бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Оппозиция дела и оппозиция мысли в николаевской России

Оппозиция дела и оппозиция мысли в николаевской России

Содержание.

стр.

| |Введение. | |

|1. |Влияние восстания декабристов на переустройство | |

| |государственного управления. | |

|2. |Основные меры по “ упорядочению государственной жизни”. | |

|2.1|Переустройство государственного управления. | |

|2.2|Кодификация российских законов. | |

|2.3|Финансовая реформа. | |

|. | | |

|2.4|Крестьянский вопрос. | |

|2.5|Меры в области народного просвещения. | |

|3. |Выражение народного недовольства. | |

|4. |Оппозиция мысли в николаевской России. | |

| |Заключение. | |

| |Список литературы. | |

Введение.

Император Николай Павлович вступил на престол еще очень молодым

человеком. К 1825 году ему исполнилось всего 29 лет .

Его не готовили к управлению государством, и он сам пополнял чтением

недостатки своего образования. Однако надлежащей подготовки и навыка к

делам он не получил до самого воцарения, так как Александр не приобщал его

к текущим делам управления и держал далеко от себя.

Обстоятельства воцарения Николая I были очень смутными. Сам он с

горем писал брату Константину, что получил престол “ценой крови своих

подданных”. Дело декабристов имело для него, как и для всего государства,

огромное значение. Оно оказало сильнейшее влияние на всю правительственную

деятельность императора и очень отразилось на общественном настроении того

времени.

Характерной особенностью николаевского стиля правления стало

стремление решить все проблемы путем политической централизации и жесткой

регламентации общественной жизни, а для достижения четкого исполнения

высочайших указаний были милитаризованы многие звенья государственного

аппарата : на важнейшие административные должности назначались генералы,

военизировался ряд ведомств - горное, лесное, путей сообщения. Во главе

больших губерний были поставлены военные губернаторы. К 1850 году из 53

губерний России лишь 12 имели гражданское управление.

Он постарался создать вокруг себя бюрократию и править страной при

помощи послушного чиновничества. Это ему удалось : при императоре Николае I

была очень усилена централизация управления, все дела решались чиновниками

в министерских канцеляриях в Петербурге, а местные учреждения превратились

в простые исполнительные органы для министерств.

Идеальное общество представлялось Николаю построенным по модели

патриархальной семьи, где младшие члены семейства беспрекословно

подчиняются старшим, и за все отвечает глава семьи — отец, с которым он

отождествлял самодержавного государя.

Николай основной целью своего царствования считал борьбу с

повсеместно распространившимся революционном духом, и всю свою жизнь

подчинил этой цели.

Это же стремление лежало в основе настойчивых попыток властей

поставить под свой тотальный контроль идеологическую и духовную жизнь

общества.

Отрицательное отношение к правящей бюрократии распространилось

всюду, между правительством и обществом образовалась как бы пропасть,

разъединившая их. Для власти это было большим несчастьем, хотя правящие

круги и не замечали этого. Не понимал этого и сам император. Когда умерли

лучшие сотрудники его администрации, действовавшие в первой половине его

царствования, на смену им некого было взять из среды общества. Император

Николай I не верил обществу и довольствовался канцелярскими исполнителями,

не подготовленными к широкой политической деятельности. За исключением

графи Киселева, к концу правления Николая I не осталось сколько-нибудь

заметных и способных сотрудников администрации. В управлении государством

царили застой, беспорядки и злоупотребления. Грозная снаружи, Россия к

середине 19 века оказалась “колоссом на глиняных ногах”.

1. Влияние восстания декабристов

на переустройство государственного управления.

Первое, что вынес Николай I из своего знакомства с делом о восстании

14 декабря, было заключение о неблагонадежном настроении всего дворянства

вообще. Поэтому он не доверял дворянству и подозревал дворян в стремлении

к политическому господству в государстве. Править при помощи и посредстве

дворянского сословия, следовательно, он не хотел. Поэтому он постарался

создать вокруг себя бюрократию и править страной при помощи послушного

чиновничества. Это ему удалось : при императоре Николае I была очень

усилена централизация управления : все дела решались чиновниками в

министерских канцеляриях в Петербурге, а местные учреждения превратились в

простые исполнительные органы для министерств.

С другой стороны, император Николай из дела декабристов убедился, что

в стране велико желание перемен, которое имело под собой глубокие

основания: крепостное право, отсутствие хорошего свода законов, пристрастие

судей, произвол правителей, недостаток просвещения - все эти недостатки

русской действительности нужно было исправлять. Поэтому в начале правления

Николая I мы видим оживленную правительственную работу, направленную на

улучшение администрации, суда и финансов и на улучшение быта крепостных

людей.

Вместе с тем, из обстоятельств своего воцарения он вынес, вместе с

желанием сохранить самодержавие в России, определенную склонность к

бюрократической форме правления в совокупности с недоверием к дворянству

как к классу. Между властью и обществом произошел как бы разрыв и

отчуждение. Это в некоторой степени облегчило переход к бюрократической

форме правления, однако дурно отразилось на силах самого правительства. В

своих начинаниях оно не встречало поддержки общества, а потому не всегда

могло осуществить хорошие намерения и достичь добрых целей.

Решимость Николая начать реформы сказывалась не только в его речах,

но и в мероприятиях. Снова получил большое значение выдающийся деятель

того времени М.М.Сперанский, во главе государственного совета был поставлен

Кочубей , под чьим председательством в конце 1826 года был учрежден особый

секретный комитет “ для пересмотра государственного управления”. Работая в

течение нескольких лет, этот комитет выработал проекты преобразования как

центральных, так и губернских учреждений, приготовил обширный проект нового

закона о сословиях, в котором, помимо всего прочего, улучшение быта

крепостных крестьян .

Комитетом были разработаны проекты реформ центральных и местных

государственных учреждений. Государственный совет должен был стать

исключительно законосовещательным органом, Сенат разделялся на

правительствующий ( орган исполнительной власти) и судебный. Тот же принцип

разделения властей вводился и на местах. Предложения комитета были

одобрены Николаем I , но до их утверждения дело так и не дошло.

К сожалению, революционные движения 1830 года в Европе слишком

напугали императорскую власть в России, так что любые реформаторские

начинания “легли под сукно”.

2. Основные меры

по “ упорядочению государственной жизни”.

Правительство принимало практические меры для улучшения разных

отраслей администрации и для упорядочения государственной жизни. Наиболее

значимы из этих мер:

расширение и устройство отделений “ собственной Его Величества

канцелярии”;

издание Свода Законов;

уничтожение ассигнаций;

меры для улучшения быта крестьян;

меры в области народного просвещения.

Рассмотрим вышеперечисленные изменения подробнее:

2.1 Переустройство государственного управления.

В условиях, когда император стремился сосредоточить в своих руках все

нити управления страной , неизмеримо возросла роль Собственной Его

Императорского Величества канцелярии. Она превратилась в орган власти,

связывающий императора со всеми правительственными учреждениями по

наиболее важным вопросам и фактически подменила собой систему министерств,

созданную при Александре I .

Собственная Его Императорского Величества канцелярия (С.Е.В.К.)

существовала и до императора Николая, но не играла заметной роли в

управлении государством. При Николае I в личное ведение государя было

взято столько дел, что маленькая канцелярия не могла с ними справиться,

она разрослась и была поделена сначала на 4 постоянных отделения, к которым

позже добавилось еще два :

Первое отделение продолжало заведывать теми делами, которые и составляли

ранее всю работу канцелярии- исполнением личных повелений и поручений

государя, предоставляла государю поступавшие на его имя бумаги и передавало

ответы по ним;

Второе отделение было образовано в 1826 году с целью привести в порядок

русское законодательство, давно в этом нуждавшееся. Фактическим

руководителем этого отделения стал выдающийся русский политик

М.М.Сперанский, возвращенный из ссылки в 1821 году;

Третье отделение было создано Указом от 3 июля 1826 г. для слежения за

законностью и порядком в общественной жизни, а также должно было ведать

высшей полицией в государстве. С течением времени надзор за законностью

перешел в надзор за политическими настроениями и третье отделение С.Е.В.К.,

заменившее собой существовавшую в России децентрализованную систему

политической полиции, на долгие годы превратилось в “главного жандарма

России”.

За короткий срок политическая полиция стала в России вездесущей,

всеведущей “внутренней инквизицией”, по выражению А.И.Герцена, действующей

от имени императора и не связанной существующими законами. 3-е отделение

поднималось над всем правительственным аппаратом как контролирующая и

карающая сила. Широко используя доносы, шпионаж, подкуп, раскинув по всей

стране сеть своих тайных агентов, оно проникло во все слои общества и

жестоко подавляло любые проявления общественно-политического движения;

Четвертое отделение было основано в 1828 г после смерти императрицы Марии

Федоровны и заменило собой ее канцелярию по управлению благотворительными и

женскими учебными заведениями;

Пятое отделение ( 1836 г) отделение было создано для разработки реформы

государственных крестьян, а шестое ( 1842 г) - для разработки

административной реформы на Кавказе.

Структура и функции Собственной

Его Императорского Величества канцелярии.

2.2 Кодификация российских законов.

Первым делом после воцарения Николай обратил внимание на беспорядок в

российских законах и поручил второму отделению своей канцелярии дело

кодификации. Составление законодательного кодекса было вверено

М.М.Сперанскому, который еще при прежнем императоре показал себя умным и

дальновидным политиком.

Приступая к этому сложному труду, Сперанский предложил императору :

или составлять совершенно новые законы, на считаясь с существующими, или

сначала собрать все изданные со времен “Соборного уложения” царя Алексея

Михайловича узаконения , а затем уже выбрать из них те, что отвечают

потребностям данного времени, дополнив и выправив остальные. Государь

одобрил второй путь.

Огромная работа была проделана на удивление быстро- уже в 1830 году

Сперанский и его сотрудники представили 45 томов “Полного собрания Законов

Российской Империи”, в котором заключалось более 30 тысяч законов, начиная

с “Соборного уложения”. Еще три года понадобилось на вторую часть работы -

извлечь из этого огромного количества документов те, которые не утратили

силы и годились для будущего свода законов. Извлеченный законодательный

материал был расположен по содержанию в нескольких разделах ( “Основные

государственные законы”, “Учреждения”, “Законы о состояниях”, “Законы

гражданские” и т.п. ). Эти законы были напечатаны в систематическом

порядке в 15 томах под названием “Свод законов Российской Империи”. После

этого все вновь издаваемые законы должны ежегодно печататься в

продолжениях “Свода”. “Свод” бал разослан во все правительственные

учреждения и поступил в продажу, что существенно уменьшило злоупотребления

со стороны судейских чиновников.

Так было завершено крупное и трудное дело составления кодекса. Оно

удалось благодаря исключительным способностям и энергии Сперанского,

который , помимо создания Кодекса российских законов, предложил также план

устройства постоянных работ над исправлением и дополнением “Свода” в

будущем.

2.3. Финансовая реформа.

Император Николай наследовал от времени Александра большое

расстройство финансовых дел. В течение 10 лет (1807-1816 гг) было выпущено

более 500 млн. рублей бумажных денег, что привело к их обесцениванию.

Укрепился обычай вести двойной счет- на рубли ( серебряные) и на

ассигнации, курс которых к 1830 году составлял 4 руб. ассигнациями за один

серебряный или 1р 08 коп. за рубль медью. Это приводило к огромной

путанице и люди малограмотные всегда оставались в убытке. Простое

уничтожение части ассигнаций видимого эффекта не дало, нужны были иные

меры.

Министром финансов при Николае I был ученый финансист генерал Е.Ф.

Канакрин, известный бережливостью и распорядительностью. Ему удалось

накопить в государственном казначействе значительное количество золота и

серебра, с которым можно было решиться на уничтожение обесценившихся

ассигнаций и замену их новыми денежными знаками. Было решено в 1839 году

объявить монетной единицей серебряный рубль и по отношению к этому рублю

узаконить постоянный курс ассигнаций по расчету 350 рублей ассигнациями за

100 руб. серебряных денег. А затем, постепенно, был произведен выкуп по

этому курсу в казну всех ассигнаций с обменом их на серебро или же новые

“кредитные билеты”, которые разменивались уже рубль за рубль. С

уничтожением ассигнаций денежное обращение в стране пришло в порядок: в

употреблении были серебряные и золотые монеты и равноценные им по

стоимости бумажные деньги.

Реформа смогла упорядочить финансовую систему. Но в конце 40-х годов

неурожаи и военная интервенция в Венгрию вновь ослабили рубль. С начала

1854 года был ограничен свободный размен кредитных билетов на серебро, и их

стоимость начала падать. Дефицит государственного бюджета увеличился и в

ходе Крымской войны достиг огромных размеров - в 1855 году он составил 3-7

млн.рублей, что в 6 больше дефицита 1853 года.

2.4 Крестьянский вопрос.

Вступая на престол, император Николай знал, что перед ним стоит

задача разрешить крестьянский вопрос и что крепостное право в принципе

осуждено его державными предшественниками. Однако, опасаясь общественных

потрясений , Николай твердо стоял на мысли постепенного освобождения

крестьян и строгой секретности его подготовки.

Обсуждение мер, касающихся этого вопроса, производилось в секретных

комитетах, не один раз образуемых для этой цели.

В отношении крестьян “казенных”, государственных, были выработаны

более существенные и удачные меры, чем в отношении основной массы

крепостного крестьянства. Сперанский высказывал мысли о необходимости

“лучшего хозяйственного управления для крестьян казенных” и что такое

управление “послужило бы образцом для частных владельцев”. К нему

прислушались и в 1836 г. под управлением графа П.Д.Киселева, еще при

Александре снискавшим себе известность как поборник отмены крепостного

права, временно возникло пятое отделение С.Е.В.канцелярии для улучшения

быта казенных крестьян. Вскоре ( в 1837 г) оно было преобразовано в

министерство государственных имуществ , которому и было вверено

попечительство над казенными крестьянами. В губерниях стали действовать

“палаты” государственных имуществ, подчиненных непосредственно этому

министерству. Государственные крестьяне были устроены в особые сельские

общества ( которых оказалось почти 6000) , из которых составлялись волости.

Эти образования имели свои “сходы”, избирали для управления волостных и

сельских “голов”, а для суда - особых судей. Но деятельность министерства

под управлением Киселева не ограничивалась заботами о самоуправлении

крестьян. Были проведены меры для улучшения их хозяйственного быта -

крестьян учили лучшим способам хозяйствования, обеспечивали зерном в

неурожайные годы, малоземельных наделяли землей, заводили школы, давали

податные льготы. Деятельность Киселева составляет одну из самых светлых

страниц царствования императора Николая I.

В отношении крепостных крестьян сделано было меньше, чем в отношении

казенных. Император не раз образовывал секретные комитеты “ для обсуждения

мер к улучшению крестьянского быта”, однако далее отдельных мер дело не

пошло. Самым крупным достижением был принятый в 1842 году закон об

“обязанных крестьянах”, позволявший помещику освобождать крестьян с

выделением им в пользование земельного надела . При этом земля оставалась

в собственности помещика, а за пользование ее крестьяне были “обязаны”

нести повинности в его пользу. Однако и на таких условиях помещики не

стали освобождать своих крестьян и этот закон почти не получил применения в

жизни.

В целом деятельность секретных комитетов по крестьянскому делу в 30-

40-е годы дала мало непосредственных результатов, но позволила выработать

принципы, которые легли в основу реформы 1861 года.

2.5 Меры в области народного просвещения.

Меры в области народного просвещения при императоре Николае I носили

двойственный характер.

С одной стороны - заботы о распространении образования в государстве,

с другой- страх перед просвещением и старания о том, чтобы оно не стало

проводником революционных идей в обществе.

Первое проявлялось в учреждении многих учебных заведений -

отвечая на растущую потребность общества в специалистах, значительное

внимание уделялось развитию технического образования. В 20-40 годы были

открыты Практический технологический институт в Петербурге, Московское

ремесленное училище , Архитектурное училище, Училище гражданских инженеров,

Строительный и Межевой институты в Москве. Подготовка специалистов велась в

Медико-хирургической академии и Главном педагогическом институте в

Петербурге, Лазаревском институте восточных языков в Москве, в духовных,

военных училищах и академиях.

Было учреждено несколько женских институтов. Улучшены программы

образования в мужских гимназиях.

С другой стороны, в николаевскую эпоху просвещение и культура

испытывали особое давление. Свирепствовала цензура - новый цензурный устав

содержал 230 запретительных статей и был направлен на пресечение любого

проявления вольнодумства.

И прежде всего под правительственный контроль было поставлено образование.

“Не должно торопиться с просвещением, - писал А.Х.Бенкендорф,

всесильный шеф 3-го отделения,- чтобы народ не стал по кругу своих понятий

вровень с монархами и не посягнул тогда на послабление их власти”.

Были приняты все меры к тому, чтобы в гимназиях обучались только дети

высших сословий - дворян и чиновников. Для детей купцов и мещан

предназначались уездные училища. Однако стремление к знаниям было уже так

велико, что эти меры уже не приводили к цели и , вместе с детьми дворян, в

гимназии и университеты поступало большое количество так называемых

“разночинцев” - детей лиц, уволенных из податных сословий, но не

принадлежащих к потомственным или личным дворянам.

Наплыв разночинцев в гимназии и университеты составлял важное явление

того времени - благодаря ему состав русской “интеллигенции” перестал быть

дворянским!

Еще более крутые меры по предотвращению превращения центров

образования в центры распространения “революционной заразы” были приняты к

университетам : в 1835 году университеты получили новый Устав, который

лишал их автономии, поставив в зависимость от попечителей учебных округов.

Учебные программы были сокращены, существенно повышена плата за обучение.

После 1848 года было запрещено преподавать философию и иные “ не служащих

практике” предметы, прекращена посылка молодых людей для подготовки к

профессуре за границу, строго ограничено число студентов для каждого

университета ( 300 человек),поставлены под жесткий правительственный

контроль программы обучения и отменены даже те небольшие зачатки

самоуправления, которые позволялись реформами Александра I. Студентов

стали обучать военной маршировке и дисциплине.

Последние годы царствования Николая I вполне обоснованно заслужили

славу эпохи, когда была подавлена и угнетена всякая общественная жизнь,

наука и литература.

Все вместе в условиях недоверия правительства к обществу и общества

и народа к правительству не могло не сказываться на состоянии общественной

жизни общества. Равно как и отсутствие видимых реформ в жизни крепостного

крестьянства, наряду с упорно циркулирующими в крестьянской среде слухами

об ожидаемых “вольностях” , не могло не привести к народным возмущениям.

3. Выражение народного недовольства.

Хотя николаевская эпоха и не была отмечена крупными народными

выспуплениями , аналогичными по размаху пугачевскому восстанию,

крестьянское движение в период правления Николая I постоянно нарастало :

если во второй четверти века в год в среднем происходило до 43

выступлений, то в 50-х годах - до 100. Главной причиной , как сообщало царю

3-е отделение в 1853 году, вызывающей случаи неповиновения крестьян , была

“ мысль о вольностях”.

Наиболее крупным выступлением этого периода стали так называемые

“холерные бунты”. Осенью 1830 года восстание тамбовских крестьян во время

эпидемии положило начало крестьянским волнениям, охватившим целые губернии

и продолжавшимся до августа 1831 г. В городах и деревнях огромные толпы ,

подогреваемые слухами о преднамеренном заражении, громили больницы, убивали

врачей, полицейских и чиновников. Летом 1831 года во время эпидемии холеры

в Петербурге ежедневно умирало до 600 человек. Начавшиеся в городе

волнения перекинулись на Новгородские военные поселения , которые в

результате в том же году были ликвидированы.

Крупным было возмущение государственных крестьян Приуралья в 1834-

1835 гг, вызванное намерением правительства перевести их в удельные. Летом

1839 года во время засухи и пожаров крестьянские волнения охватили 12

центральных губерний России. В 40-х годах начались массовые самовольные

переселения крестьян 14 губерний на Кавказ и в другие области, которые

правительству с трудом удалось остановить с помощью войск.

Волнения крепостных рабочих в эти годы также приобрели значительный

размах. Их 108 рабочих волнений в 1830-1850 гг. примерно 60% происходили

среди посессионных рабочих. В 1849 году более чем полувековая борьба

казанских суконщиков завершилась их переводом из посессионного состояния в

вольнонаемные.

4. Оппозиция мысли в николаевской России.

В первые годы царствования Николая Павловича его стремление навести

порядок в государственных учреждениях, искоренить злоупотребления и

утвердить законность внушили обществу надежды на изменения к лучшему.

Николая даже сравнивали с великим преобразователем Петром I. Но иллюзии

быстро развеялись.

В условиях правительственных репрессий, регламентации и полицейского

надзора над общественной и частной жизнью “ внутри государства совершалась

великая работа - работа глухая и безмолвная, но деятельная и непрерывная;

всюду росло недовольство, революционные идеи за эти двадцать лет

распространились шире, чем за все предыдущее столетие”. ( А.И.Герцен)

В общественном движении второй четверти XIX века началось

размежевание трех идейных направлений : радикального, либерального и

консервативного. В отличие от предыдущего периода активизировалась

деятельность консерваторов, защищавших существующий в России строй.

Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость

самодержавия и крепостного права. В начале XIX века историк Н.М.Карамзин

писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его

мнению, “основало и воскресило Россию”. Выступление декабристов

активизировало консервативную общественную мысль.

В период усиления реакции министром народного просвещения стал

С.С.Уваров, предложивший теорию “ официальной народности”. Он предложил

основать воспитание юношества на трех “истинно-русских охранительных

началах - православии, самодержавии, народности”. Формула Уварова стала

краеугольным камнем государственной идеологии николаевского царствования.

В этой теории преломились просветительские идеи о единении,

добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов

в русском обществе. Самодержавие рассматривалось как единственно возможная

форма правления в России, православие принималось как присущая русскому

народу глубокая религиозность, крепостное право рассматривалось как благо

для народа и государства. Исходя из этих постулатов делался вывод о

невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России.

Теория “официальной народности” не только широко пропагандировалась

через прессу, но и широко внедрялась в систему просвещения и образования.

С конца 30-х годов либеральное направление приняло форму идейных

течений западничества и славянофильства.

Славянофилы стояли на точке зрения, что в основе жизни каждой нации

лежит глубокое идейное начало ,“народный дух”, которым проникнута вся

история народа, все стороны народной жизни. По мнению славянофилов,

истинный “народный дух” русского народа выражался как в особенностях

русского православия, так и в особенностях государственного и общественного

быта - древняя Русь жила началами веры и общинности, в отличие от

западного, “рассудочного” общества. Реформы Петра Великого столкнули Русь с

предназначенного самим Богом пути, повели русское государство по пути

ненужных заимствований, потрясли устои истинно народного быта. Их нужно

укрепить и возвратить жизнь Руси в старое, самобытное русло.

Западники же , наоборот , верили в единство человеческой цивилизации

и полагали, что Россия стала цивилизованной страной как раз после реформ

Петра I, до них не было никакой “самобытности”, а была одна “ дикость”.

Реформы Петра открыли России путь к культурному совершенствованию. С точки

зрения западников, задача современного общества заключалась как раз в том,

чтобы теснее примкнуть к европейскому Западу, образовав единую

общечеловеческую культурную семью.

При тогдашних условиях общественной жизни в России ни славянофилы,

ни западники не могли свободно выражать в печати свои взгляды. После первых

же статей, написанных в славянофильском или западническом духе, власти

сочли неблагосклонно относиться к их авторам и сочли их неблагонадежными

людьми.

Славянофилы и западники, как ни разнились их позиции, сходились на

критике современных им русских порядков. И тем, и другим не нравился

бюрократизм управления, тяготило недоверие власти к обществу и вытекавшие

отсюда полицейские и цензурные строгости. Больше же всего мыслящую русскую

общественность возмущало сохранение в России крепостного права. Им

казалось, что власть, не смотря ни на что, поддерживает права помещиков на

крестьян. Работа комитетов, вырабатывающих документы, подготавливающие

почву для освобождения крестьян и улучшения их положения, работали в тайне,

окруженные атмосферой строгой секретности и широкие массы общественности

ничего о них не знали.

Таким образом, оба направления - славянофильское и, особенно,

западническое, оказались в оппозиции правительству и вызывали его

подозрения и гонения.

Радикальное направление получило свое развитие в студенческих

кружках.

В конце 20-х - начале 30-х годов центром общественного брожения стал

Московский университет. Среди его студентов возникают кружки, в которых

разрабатываются планы антиправительственной агитации (кружек братьев

Критских), вооруженного восстания и введения конституционного правления (

кружок Н.П.Сунгурова). Группу сторонников республики и утопического

социализма объединяют вокруг себя в эти годы Герцен и Огарев. Все эти

студенческие общества были разгромлены властями, их участники отправлены в

ссылку или в солдаты.

В это же время студент Московского университета В.Г.Белинский

организовал “Литературное общество 11 нумера”, в котором также обсуждались

вопросы отмены крепостничества, проблемы философии и эстетики. В результате

в 1832 г. он был отчислен из университета. Несколько дольше просуществовал

кружок Н.В.Станкевича, который отличала либеральная политическая

умеренность.

Радикальное направление сформировалось вокруг журналов “Современник”

и “Отечественные записки”, которыми руководил Белинский при участии

А.И.Герцена и Н.А.Некрасова.Сторонники этого направления также считали, что

Россия пойдет по европейскому пути развития, но в отличие от либералов

полагали, что революционные потрясения неизбежны.

Значительное место в истории общественного движения 40-х годов

занимает кружок социалиста-утописта М.В.Буташевича-Петрашевского. Начинали

они также с обсуждения философских, литературных и общественно-политических

вопросов. Однако к 1849 году часть петрашевцев , возлагавших надежды на

крестьянскую революцию в России, начала обсуждать планы создания тайного

общества , целью которого было бы свержение самодержавия и уничтожение

крепостничества. В апреле 1849 года наиболее активные члены кружка были

арестованы, военный суд приговорил 21 петрашевца к смертной казни, которая

в последний момент была заменена каторгой, арестантскими ротами и ссылкой

на поселение. Среди них был и Ф.М.Достоевский.

Дальнейшее развитие социалистических идей в России связано с именем

А.И.Герцена.

В молодости Герцен разделял идеи западников, признавая единство

развития России и Западной Европы. Однако близкое знакомство с европейскими

порядками, разочарование в результатах революций 1848-1849 гг убедили его в

том, что исторический опыт Запада не подходит русскому народу.

Идеал общественного развития Герцен увидел в идеях социалистов. Он

создал идею общинного социализма. По его мнению, русский крестьянин лишен

частнособственнических инстинктов, привык к общественной собственности на

землю и ее периодическим переделам. В крестьянской общине Герцен видел

готовую ячейку социалистического строя. Поэтому он сделал вывод, что

русский крестьянин вполне готов к социализму и что в России нет социальной

основы для развития капитализма.

Теория общинного социализма во многом служила идейным основанием

деятельности радикалов 60-х годов и революционных народников 70-х годов XIX

века.

В целом николаевская эпоха в России была временем “наружного рабства”

и “внутреннего освобождения”. Одни- молчали, напуганные правительственными

репрессиями, Другие - настаивали на сохранении существующего строя и

порядков в стране, третьи- активно искали пути обновления страны,

совершенствования ее социально-политической системы.

Заключение.

Таким образом, мы видим, как николаевская эпоха в целом, явилась

одной из трагедий русского народа и русского государства.

На троне оказался молодой государь, своим воспитанием и образованием

мало подготовленный к делу управления государством, но отличавшийся большой

энергией и любовью к дисциплине.

Из обстоятельств своего воцарения он вынес , вместе с желанием

охранить самодержавие, определенную склонность к бюрократической форме

правления и все его реформы были направлены на упрочение и развитие этой

формы. Николай I предполагал проводить свои реформы без участия

общественных сил, исключительно силами бюрократии.

Бюрократизация имела двоякий результат. С одной стороны, она

действительно на какое-то время могла обеспечить больший порядок в стране.

С другой стороны, она привела к пробуксовыванию государственного механизма

, к волоките , коррупции, казнокрадству и взяточничеству.

Сознавая необходимость принятия мер для предотвращения нового

революционного выступления и укрепления устоев самодержавия, правительство

предпринимало попытки усовершенствовать порядок разработки законопроектов

и организацию оперативного руководства страной. Скованные бюрократизмом

высшие и центральные учреждения не могли справиться с этой задачей, поэтому

во второй четверти XIX века был создан еще один элемент государственного

аппарата - высшие комитеты. Это были немноголюдные, наделенные большими

полномочиями, относительно недолговечные ( от нескольких месяцев до 2-3-

лет) объединения высших сановников. Комитеты были секретными и действовали

в очень узком составе. Разработанные комитетами законопроекты поступали в

Государственный совет или Комитет министров либо утверждались самим

императором. Однако чаще всего хода они не получали.

После 1848 года Николай I окончательно отказался от идеи проведения

преобразований . Революционное движение в Европе, страх перед угрозой

подобного взрыва внутри страны , толкнули его на путь открытой реакции.

Цензурный и полицейский гнет заморозили Россию.

В целом николаевская эпоха в России была ,по словам Герцена, временем

“наружного рабства” и “внутреннего освобождения”.

Поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной политики

правительства не привели к спаду общественного движения. Напротив, оно еще

более оживилось.

Наметилось три идейных направления развития общественного движения :

радикальное, либеральное и консервативное.

Правительство имело свой взгляд на основы русской народной жизни:

этими основами оно считало православие, самодержие, народность. Стоит

только вспомнить, с какими словами шли в бой русские солдаты : “За Веру,

Царя и Отечество”.

Правительство считало русский быт совсем особенным, не имеющим

аналогий ни в современном, ни в древнем мире, причем образцовым, не

подлежащим критике и обсуждению.

Передовой общественности того времени не нравился бюрократизм

управления, тяготило недоверие власти к обществу и вытекавшие отсюда

полицейские и цензурные строгости.

Больше же всего мыслящую русскую общественность возмущало сохранение

в России крепостного права. Им казалось, что власть, не смотря ни на что,

поддерживает права помещиков на крестьян. Работа комитетов, вырабатывающих

документы, подготавливающие почву для освобождения крестьян и улучшения их

положения, работали в тайне, окруженные атмосферой строгой секретности и

широкие массы общественности ничего о них не знали.

Постоянно возрастало и крестьянское недовольство. Эпоха правления

Николая I была отмечена рядом крупных выступлений народа, хотя и уступавших

по своим масштабам пугачевскому бунту.

После 1848 года Николай I окончательно отказался от идеи проведения

преобразований . Революционное движение в Европе, страх перед угрозой

подобного взрыва внутри страны , толкнули его на путь открытой реакции.

Цензурный и полицейский гнет заморозили Россию.

Многолетние усилия Николая I, работающего по 18 часов в сутки, имели

печальный результат. Централизованный военно-бюрократический аппарат

тормозил развитие страны, процветали взяточничество и казнокрадство.

Систематизация законодательства не устранила полностью злоупотребления в

судах. Насаждение идеи “официальной народности” не спасло Россию от

брожения. Крымская война обнаружила истинное состояние государственного

управления, которое П.А.Валуев метко выразил в словах : “ Сверху блеск, а

снизу-гниль”.

Список литературы.

1.“История России”.Пособие для поступающих в ВУЗы./ Под ред. М.Н.Зуева .,

М.-”Высшая школа”,1998 .

2. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А.

“История России с древнейших времен до наших дней”. Учебник., М.-

“Проспект”, 1999 .

3. Платонов С.Ф.“История России” , С-Пб.-”Дельта”, 1998 .

4. Пресняков А. Е. “Николай I. Апогей самодержавия” // Пресняков А. Е.

“Российские самодержцы.” М., 1990.

5. “Россия под скипетром Романовых. 1613-1913 “

М., СП “Интербук”, 1991

6..Сахаров А.Н, Мироненко С.В. “Российские Самодержцы. 1801-1917” .,... /

M."Международные отношения", 1994

7.Шильдер Н. К. “Император Николай I: его жизнь и царствование. “ СПб.,

1903. Т. 1-2.

-----------------------

Контрольная работа по курсу:

История государственного управления в России.

Поморский Государственный Университет

им. М.В.Ломоносова.

Институт управления, права и повышения квалификации.

тема: Оппозиция дела и оппозиция мысли николаевской России.

Архангельск

1999г.

Управляющий

------------------

I отделение- по высочайшим прошениям

1826 г

Управляющий

------------------

II отделениекодификационное

1826 г

Главный

начальник

-------------------

IIIотделение-высшая полиция 1826 г

Управляющий

-------------------

IV отделение-упр.учреждений императрицы Марии 1828 г

Управляющий

--------------------

V отделение -управление государств. деревней 1827 г.

Управляющий

--------------------

Управление делами Кавказа

1842 г.

Главный начальник(шеф жандармов)

-----------------------------

Штаб отдельного корпуса жандармов

1836

Рис.1


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.