|
По книге Г. Вильхельма Древний народ хурритыокончательно, не представляется возможным, потому что эта местность не имела больше политического значения, а являла собой лишь поле для военных действий между Ассирией и Урарту, – замечает автор. Общество и Экономика. На основании хурритских мифов и ритуалов создаётся впечатление, что в предыстории хурритов охота была наиважнейшим источником питания, и в XIV в. митаннийский лук всё ещё высоко ценился за пределами страны, – пишет автор. Но земледелие и скотоводство было известно хурритам уже в III тыс. до Р.Х., когда они ещё не мигрировали с Закавказья. Под сильным этническим натиском хурриты хлынули на плодородные земли северо-востока Месопотамии, где осадков выпадало не менее 200 мм в год, и имелись почвы типа чернозёма или же лессовидные. Орошение земли здесь играло ограниченную роль, так как основной продукт питания – ячмень – мало нуждался в поливе. Поэтому деревни меньше зависели от надрегионального регулирования, и отчётливее выражались черты солидарности, опирающиеся на родственные связи. По свидетельству автора, основную массу населения составляли свободные земледельцы. Более высоким сословием был довольно многочисленный слой, исполнявший сначала военные функции, а затем, получая земельные наделы за ратные заслуги и нанимая рабов для обработки почвы, образовавший структуру поместного сельскохозяйственного производства. Высшей классовой ступенью был узкий круг элиты, и, прежде всего, членов царских семей различных хурритских государств. Второе тысячелетие, и в особенности период Поздней Бронзы в Передней Азии и Эгейском мире, называли Эрой дворцовой экономики. Дворец контролировал сельское хозяйство – наиважнейший сектор экономики, налогообложение, юрисдикцию, раздачу земель. Дворец имел монополию на внешнюю торговлю и концентрировал в себе разного рода ремёсла и, особливо металлообработку. Дворцы имелись во многих городах районов Нузы, Куруханни и Аррапхи. О размерах дворцовых полей сведений почти нет; остаётся неясным, как строились отношения между дворцом и селом, на каком юридическом основании делились земли сторонами, и как распределялась полученная продукция. В любом случае многочисленные свободные землевладельцы обязаны были возделывать поле, отданное им в пользование монархом, - участок, наследуемый по мужской линии и не подлежащий продаже. За это они должны были отдавать часть урожая и нести определённую службу. Поместья цариц (сидевших во дворцах) являлись отдельными хозяйствами. У них были личные наделы. Зерно дворцов распределялось среди групп потребителей: Царь, высшие сановники, послы, кони. Царь переезжал из дворца во дворец из- за необходимости судопроизводства и соблюдения культового календаря. Царица, принцы (только пока были детьми), принцессы (жили в отдельных гаремах), служащие. Рабы (в основном, обрабатывающие шерсть). Например, во дворце в Нузе – 6 принцесс, 5 принцев, 83 раба (32 изготовителя тканей, 3 столяра, 3 кузнеца, 2 горшечника, 4 писца, 2 корзинщика, повара, пекари, пивовары, пастухи, садовники, ит.д.). Основной источник дохода – изготовление шерстяных тканей. Шерсть вырабатывалась из придворцовых стад. Была установлена квота сдачи одежды – важного предмета экспорта. Импортировали крашенные ткани, растительные эссенции. Что интересно, среди рабов были и купцы (3 в Нузе). Дворец выполнял военные функции: осуществлял импорт металлов, являлся складом оружия и экстренного запаса продовольствия. Царь имел административные, законодательные и судебные обязанности. Существовали должностные лица – sakin mat – схожие с современными министрами. Упоминаются «комендант крепости» и бургомистр. Из числа колесничего воинства и членов царской фамилии постепенно вырос новый слой крупных землевладельцев (известно частное владение в 286 га). Этот слой собственников ориентировался на дворец, но не зависел от него. Об обществе и экономике много известно из архивов вельможи Техип-Тиллы и его наследников (в основном правовые документы) и из архива принца Шильва- Тешшупа (содержит документы об управлении поместьем). Поместье Шильва- Тешуппа – дар его отца. В нём производилось много тканей, имелись стада овец, коз, примерно 240 рабов и 4 домохозяйства. Излишки зерна экспортировались или ссуживались свободным землевладельцам. Здесь автор выдвигает идею о том, что динамика хурритского общества, как и многих остальных в это время, имела тенденцию к переходу от мелких свободных хозяйств к более крупным, основанным на труде рабов. Свободные землевладельцы нередко лишались самостоятельности, так как попадали в долговую зависимость. Это происходило по многим причинам: частые неурожаи, нерегулярность осадков. Из-за порядка наследования земли (2 доли старшему, по одной младшим сыновьям) происходило дробление и обнищание хозяйств. У крупных землевладельцев наоборот растёт потребность в дополнительной рабочей силе. Рабами становились военнопленные, преступники и нищие (добровольно). Происходит образование новых сословий. Боги, мифы, культы и магия. Г. Вильхельм утверждает, что теология, мифология, культ и ритуал хурритов – не однородны, преимущественно по причине большой протяжённости территорий обитания, хаотичности миграций и культурных контактов. Хурритская религия имеет три основных компонента: традиции, принесённые из районов Курдистана, шумеро-аккадские традиции, влияния западносемитов и арийцев. К исконно общехурритским божествам можно отнести Тешшупа – бога Бури и царя богов (Тейшеб у урартцев), древний культовый центр которого располагался в городе Кумме (до сих пор не локализован). Основным бог Бури становится в XV – XIV вв. после того как он свергает своего отца – бога Небес Кумарби, который в свою очередь ранее сменил другого бога Небес – Ану. Тешшупа ездит на четырёхколёсной повозке, запряжённой быкоподобными божествами-помощниками Шериш и Хурриш. Его оружие – гроза, ветры, молния, дождь (важный аспект, способствующий произрастанию). Так как Тешшуп – царь богов, то царь хурритов и некоторые из принцев почти всегда использовали его имя в своём. В различных провинциальных хурритских царствах имя Тешшупа отождествляется с именами Адада, Ваала, Эля. Подругу Тешшупа, Хепа(т), исследователи иногда соотносят с ветхозаветной Евой. Распространены личные женские имена, имеющие в составе имя хурритской богини: Келу-Хепа, Тату-Хепа, Шувар-Хепа, Шату-Хепа. Сын бога Бури – Шаррума («Телец Тешшупа»). Самая главная богиня хурритов – Шавушка (Иштар в Ассирии и к северо- востоку от Тигра) ведала плотской любовью и войной. Её культовое изображение считалось целебным и дважды высылалось в Египет для излечения фараона. В Митанни Шавушка тоже верховная богиня; Тушратта называет её «владычица моей страны» и «владычица небес». Согласно традиции, она приходится сестрой богу Бури. В других царствах она отождествляется учёными с Хепат, Ишхарой, Астартой и Инанной. У Шавушки есть, как и у Тушшупа, несколько богинь-служанок – Нинатта, Кулитта. К группе известных среди всех хурритских народов богов можно причислить также: Кумарби – героя мифов, постоянно оспаривающего власть Тешшупа. Нупатика – бога, функции которого неясны. Кушуха и Шимике – богов Луны и Солнца. Шимике связывается с искусством прорицателей, потому что во время своего дневного пути по небу он видит всё, что происходит на земле. Обычно в мифах он один из важнейших героев, так как помогает Тушшупа в борьбе за господство над богами. Бог Луны оберегает клятвы, близко связан с практикой магии. Угариту – принадлежит к хурритскому древу богов. Супруга Кушуха. В Шумере (Нингаль) – богиня Луны. К группе заимствованных шумеро-аккадских богов принадлежат бог Неригал (один из древнейших и наиболее почитаемых), Эа (приходит в хурритский пантеон позже – в аккадский