|
Отношения России с ИндиейОднако сегодня, когда Россия обретает стабильность - политическую и экономическую, а Индия преодолела полосу частой смены правительств и премьеров, стороны демонстрируют заинтересованность в том, чтобы вывести свои отношения на качественно новый уровень. Эту задачу и был призван решить визит Владимира Путина. Программа его пребывания в Индии включала переговоры с премьер-министром Аталом Бихари Ваджпаи, встречу с президентом Индии Кочерилом Раманом Нараянаном, посещение парламента, беседу с крупнейшими индийскими бизнесменами. Предполагалось подписание основополагающего документа - Декларации о стратегическом партнерстве между Россией и Индией. В этом документе, ориентированном на длительную перспективу, конкретизированы основные направления доверительного партнерства, охватывающего весь комплекс двусторонних отношений. Накануне поездки Владимир Путин дал интервью индийским СМИ и российскому телеканалу РТР. Он заявил о стремлении России всемерно расширять политическое, экономическое и культурное сотрудничество с Индией. При этом было подчеркнуто, что это сотрудничество не направлено против кого бы то ни было. Оно отвечает интересам двух стран и интересам мирового сообщества. Поясняя смысл выражения "стратегический" применительно к партнерству, российский президент отметил, что это не означает создание какого-то военного альянса. Под термином "стратегический" подразумевается долгосрочное, рассчитанное на длительную перспективу партнерство, обусловленное прагматическими национальными интересами обоих государств. Владимир Путин высказался за то, чтобы Индия была мощной, развитой, самостоятельной державой и существенным фактором в международных делах. Все вышеизложенное Президент России В.В.Путин подтвердил уже на совместной пресс-конференции в Хайдарабадском Дворце г. Дели, 3 октября 2000 года. Был подписан ряд важных российско-индийских соглашений, касающихся разных областей сотрудничества. Базовым документом, конечно, является Декларация о стратегическом партнерстве между Россией и Индией. В ней закрепляется весь комплекс многосторонних отношений между двумя государствами. По итогам встречи принято и совместное заявление, в котором отражены согласованные позиции России и Индии по наиболее актуальным глобальным и региональным проблемам. Обеими странами отмечено и выражено стремление к расширению торгово-экономических контактов. Будет и дальше активно продолжено наше сотрудничество в военно-технической, научно-технической, культурной и других сферах. При обсуждении ключевых международных проблем российская и индийская стороны констатировали совместимость интересов и целей. Мы готовы взаимодействовать по таким крупномасштабным проблемам как создание современного демократического мироустройства, укрепление международной безопасности и сохранение соответствующих договоренностей в этой сфере, включая договор по противоракетной обороне. Договорились сотрудничать по проблемам регионального характера, таким как, например, Афганистан. Мы высказали одинаковые подходы к решению таких вопросов как борьба с международным терроризмом, религиозным экстремизмом, трансграничной преступностью и наркобизнесом. Затрагивалась и проблема реконструкции, реформы Организации Объединенных Наций. Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что Россия видит в Индии сильного и достойного кандидата в постоянные члены Совета Безопасности ООН. Необходимое внимание было уделено и положению в Южной Азии. Мы высказали надежду на то, что будут продолжены конкретные усилия по возобновлению переговорного процесса между Индией и Пакистаном в направлении. Всего в Индии В.В. Путин провел четыре дня. В ходе визита Владимира Путина сопровождала солидная свита официальных и достаточно влиятельных персон. Были подписаны 11 соглашений в разных сферах, а также главный документ — Декларация о стратегическом партнерстве между Республикой Индией и РФ, которую скрепили своими подписями президент Владимир Путин и премьер-министр Индии Атал Вихари Ваджпаи. Как сказал сразу после торжественной церемонии президент РФ, Декларация имеет исключительно важное значение именно потому, что в ней затронут весь комплекс двусторонних отношений между Россией и Индией, а также согласованы позиции по наиболее важным национальным и мировым проблемам, «продемонстрированы совместимость интересов и целей» во всем, что касается укрепления международной безопасности, борьбы с терроризмом и наркобизнесом, с религиозным исламским экстремизмом. Кроме того, в Декларации подробно расписаны приоритеты индийско-российского сотрудничества: от металлургии, строительства и сферы топливного энергетического комплекса до культурных обменов, от традиционного военно- технического сотрудничества (ВТС) до совместных банковских структур, от ядерной энергетики до торгового судоходства и т. д. Все это «углубление и расширение» предполагается ввести на фоне единства политических воззрений в глобальном масштабе. Россия будет поддерживать Индию в ее намерении войти в Совет Безопасности ООН в качестве постоянного члена. «О судьбах мира» за эти четыре дня говорилось много. В том числе и о том, чем чреваты в глобальном масштабе региональные конфликты. Для Индии наиболее болезненный из них — это очаг постоянного напряжения в Кашмире, на границах с Пакистаном. Пакистан — страна «пороговая», имеющая ядерное оружие, но не обладающая ни внешним миролюбием, ни внутренней стабильностью. Ядерный потенциал Индии тоже достаточно велик. Касаясь в своих выступлениях темы взаимоотношения двух, «не здоровающихся через порог» соседей, Владимир Путин четко заявил, что российская позиция предполагает невмешательство во внутренние дела других стран. В то же время Москва разделяет озабоченность Дели и считает своевременной индийскую концепцию формирования коллективного фронта по борьбе с терроризмом. «Наши отношения с Индией имеют самостоятельное и непреходящее значение», — сказал президент, подчеркнув, что отношения с другими странами на эти контакты влиять не будут. Слова эти достаточно многозначительны. В геополитических играх вокруг 952-миллионной державы активно участвуют и США. Россия же, связанная с этой южноазиатской страной узами долгого партнерства, вовсе не собирается отступать в этом регионе от своих интересов. Но для этого требуется быть гибче и умело играть на опережение, учитывая, что из некогда сугубо аграрной полуколониальной страны Индия постепенно превращается в современное и перспективное государство. И претенденты на ее рынок не дремлют. Военно-техническое сотрудничество остается главным в нашей торговле с Индией. И в ходе этого визита был заключен новый контракт на поставку 310 танков Т90С, вплотную обсуждалась продажа авианосца «Адмирал Горшков». Правда, как пояснил журналистам застигнутый ими врасплох чуть ли не за полночь вице-премьер Клебанов, лично Путин эти вопросы вплотную не обсуждал. Как мы видим, в ходе этого визита был затронут широкий круг проблем, начиная от региональной безопасности и заканчивая культурными связями. Но эта встреча на высшем уровне не была первой в 2000 году. Ее предваряла поездка в Индию российской делегации во главе секретарем Совета безопасности РФ Сергеем Ивановым. Во время визита г-н Иванов нанес визит премьер-министру, министру иностранных дел и министру обороны. Он провел детальные переговоры по двусторонним региональным и международным вопросам с Главным секретарем премьер-министра и Советником по национальной безопасности. Во время встречи с премьер-министром г-н Иванов вручил ему письмо российского президента Путина. В письме говорится о важности индийско-российских отношений для стабильности и безопасности в Азии и во всем мире. В нем также содержится призыв к сотрудничеству в борьбе с терроризмом, распространением наркотиков, а также религиозным и политическим экстремизмом. Г-н Иванов также передал предложения Его превосходительства г-на Владимира Путина, Президента Российской Федерации относительно предстоящего государственного визита в Индию. Г-н премьер-министр заметил при этом, что г-н Путин будет почетным гостем и что ему будет оказан теплый прием. Протокол о сотрудничестве между Национальным Советом безопасности Индии и Советом безопасности Российской Федерации был подписан во время визита г- на Иванова. Этот протокол конкретизирует установление сотрудничества между Национальными советами по безопасности обеих стран. В протоколе признается важность сотрудничества в: . усилении национальной безопасности в двух странах через политико- правовые средства; . улучшении и развитии путей и содержания сотрудничества в международной, экономической, оборонной, информационной, экономической и других областях безопасности; . развитии двустороннего сотрудничества в областях, имеющих отношение к ликвидации преступности, международному терроризму, религиозному и политическому экстремизму, незаконной торговле оружием, . распространению наркотиков, которые подрывают национальный суверенитет и территориальную целостность. Для достижения этих целей Национальные советы безопасности обеих стран образуют одну или более Совместных координационных групп. Советник по национальной безопасности Индии и секретарь Совета безопасности Российской Федерации будут находиться в постоянном и регулярном контакте друг с другом. Итак, мы видим ,что в течении полугода удалось решить ряд важнейших взаимовыгодных политических и экономических задач. Но этими встречами на высшем уровне наши двусторонние контакты не ограничиваются. Это подтверждается сотрудничеством Индии с российскими регионами. Так, с 17 по 19 апреля 2000 г. в городе Владивостоке находились Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Индии в РФ г-н С. Ламба, Министр, директор Культурного центра им. Дж. Неру при консульстве Индии г-н А. Саджанхар, а также представители Института востоковедения РАН заместитель директора, проф. В. М. Алпатов, ученый секретарь центра индийских исследований В. П. Кашин и научный сотрудник Г.М. Кузнецова. Основная цель визита – выяснение на месте возможностей расширения регионального сотрудничества между отдельными районами и штатами Индии и регионами России в таких областях, как торговля и инвестиции, наука и культура, взаимный обмен информацией и др.. Г-н С. Ламба был принят вице- губернатором Приморского края В. А. Стегнием, который также устроил прием в честь посла Республики Индии. На прием были приглашены члены администрации края, деловые люди, представители общественности и ученые Института востоковедения РАН. В.А. Стегний подтвердил большую заинтересованность администрации Приморского края в развитии экономических и торговых отношений с Индией, создании совместных предприятий, увеличении импорта индийского чая, медикаментов и упаковочных материалов. Дальневосточный государственный университет, Генеральное консульство Индии во Владивостоке и Институт востоковедения РАН 18-19 апреля 2000 г. организовали во Владивостоке совместный двухдневный семинар: “Индия-Россия: перспективы в новом веке”, в котором участвовали известные ученые, эксперты, специалисты и представители деловых кругов. В ходе семинара обсуждались актуальные вопросы российско-индийского сотрудничества в таких областях как политика, экономика, наука, культура и образование. Всего было заслушано 16 докладов и выступлений. 18 апреля посол Индии г-н С. Ламба и ректор ДВГУ В. И. Курилов выступили на открытии Индийского культурно-информационного центра, созданного под эгидой Общества дружбы с Индией. Центр базируется в Восточном институте ДВГУ. Но, к сожалению, внешнеторговые операции между Приморским краем и Индией имеют небольшие объемы. Основу поставок из Приморского края в Индию – более 60% – в 1999 году составила радиолокационная аппаратура. Из Индии в Приморье импортировалось в основном бункерное топливо на сумму 7,1 млн. долларов США. Администрация Приморского края придает большое значение развитию торговых отношений с Индией. В этих целях была организована деловая встреча приморских компаний с делегацией Индии, посетившей Приморье в прошлом году. С индийской стороны были представлены фирмы по производству чая, медикаментов, упаковочных материалов. Россия и Индия давно и стабильно сотрудничают в области оборонной промышленности. Приморский край не является исключением. Отношения между Индией и Приморьем в этой сфере уже переросли отношения просто покупателя и продавца. Яркий пример этому – регулярные визиты кораблей Тихоокеанского флота в Индию, совместные российско-индийские военно-морские учения. В 90-х годах Военно-морским силам Индии в аренду передана атомная подводная лодка ТОФ проекта 670 для практической подготовки экипажей Военно-морских сил Индии в водах Индийского океана. На борту атомной подводной лодки для обучения индийских экипажей находились 30 специалистов Тихоокеанского флота. Во время визита экс-премьер-министра Российской Федерации Евгения Примакова в Индию было подписано долгосрочное Соглашение по Военно-техническому сотрудничеству вплоть до 2010 года. Именно в нем заложены основные направления, в котором это сотрудничество будет развиваться в третьем тысячелетии. Также в сентябре прошлого года во Владивостоке стартовали Дни индийской культуры, в рамках которых прошел фестиваль знакомства с культурой удивительной страны. Проведение подобных мероприятий – это прекрасная возможность познакомить жителей края с историей, традициями, культурой и искусством индийского народа. Это самый верный путь к пониманию друг друга, а значит – установлению надежных и долгосрочных отношений, искренней дружбы и сотрудничества. В успешном развитии деловых взаимовыгодных отношений между Приморским краем и Индией немалая заслуга сотрудников Генерального консульства Индии во Владивостоке. Индийское генконсульство было первым зарубежным консульским учреждением в этом городе. Генеральное консульство Индии всегда открыто для переговоров с представителями приморского бизнеса и готово оказать помощь в поиске партнеров через Торговую палату Индии. Кроме того, существует программа ITEC (International Technical and Economical Cooperation), в рамках которой организуются стажировки российских специалистов в Индии в области менеджмента и бизнеса, оплачиваемые индийской стороной. Помимо связей с приморьем индийское правительство активно сотрудничает и с другими регионами России. Так , г-н С.К. Ламба, посол Индии в Российской Федерации, нанес визит в Астрахань 19 - 20 марта 2000 г. по приглашению г- на А.П.Гужвина, главы администрации Астраханской области. Его сопровождали индийские предприниматели - резиденты Москвы. Во время визита г-н Ламба провел переговоры с г-ном Гужвиным о дальнейшем расширении сотрудничества между Индией и Астраханской областью в сфере экономических и торговых отношений. Индийский посол имел также встречи с другими руководящими официальными лицами Астраханской областной администрации и деловыми людьми Астрахани. Индийские бизнесмены вели переговоры со своими астраханскими коллегами. Главным образом, переговоры касались торгового пути между Индией и Россией через Иран, Каспийское море и Астрахань. Индийскую делегацию проинформировали, что упомянутый путь уже начал свои функциональные операции в конце декабря 1999 года и 22 контейнера из Индии уже поступили на астраханские базы. Астраханская областная администрация еще раз подтвердила свою заинтересованность в дальнейшем увеличении грузовых поставок между Индией и Россией по новому пути и заверила, что рассмотрит конкретные технические параметры существующих возможностей для индийского участия в проекте. Находившийся одновременно с визитом посла Индии с рабочей поездкой в Астрахань Е.Д.Казанцев, заместитель министра транспорта Российской Федерации, подтвердил обязательства свой страны в развитии перспективного торгового пути. Небезынтересно отметить, что вопрос о поставках грузов между Индией и Россией через Иран и Каспийское море неоднократно обсуждался на недавней встрече индийско-российской подгруппы по транспорту, включая последнюю сессию подгруппы, проходившую в Нью-Дели в январе 2000 г. Обе стороны, как индийская, так и российская, придерживаются той точки зрения, что быстро развивающаяся линия поставок через Иран и Каспийское море является наиболее перспективной. В начале февраля 2000 г. делегация во главе с В.П.Деминым, заместителем главы администрации Астраханской области, посетила Индию и приняла участие в переговорах с высокими чиновниками Министерства наземного транспорта Индии, а также Департамента торговли правительства Индии по данному вопросу. [5] Встречи на Сахалине Посол Индии в Российской Федерации г-н Сатиндер Кумар Ламба в сопровождении директора Культурного центра им. Джавахарлала Неру в Москве г- на Ашока Саджанхара, генерального консула Индии во Владивостоке г-на Джха и других сотрудников посетил Южно-Сахалинск. 15 - 17 апреля посол встречался с главой Сахалинской областной администрации г-ном Игорем Фархутдиновым. Переговоры индийских официальных лиц и руководителей области были посвящены вопросам интенсификации сотрудничества в коммерческой, культурной и других областях. Особый интерес был проявлен к развитию контактов в сфере нефти и газа. В областном центре было открыто представительство индийско-российской совместной компании “CIS Technologies” во время визита в присутствии губернатора, посла и других сотрудников Сахалинской областной администрации. Сопровождавший посла во время поездки представитель ONGC, крупнейшей в Индии государственной нефтяной и газовой компании, провел консультации с местными властями относительно участия Индии в проектах Сахалина. Состоявшийся визит был третьей по счету поездкой посла С.К. Ламбы по регионам Сибири и Дальнего Востока. В августе 1999 г. он присутствовал в Якутске на открытии предприятия по огранке алмазов “Choron Diamonds”. В августе - сентябре 1999 г. в сопровождении делегации из 20 бизнесменов он побывал также в Иркутске, Хабаровске и Владивостоке. Вышеперечисленные визиты отражают высокий уровень приоритета, придаваемого индийской стороной развитию связей с указанными регионами. Заключение Проанализировав весь вышеизложенный материал, мы видим, что у России - и у Советского Союза - были очень тесные отношения с Индией и в политической, и в экономической области. После распада Советского Союза и образования Российской Федерации был короткий период, когда эти связи устанавливались, но надо сказать, что они получили дальнейшее развитие. В данной работе умышленно не рассмотрены новейшие события на мировой арене между Индией и США, проявляющими в последнее время большой интерес к этой державе. Это связано с тем, что данные события в силу своей новизны ещё не являются историей, ещё «не обросли» правильной интерпретацией историков. Однако, используя данные материалы, попытаемся самостоятельно дать интерпретацию современной обстановки. Стратегический фактор и потенциальные перспективы Индии во всём регионе Южной Азии и во всём мире не перестают удивлять аналитиков. Имея громадные людские и минеральные ресурсы, эта страна, тем не менее, не играет заметную роль на реальной политической сцене. Можно вспомнить, что только, когда Индия во главе с великим Ганди, став лидером идеологии неприсоединения и движущей силой когорты государств, получивших независимость, Индия стала выходить на международную арену. Позднее, срочно "понадобившись" Советскому Союзу, Индия стала "симпатизировать" социализму и коммунизму. Попользовавшись советской интеллектуальной и образовательной мощью (сравни с крепко осуждаемым в СССР и России Египтом эпохи Садата), Индия, "перешла" под покровительство некогда презираемого_капитализма,_а_конкретно–США. США, перехватив эстафету у СССР, решила "построить" или воздвигнуть из этой страны некоего гиганта в этом регионе земного шара (в противовес, по их мнению, Китаю). Бросив своего сателлита - Пакистан, США, начали оказывать Индии всестороннюю помощь и содействие. В подтверждение правильности данной мысли приведём только цитату: "что касается Индии, которая сейчас превращается в ведущую державу Южной Азии…", автор - Генри Киссинджер (книга "Дипломатия"). Становится ли теперь ясно, под чьим прикрытием и как это получится? Но… Индия, побывав чуть ли не три столетия под опекой (гнётом) англичан, затем, добившись независимости, под бдительным оком помощи мощного СССР, так и не достигла возвышения, даже до уровня региональной державы. Даже Пакистан (не говоря уже об Иране) в 60-80 годы подавил своим уровнем пассионарности просоветскую и нейтральную Индию. Индия, в силу своего "выгоревшего" духа нации, несмотря на благодатное лоббирование индийских интересов своим могущественным союзником и финансовые вливания начала 90-х годов, не способна занять подобающее её древней истории, место в современной цивилизации. Её место в Южной Азии в недалёком будущем, уже через 15-20 лет, бесспорно, займёт Китай, который "развернётся" от своей восточно-азиатской тематики (Тайвань, Гонконг и т.д.) в западную сторону - в сторону российской Средней Азии и сферы влияния индийских интересов. Это реально произойдёт, несмотря на яростные попытки США оттянуть Тибет от Китая и другим подобным провокациям. Поэтому российской дипломатии однозначно необходимо будет в ближайшее время выбрать, какая же страна должна стать первоочередным партнёром: Индия или Китай, вместе эти цивилизации и две страны, эти культуры представляющие не "уживутся" в наступающем мире. Индия не сумеет воспользоваться и американской "гуманитарной" помощью, окончательно потеряет остатки былого авторитета в регионе, если будет кормиться слишком долгий период времени у заморского друга... Вспомним один факт: история задержания Индией латышских лётчиков, когда это было и что это значило для России? Индия, проявив крайнюю степень упорства в ретивом задержании лётчиков (не будем разбираться в моральных или нравственных обстоятельствах дела), находясь уже под патронажем США (вспомните сроки, когда этот факт имел место и тогда станет ясна правовая оценка данного факта) совершала недружелюбный акт против своего бывшего стратегического союзника - СССР, теперь России. По сути дела, именно Индия (США провоцировали эту страну совершить этот поступок) совершила правовой претендент (показала дорогу другим странам, как им надо диктовать волю России) для последующих позднее похожих ситуаций. Позднее были эксцессы с досмотром нефтяного танкера России в Оманском заливе с якобы иракской нефтью, японские задержания российских рыболовецких судов, постоянные провокации Норвегии в задержании российских судов в Баренцевом море в так называемой "линии Шеварднадзе", может примеров хватит, как теперь мы оцениваем роль и участие "дружеской" Индии, которая, пользуясь «науськиванием» нового хозяина, лает на бывшего коммунистического друга? И разве страна, которая действительно обладала бы мощным экономическим потенциалом и действительным политическим весом (который, несомненно, имела Индия времён "эпохи нейтралитета" периода гандизма) стала бы делать подобные жесты? [6] Осмелюсь сделать долгосрочный прогноз: Индия, находясь под руководством денежной державы, теряет все свои накопленные тяжким трудом целых поколений дипломатов 50-60-х годов, нравственные и моральные козыри, пытаясь взвалить на себя абсолютно не свойственные её пути и менталитету мерки экономического монстра и мирового гиганта экономики, но этого не происходит в силу ментальности самих индийцев. Индия вынуждена будет позднее обратиться от материальности к своей действительной позиции, которую она сможет занять, руководствуясь не наносными ориентирами, а внутренними порывами, как это совершил Ганди. Вот тогда опять возвратится Индия к помощи России, но нужно ли это будет сильной России, которая терпит в данное время плевки от доброго друга, в свою сторону? В данное время США, перехватив эстафетную палочку у предыдущих "неудачливых" создателей Великой Индии, попытается "возродить" мощь индийской нации, консолидируя для достижения поставленной цели даже Голливуд. Не тщетны ли будут попытки? А стоит ли заниматься подобным действием? Уже скоро узнаем… * * * Список использованных источников: Периодические издания: 1) «Век», №40, 2000 г.; 2) «Время новостей» №137 2000 г.; 3) «Индийский вестник» №4 1999 г.; 4) «Индийский вестник» №2-3 2000 г.; 5) «Индийский вестник», №1 2000 г.; 6) «Иностранец» №23 1998 г.; 7) «Независимое военное обозрение» №10 2000; 8) «Россия-Индия: перспективы развития регионов». М., Институт Востоковедения РАН 1998 г.; 9) «Экспресс-хроника» №24 1999 г.; Сайты в сети Интернет: 1) www.asiapacific.narod.ru 2) www.geopolitics.chat.ru 3) www.india.ru, лента новостей; 4) www.mid.ru, сообщения пресс-службы Президента РФ от 12.10.00; 5) www.russiananalitica.com; ----------------------- [1] www.asiapacific.narod.ru [2] «Россия-Индия: перспективы развития регионов». М., Институт Востоковедения РАН 1998 г. [3] «Экспресс-хроника» №24 1999 г. [4] Независимое военное обозрение» №10, 2000 г. [5] «Россия-Индия: перспективы развития регионов». М., Институт Востоковедения РАН 1998 г. [6] www.geopolitics.chat.ru |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |