|
Подготовительный курс по Истории России для поступающих в Академию МВД РФ (и не только) (Шпаргалка)объединение кавказских народов на единой идеологической основе, радикально- исламского течения мюридизма: этнические и культурные различия, а также различия в нормах местного права делали невозможным иную идейную основу. Основным в мюридизме было учение о имамате, т.е. неограниченный духовный и светской власти имама. Реально этот лозунг сумел воплотить лишь 3-ий имам Шамиль (1834-1859). Он создал сильную армию и сосредоточил в своих руках административную, духовную и военную власть. Он жестоко расправился со своими противниками и сумел утвердить нормы мусульманского права (шариата) повсеместно. Благодаря реформам Шамиля военные силы горских народов были объединены, что позволило долго сопротивляться численно превосходящим русским силам. Однако сделав выводы из неудач русское правительство перешло к другой тактике: отказавшись от плана разгромить Шамиля одним ударом, оно перешло к тактике постепенного наступления. Постепенно закрепляя за собой небольшие территории, русские войска жестоко расправлялись с непокорными и предоставляли льготы добровольно перешедшим под их власть. Результаты этой тактики проявились в середине 50-х годов, войска Тбилисского генерал- губернаторства окружили горный аул Гуниб, последние пристанище Шамиля, он вынужден был сдаться. Имамат прекратил свое существование. Шамиль был вывезен в Россию, некоторые время провел в ссылке в Калуге, а затем получил разрешение на паломничество Мекку, где и умер. В 1863-1864 гг. русские войска заняли всю территорию по северному склону кавказского хребта и подавили сопротивление чркесов. Кавказская вона закончилась. Общественная мысль и общественное движение в России второй четверти XIX в. После восстания декабристов в России стали возникать тайные кружки, которые считали, что необходимо продолжить дело декабристов. Тайные кружки в Москве создавали Герцен, Огарев, Белинский. В общественно политической мысли в 30- е(40-е годы XIX в. проявилась идеология различных классов и сословий. В 1832 г. министр просвещения С.С. Уваров разработал «Теорию официальной народности», которая выдвигала три лозунга: «православие, самодержавие, народность». Теория доказывала, что в самодержавной России, сохраняется «лучший порядок вещей». Проводниками этой теории были профессора Московского университета С.П. Шевырев и М.П. Погодин. Они утверждали, что благодаря монархии и крепостному праву в России нет сословной розни, нет тех революций, которые потрясают Запад. По их мнению, крепостное право, конечно но «хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем они смогли сделать это сами». Идеология либеральных помещиков и зарождающейся буржуазии проявилась в деятельности западников и славянофилов. Общее между ними заключалось в том, что они выступали за отмену крепостного права «сверху», путем реформ, за наделение крестьян землей за выкуп, за сохранение помещичьего землевладения. «Философическое письмо» П.Я. Чаадаеву. «Философическое письмо» написано в 1836 г. в жанре поучений некоторой светской даме, которой он дает советы о том как продолжить образование. Первое письмо особенно важно. В нем негативно оценивается нынешнее состояние России, а истоки Чаадаев видет в принятии христианства в православной форме, которые восприняло дух разлагающейся бюрократизированной консервативной византийской империи. Православие отвлекает человека от реальной жизни, призывая его искать воздаяния после смерти. В противовес этому, католицизм проповедует активное отношение к жизни, призывая к построению идеального общества уже на земле. Консерватизм византийской церкви стал причиной уклонения пути России от общеевропейского пути. Вместе с тем Чаадаев критически оценивал западный путь. Он говорил, что западная традиция действует механистически, лишена духовности. Если Россия все же сможет преодолеть консерватизм своего развития, она способна указать путь и для возрождения западного общества, передав ему духовное начало. Западники. Умеренные ( Т.Н. Грановский. А.В. Анненков, В.П. Боткин, К.Д. Кавелин. Радикальные ( А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский. Они отрицательно относились к самодержавию, крепостному праву и полицейско- бюрократическим порядкам николаевской России. Они считали, что правительство навязала народу общину для удобства управления и сбора налогов. Россия отстала от передовых стран запада, и ныне находится на стадии, которую запад уже прошел. Также считали что Петр I «спас Россию». Деятельность Петра была первая фаза обновления, хотя он полностью и не ликвидировал отставание от запада. Они думали что в России со времен должны утвердится европейские порядки: конституционный строй ( форма правления по западно-европейскому образцу, с определенными политическими свободами слова, печати и т.д. Славянофилы. И.В. и П.Б. Киреевские, К.С. и П.С. Аксаковы, А.С. Хомяков. Николаевскую политическую систему с ее «немецкой» бюрократией рассматривали как логическое следствие отрицательных сторон преобразований Петра I, осуждали чиновничью бюрократию. Они считали что русский народ никогда не претендовал на участие в политической жизни. Традиционно русская жизнь строилась на коллективистских принципах, и отвергала единовластие, власть московских царей была ограничена народным мнением, выражавшимся Земским собором. Это сохраняло сильную дееспособную власть, однако создавало моральные ограничения для злоупотреблений. Государство представляло собой большую общину. По общинному принципу были организованы сходы, препятствующие единовластию в моральном плане. Петр I раздробил единый народ на отдельные группы, противопоставив дворянство народу. Раздробленные народ уже не мог ограничивать единовластие и как следствие, самодержавие. Причины русской самобытности славянофилы видели в православии, наибольшей степени сохранившей коллективистские общинные ценности. Они считали, что народ должен получить право свободно выражать свое мнение, получить свободу совести. Опыт России имеет всемирно историческое значение и может быть путем возрождения человечества, в том числе и «загнивающего индивидуалистического» запада. Теория «русского социализма» А.И. Герцена. В 30-е-40-е Герцен занимается литературной деятельностью. Его произведения содержали идею борьбы за свободу личности, протест против насилия и произвола. В 1847 г. он уезжает за границу в Лондоне основал «Вольную типографию», выпустил восемь сборников «Полярная звезда». Герцен убедился, что исторический опыт запада России не подходит и начал искать какое-то новое общественное устройство, создал теорию «общинного социализма», имевшую колоссальное значение в русской истории. При нем не будет частной собственности и эксплуатации. Основной ячейкой социализма явится крестьянская поземельная община, которая живет по социалистическим принципам. Буржуазные реформы 60-70 гг. XIX в. в России. Социально-экономические и политические предпосылки буржуазных реформ 60-70- х годов XIX в. 1. Глубокий внутриполитический кризис, порожденный Крымской войной. Прежде всего криз власти, т.е. кризис доверия к ней. Его выражение ( активизация оппозиционного движения (деятельность Герцена, Чернышевский, Добролюбов). 2. Рост крестьянских выступлений во второй половине 50-х годов. Полицейский аппарат довольно хорошо контролировал ситуацию в стране. Но максимального подъема крестьянские выступление достигли в годы реформ. 3. Осознание правящей группировкой, сплотившегося вокруг царя, необходимости модернизации страны. Решить эту проблему без отмены крепостного права было нельзя. В частности: введение всеобщей воинской повинности, невозможно без свободного передвижения. 4. Некоторые авторы говорят также о кризисе помещичьего хозяйства. С одной стороне, во второй четверти XIX в. прослеживался неуклонный рост числа помещичьих имений; с другой стороны ( именно наличие бесплатной рабочей силы было одной из важнейших причин крупного помещичьего хозяйства в черноземной зоне. Крестьянская реформа, ее подготовка и проведение. Положение «19 февраля 1861 г.». Впервые о необходимости крестьян император заявил в речи, произнесенной в 1856 г. перед представителями московского дворянства. Его знаменитая фраза о том, что «лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться до того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу». Непосредственно разработка концепции реформ началась с января 1857 г., когда был создан специальный секретный комитет для подготовки крестьянской реформы. Первым проектом, который обсуждался в комитете был проект, разработанный летом 1856 г. зам. министра внутренних дел Левшиным. С некоторыми корректировками основные положения этой программы были разосланы в виде рескриптов губернаторам (сначала Петербургскому и Виленскому), и одновременно создавали специальные губернские комитеты. Вскоре после этого секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу (1858 г.), а в его составе основные функции выполнял Земский отдел Министерства внутренних дел во главе с Милютиным. В губернских комитетах обсуждались различные варианты проектов, которые затем направлялись в созданные при главном комитете редакционные комиссии (февраль 1859 г.). Среди множества проектов принято обращать внимание на: 1. Унковского, где наиболее последовательно отразились стремления помещиков нечерноземной зоны (полный выкуп крестьян с землей, при содействии правительства). 2. Проект Полтавского ( черноземные зоны (наделы крестьянам давались лишь на время, крестьянам свобода без земли). 3. Проект Самарина ( наиболее последовательно отражавший проекты степной зоны ( промежуточный вариант. Манифест «19 февраля 1861 г.» предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права (мог владеть движимым и недвижимым имуществом, заключать сделки, выступать как юр. Лицо, вступать в брак без ведома помещика, поступать на службу и в учебные заведения, менять место жительства, переходить в сословия мещан и купцов). Но сохранялась община. Крестьянство ( единственное сословие, которое платило подушную подать, несло рекрутскую повинность и могло быть подвергнуто телесному наказанию. В «положении» раскрывалась суть реформы. Россия была условно разделена на три полосы: черноземную, нечерноземную и степную. Для каждой из них устанавливался высший и низший размеры крестьянского полевого надела. В этих пределах заключалась добровольная сделка крестьянской общины с помещиком. Конкретные размеры участка должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые должны были быть составлены отдельно для каждого помещика и каждой общины. Если они не приходили к соглашению, то к решению спора привлекались мировые посредники. При решении земельного вопроса наделы были значительно урезаны. Так образовались отрезки, отобранные помещиками у крестьян. При размежевании угодий помещики стремились к тому, чтобы их земля вклинивалась в крестьянские наделы. Так появилось чересполосица, заставлявшая крестьян арендовать помещичью землю. Получая землю, крестьяне были обязаны оплатить выкупные платежи. Размер выкупных платежей устанавливался не в зависимости от рыночной стоимости земли, а из соображений компенсировать помещику потерю бесплатного крестьянского труда. Этот доход помещик должен был получать ежегодно в качестве % по своему вкладу в Дворянский банк, банковский % 6. X - годовой V повинности в рублях. Y - ( выкупных платежей. Y=X/6*100 80% - ссуда государства, в течении 49 лет крестьяне должны были возвратить ссуду государству. 20% - крестьянин должен отдать сам помещику. Выплаты крестьянами помещику растянулось на 20 лет. Так появилось временно обязанное состояние крестьян, которые должны были платить оброк и выполнять некоторые повинности, до тех пор, пока полностью не выкупят свой надел. Удельные крестьяне получали те наделы, которые имели до реформы, с некоторым уменьшением в Петербургской, Самарской и Владимирской и с небольшим увеличением в остальных губерниях (положение от 26 июня 1863 г.) В 1863-1865 гг. они были переведены на выкуп. Оброчная подать в пользу царской семьи была преобразованы выкупные платежи сроком на 49 лет. Государственные крестьяне получили в наделы те земли, которые были ранее в их пользовании и еще получали лесные наделы. В 1886 г. государственная оброчная подать была переведена в выкупные платежи с увеличением ее, в среднем, на 45% и с уплатой в 44 г. В национальных районах крестьяне получали наделы меньше, чем было до отмены, за большие повинности. Земская реформа. В 1864 г. было издано положение «О губернских и уездных земских учреждений». В губерниях и уездах создавались земства (выборные органы из представителей всех сословий). Из-за высокого имущественного ценза там преобладали помещики. Сфера их деятельности ограничивалась вопросами местного значения. Земства находились под контролем центральной и местной властей. Выборы в уездные земские собрания проводились на трех избирательных съездах (по куриям). Все избиратели делились на три курии: 1. Уездные землевладельцы; 2. Городские избиратели; 3. Выборные от сельских обществ. На уездном земском собрании выбирались в уездную земскую управу (исполнительный орган) и депутаты в губернское земское собрание. Губернское земское собрание избирало губернскую земскую управу. Уездный и губернский предводители дворянства возглавляли управы. И те и другие избирались на три года. Городская реформа. «Городовое положение» 1870 г. создало в городах всесословные органы ( городские думы, на четыре года. Они избирались по куриям в соответствии с имущественным цензом. Главную роль в них играла крупная буржуазия, под строгим контролем правительственной администрации. Городская дума избирала городскую управу (исполнительный орган), состоявшую из городской головы и членов. Городской глава являлся председателем и городской думы и городской управы. Члены думы назывались гласными. Дума ведала вопросами городского хозяйства , образования и здравоохранения. Судебная реформа. «Новые судебные уставы» 1864 г. вводили в России новую систему судопроизводства. Они предусматривали всесословность суда (крестьяне по- прежнему оставались подсудны особым судам волостные), его независимость от администрации, не сменяемость судей, гласность и состязательность судебного процесса (судебные процессы могли освещаться в прессе). Вопрос о виновности решался присяжными заседателями. Мелкие дела разбирались в мировом и коронном суде, а уголовные и тяжкие ( в окружном ( в уезде), особенно важные и государственные и политические преступления ( в судебной палате на уровне губерний. Высшая судебная инстанция был сенат. Схема tab4.bmp Судебные уставы вводили институт присяжных поверенных ( адвокатуру и прокуроров. Военная реформа. Создавались трехклассные юнкерские училища для подготовки младших офицеров и военные академии для среднего и высшего командного состава. Кадетские корпуса преобразованы в военные гимназии, но оставалось единственное элитарное учебное заведение ( Пажеский корпус, который соединял военную гимназию и юнкерское училище. Туда принимали внуков и детей высших офицеров. В 1864 г. введены военные округа. Началось перевооружение в армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка. Улучшилась система управления вооруженными силами. Всеобщее сословное воинская повинность введена закон 1874 г. для мужчин достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках до 6 лет и 9 лет в запасе, на флоте ( до 7 лет и 3 года в запасе. Сроки действительной службы в значительной степени сокращались в зависимости от образовательного ценза (лица, имевшие высшее образование служили 6 мес.). Освобождение от службы в армии было возможно по здоровью единственный сын в семье, единственный кормилец в семье. Поздно введенное всеобщая воинская повинность было связанно с необходимостью предварительного развития сети жел. дорог, без которых невозможно было быстрое проведение мобилизации. Реформы с сфере образования. В 1864 г. издано «Новое положение о начальных народных училищах». Женщины получали возможность преподавать в школах. Введено доступное всесословное образование. Начальные школы были разных типов ( государственные, земские, церковноприходские, воскресные и т.д. Земство явилось инициатором постановки вопроса о введении обязательного начального образования в стране. Обучались около 3 лет. Уровень знаний не высокий. В 1862 г. церковноприходские школы переведены в подчинение синоду. В 1864 г. издали «Устав гимназий». Этот устав не ликвидировал преемственность обучения. Появились женские гимназии с меньшим объемом изучаемых предметов. Гимназии делились на классические (гуманитарная подготовка) и реальные (имели практическую направленность). Учились 7 лет. После классической гимназии, если заканчивали на положительные оценки, можно было поступить в университет и институт. После реального училища можно было поступить только в специальные учебные заведения ( горный, межевой и т.д. институты. И только до сдав экзамены можно было поступить в институт. В 1864 г. был издан новый «Университетский устав». В 1863 г. институтам вернули автономию. Они сами решали административные и научно-педагогические вопросы. Женщины не могли поступать в высшие учебные заведения, но в 1869 г. в Петербурге были открыты первые Высшие женские курсы, которые работали по программе университетов, но до начала XX в. не давали диплом о высшем образовании. В 1872 г. в Москве открыты курсы профессора Герье, в 1878 г. в Петербурге открыты Бестужевские курсы. Реформа сферы цензуры и печати. В 1865 г. введены «Временные правила о печати». Они отменяли предварительную цензуру для ряда печатных изданий. Новые правила не распространялись на провинциальную печать и массовую литературу для народа. Редакторы могли отстаивать свои права в суде. Итоги правительственной политики 60-70-х гг. XIX в. Значение буржуазных реформ. 1. Реформы не решили полностью задач создания условий для модернизации страны, однако их проведение имело огромное значение и имело не однозначные последствия. 2. Был сделан важный шаг к смягчению межсословных перегородок, хотя сословная система в целом продолжала существовать. 3. результатом реформ стало достижение существующего прогресса в развитии промышленности, науки и образования, однако в полной мере все эти следствия проявились лишь на рубеже XIX-XX вв. 4. Главная из реформ (крестьянская) не привела к координальному решению крестьянского вопроса, лишь временно смягчило его остроту. В дальнейшем деревня продолжала оставаться очагом напряженности, а последствия реформ создали многие новые противоречия в замен старых. 5. Помещичьи хозяйства в пореформенную эпоху вступило в полосу глубокого кризиса: большинство помещиков не смогло перестроить хозяйства на основе новых принципов. В конечном итоге оказались подорваны экономические условия существования дворянства как сословия. 6. Повышение авторитета власти в результате реформ было временным явление: уже в конце 60-х гг. началось нарастание революционного движения. Социально-экономическое развитие России второй половины XIX в. Социальная структура населения. Буржуазные реформы 60-70-х годов XIX в. содействовали развитию русского капитализма. Россия позднее многих стран Европы вступила на путь капиталистического развития. Темпы развития капитализма и уровень концентрации промышленного производства в России были более высокими. Во второй половине XIX века изменилась социальная структура населения России. По всероссийской переписи 1897 г. численность населения страны составляла 125,6 млн. Человек. Крестьян насчитывалось около 70%, мещан ( 11%, население национальных окраин ( 2,3%, дворян ( 1,5%, купцов ( 0,5%, духовенства ( 0,5%. Распределение населения по классовому признаку показывает рост численности крупной буржуазии, помещиков и высшего чиновничества ( до 2,4%. Возросла численность социальных слоев, характерных для капиталистической эпохи ( пролетариев, средний и мелкой буржуазии. Развитие промышленности. Возникновение новых промышленных районов. Капитализм в промышленности прошел в три стадии: 1. Мелкотоварное производство (в основном крестьянские промыслы), 2. Капиталистическая мануфактура, 3. Капиталистическая фабрика, когда возникает машинная индустрия. В начале 80-х годов Россия завершился промышленный переворот. Машинный труд вытеснял ручной. Широко использовались паровые машины и механические станки. Появились новые промышленные центры: Донбасс, Криворожье, Баку. Крупными промышленными центрами стали Харьков, Юзовка, Горловка, Лодзь, Нарва. За вторую половину XIX века добыча угля возросла почти в 30 раз, а нефти ( в 700 раз. Крупными центрами транспортного машиностроения стали: Сормово, Коломна; центрами транспортного машиностроения: Одесса, Бердянск, Харьков. Возникли фабрично-заводские поселки (например: Орехово-Зуево). Железнодорожная политика правительства и железнодорожное строительство во второй половине XIX в. Развивалось железнодорожное строительство. В середине 50-х годов XIX в. построена Николаевская железная дорога, которая связала Москву с Петербургом. В конце 70-х годов началось железнодорожное строительство на окраинах России: в Закавказье, Средней Азии, Сибири. Инициатором «железнодорожного бума» был министр путей сообщения С.Ю. Витте. В 90-е годы шло строительство транссибирской железнодорожной магистрали. Развитие капитализма в сельском хозяйстве. В сельском хозяйстве усилилось расслоение крестьянства. Шел процесс «раскрестьянивания» т.е. выделение сельской буржуазии и сельского пролетариата. Расслоение крестьянства означало выделение трех категорий крестьян: 1. Зажиточные крестьяне (кулаки). Составляли к концу XIX в. 7-15% крестьян, но имели в своих хозяйствах почти 47% крестьянской земли; 2. Середняки ( 20%; 3. Бедняки ( 65% крестьян, но имели всего 24% крестьянской земли. Шире использовалась техника, углублялась специализация. Более быстрому развитию капитализма мешали крепостнические пережитки: сохранение помещичьего землевладения, малоземелье крестьян, сохранение временной обязанности до 1881 г., выкупных платежей до 1906 г. Капитализм в сельском хозяйстве Росси мог развиваться двумя путями. Первый путь ( помещичий или «прусский», когда помещичье землевладение сохранялось и постепенно приспосабливалось к капитализму. Второй путь ( крестьянский (фермерский) или «американский»: при котором помещичье землевладение должно быть ликвидировано, должно развиваться частное крестьянское хозяйство. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |