равнодушен к

концепциям меркантилизма. Идея о руководящей роли государства в жизни

общества вообще и в экономике в частности (с применением методов

принуждения в экономической политике) совпадала с общим направлением идеи

"насильственного прогресса", которому следовал Петр.

Но важнее другое - в российских условиях не только и не столько

концепции меркантилизма обусловили выбор направления экономической

политики, характерной для начала XVIII в. Сильнейшим стимулятором

государственного строительства и в целом вмешательства государства в

экономическую сферу стало неудачное начало Северной войны 1700-1721 гг.

Строительство многочисленных мануфактур, преимущественно оборонного

значения, осуществлялось не из абстрактных представлений о развитии

экономики или расчетов получить доходы, а было непосредственно и жестко

детерминировано необходимостью обеспечить армию и флот оружием, амуницией,

боеприпасами, обмундированием. Экстремальная ситуация после поражения

под Нарвой в 1700 г. заставила осознать необходимость увеличения и

перевооружения армии, определила характер, темпы и специфику промышленного

бума, в конечном счете всю экономическую политику петровского самодержавия.

В созданной за короткое время государственной промышленности

отрабатывались принципы и приемы управления экономикой, характерные для

последующих лет.

Схожая ситуация возникла и в торговле. Создавая собственную

промышленность, государство создавало (точнее - резко усиливало) и

собственную торговлю, стремясь получить максимум прибыли с ходовых товаров

внутри страны и экспортных товаров при продаже их за границей. Государство

захватывало торговлю примитивным, но очень эффективным способом -

введением монополии на заготовку и сбыт определенных товаров, причем круг

таких товаров постоянно расширялся. Среди них были соль, лен, кожа,

пенька, сало, воск и многие другие. Установление государственной монополии

вело к волюнтаристскому повышению цен на эти товары внутри страны, а

самое главное - к ограничению, регламентации торговой деятельности

русских купцов. Следствием стало расстройство, дезорганизация свободного,

основанного на рыночной конъюнктуре торгового предпринимательства. В

подавляющем ряде случаев введение государственной монополии означало

передачу права продажи монополизированного товара конкретному

откупщику, который выплачивал в казну сразу большую сумму денег, а затем

стремился с лихвой вернуть их за счет потребителя или поставщика

сырья, вздувая цены и уничтожая на корню своих конкурентов.

Петровская эпоха осталась в истории русского купечества как

подлинное лихолетье. Резкое усиление прямых налогов и различных казенных

"служб" - при таможнях, питейных сборах и т.д. - скупцов как наиболее

состоятельной части горожан, насильственное сколачивание торговых

компаний (формы организации торговли, которая казалась Петру наиболее

подходящей в российских условиях) -это только часть средств и способов

принуждения, которые Петр применил к купечеству, ставя главной целью

извлечь как можно больше денег для казны.

В русле подобных мероприятий следует рассматривать и принудительное

переселение купцов в Петербург, а также административное регулирование

грузопотоков, когда купцам указывалось, в каких портах и какими товарами

они могут торговать, а где это делать категорически запрещено.

Грубое вмешательство государства в сферу торговли привело к разрушению

зыбкой основы, на которой в значительной степени держалось

благосостояние многих богатых купцов, а именно ссудного и ростовщического

капитала.

Такова была цена, которую заплатили русские предприниматели за победу

в Северной войне.

Особенностью промышленности было то, что она основывалась на

принудительном труде. Это означало распространение крепостничества на

новые формы производства и новые сферы экономики.

Особенностью внешней торговли России этого периода было то, что

вывоз, составлявший 4,2 млн. руб., вдвое превышал ввоз.

Интересы развития промышленности и торговли, без которых

крепостническое государство не могло успешно решать поставленные перед ним

задачи, определяли его политику в отношении города, купечества и

ремесленного населения. Население города делилось на "регулярное",

владевшее собственностью, и "нерегулярное". В свою очередь, "регулярное"

делилось на две гильдии. К первой относились купцы и промышленники, а ко

второй - мелкое купечество и ремесленники. Правом выбора в городские

учреждения пользовалось только "регулярное" население.

Примерно с конца 10-х годов XVIII в., когда военная гроза

окончательно отодвинулась на запад и в успешном завершении войны никто не

сомневался, Петр пошел на существенное изменение торгово-промышленной

политики. Была ликвидирована фактически монополия на экспортную торговлю.

Претерпела изменения и промышленная политика правительства. Суть изменений

состояла в принятии различных мер по поощрению частного промышленного

предпринимательства.

Особое распространение получила практика передачи государственных

предприятий (в особенности убыточных для казны) частным владельцам или

специально созданным для этого компаниям. Новые владельцы получали от

государства многочисленные льготы: беспроцентные ссуды, право беспошлинной

продажи товаров и т.д. Существенную помощь предпринимателям оказывал и

утвержденный в 1724 г. Таможенный тариф, облегчавший вывоз за границу

продукции отечественных мануфактур и одновременно затруднявший (с помощью

высоких пошлин) ввоз товаров, производившихся на заграничных мануфактурах.

Однако нет никаких оснований думать, что, изменяя какой-то мере

экономическую политику, Петр намеревался ослабить влияние на экономику

господствующей системы власти, т.е. неосознанно способствовал развитию

капиталистических форм и приемов производства, получивших широкое

распространение в это время в Западной Европе.

Суть происшедшего состояла в смене не принципов, а акцентов

промышленно-торговой политики. Давая "послабление" мануфактуристам и

купцам, государство Петра не собиралось устраняться из экономики и даже

ослаблять свое воздействие на нее. Теперь вся сила тяжести была перенесена

с открытых форм принуждения на создание и деятельность административно-

контрольной бюрократической машины, которая могла направлять экономическую

(да и не только ее!) жизнь страны через тщательно продуманную систему

своеобразных шлюзов и каналов в нужном государству направлении. Именно

эта работа и была поручена вновь созданным специальным государственным

учреждениям.

Следует отметить, что до этого времени Россия не знала органов

управления торговлей и промышленностью. Создание и начало деятельности

коллегий и Главного магистрата составляло суть происшедших перемен. Эти

бюрократические учреждения явились институтами государственного

регулирования национальной экономики, органами осуществления торгово-

промышленной политики самодержавия на основе меркантилизма.

Организация или передача новых предприятий компаниям или частным

предпринимателям представляли формы фактической аренды. Условия этой

аренды четко определялись и при необходимости изменялись государством,

имевшим право, в случае их неисполнения, конфисковать предприятия.

Главной обязанностью владельцев было своевременное выполнение казенных

заказов; только излишки сверх того, что теперь называется "госзаказом",

предприниматель мог реализовать на рынке. Это резко снижало значение

конкуренции как вечного движителя предпринимательства.

Активное воздействие государства на экономическую жизнь страны - это

лишь один аспект проблемы. Социальные отношения в государстве

деформировали черты мануфактур как потенциально капиталистических

предприятий. Речь прежде всего об использовании рабочей силы.

Во время Северной войны государство и владельцы мануфактур

использовали как вольнонаемную рабочую силу, так и "приписных" крестьян.

Однако в конце 10 - начале 20-х годов произошли важные преобразования

социального характера: была резко усилена борьба с побегами крестьян, была

осуществлена детальная ревизия наличного населения с последующей

фиксацией их социального статуса и закреплением навечно к месту записи в

налоговый кадастр.

Резкий поворот в политике правительства отразился на промышленности,

под сомнение ставилась возможность поставок продукции в казну. 18 января

1721 г. Петр подписал указ, который разрешал частным мануфактуристам, вне

зависимости от их социальной принадлежности, покупать к своим заводам

крепостных крестьян, чтобы использовать их на заводских работах. Этот указ

знаменовал собой решительный шаг к превращению промышленных предприятий,

на которых зарождался капиталистический уклад, в предприятия

крепостнические, в разновидность феодальной собственности _ своеобразную

вотчинную мануфактуру. Промышленность России была поставлена в такие

условия, что она фактически не могла развиваться по иному, чем

крепостнический, пути. Крепостническая политика в промышленности

деформировала и процесс образования русской буржуазии. Крепостническая

деформация коснулась и сферы общественного сознания. Став душе

владельцами, мануфактуристы не ощущали своего социального своеобразия, а

стремились повысить свой статус путем получения дворянства.

Таким образом, отмечаю два самых важных последствия активного

государственного промышленного строительства: создание мощной

экономической базы, столь необходимой развивающейся нации, и одновременно

существенное торможение имевшихся тенденций развития страны по

капиталистическому пути, на который уже встали европейские народы.

§ 4. РЕФОРМА СОСЛОВНОГО УСТРОЙСТВА РУССКОГО ОБЩЕСТВА.

Серьезные изменения произошли в системе феодальной собственности,

владельческих и государственных повинностей крестьян, в податной системе,

еще более укрепилось власть помещиков над крестьянами. В первой

четверти XVIII в. завершилось слияние двух форм феодального землевладения:

указом о единонаследии (1714) все дворянские поместья превращались в

вотчины, земля и крестьяне переходили в полную неограниченную собственность

помещика. Расширение и укрепление феодального землевладения и

собственнических прав помещика способствовали удовлетворению возросших

потребностей дворян в деньгах. Это влекло за собой повышение размеров

феодальной ренты, сопровождавшейся ростом крестьянских повинностей,

укрепляло и расширяло связь дворянской вотчины с рынком.

Указ о единонаследии завершил консолидацию класса феодалов в единый

класс - сословие дворян - и укрепил его господствующее положение.

Но здесь имелось и другая сторона. Помещики и бывшие вотчинники были

обязаны нести службу в регулярных армии и флоте, в аппарате власти и

управлении. Это была постоянная, обязательная, пожизненная служба. Все

это вызывало недовольство дворянства и приводило к тому, что известная его

часть участвовала в различного вида заговорах.

Петр ставил своей целью создание могущественного дворянского

государства. Для этого нужно было распространить среди дворян знания,

повысить их культуру, сделать дворянство подготовленным и пригодным для

достижения тех целей, которые ставил перед собой Петр. Между тем,

дворянство в большинстве своем не было подготовлено к их пониманию и

осуществлению.

Петр добивался того, чтобы все дворянство считало "государеву службу"

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.