бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Происхождение названия Русь

Происхождение названия Русь

Реферат

По истории

на тему:

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ "РУСЬ"

Ученика 11 “Г” класса

Средней школы №114

Садыкова Тимура

Уфа. 2000

Содержание:

Введение ………………………………………………………3

Версия 1 ……………………………………………………… 4

Версия 2 ……………………………………………………… 5

Версия 3 ……………………………………………………… 7

Версия 4 ……………………………………………………… 7

Версия 5 ……………………………………………………… 8

Версия 6 ……………………………………………………… 17

Заключение …………………………………………………... 23

Список используемой литературы …………………………. 24

ВВЕДЕНИЕ.

Существует множество исследований и гипотез относительно возникновения

наименования Русь, русский.

Предполагались славянские, древнерусские, готские, шведские, иранские,

яфетические и прочие варианты происхождения имени, традиционно связываемого

с древнейшими восточнославянскими государствами, и также с этносом

(этносами), населявшими их.

Исходной точкой изучения онима «Русь» служит его словообразовательная

структура. Она рассматривается лингвистами как показатель этнической и

языковой принадлежности его носителей. По словам Ю.А. Карпенко, именно

«словообразовательная структура названия отражает его историю,

зашифровано повествует о его происхождении».

Этот путь приводит к довольно любопытным выводам. Уже давно было отмечено,

что словообразовательная структура этнонима «русь», (если, конечно, это

действительно этноним) тождественна структуре собирательных этнонимов,

заканчивающихся на смягченный конечный согласный (графически передается

конечным -Ь): корсь, либь, чудь, весь, пермь, ямь, сумь, и др. Однако все

эти названия связаны с неславянскими (балтскими и финно-угорскими)

народами, что как будто доказывает изначально неславянское происхождение

руси. Действительно в «Повести временных лет» подобные собирательные

этнические термины «являются славянской передачей самоназваний» и «не

выходят за пределы лесной зоны» (Г. А. Хабургаев). Еще А.А. Шахматов

отмечал:

«Форма Русь... так относится к Ruotsi, как древнерусское Сумь... к

финскому Suomi. Мне кажется, что элементарные методологические

соображения не позволяют отделить современное финское Ruotsi от имени

Русь».

Следовательно, можно сделать вывод, что в основе летописного «Русь» должен

лежать финно-угорский корень. Однако сколько-нибудь убедительной финно-

угорской этимологии слова ruotsi лингвисты предложить так и не смогли.

Настораживает и то, что в собственно финно-угорской языковой среде этот

термин использовался для наименования представителей различных этносов:

шведов, норвежцев, русских и, наконец, самих финнов (ср.: финск. -суоми

Ruotsi «шведы», Ruotsalsinen «Швеция»; эст. Roots «шведы», Rootslane

«Швеция»; водск. Rotsi «шведы»; литовск. Ruoli «Швеция» и т.п.). Некоторые

языковеды предлагали компромиссные варианты, которые, однако, не снимали

проблему по существу. Приведу типичный пример. И.П. Шаскольский пишет:

«Остается предположить, что это слово (ruotsi. - И.Д.) относится к общему

первоначальному словарному составу данной языковой семьи, т.е. к

словарному составу прибалтийско-финского праязыка, существовавшего во II-

I тыс. до н.э. и являвшегося общим предком всех прибалтийско-финских

языков».

Несмотря на нерешенность проблемы происхождения интересующего нас этнонима,

изучение ее привело к двум очень важным «негативным» выводам:

слово «русь» вряд ли могло быть самоназванием славян;

в период формирования ранних государственных объединений слово «русь» вряд

ли могло употребляться в качестве названия какого-либо из южных союзов

восточнославянских племен.

ВЕРСИЯ 1.

Тем не менее многие исследователи (чаще всего те, для кого лингвистика не

является основным занятием, а вопрос о происхождении слова русь имеет не

только сугубо научное значение) продолжают искать собственные славянские

корни загадочного имени. Большинство «славянских» гипотез происхождения

слова «русь» привязывают его к известным топонимам.

Чаще всего его выводят из гидронима Рось (Ръсь) - названия правого притока

Днепра, впадающего в него южнее Киева. Так, по мнению М.Н. Тихомирова:

«среди восточных славян в VIII-IX вв. стало выделяться племя, живущее по

среднему течению Днепра, в области полян, в древней культурной области,

где когда-то была распространена трипольская культура. Но где

первоначально находились поселения полян, самое имя которых обозначает

людей, сидевших «в полях», тогда как окрестности Киева были лесистыми и

город был окружен «великим бором», о чем еще помнил летописец? Трудно

сомневаться в том, что основная масса полян жила к югу от Киева до реки

Роси и по течению этой реки и ее притока Россавы. Здесь при впадении Роси

в Днепр находился летописный город Родня, остатки которого видят в Княжой

горе, богатой археологическими находками. Сюда в град Родню «на устьи

Роси» бежит Ярополк из Киева, убегая от своего брата Владимира Святого.

Рось, Россава, Родня соединены в одном месте. Река Рось - только

небольшой приток Днепра, впадающий в него с правой стороны. Однако весь

бассейн Роси обильно усеян городищами... Быть может, первоначальное

название Роси распространилось на все среднее течение Днепра, а корень

Рось, возможно уже заключен в геродотовском названии Днепра - Борисфен. В

области полян, по которой протекала река Рось находим в IX-XIII вв. Русь,

как об этом согласно свидетельствуют летописи. Не варяги назвали страну

полян Русью, а осевшие в Киеве «словени и варязи и прочие прозвашася

Русью».

Приведем еще один, более «свежий» пример. Как считает Б. А. Рыбаков,

«...древности V-VII вв., обнаруженные по р. Рось, несколько севернее ее

(до Киева) и южнее ее (до начала луговой степи), следует связать с

конкретным славянским племенем - русами или росами.

Распространение имени росов-русов на соседнее антское племя северян

произошло, очевидно, в VI в. в связи с совместной борьбой против авар и

Византии, когда анты Посемья, верховьев Сулы, Псла, Ворсклы и Донца вошли в

союз с могущественными и богатыми росами-русами Среднего Приднепровья.

Древнейшей формой самоназвания русских было, очевидно, «рос»,

засвидетельствованное и Псевдо-Захарием Ритором для VI в., и топонимикой, и

византийскими авторами. Смена «о» на «у» могла произойти позднее (в VIII-IX

вв.), когда в Приднепровье появилось много выходцев из северных славянских

племен, для которых более характерно «у» - «рус». Смену «о» на «у» мы видим

и в названиях соседних народов: булгары и болгары. «Русская Правда» в ее

древнейшей части носит название «Правда Роськая». Арабоязычные и

персоязычные авторы всегда употребляли форму «рус», а греки «рос». К этому

можно добавить, что имя антского вождя звучит у автора VI в. - Боз, а у

автора XII в. - Бус».

Однако подобные гипотезы неудовлетворительны по нескольким основаниям. Во-

первых, по всем законам словообразования, этнокатойконим из этого гидронима

должен иметь форму «Ръшане», а не русь/рось. Во-вторых, филологи уже

неоднократно обращали внимание на то, что чередование звуков О/У или Ъ/У в

восточнославянских диалектах практически невероятно, о чем Г.А. Хабургаев в

частности пишет:

«Нет для этого этнонима опоры на восточнославянской почве и в плане

этимологическом: известные попытки связать Русь с названием реки Рось

(или Ръсь?) лингвистически несостоятельны - для славянских диалектов

рассматриваемого времени чередования о/у и даже ъ/у невероятны

(учитывая, что термин русь появляется около IX столетия!); а сам этноним

в славянской среде известен только с у в корне. (Новое Россия - книжное

образование, исходящее из греческой огласовки ‘???, где соответствие ?

славянскому у закономерно). И вообще этот термин на Киевщине не

обнаруживает никаких ономастических соответствий, и его появление здесь

явно было связано с необходимостью общего наименования для нового

территориально-политического объединения, которое непосредственно не

соотносилось ни с одним из прежних племенных объединений, а потому не

могло использовать ни одно из прежних местных наименований».

Другими словами, название русь не могло быть производным от корня рос-.

Наконец, в-третьих, последние историко-географические изыскания В.А.

Кучкина бесспорно доказали, что бассейн реки Рось вошел в состав Русской

земли (в узком смысле этого словосочетания) лишь при Ярославе Мудром, т.е.

во второй четверти XI в. До этого южная граница Киевской Руси проходила

севернее, что хорошо подтверждается археологическими материалами. В

частности В.В. Седов отмечает, что южной границей территории, населенной

летописными племенами полян (а именно с нею идентифицируется летописная

Русская земля в узком смысле),

«служил водораздел между правыми притоками Днепра - Ирпенью и Росью. На

юго-востоке полянам принадлежали окрестности Переяславля. Бассейн Роси

имел смешанное население. Здесь наряду со славянскими курганами известны

многочисленные могильники тюркоязычного населения».

ВЕРСИЯ 2.

Интересную и достаточно обоснованную версию высказывает писатель Владимир

Чивилихин в книге «Память», Книга 2-я, глава 28, по которой она здесь

излагается.

Древнейшие поселения восточных славян, из которых позже образовались первые

русские города, все без единого исключения обосновались на реках . Река в

значительной степени обеспечивала жизнедеятельность наших предков: давала

воду для приготовления пищи и ведения хозяйства, снабжала рыбой и водной

птицей, предоставляла легкий, идеально гладкий путь по воде летом, по льду

- зимой; река образовывала также естественную защиту на крутых, изрезанных

притоками берегах...

Наши далекие предки обожествляли реку и первое свидетельство о почитании

славянами рек и водяных божеств (нимф) зафиксировано у византийца Прокопия

в VI веке н.э. Нестор тоже писал, что в языческую эпоху мы вместо богов

почитали реки, озера, источники. Словацкий лингвист и этнограф Павел

Шафранек (1795-1860) в своих трудах отметил, что в праславянском языке река

называлась руса (rusa). Он писал:

"Это коренное славянское слово, как общее существительное имя, уже

осталось в употреблении только у одних русских в слове русло,

обозначающем ложбину, русло реки, глубь, вир; но как собственное имя

рек, городов и селений, более или менее близ них лежащих, употребляется

почти у всех славян".

Знаменитый русский историк прошлого века Д.И.Иловайский писал:

Народное имя Рось или Русь, как и многие другие имена, находится в

непосредственной связи с названиями рек. Восточная Европа изобилует реками,

которые носят или когда-то носили именно это название. Так Неман в старину

назывался Рось; один из его рукавов сохранил название Русь; а залив, в

который он впадает, имел название Русна. Далее следуют: Рось или Руса, река

в Новгородской губернии, Русь, приток Нарева; Рось, знаменитый приток

Днепра на Украине; Руса, приток Семи; Рось-Эмбах; Рось-Оскол; Порусье,

приток Полиста и прочие. Но главное, имя Рось или Рас принадлежало нашей

Волге".

(Иловайский Д. Разыскания о начале Руси, М. 1882, с. 70-71)

От того же праславянского корня "рус" образовано слово русалка, с древним

культом ее связано множество языческих поверий и языческие обряды русалии.

В.И.Даль зафиксировал в своем словаре много диалектных русских слов,

производных от того же исходного корня "рус": руслень - приполок за бортом,

за который крепятся ванты; руслина - быстрина, стрежень; руст - "вода идет

рустом", это значит, она идет потоком, струей; собственное имя Рус -

"сказочное чудовище днепровских порогов"; мужское имя Руслан, памятное по

пушкинской поэме. Главным же путеводным словом для нас остается "русло",

присущее только русскому языку и образованное от корня "рус" с конечной

русской флексией, очень распространенной в нашем языке: вес-ло, ветри-ло,

тяг-ло, сус-ло, мы-ло, мас-ло, коромыс-ло, точи-ло и так далее.

Великое множество племен и народов на земле называлось по месту их

преимущественного обитания. Самоназвание приморских чукчей - ан калын

("морские жители"), бедуины - "жители пустынь", селькупы - шеш куль

("таежный человек"), индейцы сенека - нунда-вэ-о-но ("великий народ

холмов").

Приступим к основному выводу: Если "руса" - это "река" - извечное место

поселений наших предков, с которой всегда был так тесно связан их образ

жизни и верования, "рус" - праславянский корень, образовавший такое большое

гнездо слов только в русском языке, Рус - уже полузабытое мифическое

днепровское божество, то обобщенный этноним "русы" или "руссы" - издревле

значило "живущие на реках", "жители рек", "речной народ".

В публикации профессора Ф.И.Кнауэра "О происхождении имени народа Русь" (в

сборнике "Труды одиннадцатого археологического съезда в Киеве, 1899", М.

1902) отмечается, что в древиндийских гимнах "Ригведы" упоминается

мифическая река Rasa, "великая матерь", текущая на дальнем северо-западе,

на старой родине. А в "Авесте", священной книге древних персов,

приписываемой самому Заратустре, говорится о реке Ranha, где живут люди без

главарей, где господствует зима и земля покрыта снегом; позже у персов это

река Raha, отделяющая Европу от Азии.

Скурпулезным филологическим анализом Ф.Кнауэр доказывает этимологичское

тождество этих названий с древним именем Волги - Ра, которое обрело

впоследствии такие формы, как Рос у греков и арабов, Рось, Русь, Роса, Руса

у славян. Последними топонимами были названы многочисленные северо-западные

реки на новых местах расселения народа, вышедшего в глубокой древности на

свои исторические пути с Волги, так же как другие древнеиндоевропейцы,

переселившиеся с нее на дальний юго-восток, назвали один из притоков Инда

именем той же реки-прародительницы Rasa. Таким образом, автор считает, что

"...имя народа русь чисто славяно-русского происхождения и в точной

передаче слова означает не что иное, как приволжский народ”.

ВЕРСИЯ 3.

Другим примером попытки «славянизации» названия русь может служить

возведение этого этнонима (естественно, это определение - условно) к

топониму Руса (Старая Русса). Однако и здесь данные лингвистики не

подтверждают такой возможности: производной от Русы могла быть только форма

рушане, что хорошо подтверждается источниками:

«выеха Федор посадник с рушаны и с Литвою». (Курсив - И.Д.)

Не исключено, однако, что топоним Руса и этноним (этнотопоним) Русь могли

иметь общее происхождение.

Неприемлема с точки зрения лингвистики и гипотеза, возводящая название Русь

к наименованию острова Руяна/Рюген (в развитие уже упоминавшейся гипотезы

Ломоносова-Кузьмина) так как наталкивается на серьезные фонетические

несоответствия обоих названий.

Предпринимались также попытки (О.Н. Трубачев, Д.Л. Талис, Д.Т. Березовец)

связать имя Русь с крымскими топонимами, имеющими готское происхождение:

Россотар, Рукуста, а также Rogastadzans Иордана и др. Однако и здесь мы,

видимо, имеем просто омонимичные, совпадающие в произношении и написании

имена роксаланов, росомонов и многих других. Впрочем, стоит заметить: даже

те исследователи, которые настаивают на том, что «термин русь... тесно

связан с южной георафической и этнической номенклатурой» вынуждены

признать, что попытки объяснить его происхождение из собственного

славянского материала «не выглядят убедительными».

ВЕРСИЯ 4.

Свою версию о происхождении названия «Русь» выдвинули Носовский и Феменко.

Как известно, Монгольская империя была разделена на так называемые улусы –

области. Но слова "улус" и "рус", "Русь" не одного ли корня? Вспомним, что

в России был известный род князей Урусовых. Налицо явная звуковая

параллель: улус - урус - рус. Но тогда возникает вопрос не произошло ли

само название "Русь" от слова "рус", в тюркском произношении - "улус",

означавшем часть, область Монгольской империи?

Подобный пример мы имеем с названием Украины В старом русском языке слово

"украина" означало область, часть государства Было много украин залесская

украина, заокская украина и т д. Однако впоследствии это слово закрепилось

как название только одной, вполне определенной области - современной

Украины Может быть, и со словом "Русь" произошло то же самое? Вначале оно

означало область (улус) в государстве, а затем стало наименованием самого

государства В этом случае слова "русский человек" могли означать

первоначально "человек из некоторой области в империи", "улуса", и только

потом приобрести значение национальности.

ВЕРСИЯ 5.

Интересную и, на мой взгляд, достаточно обоснованную гипотезу происхождения

этнонинма «Русь» в качестве названия древней Руси как государственного

образования выдвинул И. Н. Данилевский.

Прежде чем приступить к рассмотрению происхождения и первоначального

значения слова «Русь», он считает необходимым договориться об отделении

этого вопроса от проблемы происхождения Древнерусского государства,

Киевской Руси. Он согласился в данном случае с Г.А. Хабургаевым, который

пишет:

«Вопрос о происхождении этнонима-топонима Русь в последние десятилетия

крайне запутан, и прежде всего в исследованиях историков конца 40-х -

начала 50-х годов, почему-то решивших, будто признававшееся прежними

исследователями иноязычное происхождение термина подрывает идею

«самобытности» древнерусской государственности и свидетельствует о

«норманистских» устремлениях. И действительно, рассуждения о

происхождении термина и Русского (Древнерусского!) государства в

исторических сочинениях переплетаются настолько тесно, что их невозможно

отделить друг от друга. А фиксируемые в древних источниках названия,

близкие по звучанию к Русь (Hros, Ros и т.п.), дают повод для развития

идеи о том, что этим термином именовалось какое-то северно-

причерноморское племя, возможно, входившее в «антское» объединение, может

быть, и не славянское, но впоследствии ассимилированное славянами и

передавшее им свое имя. Анализ происхождения и первоначального значения

этого термина на славянской почве требует забвения всех этих бесчисленных

предположений и обращения к самим фактам и собственно славянским (в

первую очередь - древнерусским) источникам».

Действительно, в древнейших отечественных источниках, прежде всего в

«Повести временных лет», названия славянских племен, вошедших в состав

Древнерусского государства, довольно четко отделяется от Руси:

«идоша [из контекста следует: представители чюди, словен, мери, веси,

кривичей] за море к варягом к руси. Сице бо ся звахутьи варязи русь, яко

се друзии зъвутся свие друзии же урмане, анъгляне, друзии гъте, тако и

си»;

«И рече Олег: «Исшийте парусы паволочиты руси, а словеном кропиньныя», и

бысть тако. И повеси щит свой въ вратех, показуа победу, и поиде от

Царяграда. И воспяша русь парусы паволочиты, а словене кропиньны, и

раздра а ветр: и реша словени: «Имеемся своим толстинам, не даны суть

словенам пре паволочиты»». (курсив - И.Д.)

Приведенные примеры кажутся достаточно красноречивыми. Летописец не просто

различает, но противопоставляет русь славянам, прямо отождествляя ее с

варягами.

Не менее последовательно различают русь и славян арабоязычные авторы. Их

свидетельства особенно интересны, поскольку всегда отличаются повышенным

вниманием к деталям жизни народов, о которых ведется рассказ, (в отличие,

кстати, от европейцев, которые обычно все сводили к тому, какие соседние

народы «грязные и дикие»). Вот одно из таких свидетельств:

«И между странами печенегов и славян расстояние в 10 дней пути [от 250 до

800 км.] . В самом начале переделов славянских находится город,

называемый Ва.т (Ва.ит). Путь в эту сторону идет по степям [пустыням?] и

бездорожным землям через ручьи и дремучие леса. Страна славян - ровная и

лесистая, и они в ней живут. И нет у них виноградников и пахотных полей.

И есть у них что-то вроде бочонков, сделанных из дерева, в которых

находятся ульи и мед. И они народ, пасущий свиней, как [мы] овец.

Когда умирает у них кто-либо, труп его сжигают. Женщины же, когда

случиться у них покойник, царапают себе ножом руки и лица. На другой

день, после сожжения покойника они идут на место, где это происходило,

собирают пепел с того места и кладут его на холм И все они

поклоняются огню. Большая часть их посевов из проса. Рабочего скота

у них совсем немного, а лошадей нет ни у кого, кроме упомянутого (ниже)

человека [т.е. царя]. Оружие их состоит из дротиков, щитов и копий,

другого оружия они не имеют.

Глава их коронуется, они ему повинуются и от слов его не отступают.

Местопребывание его находится в середение страны славян. И упомянутый

глава, которого они называют «главой глав» («ра’ис ар-руаса»), совется у

них свиет-малик, и он выше супанеджа, а супанедж является его

заместителем [наместником]. Царь этот имеет верховых лошадей и не имеет

другой пищи, кроме кобыльего молока. Есть у него прекрасные прочные и

драгоценные кольчуги. Город, в котором он живет, называется Джжарваб, и в

этом городе ежемесячно в продолжение трех дней проводится торг, покупают

и продают.

В их стране холод до того силен, что каждый из них выкапывает себе в

земле род погреба, к которому приделывает деревянную остроконечную крышу,

наподобие христианской церкви, и на крышу накладывает землю. В такие

погреба переселяются всем семейством и, взяв дров и камней, разжигают

огонь и раскаляют камни на огне докрасна. Когда же камни раскаляются до

высшей степени, их обливают водой, от чего распространяется пар,

нагревающий жилье до того, что снимают даже верхнюю одежду. В таком жилье

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.