период). Хурриты перенимают множество западносирийских культов: бога войны Аштаби, богиню Ишхару, ставшую впоследствии богиней клятв и болезней, Аллани (Аллатум) – божество подземного мира, считавшуюся матерью Хепат. Существовали также «древнейшие боги», вытесненные богом Бури в подземное царство. Они соотносятся с магическим понятием «нечистот», негатива, тогда как земные – с духовной чистотой и позитивом. Люди старались соблюдать баланс между этими двумя началами, и когда возникала потребность удалить из верхнего мира «нечистоту», воспринимаемую как некую субстанцию, вызывающую несчастья, преступные деяния, взывали к нижним богам. Кроме богов-индивидуальностей, имеющих собственные имена, в хурритской религии были персонифицированные божественные существа, объединяемые часто в пары: Небо и Земля; горы и реки…. В религиозных хетто-хурритских текстах часто встречаются группы из 7 демонов (тоже месопотамские прототипы, имеющие астральный аспект Плеяд), сопровождающие великих богов. В хурритской религии исконно присутствует культ предков. Миф (в архаическом смысле) объясняет происхождение культа или магического действия и даёт его истолкование. Ритуал в момент магического действия связывает «давно свершившееся» с настоящим. Основная часть текстов происходит из Хаттусы и Амарны и написана на хеттском или аккадском языках (переводы с оригиналов). Например, «Песня о Кешши». В центре доступной нам хурритской мифологии стоит представление о преемственности разных поколений богов, завершившееся воцарением бога Бури в мифические времена. Миф «Песнь о царстве в небесах» описывает смену трёх поколений до коронации Тешшупа – Алалу, Ану, Кумарби. Последний перед свержением своего отца – Ану оскопил его, зачав последующего бога Бури. Очевидны соответствия между этим хурритским сказанием и «Теогонией», жившего около 700 г. в Беотии поэта Гесиода. Автор утверждает, что миф попал из Средней Азии в Грецию благодаря греко-финикийским культурным связям. Два мифа описывают попытку свергнутого Кумарби вернуть власть над богами. В «Мифе о Хедамму» Кумарби с великаншей Сартапсурухи (дочерью Океана) порождают чудовище Хедамму. Боги обнаруживают новорожденного и не знают, как избавиться от монстра, но Иштар решает соблазнить Хедамму и выманивает его из родной стихии – океана, что становится для него фатальным. В этом мифе есть эпизод, когда бог мудрости Эйя (божество месопотамского происхождения, по словам автора) упрекает Кумарби, что, уничтожив человечество, он лишит богов жертвоприношений. Этот отрывок предполагает, что истинное намерение Кумарби – уничтожение человечества, а не достижение власти над богами, но автор считает, что, скорее, это посторонний элемент, привнесённый традицией «Эпоса о Гильгамеше» и «Сказания о потопе», совершённом богом Энлилем. Во втором мифе, который называется «Песнь об Улликумми», говорится о совокуплении Кумарби со скалой и порождении скалообразного чудовища. Только в жестокой борьбе богам удаётся его уничтожить. Автор делает предположение о том, что этот миф сохранился со времён расселения хурритов в горном Курдистане. Мотив бунтарей против бога Бури проник, по мнению автора, из южной Анатолии и Северной Сирии в греческую мифологию. Миф о порождённом Геей и Тартаром или же Кроносом чудовище Тифоне, угрожавшем Зевсу, но, в конце концов, оказавшемся побеждённым им является достойным примером этого мотива. О том же повествует древнеиудейская легенда об анти-Мессии Армиле, порождении дьявола и мраморного изваяния прекрасной девушки. Если ответы на вопросы о божественном мироздании человек находит в мифе, то повседневное общение с богами происходит через культ жертвоприношения. Боги принимают пищу подобно людям. Во всех древневосточных мифах, и в вавилонском мифе об Атрахасисе – создателе человечества, указывается на то, что цель создания людей – избавление себя от сельскохозяйственных трудов. Человек подчинён божеству, как раб господину и должен обеспечивать его. Но при этом человек может оказывать давление на богов (об этот сказано в «Мифе о Хедамму»), требуя у тех помощи или услуг. Таким образом, отношения человека с божеством превращаются во взаимовыгодные. Во избежание помех они формализованы и ритуализированы культовым календарём. Автор приводит несколько источников-доказательств того, что помимо жертвоприношений совершаемых ежедневно, у хурритов существовали сезонные праздники – в первый и пятнадцатый день каждого месяца. Самое крупное торжество называлось Хешува. Иногда его связывают с восточно-анатолийской областью Ишува, но вернее предположить, что он возник в Сирии. Регулярные культы не исчерпывались приношениями питья и еды. Изображения божества периодически умащали, что видно по спискам выдачи растительного масла храмам. В рамках праздника Хешува приносились также очистительные жертвы, помогавшие обновлять сакральную чистоту изображения божества. В ритуальных текстах встречаются указания относительно музыкального вокального или инструментального сопровождения, ритуальное значение которого ещё по-настоящему не изучено. Подобные указания считаются древнейшими нотными записями в мире! Автор делает вывод о том, что у хурритов не существовало храмов (это были важнейшие места культа) с характерными архитектурными признаками, в каждом городе соблюдались местные традиции. Инвентарь храма – серебряные кувшины (в форме львов в храме Шавушки) фигурки обнажённых женщин с преувеличенными половыми признаками; часто встречается своего рода таган для очага, который обожествляют; чаши для сжигания ароматических веществ. Из мебели – трон, ложе и два предмета, похожие на скамейку для ног и стул. Священные места, существовавшие у хурритов известны. В их числе священная роща, куда выносились изображения богов (цель ритуала не ясна). Этот обычай ещё долго сохраняется в Ассирии. Найдена также группа скал, вблизи Хаттусы, на которых по описанию автора, изображён почти полный пантеон в рельефах с выбитыми под ним иероглифическими надписями. Изображение божества делалось из золота с использованием драгоценных камней. Божества были круглой формы, наряжены в одежды и снабжены характерными для каждого бога атрибутами. Автор полагает, что из жреческих действий наиболее распространёнными были предзнаменования и прорицания. Первое – искусственные гадания, а второе – трактовка уже свершившихся фактов и явлений. Вавилонские сборники предзнаменований и гаданий по внутренностям были переведены и широко использовались хурритами. Чаще всего причины своих несчастий и неудач хурриты видели в несоблюдении обрядовых порядков по отношению к божеству. Ущерб, нанесённый божественной, благотворной силе вызывает «гнев», который оценивается, как физически ощутимая скверна. Все магические и ритуальные действия сопровождались молитвами- заклинаниями, которые существовали на все случаи жизни, вплоть до укуса змей. Жреческая литература происходит в основном из страны Киццуватны на юго-востоке Анатолии. Самые важные серии хурритских очистительных ритуалов носят названия itkalzi и itkah(h)i. Их описания стали отдельным литературным жанром у хурритов Ритуалы очищения: Стрельба из лука – один из способов удаления нечистоты. Произношение очистительных гимнов. Ритуал, в процессе которого манипулируют фигурками обожествлённых царей, упоминает имена исторических лиц аккадского периода, таких, как Саргон, Маништусу, Нарам-Суэн, Шаркалишарри. Вильхельм предполагает, что это очень древняя устная традиции, превратившаяся в церемонию Ритуал времени Тутхалиеса II – процедура перевода «Чёрного божества» фигурки Шавушки в другой храм. Он предписывает материалы для постройки «дороги» для божества, как следует побудить его вступить на дорогу и как смягчить его гнев. Жертвоприношение птиц путём сожжения и возлияния