|
Некоторые аспекты новейшей истории Францииэфемерных кабинетов приобрел угрожающий характер. Подготовка смены режима В правящих кругах строились различные планы ликвидации Четвертой республики и создания нового режима. Единственным крупным политическим деятелем, который не только не скомпрометировал себя в годы второй мировой войны, но завоевал себе большой авторитет, был овеян патриотической славой, выступал в качестве непримиримого критика существующей системы, был генерал де Голль. На важных постах в госаппарате, органах разведки и полиции у него были свои люди. Главный политический штаб, сложившийся к началу 1956 г., состоял из нескольких человек, которые сотрудничали с генералом еще со времен его первого пребывания у власти. Среди них были глава банка Ротшильдов Жорж Помпиду (будущий премьер-министр и президент Пятой республики) и сенатор Мишель Дебре (будущий премьер). Последний президент Четвертой республики Рене Коти в нескольких своих публичных выступлениях осторожно выступает за “сильную власть” и пересмотр конституции. Агония Четвертой республики наступает в мае 1958 года. 8 мая Коти поручает сформировать очередное правительство Пфлимлену, стороннику прекращения войны в Алжире путем переговоров. На следующий день четыре генерала французской армии в Алжире обратились с телеграммой в Генеральный штаб, в которой говорилось, что армия не примирится с потерей Алжира, ибо именно так рассматривалось назначение Пфлимлена. Армия в Алжире вышла из повиновения центральным властям. 15 мая в средствах массовой информации было опубликовано заявление де Голля: “Деградация государства повлекла за собой отход колониальных народов, восстание армии, национальную рознь и потерю независимости; режим политических партий виновен в этой катастрофе, но, как и раньше, когда страна полностью доверила мне вести ее к спасению, сегодня, когда перед ней стоят новые испытания, пусть она знает, что я готов взять на себя всю полноту власти в Республике”. Правительство Пфлимлена подало в отставку. Президент поручил де Голлю сформировать правительство. 2 июня в Национальном собрании де Голль поставил на голосование два предложения: предоставление его правительству чрезвычайных полномочий на шестимесячный срок и предоставление конституционных полномочий. При голосовании он получил 350 голосов - за, 161 - против, в том числе все коммунисты, и 70 депутатов воздержались. Это была окончательная победа де Голля. Он-то знал, что полученные им на 6 месяцев чрезвычайные полномочия в действительности приведут к его многолетнему пребыванию у власти. Генеральный секретарь ЦК ФКП Морис Торез отмечал: “Французская республика погибла не вследствие чрезмерной демократии, а в результате слабости, недостаточности, постоянной деградации демократии”. Де Голль вновь возглавил Францию на 68-м году жизни. Он пережил множество трагедий и разочарований. Младшая его дочь Анна скончалась в 1948 году, Франция не поняла его и отвергла после победы над Германией. Но были в его жизни и великие моменты: руководство движением сопротивления, дружба с Черчиллем и Сталиным, принятие капитуляции фашистских войск во Франции. Четыре главных направления в деятельности де Голля ясно обозначились в период, когда он занимал пост премьер-министра формально еще Четвертой, но фактически уже Пятой республики. Прежде всего, урегулирование положения в Алжире, затем - разработка новой конституции. Кроме того, необходимо было решать срочные проблемы в области экономики и внешней политики. Но прежде всего необходимо было решить алжирскую проблему. 4 июня 1958 года де Голль вылетел в Алжир. Ему удалось внушить основному составу почти полумиллионной французской армии в Алжире, что ее долг - подчиняться правительству, которое он возглавляет во Франции. В то же время, генерал тогда еще был сторонником дальнейшей колонизации Алжира. Пятая республика Решающее значение де Голль придавал разработке новой конституции. 13 июня 1958 г. под его председательством состоялось первое заседание комитета по вопросам конституции. Вскоре ее текст был подготовлен. Он полностью отражал стремление де Голля к сильной президентской власти. 4 сентября текст конституции был опубликован, а 28 сентября проходил референдум по вопросу: “Одобряете ли вы конституцию, предложенную вам правительством республики?”