бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Отмена крепостного права в России

наделов, хотя вначале собственность была не полной, обставлялась целым

рядом условий ( заключением уставных грамот, выплатой выкупа).

Ранее крестьяне могли только наделом, передавать его по наследству, но

полным собственником все земли оставался помещик. Конечно, фактически (по

нормам так называемого обычного права) крестьяне были собственниками той

земли, которую они обрабатывали своим трудом на протяжении многих

поколений. Именно поэтому сами крестьяне и их защитники из революционно-

демократического лагеря говорили и писали, что у крестьян отняли часть

земли, имея в виду фактическую, а не юридическую сторону. И это совершенно

справедливо. Но нельзя полностью игнорировать и юридические нормы. Помещики

до реформы, как уже отмечалось выше, широко пользовались этими нормами,

отнимали или урезали крестьянские земли, продавали крестьян без земли. По

реформе земля переходила юридически в руки крестьян и помещики не могли ее

отнять. Реформа переводила крестьян из разряда пользователей землей в

разряд собственников ее, хотя и не сразу и за выкуп. Часть крестьян была

при этом ограблена (“отрезки “ от наделов). Но отношение крестьянина к

земле становилось иным, что оказало большое прогрессивное влияние, особенно

на развитие зажиточных хозяйств.

Изменение правового положения крестьян привело к смене формы их

эксплуатации. На смену феодальному способу эксплуатации работника пришел

капиталистический способ, при котором работник уже не является

собственностью хозяина, как раньше, а его нужно нанимать, покупать его

рабочую силу. Несмотря на долгое существование пережитков феодализма и

кабалы, переход к капиталистическому способу производства произошел в 1861-

1863г.г., с момента изменения способа эксплуатации трудящихся. Именно

поэтому В. И. Ленин назвал падение крепостного права “крупным историческим

переломом”.

Именно это определяло буржуазный характер реформы в области правового

положения крестьян. Однако и здесь реформа не была достаточно

последовательной. Сохранялась принадлежность крестьян к особому сословию,

которое было наделено значительно меньшими правами , чем дворянство или

купечество. Крестьяне оставались прикрепленными к месту жительства, были

связаны круговой порукой в уплате налогов, несли натуральные повинности.

Даже при введении бессословных окружных судов в России для крестьян по

мелким преступлениям был составлен сословный крестьянский волостной суд,

который сохранил телесные наказания. Предусматривалась целая серия мер для

выколачивания налогов с крестьян, включая право сельского схода отдавать не

состоятельного хозяина в общественные или частные работы с вычетом из

заработной платы налогов или долга. Многие полномочия помещика перешли

частью к государственным органам, а главным образом - к “миру” (общине).

Крестьяне одного помещика составляли сельское общество, поэтому иногда

в селе могло быть несколько сельских обществ и, наоборот, несколько сел

входили в одно общество. Домохозяева общества составляли сельский сход,

избиравший на трехлетний срок старосту, сборщика податей и представителей

на волостной сход. Волость включала несколько сельских обществ (от 300 до

2000 душ мужского пола) и часто совпадала с церковным приходом. Волостной

сход избирал волостного старшину, волостной суд. Права сходов

ограничивались в основном хозяйственными и фискальными делами, а на

волостного старшину и сельского старосту возлагались полицейские функции,

“сохранение общего порядка, спокойствия и благополучия”. Они могли

арестовать подчиненных им лиц на два дня, назначать на общественные работы

на два дня или штрафовать до одного рубля.

Над крестьянами был поставлен институт мировых посредников, на которых

возлагались вопросы поведения реформы. Мировые посредники назначались из

числа местных потомственных дворян и имели значительную власть над

крестьянскими органами самоуправления. В уезде крестьянскими делами ведал

уездный съезд мировых посредников, а в губернии- губернское по крестьянским

делам присутствие. Все эти органы содержались за счет крестьян.

КРЕСТЬЯНСКИЕ НАДЕЛЫ И ПОВИННОСТИ.

“Положения” 19 февраля 1861 г. устанавливали ряд основных принципов

ликвидации повинностей и наделения крестьян землей. “Общее положение о

крестьянах, вышедших из крестьянской зависимости” исходило из признания

права собственности помещиков на все земли, но устанавливало обязательное

падение крестьян усадебной и полевой землей (за исключением тех, кто не

имел земли до реформы) сначала за повинности, а потом за выкуп.

Преимущество отдавалось “полюбовному” соглашению между крестьянами и

помещиками, и при этом условия могли быть самые различные. Если такого

соглашения не достигалось, то в действия вступали жесткие нормы,

определяемые “местными положениями”. В основе реформы лежал принцип

постепенности -любимый конек консерваторов всех времен. Постепенно -за два

года -должны были быть составлены уставные грамоты, определявшие

конкретные условия освобождения крестьян. За тем крестьяне переводились на

положение “временно обязанных” до момента перехода на выкуп. Потом еще

следовал период в 49 лет выплаты выкупных платежей ( вернее, ссуды

государства), после которого земельные наделы должны были стать полной

собственностью крестьян.

Размеры наделов определялись местными положениями, которых было

четыре. Одно было для 29 великорусских, новороссийских и белорусских

губерний с общинной формой землепользования. Второе -для трех

малороссийских (левобережных) губерний с подворным землепользованием.

Особое местное положение было для Правобережной Украины и четвертое - для

Западной Белоруссии и Литвы. По двум последним положениям крестьяне

получили все земли, которые у них были до реформы. Это было сделано по

политическим соображениям, так как крестьяне там были украинцы и белорусы,

а помещики в основном были поляки- католики. После восстания 1863 г.

крестьяне этих губерний были сразу переведены на выкуп и их наделы

несколько увеличились ( до прежних норм инвентарных описей).

Местные положения еще делили губернии на три полосы ( черноземная,

нечерноземная и степная), а внутри полос выделялись местности и для них

устанавливались нормы наделов. В степной полосе был введен единый уставной

надел на душу мужского пола (он колебался по разным местностям от шести до

двенадцати десятков). В остальных полосах в каждой местности были

определены высшая и низшая норма наделов. При этом высший надел был в три

раза больше низшего. Закон исходил из того, что крестьянам отводится тот

фактический надел, которым они пользовались до реформы. В этом случае, если

этот надел был больше высшей нормы, помещик имел право отрезать “излишек “

до этой нормы. Если же фактический надел был меньше низшей нормы, помещик

был обязан прирезать земли

излишек до этой нормы.

Помещики установили нормы в таком размере, чтобы можно было отрезать в

свою пользу часть земель крестьян. В Редакционные комиссии помещики подали

заниженные данные о размерах действительных наделов крестьян, и поэтому

даже после некоторого увеличения высших норм этими комиссиями в большинстве

губерний все равно земли крестьян были сокращены. Земля отрезалась и по

дополнительным правилам : помещик мог прирезать себе земли до 1/3 бывшего

своего имения (в степной полосе до 1/2) даже в том случае, если у крестьян

наделы не превышали высшей нормы.

Если не считать 8 западных губерний, где наделы крестьян были

увеличены на 18%-20%, то из остальных 36 губерний в 27 землепользование

крестьян сократилось и лишь в 9 осталось с таким же или немного

увеличилось.

По официальным данным размеры отрезков в пользу помещиков в 27

губерниях в целом составили 13% бывших до реформенных крестьянских наделов.

Исследования советскими историками документов архивов (уставных грамот)

показало, что в действительности у крестьян отрезали около 20% их угодий, а

по отдельным губерниям до 30% . Помещикам было предоставлено право самим

определять какие земли отвести крестьянам, а какие оставить себе. Помещики

отрезали себе лучшие земли, а так же брали в отрезки такие участки что бы

крестьяне вынуждены были их арендовать по дорогой цене. На пример, забирали

себе, все выгоны и водопои, без которых крестьяне не могли обойтись, а чаще

вклинивали отрезки в середину крестьянских полевых земель. По воспоминаниям

одного из статистиков, в деревне Хомуты Орловской губернии земли крестьян

были в пяти участках, а проехать к ним можно было только через земли

помещика. Таким образом, помещики получили возможность кабальной

эксплуатации крестьян.

В итоге проведения реформы 10 млн. душ мужского пола бывших помещичьих

крестьян получили около 34 млн. дес. земли или 3,4 дес. на душу. По

подсчетам либеральных экономистов для, прожиточного минимума надо было

иметь в черноземной полосе не менее 5,5 дес. на душу, а в остальных

местностях 6-8 дес. Наделы были неравномерными. Почти 5 часть крестьян

получила до 2 дес., 28% от 2 до 3 дес., 26% от3 до 4 и 27% свыше 4 дес.

Наименее обеспеченными оказались крестьяне черноземной полосы, наиболее-

северных и степных губерний.

Наделение крестьян землей было продиктовано двумя причинами. Царизм

беспокоился о том чтобы крестьяне продолжали платить подати, чего они без

земли выполнить не могли. Кроме того, помещики боялись потерять рабочие

руки, так как без земельные крестьяне стали бы разбредаться по городам и

уходить на многоземельные окраины. Учет интересов крестьян требовал

значительного увеличения дореформенных наделов крестьян, что можно было

сделать за счет помещичьих латифундий и организации расселения крестьян на

окраины. Но победили помещики. За основу наделов были взяты дореформенные,

явно недостаточные нормы, но при этом крестьян ограбили, отняв у них

жизненно важные “отрезки”. При переходе на выкуп бывшие помещичьи крестьяне

получали наименование крестьян собственников, но на самом деле полной

собственности на землю они, в отличие от помещиков не получали. Юридическим

собственником считалась община, но и она не имела права продажи наделов.

При подворном землевладении крестьяне тоже не могли продавать свои участки.

Была создана новая форма землевладения “надельная”.

Часть крестьян (461тыс.) получила четвертные, или дарственные, наделы,

в среднем по 1,1 дес. на душу. Половина их приходилась нижневолжский район,

а четверть - на северо-черноземный. Совсем не получили земли 724 тыс.

дворовых и 137 тыс. крестьян мелкопоместных дворян. Они освобождались через

два года бесплатно, но без клочка земли.

До перехода на выкуп крестьяне должны были выполнить в пользу

помещика временной повинности в виде денежного оброка или барщины. Период

перехода от повинностей на выкуп не был твердо установлен положением, ион

растянулся с1863 до 1883 г. ( закон 1881г. установил обязательность

перехода на выкуп для всех помещичьих имений). К 19 февраля 1870 г. в

Европейской России перешло на выкуп 55% крестьян, не считая западных

губерний, где все крестьяне сразу были переведены в категорию крестьян

собственников. К 1881г. на положении временно-обязанных оставалось 15%

бывших помещичьих крестьян внутренних губерний.

Временные повинности по существу были теми же феодальными барщиной и

оброком разница была в следующем: размеры их определялись местными

положениями, отменялись мелкие повинности (натуральные платы птицей,

ягодами, грибами и прочим, добавочные сгонные работы и наряды), основной

повинностью признавался оброк ( крестьян нельзя было без их согласия

переводить на барщину если они ранее платили оброк, а через два года они

могли перейти с барщины на оброк бес согласия помещика). Барщина

ограничивалась 40 мужскими и 30 женскими днями с тягла в год, при этом 3/5

отрабатывалось в летнее полугодие, остальное- в зимнее. Крестьяне работали

на барщине не производительно, помещики не имели уже над ними такой

власти. Поэтому удельный вес барщинных крестьян за первые два года

сократился в двое ( с 71 до 35% ) и далее сокращение продолжалось.

Большое значение имел принцип определения величины оброка, от которой

зависел и размер выкупа. Правительство и сам царь неоднократно

подчеркивали, что они не допустят даже обсуждения вопроса о выкупе личной

зависимости крестьян, что предлагалось правыми помещиками. Но в среде новой

бюрократии был найден обход этого принципа: поставить размер оброка в

зависимость не от доходности земли, а от дохода крестьян в данной

местности. По местным положениям самый высокий оброк был установлен около

Петербурга -12руб. С полного надела, затем в нечерноземных губерниях

(Московской, Ярославской, части Владимирской и Нижегородской ) - 10руб. В

черноземных и степных губерниях оброк устанавливался в размере 9 руб.

Следовательно, оброк был ниже там, где земля ценилась выше. Это произошло

потому, что нормы оброка примерно приравнивали к размеру дореформенного

оброка, а он был выше в нечерноземных губерниях, около столиц, где можно

было больше заработать. А в черноземных губерниях основной доход был от

земли и оброк был ниже. Здесь помещики компенсировались отрезками и

возможностью получать с них доход. Назначение оброка по его дореформенным

размерам имело целью сохранение для помещика того дохода, который давал

крестьянин, а не компенсацию за земли.

Ловким мошенничеством было введение так называемой градации оброка и

барщины. Этот принцип вступал в силу только при получении крестьянами не

полного надела. На пример, при получении половины высшего надела, казалось

бы, крестьянин должен платить половину оброка. Но градация заключалась в

неравномерном распределении оброка ( как и барщины) между десятинами

надела. В нечерноземной полосе за первую полученную десятину взималось 50%

оброка, за вторую 25%, на остальные раскладывалась поровну оставшаяся часть

оброка. В Ярославской губернии с высшего надела в четыре десятка оброк был

установлен в 10 руб. Если крестьянам доставалось по два десятка, то они

платили за первую десятину 5 руб., как было бы без введения градации.

Установление градации было выгодно большинству помещиков, так как основная

масса крестьян получила наделы меньше высшей нормы. Особую выгоду от этого

получили в связи с тем, что выкуп, как увидим далее, прямо зависел от

фактической величины пореформенного оброка. В наиболее тяжелом положении

оказались крестьяне черноземной полосы, где землю отрезали сверх высшей

нормы.

Подготовка реформы “кризис верхов”.

Кризис “верхов” очень ярко проявился уже в период Крымской войны.

Царизм предстал перед всем миром в жалком виде, не способным справиться не

только с военным, но и с экономическими и политическими трудностями. После

войны с вершин политической власти стало заметно то б чего не видели многие

помещики: в глубинах крестьянского моря все чаще поднимались волны такой

ширины и высоты, что грозили захлестнуть не только отдельные имения , но и

все дворянское государство. Как доказала история, царские слова о том, что

крестьянские выступления могут привести к отмене крепостного права. Борьба

между отдельными группами правящего класса помещиков из -за реформы и

размеров уступок крестьянство отражало только большую или меньшую степень

понимания ( или полного не понимания ) этими группами задач объективного

развития страны.

В речи перед предводителями московского дворянства 30 марта 1856г.

Александр -2 впервые публично заявил о том, что он лично не хотел бы давать

свободу крестьянам, но лучше это произвести сверху, чем ждать, пока это

произойдет снизу. Следующим шагом была попытка организовать просьбу самого

дворянства об освобождении крестьян. Однако беседы министра внутренних дел

С. С . Ланского и его товарища (заместителя) А. И. Левшина с предводителями

дворянства не встретили поддержки. Левшин писал в воспоминаниях, что

предводители дворян при первом же намеке на отмену крепостного права

изъявляли удивление, а иногда и не притворный страх. “Такие беседы, - писал

он, - хотя и многократно повторенные, не продвинули меня в перед.” В конце

1856 - начале 1857 г. был создан секретный комитет для подготовки реформы,

но он состоял из ярых крепостников и предполагал растянуть подготовку на

много лет. Однако к концу 1857 г. виленскому генерал- губернатору В. И.

Назимову удалось склонить дворян литовских губерний (Виленской, Ковенской

и Гродненской) согласится на освобождение крестьян по примеру Остзейского

края, где крепостное право было отменено 1816-1819 г. г., а земля осталась

у помещиков. Усилия Назимова, лишь недавно назначенного царем, облегчались

существованием инвентарных описей в привисленском крае, которые

ограничивали права помещиков и вызывали их недовольство. Секретный комитет

разработал текст рескрипта царя на имя Назимова, и он был подписан 20

ноября 1857г. В нем содержалась первая правительственная программа отмены

крепостного права. Она была на много реакционнее, чем условия реформы

1861г. В1857г. предполагалось освободить крестьян бес полевого надела, но

им разрешалось выкупить усадьбу. Полевые земли они должны были арендовать

за деньги или за работу у помещика. Последние сохраняли права вотчинной

полиции. Для разработки всех условий реформы рескрипт предписывал создать

губернские комитеты “по улучшению быта помещичьих крестьян.” В течение

1858г. такие комитеты по “инициативе благородного дворянства” (такую

“инициативу “ большинство губернаторов выбили с большим трудом ) были

созданы на тех же условиях в 47 губерниях Европейской России.

В феврале 1858г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет

по крестьянскому делу. Началось обсуждение проектов реформы в губернских

комитетах, а затем и в главном комитете. Различных записок и проектов

известно очень много и коллективных, и индивидуальных. Все они написаны

дворянами в интересах помещиков. Один из их дворян писал что комитеты

следовало назвать об улучшении быта помещиков. Но выяснилось, во- первых,

что интересы помещиков разных регионов не совпадают. Помещики черноземной

полосы были заинтересованы сохранить как можно больше земли которая давала

главный доход. Из среды этих помещиков вышел проект безземельного

освобождения крестьян П. П. Гагарина который копировал освобождение

остзейских крестьян. Но в ходе дальнейшей подготовки реформы в связи с

усилением крестьянского движения ( сведения о нем подавались в эти годы

царю ежедневно). Главный комитет вынужден был принять новые программные

требования об обязательном наделении крестьян полевой и усадебной землей за

выкуп, о выработке общего положения для всех губерний с поправками для

отдельных местностей. Тем не менее местные различия были очень значительны:

черноземные комитеты требовали снизить нормы наделения крестьян землей,

нечерноземные настаивали на увеличении выкупной суммы, степные были

заинтересованы в длительном сроке временных повинностей, что бы крестьяне

не разбежались при наличии свободных казенных земель. Второе различие

проявилось при наличии свободных казенных земель. Второе различие уже

проявилось внутри комитетов. Часть помещиков представляла

ультраконсерваторов, которые настаивали на максимальном сохранении

существующих порядков, минимуме изменений. Другие занимали либеральные

позиции, отстаивали преобразования буржуазного типа. Последние просто лучше

понимали возможность получения помещиками доходов и при новых,

капиталистических отношениях. По оценке В.И. Ленина, вся борьба внутри

дворянских комитетов была “…борьбой исключительно из-за меры и формы

уступок. Либералы так же, как крепостники, стояли на почве признания

собственности и власти помещиков, осуждая с негодованием всякие

революционные мысли об уничтожении этой собственности, о положенном

свержении этой власти”.

Центральная власть вынуждена была считаться с обстановкой в стране, с

опасностью новой крестьянской войны. Поэтому местные проекты были

подвергнуты изменению в Редакционных комиссиях под председательством Я. И.

Ростовцева, в которых участвовали чиновники либерального полка,: товарищ

министр внутренних дел Н. А. Милютин, ученый А. П. Семенов ( в будущем

академик Семенов- Тян- Шанский), Ю. Ф. Самарин, В. А. Черкасский, А.

Заболоцкий-Десятовский, Я. А. Соловьев и др. Хотя по совету царя в

комиссии были введены крупные крепостники Шувалов, Паскевич, Голицын,

Апраксин, Позен, в основном состав их был либеральным. Если Главный

комитет за год провел 28 заседаний, то Редакционные комиссии за полтора

года - 409 заседаний. Комиссии составили все основные документы реформы.

Рассылаемые в три тысячи экземпляров труды комиссий вызвали поддержку

либералов и возражения крепостников. Уступкой последним было назначение

реакционера

В. Н. Панина председателем Редакционных комиссий вместо умершего

Ростовцева, но это случилось уже в 1860 г. , и Александр-2 распорядился

особых изменений не вносить. Редакционные комиссии пошли на значительно

большие уступки крестьянам по сравнению с губернскими комитетами, но они в

целом так же защищали интересы помещиков в сохранении огромного помещичьего

землевладения и их власти в стране. Проект обсуждался в Главном комитете и

в Государственном совете. Александр-2 заявил сановникам: “Вы убедитесь, что

все, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, -сделано”. На

последнем этапе крепостникам в Главном комитете и Государственном совете

удалось внести ряд поправок в свою пользу. По отдельным уездам были

уменьшены нормы наделов и увеличены размеры денежного оброка. Очень

существенной была поправка Гагарина, разрешавшая крестьянам взять без

выкупа 1,4 часть высшего надела.

Подлинные интересы крестьян защищали представители революционного

лагеря Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбов, А. И. Герцен, Н. П. Огарев.

Они отстаивали освобождение крестьян с землей и представлением им полной

свободы, полного равноправия. Подготовка реформы показала, что эти

подлинные интересы крестьянства совсем не учитывались. Весь процесс

подготовки был сосредоточен в руках помещичьего класса, представители

крестьян никуда не приглашались. Но влияние крестьянства на реформу было

значительным, она проявилась в развитии мощного движения, подъема

активности масс.

Значение отмены крепостного права.

Реформа 19 февраля 1861г. ознаменовала, по определению В. И. Ленина.

“...начало новой, буржуазной России, выраставшей из крепостнической эпохи”.

Поэтому реформа имела революционное значение, она была гранью между двумя

эпохами, двумя способами производства: феодализмом и капитализмом. В.И.

Ленин ставил реформу 1861 г. по историческому значению в один ряд с

революциями в западной Европе, уничтожившими крепостное право. Он отмечал,

что в результате реформы произошел крупный переворот, смена одной формы

общества другой - замена крепостничества капитализмом.

В результате реформы основной производитель перестал быть

собственностью своего хозяина, что привело к смене формы эксплуатации,

составляющей главный признак общественно- экономической формации. Конечно,

другие признаки новой капиталистической формации- полное господство

товарного производства и его перехода в капиталистическое, подчиненное

капиталу пережитков старой феодальной формации и их уничтожения, буржуазная

переделка политической надстройки и т. д. - не могли быть изменены быстро.

К моменту реформы капиталистический уклад уже был довольно развит в России.

Сельское хозяйство уже достигло высокой своей степени товарности,

промышленность проходила стадию промышленного переворота, значительная

часть рабочей силы промышленности уже превратилась в товар, т. е. стала

наемной. Как уже отмечалось, крестьянское хозяйство так выделило, особенно

в государственной деревне, зажиточные элементы с товарным, преимущественно

мелкотоварным производством. Но господствующими укладами в России до

1861г. были крепостнический (барщина), натурально- патриархальный и

полунатуральный.

Реформа подорвала все основные устои как крепостнического, так и

натурального укладов. “Барщинная система хозяйства, - писал В. И. Ленин, -

была подорвана отменой крепостного права. Подорваны были все главные

основания этой системы: натуральное хозяйство, замкнутость и самодовлеющий

характер помещичьей вотчины, тесная связь между ее отдельными элементами,

власть помещика над крестьянами”. Следовательно, историческое значение

реформы состояло в замене способа эксплуатации и в подрыве тем самым основ

барщинного хозяйства. Реформа представляла определенный шаг в направлении к

капитализму.

Но этот шаг к капитализму мог быть великим или малым, решительным или

половинчатой, недостаточно последовательной буржуазный характер. Прежде

всего это проявилось в том , что крестьяне получили достаточно земли. По

этому вопросу у В. И. Ленина возник спор с некоторыми народниками, которые

называли себя марксистами. В частности, Даниельсон и Скворцов считали

капиталистическим принципом освобождение крестьян совсем без земли, потому

что, по учению Маркса, освобождение крестьян от средств производства есть

основное условие капиталистического способа производства. Но это было

формальное понимание марксизма, ибо в среде крестьян были зажиточные

элементы, способные сами развивать капиталистическое хозяйство. Поэтому В.

И. Ленин писал, что “чем больше земли получили бы крестьяне при

освобождении и чем дешевле бы они ее получали, тем быстрее, шире и

свободнее шло бы развитие капитализма в России...” В этом случае развитие

капитализма пошло бы по крестьянско - буржуазному, или американскому,

фермерскому пути, и тогда “...походило бы экономическое развитие России на

экономическое развитие Америки. Но тот факт ,что у крестьян даже отняли

пятую часть земли, которой они пользовались до реформы, и их заставляли

заплатить за полученные наделы в три дорога, чрезвычайно затормозил

развитие по американскому типу аграрной буржуазной эволюции, хотя реформа

заложила возможность такого пути.

С другой стороны, старая барщинная система была только подорвана, но

не уничтожена окончательно. Помещики сохранили возможность полубарщинной

или отработочной системы хозяйства, основанной на отрезках и недостаточных

наделах крестьян. Получение помещиками огромных массивов земель и большого

денежного выкупа создало основные условия для развития капитализма в их

хозяйствах, но сохранение указанных пережитков крепостничества тормозило и

этот помещичье- буржуазный, или прусский юнкерский путь развития

капитализма.

И американский, и прусский “...пути капиталистического развития вполне

ясно обрисовали в России после 1861года”, хотя ни один из них не мог

развиваться свободно, поскольку осталось много пережитков феодализма.

В оценке реформы нельзя ставить знак равенства между прогрессивными и

реакционными ее оценками. В целом реформа была прогрессивной, поскольку

открывала простор развитию производительных сил, привела производительные

отношения к определенному, хотя и не оптимальному соответствию им.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1) В.Ф.АНТОНОВ \УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ

=ХРЕСТОМАТИЯ ПО ИСТОРИИ СССР 1861-1917г.=

МОСКВА “ПРОСВЕЩЕНИЕ” 1990г.

2)В.Г.ТЮКАВКИН /УЧЕБНИК ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ

=ИСТОРИЯ СССР 1861-1917г.=

МОСКВА “ПРОСВЕЩЕНИЕ” 1990г.

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.