их крови – ритуал, являющийся исконно хурритским. Ритуал из хеттской обрядовой литературы – прикосновение жреца к «отпущенному» животному (бык, козёл, осёл, мышь) и превращение его в носителя скверны (отсюда пошло выражение «козёл отпущения»(). Литература Хурритская литература, как вся литература шумеро-аккадской культуры, не поддаётся описанию с помощью стандартных критериев, - пишет Вильхельм, - тексты многократно переписывались и представляют собой «поток традиции», постоянную культурную преемственность писцовой передачи. К этим текстам относятся списки знаков, «словари», списки синонимов, а также сборники предзнаменований, заклинаний, мифы, басни, поговорки. Изначально это было oral poetry, пока в конце II тысячелетия, корпус текстов не был канонизирован. Митаннийская библиотека до сих пор не обнаружена, поэтому о хурритской литературе мы можем судить только по находкам из Хаттусы, Угарита, Эмара и Амарны. Ещё в период бронзы существовали тесные связи между хеттскими, сирийскими, вавилонскими и ассирийскими школами, следовательно, и хурритские писцы были причастны к писцовой культуре, вышедшей за пределы языковых, политических и религиозных границ. Современной историографии известны в основном шумеро-аккадские произведения на хурритском языке. В Угарите найден экземпляр словарной таблицы, где рядом со столбцом шумерских слов стоит перевод хурритских. Известны переводы вавилонских предзнаменований. Разновидность так называемых премудрых сочинений представлена в Угарите восьмистрочным аккадским текстом в хурритском переводе. Из эпической литературы найден цикл рассказов о раннединастическом царе Урука – Гильгамеше, но лишь фрагментарно. Изобразительное искусство Историки не располагают примерами памятников монументального искусства хурритской культуры, но представлены два вида прикладного: керамика и цилиндрические печати, – замечает автор. Чем больше имеется оснований говорить об «искусстве государства Митанни», тем проблематичнее становится понятие «хурритское искусство», которое автор характеризует как подразумевающее традиционное единство форм выражения искусства в хурритском языковом ареале. С конца III тыс. до XIV в. включительно нет ни одного памятника. Из Уркеша на севере Месопотамии происходят две бронзовые скульптуры львов, держащих надписи, посвящённые закладке храма Неригалу в Тиш-Аталем. Он датируются концом III тыс., и исполнены в традициях месопотамской техники, но довольно искусно. Самая замечательная круглая скульптура из митаннийских владений XVв. – изображение царя Алалаха – Идри-ми, сидящего на троне, обрамлённом львами по краям. На рельефе, обнаруженном в колодце храма Ашшура в городе Ашшуре, изображено горное божество с двумя козами, датируемое XV в. Рельеф считается характерным примером митаннийского монументального искусства. В XVв. В Передней Азии появляется оригинальная керамика, территория распространения которой совпадает с территорией Митанни. Характерны форма и декор. Преобладают стройные кубки с маленькой ножкой. Рисунок, нанесённый по тёмному фону, имеет оттенки от красно-коричневого до почти чёрного. Мотивы – геометрические, животные и растительные. Так называемая «нузийская» керамика впервые появляется в Нузе и в IV слое Алалаха держится до конца XIII в.. На поздней фазе «нузийской керамики» развивается «атшанская керамика» с изящным растительным орнаментом, напоминающим критский дворцовый стиль. Митаннийские печати, «киркукская глиптика», изготовлялись из пасты или фаянса. Рисунки наносились бутеролью (сверло с шаровидной режущей частью). Были и дорогие печати – из гематита, выполненные с большой тщательностью. Мотивы – крылатые мифические существа, так называемое «дерево жизни», крылатый солнечный диск, «маска Хатор», сфинксы. Например, печать Сауштатара, царя Аррапхи – Итхи-Тешшупа. Fin Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |