|
Пар и Броня4-203мм и 16 - 152мм орудий и 6 - 120мм) . В 1894г. был заложен улучшенный крейсер “Россия” (водоизмещение - 13000т ; скорость - 19.7 узлов ; бронирование: пояс - 200мм (гарвеированная сталь), палуба - 50 мм ; вооружение - 4-203мм и 16 - 152мм орудий и 12 - 75мм ) . Эти корабли при большой насыщенностью артиллерией имели довольно слабую ее защиту ( орудия были установлены открыто на палубе и прикрыты щитами ) , что являлось крупным недостатком . Поэтому на вступившем в строй в 1900г. однотипном “Громобое” (водоизмещение - 14000т. ; скорость - 20 узлов) 203мм и 152мм орудия были размещены в 110мм каземтах , однако нежелание увеличивать водоизмещение крейсера привело к уменьшению толщины пояса до 152мм . Все эти крейсера вооружались также торпедными аппаратами . В дальнейшем от постройки таких кораблей отказались , поскольку имея такое же водоизмещение , как и эскадренные броненосцы ,они были при этом вооружены и защищены несравненно слабее , а технические возможности того времени позволяли осуществить корабли такой же мощности при значительно меньшем водоизмещении (как например японский крейсер “Асама” ) . Во флоте необходимы были сравнительно небольшие броненосные и бронепалубные крейсера . В 1896г. во Франции был заказан бронепалубный крейсер “Светлана” (3900т.,20 узлов) , вооруженный 6-152мм орудиями и 4 торпедными аппаратами . Затем в период 1899-1901гг. за границей заказывается ряд кораблей . “Варяг” (6500т.)- США, “Богатырь” (6700т.) и “Аскольд” (5900т.) - Германии . Эти корабли имели скорость 23 узла , защищались 38мм палубой с 75мм скосами к бортам , были вооружены 12 - 152мм и 12 - 75 мм орудиями и различались расположением артиллерии . В Дании был заказан “Боярин” (3200т.) и в Германии быстроходный крейсер “Новик” (3100т.) . “Новик” показал на испытаниях скорость 26 узлов , был защищен 50-мм палубой с 75-мм скосами к бортам и вооружался 6-120мм орудиями . Кроме того во Франции был заказан крупный броненосный крейсер “Баян” (7800т.) . Он имел скорость 22 узла и защищался 200мм поясом (100мм в носу) и 50мм палубой (в корме карапасной) , вооружение состояло из 2-203мм башенных орудий и 8 - 152мм в каземате. Одновременно в Петербурге закладываются бронепалубные крейсера “Паллада” , “Аврора” (та самая) и “Диана” . Однотипные , водоизмещением 6730т. , скорость - 20 узлов , бронирование - 50мм палуба с 75мм скосами , вооружение - 12 - 152мм и 24 - 75мм орудия , три торпедных аппарата . Кроме этого в 1901- 1903гг в Петербурге закладываются крейсера “Олег” (по типу “Богатыря” ) , “Жемчуг” и “Изумруд” (по типу “Новик”) . На Черном море закладываются “Кагул” и “Очаков” (по типу “Богатыря”) . В целом российский крейсерский флот был укомплектован довольно сильными и быстроходными кораблями , неплохо защищенными (ярким примером живучести бронепалубных крейсеров , считавшихся сравнительно слабо защищенными , является бой крейсера “Варяг”). Именно крейсеры действовали в Русско- Японскую войну наиболее успешно (особенно на фоне общей безрадостной картины ) . Миноносцы Как уже отмечалось , применение минного оружия в Русско-Турецкую войну оказалось эффективным , что дало толчок для его дальнейшего развития . Еще в 1876г. была предпринята попытка самостоятельной разработки торпедного оружия , но она не увенчалась успехом и был приобретен патент на торпеду Уайтхеда , с заказом ему торпед и командировкой на завод торпедистов для обучения . В 1877г. были заложены в Петербурге 90 миноносок , еще 10 заказаны в Германии и 6 строилось на Черном море. Они представляли из себя маленькие паровые суденышки водоизмещением 23т., могли развивать скорость 16 узлов и били вооружены одним торпедным аппаратом в носу. Увлечение маленькими миноносками было тогда характерным для многих флотов мира , но вскоре выяснилось , что эти маленькие суденышки очень немореходны - достаточно было небольшому усилению ветра , и флотилии миноносок не могли выйти в море. Управляющий русским Морским министерством адмирал И.А. Шестаков вынужден был с горечью констатировать , что немалые деньги , истраченные на сотню миноносок , потрачены зря. В связи с этим во многих странах были предприняты попытки создать суда , сочетавшие скорость и дешевизну миноносок и приличную мореходность . Корабелы Англии , Франции , Австрии , Германии создать такой корабль оказались неудачными - суда получались либо очень большими и дорогими , либо вообще небоеспособными . Работали над этой проблемой и русские кораблестроители , и , неожиданно , им удалось справится с ней . Первый русский миноносец “Взрыв” , построенный в 1878г. на заводе Берда , имел водоизмещение 134т. , но на испытаниях развил всего 13.3 узла , вместо расчетных 17. Тогда Морское министерство заказало в Англии фирме “Ярроу” миноносец “Батум” , представлявший собой по сути увеличенную миноноску. Корабль был готов в 1880г. , на испытаниях он развил скорость 22 узла (без загрузки) , и был вооружен двумя торпедными аппаратами и пятисвольной 37мм пушкой Гочкиса. Неплохую мореходность корабль подтвердил , благополучно придя своим ходом в Николаев . “Батум” считается первым в мире мореходным миноносцем , родоначальником целого класса караблей . До 1886г. на русских и заграничных заводах строятся миноносцы подобного типа , водоизмещением 70-100т. , со скоростью 18-20 узлов. В 1884г. во Франции был заказан миноносец “Поти” для Черного моря (73т. ,18.5 узлов) , по этому типу было построено 7 миноносцев на Балтике , и 1 в Николаеве . В дальнейшем было заказано еще два миноносца во Франции (100т. , 19 узлов) и девять в Германии (86т., 20 узлов) . В дальнейшем до 1898г. строилось на Русских заводах и заказывалось за границей большое число миноносцев , водоизмещением 90-150т. , со скоростью хода 20-25 узлов , вооруженных 2-3 торпедными аппаратами и 37мм или 47мм пушками. Эти миноносцы называли номерными , поскольку ввиду их большого числа каждому был присвоен номер , а не название . Миноносцы водоизмещением в 100т. обладали все же не очень хорошей мореходностью - они могли лишь непродолжительное время держатся в море при свежем ветре , поэтому уже после постройки “Батума” возникла идея минных крейсеров . Она получила осуществление , когда в 1886г. был построен миноносец “Лейтенант Ильин” на Балтике , а в 1889г. - “Капитан Сакен” на Черном море. Они имели водоизмещение 600т. , развивали скорость 20 и 18.5 узлов соответственно , вооружены пятью и тремя торпедными аппаратами соответственно , 37мм и 47мм пушками и имели 20 мм броневую палубу . Затем от бронирования миноносцев отказались , так как основным элементом их живучести была скорость . В Германии заказывают “Капитан-Лейтенант Казарский” (415т. , 21 узел , 2 торпедных аппарата) для Черного моря , затем по этому проекту строят еще 5 кораблей . В 1896г. был построен миноносец “Абрек” (538т. , 21 узел ) , который помимо двух торпедных аппаратов имел сравнительно сильное артиллерийское вооружение (2-75мм , 4-47мм и 2-37мм пушек). Этот корабль стал первой попыткой создания истребителя миноносцев (destroyer ) - с сильной артиллерией но был для этого класса великоват . В связи с этим в 1895г. фирме “Ярроу” был заказан истребитель “Сокол” (240 т., 29 узлов) , вооруженный 75мм пушкой и 2 торпедными аппаратами . Этот корабль вызвал большой интерес за границей и представлял собой довольно совершенный образец техники того времени , его корпус был впервые изготовлен из никилевой стали , что дало дополнительный выигрыш в весе. Затем в 1899 - 1901г. во Франции были заказаны пять аналогичных миноносцев (312т. , 26 узлов) . По этим образцам в Петербурге и Николаеве был построен ряд миноносцев и истребителей . Всего в составе флота на 1902г. было 55 истребителей и 86 малых миноносцев. Канонерские лодки В 1885г. были заказаны для Дальнего Востока лодки “Бобр” и “Сивуч” (1000т. , 11 узлов ) , вооруженные 1-229мм и 1-152мм орудиями . Затем в 1886г. были заказаны за границей лодки “Манджур” и “Кореец” ( 1300т. , 13 узлов ) , вооруженных 2-203мм и 1-152мм орудиями . Для Черного моря были построены 6 однотипных лодок , и еще 4 были построены на Балтике . Еще в 1899г. была построена в Петербурге лодка “Гиляк” для Дальнего Востока (1000т. , 12 узлов , 1-120мм и 5-75мм орудий) и “Хивинец” (1340т. , 13.5 узлов , 2-120мм и 8 - 75мм орудий ) для Балтики . Все эти корабли были небронированными и предназначались для обороны побережий. Подводные лодки Регулярное строительство подводных лодок началось в 1902-1903гг , до этого производились лишь единичные попытки строительства лодок различными изобретателями (в частности - лодка Джевецкого с мускульным приводом) . Строительство русской субмарины было поручено Балтийскому заводу под руководством инженера И.Г. Бубнова и капитана М.Н. Беклемешева . По их проекту в 1903г. была построена лодка “Дельфин” , водоизмещением 113т./123т. , оснащенная карбюраторным двигателем Даймлера и электромотором для подводного хода . Скорость хода составляла 9.0/5.5 узлов , вооружение состояло из двух торпедных аппаратов конструкции Джевецкого . Затем в 1904г. было заложено 6 лодок типа “Касатка” , водоизмещением 140т. /177т. , с бензиновым и электрическим двигателем , позволявшими ей развивать 8.5/5.0 узлов , и вооруженных 4 торпедными аппаратами Джевецкого . Помимо этого в США покупаются лодки “Фултон” (переименован в “Сом” конструкции Голланда) и “Протектор” (“Осетр”) , конструкции Лэка . На Невском заводе начинается сборка нескольких лодок Голланда ,а в Либаве несколько лодок типа “Протектор” . Видимо , Морское ведомство возлагало на лодки большие надежды в войне , поэтому “Дельфин” , четыре “Касатки” и все лодки типа “Фултон” и типа “Протектор” были отправлены по железной дороге на Дальний Восток . Туда была даже отправлена совершенно небоеспособная “Форель” - 14-ти тонная чисто электрическая экспериментальная лодка , купленная в Германии . Лодки эти принимать участие в боевых операциях не могли , ввиду малой автономности , и ряду конструктивных недостатков , допущенных при спешной (9 мес.) постройке и играли роль скорее психологического оружия. Об их “надежности ” говорит тот факт ,что во время стоянки у Балтийского завода “Дельфин” затонул, будучи залит через открытый люк от волны проходившего вблизи парохода ( :-) ); затем лодка была поднята и восстановлена . Следует также отметить развитие в России минного оружия , по которому наша страна занимала лидирующие позиции . Русскими моряками и инженерами была создана первая морская мина (еще в 1807г.) , в 1882г. лейтенант Н.Н. Азаров изобретает устройство , позволявшее автоматически устанавливать мину на заданной глубине , что позволило значительно увеличить скорость постановки . В 1898г. на вооружение была принята сферическая гальваноударная мина ( шарик с “рогами”) , послужившая прототипом для всех последующих корабельных мин вплоть до Второй Мировой войны. Уже во время Русско-Турецкой войны на Балтике существовал отряд минных судов. В 1886г. в Норвегии был построен минный транспорт “Алеут” принимавший на борт 130 мин, а в 1891г. в Швеции более крупные “Буг ” и “Дунай” (230 мин) . В 1899г. были построены по проекту В.А. Степанова два больших минзага “Амур” и “Енисей” для Дальнего Востока (2800т. , 18 узлов , 300 мин) , предназначенные для скрытой постановки мин на вражеских коммуникациях . Говоря о техническом развитии русского флота необходимо упомянуть изобретение С.О. Макаровым 1891г. снарядов с мягким наконечником , который позволил значительно увеличить их бронепробиваемость , вследствие образования скользкой прослойки при пробивании броневой плиты . На испытаниях 152мм пушка , стрелявшая макаровскими снарядами легко пробила плиты , не поддавшиеся перед этим 229мм орудию с обычными боеприпасами . Таким образом мы видим , что к началу XX века российский флот был неплохо оснащен боевыми кораблями . Особенно это касается миноносцев и минзагов. С крупными кораблями было сложнее , и если крейсерский флот представлял серьезную угрозу для любого вероятного противника ,то большинство броненосцев было устаревших образцов , а отвечавших современным требованиям кораблей было немного (“Потемкин”,”Три Святителя”,”Ретвизвн” , пять броненосцев типа “Бородино”) . Несмотря на то , что в строительстве кораблей главенствующим было подражание иностранным образцам , русские инженеры , моряки и изобретатели создали ряд интересных , и зачастую превосходивших зарубежные аналоги образцов боевой техники (“поповки” , миноносцы , минное оружие). Русско-Японская война Обстановка на Дальнем Востоке в начале XX века была сложной . В этом регионе столкнулись интересы многих стран , прежде всего России , Японии и Англии . Японцы при активной поддержке англичан открыто вели военные приготовления и создали к тоиу времени сильную армию и современный флот . Россия не препятствовала этому , так как в правительстве многие , во главе с министром внутренних дел В.К. Плеве , считали , что Япония противник слабый , и Россия войну непременно выиграет , и это будет полезно для преодоления социальных противоречий , обострившихся внутри страны . В ночь на 26 января 1904г. Японская эскадра без официального объявления войны атаковала русские корабли в Порт-Артуре (база тихоокеанской эскадры) . Началась Русско-Японская война , ставшая одной из самых неудачных в истории России . Помимо просчетов командования , недостатка войск и их плохого оснащения и других объективных проблем , русские войска , и особенно флот , преследовала просто фатальная цепь неудач. 31 марта из Порт - Артура выходит навстречу неприятелю Тихоокеанская эскадра , на флагманском броненосце “Петропавловск” держит флаг командующий эскадрой адмирал С.О. Макаров . На выходе из порта “Петропавловск” подрывается на японской мине . Мины у японцев в то время довольно слабые , и потопить ей броненосец вряд ли возможно , но по несчастливому стечению обстоятельств сдетонировал боезапас , над кораблем поднялся столб дыма и через две минуты он исчез под водой , унеся с собой 600 человек команды , в том числе и С.О. Макарова . В 8 феврале 1904г. японские суда направляются для высадки десанта в корейский порт Чемульпо , на входе в порт они встречают русский крейсер “Варяг” под командованием В.Ф. Руднева и канонерку “Кореец” , на приказ сдаться русские корабли ответили отказом и начался один из самых удивительных морских боев в истории . Бронепалубный крейсер и старенькая канонерка отражали атаку эскадры из 15 боевых кораблей . После часового обстрела они так и не были потоплены и вернулись в порт , здесь было решено , что дальнейшее сопротивление не имеет смысла , и корабли были затоплены. Этот бой вошел в историю как проявление удивительного героизма русских моряков . Японцы высаживают десант на Ляодунский полуостров и начинают осаждать Порт-Артур с суши и с моря. Под давлением Петербурга новый командующий эскадрой В.К.Витгефт принимает решение прорываться во Владивосток . Тихоокеанская эскадра выходит в море и 10 августа путь ей закрывает значительно превосходящая по силе японская эскадра Хейхатиро Того . Того открывает огонь и пытается осуществить охват “головы “ русской эскадры но неверно рассчитав маневр отдаляется от нее . Через два часа бой возобновляется , японцы обстреливали в основном флагманы “Цесаревич” и “Пересвет” но и “ наши стреляли , в общем , не хуже японцев ”(как отмечает очевидец) . Того уже готов прекратить бой из-за серьезных повреждений своего флагмана , но в это время в боевую рубку “Цесаревича” попадает снаряд , при взрыве которого погибает Витгефт и ряд старших офицеров . Эскадра лишилась управления , смешалась и повернула в Порт-Артур . Несколько кораблей ,в том числе “Цесаревич” , который получил еще и повреждение рулевого механизма , пришли в нейтральные порты и были интернированы . Это было серьезное поражение , но все было еще не так плохо - в этом сражении японцы ни потопили ни одного русского корабля , а потери в личном составе на “Миказе” (флагман Того) были вдвое больше чем на “Цесаревиче” . В Корейском проливе успешно действовали русские броненосные крейсера “Россия” , “Громобой” и “Рюрик” и два номерных миноносца . В июне 1904г. это соединение под командованием адмирала Безобразова вышло в пролив с заданием нарушить Японские торговые перевозки , особенно предназначенные для снабжения армии . Сработал эффект внезапности и крейсерам удалось потопить два крупных парохода с войсками и орудиями для осады Порт-Артура , несколько английских судов с грузами для Японии было арестовано и отправлено с призовой командой во Владивосток . Японцам пришлось задержать выход в море своих транспортов , на время снабжение японской армии на континенте было парализовано . На охоту за русскими крейсерами отправляется эскадра адмирала Камимуры , в составе 4 броненосных и 4 легких крейсеров , посыльного судна и 8 миноносцев. 1 июля в Цусимском проливе Камимура наткнулся на русские крейсера , но тем удалось уйти от преследования , а посланные ночью вдогонку миноносцы были отбыты (два было потоплено ) . За время рейдерства русским отрядом было потоплено или арестовано 13 японских и английских судов , иногда неуловимый отряд действовал буквально на входе в Иокогаму и Токио , это соединение в Европе прозвали “эскадрой - невидимкой “. В сентябре этот отряд крейсеров был выслан навстречу Тихоокеанской эскадре во время попытки ее прорыва во Владивосток . При встрече с крейсерами Камимуры ему было предписано отвлекать их на себя , отступая на север . 14 августа встреча состоялась , 4 крейсера Камимуры зашли с севера и атаковали русские корабли . Русским крейсерам удалось сильно повредит флагманский “Идзуме” , а на замыкающем “Ивате” снаряд вывел из строя 3 -152мм орудия , но и русские крейсера получали повреждения . Особенно сильно пострадал “Рюрик” - на нем был убит командир , начался пожар . К японцам подошли еще два крейсера . У “Рюрика” было повреждено рулевое управление , разрушена кормовая надстройка и командующий соединением принял решение идти на север , надеясь что “Рюрик” , оставленный японцами , сможет исправить повреждения . 10 часов японцы преследовали параллельным курсом “Громобой” и “Россию” , они получили сильные повреждения но все же пришли во Владивосток. “Рюрик” вел бой с двумя японскими крейсерами , положение было безнадежным и он был затоплен командой . Довольно успешно применял русский флот и новые для того времени виды оружия - мины и подводные лодки . Применительно к последним слова эти имеют скорее иронический смысл , поскольку они практически не покидали своих баз , но Японцы их панически боялись , и они играли роль психологического оружия - при малейшем подозрении о присутствии субмарин японские корабли поспешно покидали данный район (этим многие объясняют то что японские корабли не атаковали Владивосток) . Применение мин было более осязаемо . На Дальнем Востоке действовали минные транспорты (минзаги ) “Амур” и “Енисей” . 14 мая 1904г. “Амур” выставил мины на входе в Порт- Артур , вернувшись на базу командир корабля Ф.Н. Иванов получил выговор от командующего Витгефта за то что выставил мины не там , где ему было предписано , а на следующее утро на его минах подорвались сразу два японских броненосца , причем один сразу затонул , а второй затонул во время возвращения на базу . Судьба “Енисея” сложилась трагически : в феврале 1904г. одна из выставленных мин всплыла на поверхность , при попытке уничтожить ее (она демаскировала заграждение ) заградитель снесло на мину течением , он подорвался на собственной мине и быстро затонул . В числе погибших был и его командир , капитан 2-го ранга В.А.Степанов - создатель первой в мире системы автоматической постановки мин , создатель “Амура” и самого “Енисея”. Несмотря на явное преимущество японского флота потери русских были не так уж велики и соизмеримы с японскими , но приближался роковой день 14 мая 1905г. . На выручку Порт-Артуру была отправлена из Либавы 2-Тихоокеанская эскадра под командованием вице-адмирал З.П. Рождественского . На переходе в нее влилась 3--Тихоокеанская эскадра Н.И. Небогатова (состоящая из четырех старых броненосцев и крейсера) . Эскадра совершила путешествие вокруг Африки длиною 18 000 миль но в ноябре было получено известие о сдаче Порт-Артура , что делало поход эскадры бессмысленным . Ей было приказано прорываться во Владивосток . 14 мая 1905г. армада из 38 вымпелов (в том числе 12 броненосцев и броненосных крейсеров ) вошла в Цусимский пролив , навстречу ей двигалась эскадра того , в которой насчитывалось 12 крупных кораблей . На громкую победу в бою рассчитывали , пожалуй , лишь в тишине петербургских кабинетов , моряки оценивали ситуацию более трезво . Считалось , что лучшее что можно ожидать - прорыв во Владивосток с большими повреждениями , сам Рождественский считал возможным “дойти до Владивостока с потерею нескольких судов”- мысли не очень оптимистические ,но той катастрофы , что произошла на самом деле не ожидал никто . Часто можно услышать мнение , что Того имел значительное превосходство в скорости и артиллерии. Японские корабли были действительно быстрее русских , но это объясняется в основном тем , что в эскадре Того было ... всего четыре настоящих броненосца , остальные крупные корабли были броненосными крейсерами адмирала Камимуры . Правда , большинство броненосцев в русской эскадре были устаревшими , но зато в правой колонне эскадры шло 4 новейших броненосца типа “Бородино” , во главе с флагманом эскадры “Князем Суворовым” . По числу и калибру стволов русский флот имел преимущество , но выучка комендоров оставляла желать лучшего , поскольку за все время похода было проведено всего две учебные стрельбы , да и точность дальномеров была неудовлетворительной . Русские корабли были сильно перегружены (водоизмещение флагман превышало 15 000т. , при расчетных 13 000т. ) , так как в их трюмах было полно грузов для осажденной крепости , что привело к тому ,что главный бронепояс практически исчез под водой . Наложение всех этих причин и привело в целом к тому , что случилось . Немало помогли этому и ошибки командования , и пресловутое невезение . Итак , в пролив двумя колоннами входит русская эскадра (в правой ,как уже говорилось , были броненосцы типа “Бородино” , в левой - старые броненосцы во главе с “Ослябей”) . В 13.10 с “Суворова” заметил противника в 70 кабельтовых , и Рождественский начал перестроение - сильная правая колонна выдвигалась вперед - решение верное. Того не заметил этого перестроения и попытался атаковать левую колонну , увидев перед собой новые броненосцы , с которыми вступать в единоборство ему было опасно , он решает начать бой , пока русские не завершат перестроения , и в 13.36 сделал новый разворот , чтобы занять более удобную позицию для обстрела . В 13.49 , не завершив перестроения , Рождественский дает пристрелочный залп по “Миказе” , через две минуты отвечает и японский флагман , затем вступают в бой броненосцы и броненосные крейсера . Рождественский допускает ряд ошибок - он приказывает левой колонне пропустить правую вперед , для чего этим кораблям пришлось сбавить ход или вовсе застопорить машины , что привело к нарушению боевого строя . Последний его приказ оказался губителен - он приказал “Бить по головному” , идея правильная - так действовали и японцы (они сосредоточили свой огонь на “Суворове” и “Ослябе” , ) , для скорейшего вывода из строя флагмана противника , но в отличие от них Рождественский не организовал огонь , и русские корабли просто сбивали друг другу пристрелку бессистемной стрельбой по “Миказе” , так и не потопив его (правда , он получил серьезные повреждения ). Дальше вмешалось пресловутое невезение - находившийся в боевой рубке Рождественский был тяжело ранен залетевшим туда осколком , и эскадра практически потеряла управление. Японцам удалось добиться максимума своего огня при минимуме огня противника , что и требовалось . Через полчаса после начала боя “Ослябя“ медленно накренился на борт и опрокинулся , спустя еще 6 минут вышел из строя “Суворов” . Опрокидываются “Александр III” и “Бородино” , выходит из строя “Орел” (причем эти броненосцы выдержали около двухсот попаданий крупнокалиберных снарядов) . Броненосные крейсера Камимуры , практически не обстреливаемые русскими кораблями буквально осыпали их снарядами . К вечеру практически все уже было кончено : сдался штаб Рождественского (перешедший на миноносец “Бедовый” ) , сдался адмирал Небогатов , основные силы эскадры уничтожены . Героическое сопротивление экипажей отдельных кораблей не могло уже ничего сделать - японцы добивали разрозненные остатки эскадры . В Цусимском бою японцы уничтожили 21 русский корабль , причем впервые артиллерией были уничтожены эскадренные броненосцы - самые мощные корабли того времени , погибло 5 тыс. русских моряков . 5 кораблей сдалось ,6 ушли в нейтральные воды , и только самый слабый крейсер “Алмаз” с двумя миноносцами пришел во Владивосток , японцы же потеряли всего три миноносца . Более тяжелого поражения в истории нашего флота не было , за один день были потеряны практически все основные силы русского флот , создававшиеся годами , Петербург остался без защиты с моря. Русско-Японская война оказала влияние на развитие военного судостроения во всем мире , особенно Цусимское сражение . К нему было приковано внимание морских специалистов во всех ведущих странах - ведь она стал проверкой реальной боеспособности броненосных флотов , проверкой различных теоретических построений морских теоретиков и конструкторов . После нее был создан ряд новых типов боевых кораблей (в частности дредноуты) . Эта война стальных армад броненосцев и крейсеров стала предтечей будущих технологических войн XX века. Литература: М.А.Михайлов М.А.Баскаков “Фрегаты , Крейсера , Линейные корабли , Москва “Досааф СССР” 1986г. А.П.Шершов “История военного кораблестроения” , Санкт-Петербург “Полигон” 1994г. В.А.Дыгало “А начиналось все с ладьи ...” , Москва “Просвещение” 1996г. Журнальные статьи: М.Комков “Цусима: загадки сражения ” //”Техника молодежи” 1990г. -6 А.Киличенков “Упущенный шанс адмирала” //”Техника молодежи” 1990г. -6 Г.Смирнов , В. Смирнов “Мина - оружие и наступательное” //”Моделист конструктор” 1989г.- 4 В.Тюрин , В.Дородных “Мины и противоминное оружие” //”Моделист конструктор” 1990г.- 9 Мультимедиа: Microsoft Encarta 97 encyclopedia Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |