бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Образование древнерусского государства

«старшей», «передней» и «молодшей» дружине. «Мужи» - воины входили в состав

«передней» дружины или поглощались «молодшей», либо попадая в подчиненное

положение и к тем и к другим, снова сливаясь с народом. Но на заре Русского

государства они играли огромную роль и составляли едва ли не основную силу

княжеских дружин. Путь их в княжескую дружину пролегал едва ли не через

тысячную организацию. И если известная, большая часть воинов города

составляла городской «полк» во главе с тысяцким, то «волость» - земля, да и

сам город часть своих боевых сил должен был уступить князю.

Племенные княжения не были объединены в одно целое – это произойдет

лишь в период образования Русского государства, но и в этом своем качестве

они выступают как переходная форма от союзов племен к государству, как

своеобразные протогосударства восточных славян. Без учета существование

такого рода форм предгосударственной жизни трудно представить себе истоки

древнерусской государственности, начальный период которой нельзя связывать

только с событиями второй половины IX столетия.

Племенные княжества еще не были государствами, но таили в себе зародыши

государства. Неясные абрисы территории и истории некоторых из этих

племенных княжений выступают на страницах «Повести временных лет»,

новгородских летописей и Никоновской летописи. «Повесть временных лет»

отмечает, что «свое» княженье существовало «на Полоте». Но первое население

на Полоцкой земле – кривичи. Второе крупное племенное княжение – «словени

свое в Новгороде». Вряд ли центром земли словен был Новгород. Более

древними центрами края являлись Ладога, Перынь и другие поселения близ

Новгорода. А весь северо-запад представлял собой как бы политический союз

словен и кривичей, а также фино-угорских племен: чуди, мери и веси.

3. Норманнская теория.

Повествование летописца Нестора о призвании варягов на русскую землю

нашло в дальнейшем довольно противоречивую интерпретацию историков.

Основоположниками норманнской теории принято считать немецких ученых-

историков Готлиба Байера, Герерда Миллера и Августа Шлецера. Будучи

приглашенными в Россию в период правления Анны Иоанновны и расцвета

бироновщины, авторы этой "теории" и ее сторонники преувеличивали роль

скандинавских воинов в становлении государственности на Руси. Именно эта

"теория" была поднята на щит фашистами в целях оправдания нападения в 1941

г. на нашу Родину и обвинения России в неспособности к самостоятельному

развитию.

Между тем, государство как продукт внутреннего развития не может быть

привнесено извне. Это процесс длительный и сложный. Для возникновения

государственности необходимы соответствующие условия, осознание

большинством членов общества потребности в ограничении родовой власти,

имущественное расслоение, зарождение племенной знати, появление славянских

дружин и пр.

Безусловно, сам факт привлечения варяжских князей и их дружин к службе у

славянских князей не вызывает сомнения. Бесспорны также взаимосвязи между

варягами (норманнами — от сканд. "человек севера") и Русью. Приглашенные

предводители рюриковской наемной (союзной) рати в дальнейшем, очевидно,

приобрели функции арбитров, а порою — и гражданской власти. Вполне

объяснима и понятна последующая попытка летописца в поддержку правящей

династии Рюриковичей показать ее мирные, а не захватнические,

насильственные истоки. Однако довольно спорным является "аргумент"

норманнистов о том, что варяжский конунг Рюрик был приглашен с братьями

Синеусом и Трувором, о факте существования которых история больше ничего не

сообщает. Между тем, фраза "Рюрик пришел с родственниками и дружиной" на

древнешведском языке звучит так: "Рюрик пришел с сине хус (свой род) и тру

вор" (верная дружина).

В свою очередь, крайняя точка зрения антинорманнистов, доказывающих

абсолютную самобытность славянской государственности, отрицание роли

скандинавов (варягов) в политических процессах противоречит известным

фактам. Смешение родов и племен, преодоление былой замкнутости,

установление регулярных сношений с ближними и дальними соседями, наконец,

этническое объединение северорусских и южнорусских племен — (все это)

характерные черты продвижения славянского общества к государству.

Развиваясь аналогично Западной Европе, Русь одновременно с ней подошла к

рубежу образования большого раннесредневекового государства. И викинги

(варяги), как и в Западной Европе, стимулировали этот процесс.

Вместе с тем, норманнистские высказывания трудно именовать теорией. В

них фактически отсутствует анализ источников, обзор известных событий. А

они свидетельствуют о том, что варяги в Восточной Европе появились тогда,

когда Киевское государство уже сложилось. Признать варягов создателями

государственности для славян нельзя и по другим причинам. Где сколько-

нибудь заметные следы влияния варягов на социально-экономические и

политические институты славян? На их язык, культуру? Напротив, на Руси был

только русский, а не шведский язык. И договоры Х в. с Византией посольство

киевского князя, включавшее, кстати, и варягов русской службы, оформлялись

лишь на двух языках — русском и греческом, без следов шведской

терминологии. В то же время в скандинавских сагах служба русским князьям

определяется как верный путь к приобретению славы и могущества, а сама Русь

— страна несметных богатств.

Итак, с 862г. Рюрик, согласно «Повести временных лет», утвердился в

Новгороде, один из его братьев, Синеус, на Белом озере, другой, Трувор, в

Изборске. Через два года, согласно летописным сведениям, братья умерли, и

Рюрик передал в управление важнейшие города своим мужам. Двое из них,

Аскольд и Дир, совершившие неудачный поход на Византию, заняли Киев и

освободили киевлян от хазарской дани.

После смерти Рюрика власть в Новгороде захватил предводитель одного из

варяжских отрядов Олег (879-911). В 882 г. Олег предпринял поход на Киев,

где в это время княжили Аскольд и Дир. Выдав себя за купцов, воины Олега с

помощью обмана убили Аскольда и Дира и захватили город. Киев стал центром

объединенного государства.

Торговым партнером Руси была могущественная Византийская империя.

Киевские князья неоднократно совершали походы на своего южного соседа. В

907 и 911 гг. Олег с войском дважды успешно воевал под стенами

Константинополя. В результате этих походов были заключены договоры с

греками.

Согласно договорам, русские купцы имели право месяц жить за счет

греков в Константинополе, но обязаны были ходить по городу без оружия. При

этом купцы должны были иметь при себе письменные документы и заранее

предупреждать византийского императора о своем приезде. Договор с греками

обеспечивал возможность вывоза собираемой дани и продажи ее на рынках

Византии.

При Олеге в состав его державы были включены и стали платить дань

Киеву древляне, северяне, радимичи.

После смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь (912-945). В его

княжение в 944г. был подтвержден договор с Византией на менее выгодных

условиях. При Игоре произошло первое народное возмущение, описанное в

летописи, - восстание древлян в 945г. Сбор дани в покоренных землях

осуществлял варяг Свенельд со своим отрядом. Их обогащение вызвало ропот в

дружине Игоря. «Князь, - говорили дружинники Игоря, - воины Свенельда

богато изоделись оружием и портами, а мы обеднели. Пойдем собирать дань, и

ты получишь много и мы».

Собрав дань и отправив обозы в Киев, Игорь с небольшим отрядом

вернулся обратно, «желая больше имения». Древляне собрались на вече. Вече

решило: «Повадится волк к овцам, то перетаскает все, если не убить его».

Дружину Игоря перебили, а князя казнили.

Жена Игоря Ольга (945 – 964) жестоко отомстила древлянам за

убийство мужа. Первое посольство древлян, предлагавшее Ольге взамен Игоря

своего князя Мала, было заживо закопано в землю, второе сожжено. На

поминальном пиру по приказу Ольги были перебиты подвыпившие древляне. Как

сообщает летопись, Ольга предложила древлянам дать в качестве дани по три

голубя и три воробья с каждого двора. К ногам голубей была привязана

зажженная пакля с серой; когда те прилетели в свои старые гнезда в столице

вспыхнул пожар. В результате выгорела столица древлян Искоростень. В огне

пожара погибли, по летописи, около 5 тысяч человек.

Жестоко отомстив древлянам, Ольга вынуждена была пойти на

упорядочивание сбора дани. Она установила «уроки» - размер дани и «погосты»

- места сбора дани.

В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев,

уличей и окончательно – древлян.

Во времена переполненного событиями княжения Святослава (964-972)

Древнерусское государство было расширено и укреплено. Он вернул в состав

Киевской Руси племенное княжество вятичей, которое попало под власть

хазаров. В 968 году Святослав разгромил хазаров, которые постоянно зарились

на восточнославянские земли, препятствуя торговле Руси. Потом киевский

князь обратил свой взор на юг, ввязавшись в затяжную войну между Византией

и Болгарией. Святослав провел административную реформу, перед тем как

начать второй и последний поход в Болгарию. Старшего сына Ярополка он

посадил наместником в Киеве,

младшего Олега - в Овруче, стольном граде завоеванной его матерью

Древлянской земли. А внебрачного сына - Владимира он послал править от

своего имени в Новгород, бояре которого всегда хотели отделиться от Киева.

Этим Святослав продолжил дело Ольги, которое касалось консолидации

государства, укрепления власти киевского князя на землях племенных

княжеств. Второй поход Святослава в Болгарию, который начался в 969 году,

закончился подписанием мирного договора в 971 году. Святослав погиб в бою с

печенегами, когда возвращался на Русь из Болгарии. Между его сыновьями

разгорелась борьба за власть, которая закончилась восхождением на княжеский

престол Владимира Святославовича в середине 978 года.

Владимир становится верховным властителем в стране. Историки

характеризуют государство времен Владимира как раннефеодальную монархию.

Это определение в значительной мере условное. Потому что первые ростки

феодального способа производства на Руси появляются только во второй

половине его княжения. Значение выдающейся фигуры Владимира заключается в

том, что своей деятельностью он как бы объединил две вехи: позднюю

родоплеменную и раннюю феодальную.

Года княжения Владимира в Киеве называют богатырской вехой в истории

Киевской Руси. Тогда успешно и быстро возводилось величественное строение

государства, творилась яркая и самобытная культура его народа. Владимир

взял под свою твердую руку Древнерусское государство еще не достаточно

консолидированное. Власть племенных вождей и князей на местах, в отдалении

от центра, была почти безграничной. Они неохотно исполняли приказы князя и

забирали много дани, которая принадлежала ему. Поэтому он начал княжение с

того, что посадил наместниками своих дружинников во многих городах Русской

земли. Дальше наступил черед обоснованного укрепления структуры

государства. Назрела необходимость кардинальных изменений в территориальной

организации государства. Около 988 года Владимир провел административную

реформу. Вождей племенных княжеств заменили в разных городах государства

сыновья - наместники Владимира. Был навсегда сломан сепаратизм племенной

верхушки. "Так Владимир овладел волостями братьев и затем принялся собирать

под свою власть и прочие земли. Несколько лет ушло на это собирание

Русского государства; в летописях сохранились известия только о некоторых

походах: на вятичей, на радимичей, в теперешнюю Галицию, которую Владимир

постарался теснее связать с Киевским государством, и на разные соседние

племена. Только из известий о волостях, розданных Владимиром своим

сыновьям, видим, какое грандиозное дело за это время было совершено

Владимиром. Он собрал земли и волости, бывшие в зависимости от Киева,

устранил разных "светлых и великих князей", правивших здесь и не особенно

расположенных повиноваться воле киевских князей, и на место их посадил

своих сыновей; "примучил" непокорные племена, возвратил земли, захваченные

в последнее время соседями, и этим последним внушил должное почтение. А

чтобы земли Русского государства связать теснее, он роздал их в управление

своим сыновьям". С тех пор Киевская Русь становится действительно

объединенным государством. В результате реформы 988 года значительно

укрепилась система государственной власти на местах. С того времени в

основных городах государства от имени киевского князя собирают дань,

управляют и совершают правосудие его наместники - сыновья и старшие

дружинники. Все это привело к концентрации государства и укреплению его

рубежей.

При Владимире в целом завершился процесс установления государственной

территории, определились его границы, которые в целом совпадали этническим

границам восточнославянской этнокультурной общности. На востоке Киевская

Русь пролегла до междуречья Оки и Волги, на западе – Днестра, Карпат,

Западного Буга, Немана, Западной Двины, на севере – Чудского, Ладожского и

Онежского озер, на юге – Дона, Роси, Сулы и Южного Буга. На протяжении

конца 9 – первой трети 12 века государственная, общественная, экономическая

и культурная жизнь Древней Руси сосредоточивалась в Киеве и вокруг Киева.

Поэтому Киев высоко возносился над другими городами Руси. С самого начала

киевские князья особенно беспокоились о развитии и приукрашивании стольного

града.

Главной заботой Владимира первой половины его княжения на Руси были

постоянные набеги степных кочевников – печенегов с юга. Князь приложил

много усилий для укрепления рубежей государства. В конце 10 века была

создана большая, сложная и разветвленная система валов, крепостей,

укреплений городов, которая должна была защитить Русь от печенегов.

Владимира смело можно назвать первым реформатором Руси. Кроме

административной реформы он провел еще и судебную реформу, сделав этим

взнос в развитие древнерусского законодательства. Первой по времени

реформой Владимира была религиозная. Владимир решил ввести на Руси

христианство как государственную религию. "Крестившись сам, Владимир все

усилия приложил к тому, чтобы распространить христианство в землях своего

государства. Задумав сблизить свое государство с Византией, украсить его

блеском византийской культуры и образованности, он, естественно, должен был

стремиться приблизить по возможности местный быт к формам византийской

жизни. С другой стороны, как выдающийся политик, он мог сообразить, каким

тесным узлом свяжет его земли распространение новой религии с ее блестящей

обрядностью, законченными формами, прочно организованным духовенством и

тесно связанная с церковью книжность, просвещение и искусство". Введение

христианства в Киевской Руси имело положительное следствие. Оно укрепило

авторитет и власть князя, оказывало содействие развитию государства.

Значительный толчок дала новая идеология развитию древнерусской культуры.

В Киеве, а дальше везде на Руси начали создаваться школы и мастерские по

написанию книг, и вскоре восточнославянская страна стала одной из самых

культурных в средневековой Европе. Введение христианского вероисповедания

ввело Древнерусское государство в круг христианских стран мира, сделав

возможными равноправные взаимоотношения между ним и Византией, Германией и

прочими государствами.

Во времена княжения Владимира Святославовича завершается второй этап

в установлении государственности на Руси. Третий, заключительный, выпадает

на годы правления в Киеве его сына Ярослава (1019-1054).

Развитое при Владимире Святославовиче Древнерусское государство в

конце его жизни оказалось не таким уже объединенным, а его власть - совсем

не безграничной. В 1012 году задумал не подчиниться ему пасынок Святополк

Ярополчич, который был наместником в Турове. Владимир бросил его вместе с

женой, дочкой польского князя Болеслава Храброго, в тюрьму в Киеве. Между

его сыновьями Ярославом, Борисом, Глебом, Святославом и Мстиславом, а также

пасынком Святополком разгорелась кровавая борьба за киевский престол. В ней

погибли Борис, Глеб и Святослав. А Ярослав в 1015 году стал князем в Киеве.

Во время первого княжения (1015-1018) ему пришлось отбивать нападение на

Киев многочисленного войска степняков. В 1018 году Святополк, который в

1015 году убежал в Польшу, при содействии тестя Болеслава занял Киев. Но

зимой 1018-1019 годов Ярослав освободил город, и тот убежал к печенегам.

Весной 1019 года Святополк с печенежской ордой напал на Русь. Решающая

битва состоялась на реке Альте на Переяславщине и принесла победу Ярославу.

Наверное, Ярослав понял губительные для Руси раздоры между князьями.

Поэтому он договорился с братом Мстиславом, который княжил в Чернигове, о

разделении сфер влияния в Южной Руси, а племянника Брячеслава силой

принудил к покорности, но оставил ему Полоцкое княжество. Ярослав приложил

немало усилий для восстановления централизованного государства, которое

ослабилось во время междоусобной войны потомков Владимира и вторжений

печенегов. Он не остановился перед тем, чтобы бросить в тюрьму родного

брата Судислава - псковского князя, который, вероятно, стремился к

самостоятельности. Ярослав также лишил власти своего брата в Новгороде.

Первоочередной задачей Ярослава так же, как и его отца Владимира,

была защита родной земли от страшных врагов - печенегов причерноморских

степей. Он продолжил деятельность отца по фортификации южных границ

государства. Но и эта защитная линия ему не помогла. В 1036 году большая

орда печенегов прорвала ее и окружила Киев. С большими усилиями печенеги

были разгромлены и навсегда отогнаны от рубежей Русской земли. Ярославу

Владимировичу пришлось на протяжении длительного времени заботиться и о

западных границах Киевского государства, отвоевывать у польских феодалов

земли. Они были захвачены Болеславом Храбрым в 1018 году, когда тот

возвращался с похода на Киев. В 1030 году Ярослав освободил от поляков

волынский город Белз, а в следующем году вместе с братом Мстиславом

отвоевал у них и присоединил к Древнерусскому государству всю Красную Русь.

Продолжая укреплять западные рубежи государства, он провел несколько

успешных походов против агрессивных ятвяжских (1038) и литовских (1040)

племен. Улучшению обороны западных границ оказывало содействие и основание

города Ярослава на реке Сян. В 30-40 годах войско Ярослава Владимировича

успешно воевало против племени чуди на севере Руси и в Прибалтике, где

построен в честь князя город Юрьев.

У Ярослава, как и у его предшественников, главным направлением

внешней политики был южный. На протяжении почти всего времени его княжения

в Киеве русско-византийские отношения были дружественными. Но в 1043 году

вспыхнула русско-византийская война, вызванная изменениями политического

курса нового императора Константина IX Мономаха, который недружественно

повел себя с Ярославом, начал препятствовать русским купцам в

Константинополе и других городах империи. Морской поход был неудачным.

Тогда Ярослав начал создавать коалицию европейских стран против Византии. К

тому же победителям тоже требовалась помощь в борьбе против печенегов.

Поэтому императору пришлось искать пути примирения с Русью. Подписанное в

1046 году соглашение было вскоре скреплено браком сына Ярослава Всеволода с

дочкой Константина IX Марией. Киевская Русь имела живые дипломатические

отношения с Германской империей. В 1030-1031 и 1040-1043 годах стороны

обменивались посольствами. Древнерусское государство смотрело на Германию

как на лучшего из всех возможных союзника в противоборстве с Византией, а

Генрих III хотел воспользоваться войском Руси во внешнеполитических акциях.

В 1048 году король Франции Генрих I посватался к дочке Ярослава Анне, был

заключен брак. После смерти мужа (1060) Анна отказалась от регентства при

малолетнем Филиппе I, хотя и подписывала вместе с ним некоторые документы.

Другая дочка Ярослава - Елизавета стала женой норвежского короля Харальда

Сурового, а еще одна - Анастасия вышла замуж за венгерского короля Андрея

I. Киевский князь был связан союзным договором с польским князем Казимиром,

за которого выдал сестру. Киевская Русь помогла Польше в войне против

объединенных сил Мазовии, Поморья, Пруссии и ятвягов. Все это принесло

большой международный авторитет Древнерусскому государству.

Уделяя внимание внешней политике, Ярослав не забыл и про внутренние

дела. Князь приложил немало усилий для основания новых городов и развития

существующих, прежде всего Киева. Главным храмом государства стал Софийский

собор, построенный в 20-30 годах 11 века.

Во времена княжения Ярослава закончилось строительство Древнерусского

государства. Было окончательно сломан местный сепаратизм, стабилизировалась

государственная территория и границы, усовершенствовался государственный

аппарат. С именем Ярослава связан и расцвет древнерусской культуры, прежде

всего книжности. "В общественной жизни с именем Ярослава связана память об

устройстве администрации и суда, законов и права. Сохранился, например,

интересный устав его имени о том, что именно имеют право требовать себе от

населения княжеские чиновники, выезжая куда-нибудь в волость. Устав этот,

очевидно, должен был обеспечивать население от излишних поборов княжьих

чиновников; имеются и некоторые другие подобные распоряжения. Имя же

Ярослава носит и вся так называемая "Русская правда" - сборник наших

древнейших законов".

Ярослав Мудрый умер 20 февраля 1054 года в возрасте 76 лет и был

погребен в мраморном саркофаге в Софийском соборе. Его останки сохранились

до наших дней. При Ярославе Владимировиче Киевская Русь достигла зенита

своего расцвета и могущественности.

III. Заключение.

Политическое могущество и военная мощь Древнерусского государства

держалась на крепком фундаменте: развитой и богатой экономике. Земледелие и

скотоводство не только имели возможность прокормить население страны, но и

производили продукты потребления и сырье на экспорт. Города, особенно

большие, были заселены ремесленниками, изделия которых пользовались спросом

на Руси и за рубежом. Опустошительные вторжения кочевников причерноморских

степей, изнурительные, почти беспрерывные гражданские войны между князьями

хотя и приносили вред, но не могли подорвать экономику Руси. Слишком

развитыми были продуктивные силы государства, его люди отмечались

работоспособностью, выносливостью и были способны к прогрессивным

изменениям в производстве.

Сельское хозяйство было основным в древнерусской экономике и достигло

высокого для своего времени уровня развития. Оно опиралось на древние

традиции восточных славян, которые с незапамятных времен были

земледельцами. Основными зерновыми культурами в Киевской Руси были жито,

просо, ячмень, пшеница и овес. В разных регионах большого государства в

зависимости от грунтов и климатических условий применялись различные

системы обработки грунтов. Другим важным видом сельскохозяйственной

деятельности русских людей было скотоводство. Среди сельских промыслов

особенно развитыми были охота и рыболовство. Охота на лесных и степных

зверей и птиц обеспечивала мясом, а продажа шкурок приносила хорошие

доходы. Ценный мех был одной из главных статей древнерусского экспорта,

который поставлялся во многие страны Европы и Востока.

Значительного расширения и высокого уровня развития достигло на Руси

ремесленное производство. Основной его отраслью была металлургия, которая

вместе с земледелием заложила фундамент хозяйственного прогресса

Древнерусского государства. Наиболее высокого уровня мастерства достигли

русские ювелиры. Наиболее массовыми видами ремесла были изготовление

керамической (глиняной) посуды, обработка шкур, дерева и кости. Развитая

обработка дерева и камня, изготовление кирпича давали возможность русским

людям строить разнообразное жилье, церкви и дворцы. Как для своего времени

ремесло было развитым, технически совершенным, разнообразным. Изделия

русских мастеров не уступали зарубежным, были лучшими образцами мирового

искусства.

Социально-экономическая, политическая и культурная жизнь Киевской Руси

сосредоточивалась в городах. Преобладающее большинство их жителей были

ремесленниками разных специальностей. Городские рынки - торги - были

одновременно главными площадями, на которых бурлила жизнь. Древнерусские

города были культурными центрами. В них действовали школы и мастерские по

написанию книг, существовали библиотеки, писались иконы, изготовлялись

произведения прикладного искусства.

Ярким примером высокого уровня экономического развития Древнерусского

государства были внутренняя и внешняя торговля. Жаль, что про внутреннюю

торговлю известно мало. Между разными землями Руси происходил экономический

обмен, который способствовал обеспечению продуктами потребления, сырьем и

ремесленными изделиями тех районов, где они не производились. Главным

направлением внешней торговли было восточное. Главными платежными

средствами внешней и внутренней торговли Руси 9-11 веков были иностранные

монеты. Несколько раз пытались ввести собственную монету. Но чеканка

древнерусских монет имела очень скромный объем.

Древнерусская культура представлена несколькими тысячами фольклорных,

письменных и вещевых памятников, которые сохранились до нашего времени.

Развитие литературы и вообще письменности на Руси было бы невозможно без

просвещения, книжности и библиотек. При Софийском соборе, других храмах и

монастырях накапливались библиотеки, которые состояли главным образом из

произведений иностранных авторов, переведенных на древнерусский язык.

В этот исторический период Киевская Русь достигла зенита своего

расцвета и могущественности, став в один ряд с главными странами

средневекового мира: Византией и Германской империей.

IV. Список использованной литературы

1. Н.М. Карамзин «История Государства Российского»// М. 1993г.

2. Н.М. Карамзин «История Государства Российского»// М. 2002г.

3. В.О. Ключевский «Курс русской истории»

4. Д.С. Лихачев «Повесть временных лет» перевод

5. В.О. Ключевский «Курс русской истории»

6. «История России с древнейших времен до конца XX века.»

Москва, 1996.

7. А.Ананьев «Призвание Рюриковичей, или тысячелетняя

загадка России»// Октябрь

2000г - № 10 – с3-91.

8. М. Семенова «Мы – славяне!» популярная энциклопедия //С-

П.1997г.

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.