. Из числа зарегистрированных во Франции 45 840 000 избирателей приняло участие в голосовании 36 894 000 человек. Положительный ответ дали 31 066 500 избирателей. Де Голль торжествовал победу. Конституция 1958 года относится к наименее демократичным из 18 конституций Франции. Хотя в ней говорится. что суверенитет принадлежит народу, власть президента почти не ограничена, роль парламента резко снижена, поскольку Национальное собрание не имеет право контролировать правительство и назначать его. На 30 ноября 1958 г. были назначены выборы в парламент. Партия де Голля одержала решительную победу. До окончательного становления новой республики оставалось избрать только ее президента, выборы которого состоялись 21 декабря. Де Голль получил 78, 5%, кандидат ФКП Жорж Марран 13%. Это была бесспорная победа де Голля. В его распоряжении теперь имелось 7 лет президентского срока. [pic] Политика по всем азимутам Фактическое возникновение Пятой республики с июня 1958 г. сопровождалось существенным изменением внешнеполитического курса страны. Несмотря на то что конституция 1958 г. не содержит соответствующих положений, фактически внешняя политика Франции стала сферой деятельности исключительно президента. Внешняя политика страны не обсуждалась в правительстве и даже самые важные решения в этой области принимались без одобрения парламента. Внешнеполитические концепции де Голля в основном сложились в годы второй мировой войны и в период Четвертой республики. В основе внешнеполитической доктрины лежат три основных принципа: национальная независимость, самостоятельная и независимая национальная оборона, свободная система союзов с учетом существующих международных отношений. Принцип независимости включает в себя защиту суверенитета страны в лице ее сильного государства, достижение ранга и величия, а также приоритет нации над идеологией. Принцип независимости национальной обороны включает мощную экономику, ядерное оружие и развитие оборонной промышленности. Принцип свободной системы союзов предусматривает особое значение Европы и роли в ней Франции, необходимость независимости Европы от США, сотрудничество со странами социалистической системы, а также разрядку международной напряженности. Де Голль был полон решимости вернуть Франции ее международную роль. Он был убежден, что это станет возможным только в том случае, если Франция будет проводить самостоятельную и независимую политику. Однако существование НАТО, в свое время оправданное, как полагал де Голль, обстоятельствами, теперь лишало Францию независимости, поскольку НАТО - это такая система безопасности, которая предоставляет Вашингтону возможность распоряжаться обороной, а следовательно политикой и даже территорией своих союзников. Исходя из этих соображений, де Голль намерен был вывести Францию из военной организации НАТО, установить с каждым государством Восточного блока, и в первую очередь с СССР, отношения, нацеленные на разрядку напряженности, аналогично поступить с Китаем, снабдить Францию мощным ядерным оружием, чтобы никто не мог напасть на нее, не рискуя получить в ответ сокрушительный удар. Де Голль предпринял хитрый шаг. 17 сентября 1958 г. он направил меморандум американскому и британскому правительствам. В меморандуме указывалось, что организация подлинной системы коллективной безопасности требует ее распространения на весь земной шар, а не ограничения лишь сектором Северной Атлантики. Франция требовала участия в принятии политических и стратегических решений НАТО. Одновременно в меморандуме выдвигалось требование восстановить контроль Франции над ее собственными вооруженными силами, переданными в свое время в распоряжение НАТО, и не принимать без Франции решения о применении ядерного оружия в случае возникновения большого военного конфликта. Де Голль был заведомо уверен в отрицательном ответе на этот меморандум. Так оно и получилось. 7 ноября в заявлении госсекретаря США Даллеса предложение де Голля о реорганизации НАТО было отвергнуто. Министр иностранных дел Кув де Мюрвиль писал позже: “Никто не строил себе иллюзий по этому поводу, но этот меморандум открыто объявлял о политике, которая в течение последующих лет станет политикой Франции в отношении НАТО, политикой, диктуемой глубокими национальными интересами”. Отрицательный ответ дал основание де Голлю принять решение об ускорении работ по созданию собственных ударных ядерных сил. Превращение Франции в ядерную державу дало ей возможность взять на себя инициативу в борьбе за предоставление Западной Европе более значительного места в мире и освобождения ее от диктата США. Деятельность де Голля чрезвычайно способствовала росту экономической мощи страны, и прежде всего - развитию научно-технической революции во всех отраслях народного хозяйства. Когда генерал пришел к власти, экономика Франции находилась в удручающем положении. Бюджет 1958 г. не был покрыт доходами на 1200 млрд. франков, внешний долг превысил 3 млрд. долларов, золотой запас составлял всего 630 млн. долларов. Де Голль принял решение провести подписку на заем, давший стране свыше 300 млрд. франков. Были приняты непопулярные решения по оздоровлению экономики, затрагивающие интересы как богатых, так и простого народа. Был установлен дополнительный налог на предприятия, на предметы роскоши, подняты цены на бензин. Был девальвирован франк. Были введены меры, направленные на повышение производительности труда, повышение конкурентноспособности французских товаров. Осуществлялась модернизация производства, началось широкое использование нефти из Алжира, строились атомные электростанции и космический центр, значительно увеличились государственные ассигнования на научно-исследовательские работы. Особое внимание де Голль уделял работам по созданию ядерного оружия и носителей для него. Он не хотел слышать никаких возражений против создания ударных ядерных сил и буквально принудил парламент принять закон об их создании, чем вызвал возмущение многих атлантически настроенных политиков. 13 февраля 1960 г., когда на полигоне в Алжире было взорвано первое ядерное устройство, де Голль обратился с посланием к нации: “Ура, Франция! С сегодняшнего дня ты становишься более сильной и более гордой. От всего сердца благодарю тех, кто принес нам эту победу!”. Независимая политика Франции вызывала раздражение США и многих западноевропейских стран, особенно ФРГ. Исключая участие в похоронах убитого в Далласе президента Дж. Кеннеди в ноябре 1963 г., де Голль ни разу не посетил США с официальным визитом. В американской прессе было много статей антифранцузской и антидеголлевской ориентации. Американцев не устраивала не только независимая оборонная политика Франции, но и ее отношения с СССР и странами третьего мира. Германия, являясь в то время проводником интересов США в Западной Европе, все время оказывала давление на Францию, стараясь вернуть ее “на путь истинный”. Однако де Голль не поддавался давлению и твердо шел раз и навсегда избранным путем. Одной из главных задач, стоявших перед де Голлем, являлось окончательное решение колониальной проблемы. 16 сентября 1959 г. в выступлении по радио и телевидению де Голль сказал, что Франция намерена вручить алжирцам судьбу Алжира. Это вызвало бурное негодование ультраколониалистов в Алжире и во Франции. 23 января 1960 г. ультраколониалисты в Алжире восстали. Де Голль приказал войскам подавить восстание. Часть оккупационной армии не подчинилась этому приказу, другая часть стала его выполнять. Над Францией навис призрак гражданской войны. В метрополии действовала тайная организация ОАС, объединяющая сторонников колонизации Алжира. В городах Франции прогремели взрывы, унесшие много человеческих жизней. Было несколько попыток покушения на самого президента. Де Голль действовал решительно и жестко. В Алжир были посланы верные правительству офицеры, чтобы заменить мятежников. Генерал решил апеллировать к народу. 8 января 1961 г. прошел референдум по алжирскому вопросу. 75 процентов голосовавших одобрили принцип самоопределения Алжира. Это дало де Голлю легитимную возможность провозгласить независимость Алжира. Тем не менее, 23 апреля вспыхнуло еще одно восстание с целью сместить де Голля. Заговорщики планировали высадить в Париже десант парашютистов из Алжира. Франция пережила страшные минуты. Однако верные правительству войска подавили мятеж. Руководители заговорщиков либо бежали из страны, либо были арестованы. Предоставив Алжиру независимость, де Голль позаботился о сохранении за Францией крупных капиталовложений в разведку, добычу и доставку сахарской нефти, а также закреплении за Францией созданных в Сахаре полигонов для ядерных и космических испытаний. Важное значение де Голль придавал развитию отношений с СССР. Отношения с нашей страной де Голль рассматривал как противовес постоянному давлению со стороны США, Англии и ФРГ. Кроме того, он был убежден, что опыт истории, включая вторую мировую войну, каждый раз диктует необходимость сближения между Францией и Россией. Пятая республика первой из великих стран капиталистического мира перешла от политики конфронтации к политике сотрудничества с СССР. Тема отношений Франции с СССР и Россией может быть темой специального реферата. Река времени течет неумолимо Самостоятельная, активная, независимая внешняя политика президента де Голля подвергалась яростным нападкам со стороны правых буржуазных партий, но также и социалистической партии Франции. Все противники де Голля надеялись, что после неудачных попыток покушений на него и провала расчетов на его политическую дискредитацию, он завершит выполнение своих функций в связи с окончанием президентских полномочий. Заканчивался 1965 год, последний год его мандата. Печать усиленно муссировала тему его преклонного возраста и обсуждала кандидатуры его наследников. Де Голль не обнародовал своих планов, но иногда подшучивал над своим возрастом. Например, в беседе с одним оппозиционным журналистом он сказал: “Я чувствую себя неплохо, но не беспокойтесь, когда-нибудь я обязательно умру”. В это время соцпартия уже начала свою предвыборную кампанию, выдвинув на пост президента Гастона Деффера. Оппозиция справа готовила своих кандидатов. Наконец, 24 октября 1965 г. генерал объявил французам, что решил еще раз просить их доверия, выставляя свою кандидатуру на пост президента. Получив 19 декабря 1965 г., во втором туре выборов, 54,5% голосов, генерал де Голль 8 января 1966 г. вторично официально вступил в должность, чтобы продолжать выбранный курс. Ограниченный объем реферата не позволяет подробно осветить деятельность де Голля в течение второго срока. Остановимся на событиях, предшествующих его уходу. Шел бурный и переломный 1968 г. Страна была охвачена студенческими волнениями. Ухудшение экономического положения вызвало волну забастовок. 13 мая началась всеобщая забастовка и массовая демонстрация в Париже и в тот же день студенты захватили Сорбонну. Оппозиция естественно воспользовалась создавшейся ситуацией и усилила атаки на президента. Ситуация была весьма накаленной, некоторые источники утверждают, что готовился военный переворот. В этих условиях де Голль пошел на значительные уступки левым силам (соцпартии и ФКП). 11 октября Национальное собрание приняло представленный правительством закон о реформе системы образования. Чуть позже был принят закон о расширении прав профсоюзов на предприятиях. Был принят ряд мер, направленных на приспособление французской экономики к условиям международной конкуренции. На 27 апреля 1969 г. был назначен референдум по вопросу о перестройке системы административно-территориального деления страны и реформе сената. Де Голль рассматривал исход этого референдума как вотум доверия или недоверия себе, хотя прямо этого не говорил. Понимали это и его противники. Например, Жорж Помпиду, во время своего неофициального визита в Италию заявил, что готов выдвинуть свою кандидатуру на возможных досрочных президентских выборах. На референдуме 52,4% голосовавших дали отрицательный ответ. Получив неодобрение народа, де Голль счел целесообразным отойти от власти, хотя с формальной точки зрения отрицательный ответ на референдуме совсем не предусматривал отставки президента. В конверте, переданном им премьер- министру Кув де Мюрвилю 28 апреля 1969 г., лежало следующее заявление де Голля: “Я прекращаю выполнение обязанностей президента республики. Это решение вступает в силу сегодня в полдень”. 10 мая де Голль как частное лицо вылетел в Ирландию. Он не хотел находиться во Франции во время выборов второго президента созданной им Пятой республики. 15 июня генерал отправил поздравительную телеграмму избранному президентом Жоржу Помпиду и с тех пор ни слова не сказал о событиях во Франции. Вернувшись в свое родовое поместье в Коломбэ, он с упорством приступил к написанию “Мемуаров надежды”. Де Голль торопился, боясь, что ему не хватит времени написать задуманные три тома. За год он написал первый том, “Обновление”, и приступил к написанию второго - “Усилие”. Смерть 9 ноября 1970 года оборвала эту работу. Создав Пятую республику, де Голль коренным образом изменил характер государственной власти во Франции. То, что он сделал, было связано с объективным процессом изменения современного мира. Режим Пятой республики сохраняется до сих пор, хотя после де Голля сменилось уже несколько президентов (Помпиду, Жискар д’ Эстен, Миттеран, сейчас Ширак). Успехи Франции во всех сферах жизни показывают, что созданная де Голлем система жизнеспособна и отвечает интересам Франции. Де Голля неоднократно сравнивали с политическими деятелями прошлого, например, с Наполеоном. Он никогда не соглашался с этим. Его политика была всегда оригинальна и самобытна и уже получила собственное определение - голлизм. Адмиистрация Помпиду В выборах, проведенных после того, как де Голль ушел в отставку, Жорж Помпиду, премьер-министр Франции с 1962 по 1968, был избран президентом республики, чтобы продолжить курс своего предшественника. В иностранных делах он продолжил акцент де Голля на независимость Франции от противостояния двух супердержав: США и СССР. Он продолжил близкое сотрудничество с Западной Германией, пытался поддерживать дружественные отношения с прежними французскими колониями, и укрепить общеевропейский рынок. В стиле управления страной, однако, он был менее властным и более примирительным, чем де Голль. Он пропустил оппозицию своего предшественника ко входу в Европейское Экономическое Сообщество, также при нем Национальное Собрание начало играть более заметную роль в формировании политики Франции. В 1973 французская экономика оказалась в затруднительном положении в связи с введением арабами нефтяного эмбарго, и как следствие этого подрыва мировой экономики. У Франции нет значительных нефтяных месторождений, а французские угольные разрезы уже были на грани истощения. Быстрый послевоенный промышленный рост стал стремительно замедляться, увеличилась безработица и инфляция. Но прежде, чем правительство смогло овладеть новой ситуацией, Помпиду скоропостижно скончался в апреле 1974 года. Смерть Помпиду стала неожиданностью для всех, и политические партии были не готовы представить свои программы и кандидатов на предстоящие президентские выборы. Поэтому в выборах приняло участие небольшое количество претендентов. В первом раунде голосования Франсуа Миттеран - кандитат от соцалистов - был поддержан Коммунистической партией не меньше ,чем своей, и набрал в первом туре наибольшее число голосов, но немного не дотянул до требующегося для полной победы 50 процентного плюс 1 голос рубежа. В перерыве между турами центристы и правые объединили усилия и поддержали независимого республиканского кандидата - Валери Жискара д’Эстена, которому удалось с очень небольшим перевесом голосов победить Миттерана во втором туре президентских выборов. Жискар планировал солидаризировать все центристские партии с правительством и покончить с устарелыми идеологическими конфликтами. Но партии дали резкий отпор его подвижкам на сближение,. Однако все более увеличивающийся спад экономики мешал принятию новых социальных программ и все больше и больше беспокоил французское правительство. В 1975 индекс индустриального производства понизился в первый раз со времени окончания второй мировой войны в 1945, и число безработных превысило 900,000 человек, что на 45 процентов превысило уровень 1974 года. Администрация Жискара-Барра В августе 1976 президент Жискар представил нового премьер-министра Франции. Им стал экономист Раймонд Барр, не принадлежащий ни к одной из политических партий. Барр пообещал резко протолкнуть страну к свободной рыночной экономике и полностью покончить с трехвековым правительственным рыночным управлением. Правительство отказалось от всех средств искусственного ценового регулирования. Неблагополучные компании могли рассчитывать на получение финансовой помощи от казначейства только, если они демонстрировали способность модернизироваться и приспосабливаться к изменению рыночных условий. Помощь компаниям , неконкурентноспособным на европейском рынке, была существенно сокращена, а конкурентноспособные отрасли промышленности, применяющие высокие технологии, поощрялись. Чтобы хоть как-то справляться с энергетическими проблемами, созданными повышающимися ценами на нефть, было ускорено строительство атомных электростанций. Ради сохранения жизненноважных для Франции источников нефти министерство иностранных дел было вынужденно занять про-арабскую позицию. Однако дальнейшее продолжение роста цены на нефть опрокинуло многие экономические расчеты Барра. Кол-во частных инвестиций, как ожидалось, не увеличивалось, внешняя торговля оставлась в дефиците, а инфляция и безработица продолжали находиться на высоком уровне. Президентство Франсуа Миттерана В 1981 после победы социалистов на выборах Франсуа Миттеран сменил Жискара на посту президента Французской Республики и назначил премьер- министром Пьера Моро. Заменив многих министров из правительства предшественника, Миттеран с новым кабинетом национализировали главные банки и индустриальные фирмы, повысили налоги, расширили социальные пособия, увеличили число общественных рабочих мест, отменили смертную казнь и в значительной степени децентрализовали префектурную систему администрации, установленную еще Наполеоном. В 1982 и 1983 экономический спад и неэффективная работа государственных предприятий на протяжении 1982 и1983 годов вынудили правительство девальвировать национальную валюту. В июле 1984 Миттеран сделал перестановки в правительстве, но коммунисты, державшие четыре портфеля в предыдущем кабинете, отказались участвовать в новом. Лоран Фабиус в возрасте 37 лет стал самым молодым премьер-министром во французской истории. В 1986 , после того, как партии правого крыла одержали трудную победу на выборах в Национальное Собрание, Миттеран выдвинул нового премьер-министра-Жака Ширака, основателя консервативной Партии Объединения во имя Республики (RPR) и мэра города Парижа. В первый раз с 1958 года противостоящие партии оказались у руля страны. На президентских выборах 1988 года Жак Ширак проиграл выборы Миттерану и потерял пост премьер- министра. Новым главой правительства стал социалист Мишель Рокар. После того, как Франция не сумела при помощи дипломатических ходов заставить Ирак звывести свои войска из Кувейта в 1990 году, французские вооруженные силы в составе международных сил коалиции приняли участие в войне в Персидском Заливе. В мае 1991 , когда Рокар ушел в отставку , Миттеран назначил на его пост социалистку Эдит Крессон, ставшую первой женщиной - премьером Франции. Крессон - откровенно спорная политическая фигура вскоре была заменена Пьером Береговым в апреле 1992 после поражения социалистов в региональных выборах. В парламентских выборах следующего года социалистическая партия уступила большинство в Новом Собрании партии консерваторов. Союз во имя Республики, коалиция RPR Ширака, Союз во имя Французской Демократии (во главе с прежним президентом Жискаром) и несколько небольших консервативных партий выиграли 484 места в Парламенте, социалистам же достались лишь 54 места. По результатам выборов президент Миттеран назначил премьер-министром Эдуарда Балладура, члена RPR. В мае 1993 года ревизия, уполномоченная новым правительством Балладура, показала, что прежний премьер-министр Береговой или неумело справлялся с экономикой , или намеренно вводил в заблуждение французов относительно экономической ситуации в стране, которая фактически находилась в затруднительном положении. Это вызвало большие опасения, ведь выявленный реальный дефицит бюджета оказался намного выше ,чем многие думали ранее. Сложившаяся ситуация могла подвергнуть большой опастности планы страны по вступлению в Европейское Экономическое Сообщество (теперь Европейский Союз, или EU). Ранее избиратели уже одобрили соглашение, усиливающее политическую и денежно-кредитную интеграцию в пределах Европейского Экономического Сообщества. Не дожидаясь публичного объявления результатов проведенной ревизии, Береговой совершил самоубийство. Балладур и его коалиционное правительство были переизбраны в марте 1993 года, собрав 45 процентов голосов избирателей, когда как Социалистическая партия и ее союзники набрали лишь 29 процентов. Национальные проблемы и отношение к иммиграции Иммиграция и отношение к ней нации приобрела статус серьезной проблемы во Франции в 1990-ых годах. Высокий уровень безработицы и несколько неприятных инцидентов в бедных общинах усилило враждебность к иммигрантам, особенно чернокожим и арабам с севера Африки. В сентябре 1994 как часть подавления мусульманского фундаментализма правительство выпустило предписания, направленые на ограничение ношения религиозных символов в школах. Много мусульманских школьниц были выгнаны из школ, когда отказывались снять свои паранжи, вызывая массовые протесты. В 1993 были приняты более строгие иммиграционные законы, и в 1995 Франция приступила к высылке из страны незаконных иммигрантов. В марте 1997 Французское Национальное собрание одобрило законодательство, направленное на борьбу с незаконной иммиграцией. Этот законопроект, который еще больше усилил уже принятый в 1993 закон, ограничивающий иммиграцию, пробудил многотысячные протесты французских граждан в Париже и других городах, включая Лион и Марсель. Противники законодательства утверждали, что, введя законопроект, французское правительство пошло на поводу у крайне правой Национальной Партии Фронта, сделавшей свои недавние избирательные успехи, проведя предвыборую кампанию на платформе антииммиграции. В мае 1995 прежний премьер-министр Жак Ширак выиграл президентские выборы, набрав 52.6 процента голосов и занял место Миттерана, не выставившего свою кандидатуру на переизбрание. Ширак назначил премьер- министром Алана Жюпэ. Новое правительство консерваторов, которое провело кампанию на платформе сокращения высокого уровня безработицы во Франции, получило поддержку значительного большинства в обеих палатах Парламента. Миттеран, наиболее долго исполнявший обязанности президента Франции в 20- ом столетии, умер от рака 8 января 1996. В апреле 1997 года президент Ширак призвал к досрочным парламентским выборам в конце следующего месяца. Он преследовал цель повторного подбора правительства, чтобы протолкнуть буксующие экономические реформы, необходимые для входа в зону единой европейскую валюты. Предназначенные реформы, как ожидалось, причинят бедствие французской экономике, и ,как следствие, приведут к дальнейшему росту и так уже ставшей рекордной за последние десятилетия безработице в 12.8 процента. Экономические неприятности истощили популярность Ширака и Жюпэ среди большинства французов. Выборы состоялись в двух раундах , 25 мая и 1 июня соответственно. Социалистическая партия выиграла с подавляющим перевесом, соединившись с меньшими партиями левого крыла, чтобы нанести поражение возглавляемому консерваторами правительству. После оглашения результатов выборов Ширак попросил лидера социалистов Лионеля Жоспэна сформировать новое правительство, и Жоспэн сменил Жюпэ в качестве премьер-министра. Жоспэн и ведомые им социалисты провели предвыборную кампанию, построенную на обещании создать сотни тысяч новых рабочих мест во Франции и обращении к партнерам Франции в Европейском Союзе с просьбой об ослаблении экономических требований для вступления в денежно-кредитный союз. Терроризм В конце 1995 Францию захлестнула война терроризма. Ряд террористических взрывов унес семь человеческих жизней и ранил более 150 граждан. Радикальная Исламская организация - Вооруженная Исламская Группа- взяла на себя ответственность за большинство взрывов, которые имели место в Париже и Лионе. Группа стремилась вынудить Францию приостановить помощь военному режиму в Алжире, прежней французской колонии, охваченной гражданской войной между правительственными войсками и религиозными фундаменталистами. Французские должностные лица ввели вследствие террористических актов военные патрули в главных городах Франциии как меру безопасности. Меры безопасности были в конечном счете смягчены, но были усилены вновь в декабре 1996, когда бомба взорвалась в переполненной пассажирами пригородной электричке, прибывающей на Парижский вокзал. Четыре человека были убиты и почти 100 ранено. Никакая группа не взяла на себя ответственность, но большинство аналитиков склонилось к тому, что взрыв был работой Вооруженной Исламской Группы. В октябре 1996 в здании муниципалитета города Бордо вскоре после того, как премьер-министр Франции Алан Жюпэ, являющийся еще и мэром этого города, покинул муниципалитет, в здании прогремел взрыв динамита. К счастью, в результате террористического акта никто не пострадал. Взрыв был приписан крылу Корсианского Национального Фронта Освобождения (FLNC), группе вне закона, борющейся за независимость управляемого французами острова. Группа проводила террористические действия в течение двух последних десятилетий, но большинство этих актов было ограничено Корсикой. Проблемы ядерных испытаний Франция провела ряд подземных ядерных испытаний в южной части Tихого океана с сентября 1995 по январь 1996. Испытания были встречены сильными протестами французов и ожесточенной критикой почти по всему миру. На острове Tаити произошли беспорядки после того, как были проведены ядерные взрывы на атолле Моруа и атолле Фангатауфа во французской Полинезии; антифранцузские демонстрации имели место почти по всей Европе, и также много государств , включая Австралию, Новую Зеландию, Японию и большинство французских союзников в Европе, осудили действия французов. После окончания испытаний Франция в марте 1996 подписала Южное Тихоокеанское Соглашение по безъядерной зоне, запрещающее ядерные испытания. Социальные проблемы и забастовки В ноябре и декабре 1995 года ряд правительственных мер по реформированию французской системы социального обеспечения привел к трехнедельной забастовке транспортников и других государственных служащих. Сотни тысяч рабочих, объединенных преподавателями и студентами, организовали протесты в Париже и других главных городах Франции, способствуя массовому бездействию, что стоило Франции болеее 1.5 миллиардов долларов. Премьер-министр Жюпэ отступил от многих строгих мер, включая изменения в расчетах пенсий государственных служащих. В начале 1996, однако, Парламент одобрил конституционные поправки, предоставляющие правительству власть над бюджетом системы социального обеспечения и системы здравоохранения, что было призвано обуздать расходы. В конце осени 1996 года правительство объявило о планах по глубокому сокращению бюджета 1997 года. Это явилось очередной попыткой уменьшить национальный дефицит, что позволило бы ввести к 1999 году единую европейскую валюту (среди других критериев, соглашение Европейского Союза требует, чтобы уровень дефицита бюджета не превышал 3 процента к 1997году). Меры, включившие сокращение нескольких тысяч служащих общественного сектора и реорганизацию национальной транспортной системы, были очень непопулярны, и рабочие по всей стране ответили, организуя большие забастовки. Внешняя агрессивная политика Франции В середине 90-ых критика французской политики в отношении Африки начала увеличиваться не только за границей, но и дома. В то время как Французское правительство утверждает, что продолжает держать свои вооруженные отряды в некоторых африканских странах только лишь для продвижения справедливой демократи в регионе, некоторые критики полагают, что эти отряды являются частью политики правительства, направленной на сохранение французских политических и финансовых интересов в Африке. Франция провела более чем 35 военных вмешательств в этом регионе, начиная с 1960 года, когда прежние французские колонии в Африке стали получать независимость. В ноябре 1996 года Жак Ширак обязался закончить односторонние военные действия Франции в Африке. Несмотря на эту клятву, Франция продолжает удерживать сильной рукой свое влияние на части африканского континента и остается ощутимой мощью позади нескольких африканских лидеров. Критика африканской политики Франции была еще более усилена в январе 1997, когда французские отряды приняли ответные меры против мятежников в Центральноафриканской Республике, прежней французской колонии. Погибли два французских солдата из военного контингента, размещенного в стране. Мятежники выступали против правительства Центральноафриканской Республики и президента Анжэ-Феликса Патасса. Здравоохранение. Французская система страхования здоровья покрывает медицинские и фармацевтические расходы населения, а также затраты на госпитализацию, частично, и полностью покрывает расходы на оказание медицинских услуг для групп населения с низким доходом, безработных, и детей младше десяти лет. Социальное страхование включает пособия для семей, компенсацию рабочим, выгоды материнства, пенсии для нетрудоспособных и вышедших на пенсию. Фактически все французы охвачены системой обязательного социального страхования. Грандиозные стройки во Франции в XX веке В декабре 1969 года президент Франции Жорж Помпиду принял решение о создании музея, посвященного современному искусству, желая, чтобы он был доступен как можно большему числу людей. В 1971 году проект центра был утвержден. В результате возникла оригинальная конструкция, где внутренне пространство очень изменчиво, а вся техническая часть вынесена наружу в “трубах”. Внутри этого металлического сооружения храниться коллекция Музея современного искусства, расположилась библиотека, многочисленные залы для представлений и конференций и центр промышленного творчества. Национальный центр искусства и культуры им. Жоржа Помпиду - обязательная достопримечательность на туристических маршрутах. Ежегодно его посещают 8 млн человек. В мае 1994 железнодорожный туннель под Ла-Маншем стоимостью, превышающей сумму в 15 миллиардов долларов, был официально открыт. Туннель под Ла-Маншем, соединяющий Францию и Англию, был закончен на полтора года позже запланированного графика и почти в два раза превысил свою первоначальную смету. Пассажирское сообщение было открыто в ноябре 1994. Культура (Литература XIХ - XX вв.) Начало XIX века совпадает во Франции с возникновением романтизма ( Шатобриан, Сенанкур, Констан, Нодье ). В Центре романтического романа конфликт между личностью и враждебным ей миром. Романтический роман характеризует исповедальность тона и обострённое чувство историзма. В романтической лирике классические поэтические темы пропускаются через призму индивидуального поэтического сознания ( Гюго, Беранже, Барбье ). Начало века - расцвет романтического театра. Середина XIX века - поиск новых путей развития. Шарль Бодлер - предвестие литературы XX века. Рембо, Варлен, Малларме - основатели символизма. Творчество этих поэтов было очень важным для формирования русской литературы серебряного века. Э. Золя создаёт теорию " экспериментального романа ", ратует за научность, документализм, социологический и исторический анализ. Под влиянием впечатления от научных открытий возникает научно-фантастическая литература (Ж. Берн). Начало XX века - творчество Марселя Пруста, создание знаменитой эпопеи " В поисках утраченного времени ", в своём роде уникальной в истории мировой культуры. Два основных течения модернистской литературы: дадаизм и сюрреализм. Сюрреализм основой литературы считал " автоматическое письмо " - скоростную запись первых пришедших в голову слов, обрывков речи, навязчивых видений во всей их причудливой неожиданности. П. Валери - один из интереснейших поэтов и мыслителей, проделал эволюцию от символизма к "ителлектуализму ". В годы Второй мировой войны возникает " литература сопротивления ". Сент - Экзюпери -создатель философско-лирической прозы ("Планета людей", "Военный лётчик", "Маленький принц"). Экзистенциализм - ещё одно влиятельное философское и литературное течение , акцентировавшее внимание на трагичности человеческого существования, на "неукоренённости" человека, на его свободе и ответственности за свои поступки (Ж.П. Сартр, А.Камю). Театр абсурда также развивал некоторые моменты экзистенциалистской философии. (Ионеско, Беккет, Роб-Гийе). Сложившиеся во Франции традиции гражданственности литературы, прямого участия в политической борьбе оказали влияние на литературы многих стран. Многообразны и черезвычайно интенсивны взаимодействия французской литературы и русской литературы. Огромное воздействие имели писатели, как Тургенев, Толстой, Достоевский (в особенности важен для литературы XX в.) О столице О столице Франции часто говорят: "Париж - город-светоч, Париж - прекраснейший город мира"... Архитектурным символом Парижа, безусловно, является Эйфелева башня. В 1884 году, при Третьей республике, французское правительство решило организовать Всемирную выставку и для этого воздвигнуть невиданный доселе монумент. Государственный конкурс выиграл в 1886 году Гюстав Эйфель. Строительство металлической башни высотой 300 метров началось 26 января 1887 года, несмотря на протесты многочисленных знаменитостей, среди которых были Ги де Мопассан, Шарль Гуно. На строительстве были заняты сотни рабочих, для создания 12 тысяч деталей башни потребовалось более 700 чертежей. Чтобы соединить детали, потребовалось два с половиной миллиона заклепок, и строение росло со скоростью примерно 15 метров в месяц. Открытие состоялось 30 марта 1889 года. Выстроенная башня оказалась сенсационно легкой: несмотря на вес в 10 тысяч тонн, она давит на землю так же, как сидящий на стуле человек (4 кг/кв.см). Тем не менее, чтобы подняться на первый этаж, на высоту 57 метров, требуется пройти 360 ступеней, затем еще 380, чтобы достичь второго этажа (155м),и, наконец, 1062 ступени до третьего этажа, расположенного на высоте 300 метров. Эйфелева башня была оборудована лифами, механизм которых действует и по сей день. Эйфелеву башню, которую возвели специально для Всемирной выставки, должны были снести в 1909 году, по окончании концессии, полученной Эйфелем. Её спасли радиотелеграфия и использование в военных целях: перехват зашифрованных сообщений в ходе Первой мировой войны. Башня продолжила свою карьеру в эфире, а в 1954 году да ней установили телевизионные передатчики, в связи с чем она выросла до320,75 м. При том, что «Париж - всегда Париж» столица сумела окружить себя в ходе веков грандиозными пригородами, где короли и великие мирра сего находили очарование и отдых вдали от шума большого города. Таким, как Версаль, где по-прежнему царствует тень Короля-Солнце, и Фонтенбло, дворец королей и императоров. Литература 1. Франция. Электронная энциклопедия Microsoft Corporation, 1993-1995. 2. Г.М. Ратиани. Франция, судьба двух республик. М.: Мысль, 1980 г. 3. В. Анохина-Московченко. Шарль де Голль. М.: Книга, 1991. 4. В.П. Славенов. Очерки внешней политики Франции (1961-1986 гг.). М.: Международные отношения, 1986 г. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |