|
Новосибирск в годы Великой Отечественной Войныжелезобетон и бетон в стенах заменяли кирпичом, с уменьшением толщины стен с 2 до 1,5—1 и даже 0,5 кирпича. В покрытиях зданий широко применяли брусковые и каркасно-досочные конструкции и тесовые кровли с уклоном до 1/5, с внешним водостоком. Деревянные покрытия устраивали также и с внутренними водостоками. Для не основных производств при нешироких корпусах применялись даже глино-соломенные кровли. Допускалось употребление круглого леса на открытые стропила для пролетов 15 м, деревянных соединений в сегментных фермах покрытий и в так называемых гвоздевых балках. Вместо асфальтовых, метлахских и цементных полов в новых промышленных зданиях устраивали глинобетонные и глинобитные полы в горячих цехах и деревянные в механических. Промышленное строительство военного времени в Сибири и на Урале, несмотря на ряд недостатков (слабая индустриализация и механизация строительных процессов и др.), по его значимости и удельному весу, технической оснащенности и применяемой твердой системе проектирования являлось ведущим. Оно дало много нового, что было учтено и использовано как в текущем, так и в восстановительном строительстве в освобожденных от врага районах страны. В жилищном строительстве все обстояло значительно сложнее. Требование быстрого расширения жилого фонда в сибирских городах привело к упрощенному строительству землянок, полуземлянок, бараков, мелких индивидуальных домов, приспособлению под жилье подвальных и хозяйственных помещений. Нового каменного строительства со второй половины 1941 г. не велось, заканчивались лишь начатые до войны здания. К концу 1942г. в городе оставались незаконченными каменные дома, начатые до войны, с общей жилой площадью в 50 тыс. м2. Но уже в 1942 г. наметился переход к более «культурным» видам упрощенных некапитальных жилых построек. Землянок и полуземлянок уже не строили. Наибольший процент застройки в 1942 г. приходится на деревянное -брусчатое и рубленое двухэтажное (23%) и каркасно- засыпное барачное и квартирное одноэтажное строительство (47%). 20% жилой площади из всей введенной в строй было получено за счет приспособления чердачных пространств существующих жилых домов. Реконструкция чердачного пространства (при высоких сибирских крышах), учитывая наличие крыши, основания для пола и подготовленных коммуникаций—отопления, воды, канализации и электричества, сводилась к обшивке стен и потолков, утеплению их, настилке полов, установке окон, дверей, переносных плит и других нагревательных приборов. Осенью 1941 г., находясь в критическом положении с распределением новых кадров рабочих, руководство остановилось на этом способе расширения жилой площади рабочего района как самом эффективном и целесообразном. Широкое использование его в существующих и строящихся домах дало большую экономию времени и средств. В короткий период четырех месяцев (сентябрь—декабрь) были приспособлены чердаки свыше 140 существующих деревянных и каменных домов с высокими тесовыми и этернитовыми крышами, что дало 50 000 м2 сухой и теплой жилой площади. В то же время все новые дома начали строить также с использованием чердачного пространства, получая большой экономический и производственный эффект. Временное и некапитальное одноэтажное строительство сильно искажало исходные предпосылки в генеральном плане города. Приходилось размещать на территории основной каменной застройки города временную и индивидуальную застройку, проектировать мелкие кварталы размером до 4—7 га при квартирной застройке и до 2—3 га при барачной застройке, с расчетной плотностью 150 человек на га в первом случае и 200—250 человек на га во втором. Рекомендовалась периметральная обстройка с расчленением участков кварталов на небольшие замкнутые зоны (учитывая сильные ветры в городе). Для застройки усадебного типа отводились участки площадью в 400 м2. Уже в начале войны стала ясна необходимость переработки генерального плана города в связи с его быстрым промышленным развитием и стремительным ростом населения. Еще в 1938 г. проводилось уточнение генерального плана Новосибирска авторским коллективом «Гипрогора» в составе архитекторов Д. М. Пиллера, И. И. Соколова-Добрева, Т. Г. Пичугиной, А. Ф. Якусевича. Город проектировался с расчетной численностью населения в 650 тыс. человек. Но в 1941 г. профессор В. А. Витман корректировал генеральный план уже в расчете на 950 тыс. человек. При снижении этажности застройки и увеличении численности населения в генплане потребовались новые территории для расселения. В связи с этим предполагался территориальный рост города на правом берегу в северном, восточном и юго- восточном направлениях. В плане на левобережье возникает Южный жилой комплекс. Основой структурной композиции генерального плана В. А. Витман принял радиальные магистрали, исходящие из центров право- и левобережья, с введением продольных магистралей для длинных частей города. План В. А. Витмана был слабо разработан в деталях и представлялся лишь формальной схемой, плохо привязанной к реальному рельефу, без проработки инженерных вопросов подготовки территорий к строительству. В 1942—1944 гг. бригада «Гипрогора» под руководством архитектора А. М. Синявера перерабатывает генеральный план города. В нем увеличивается процент малоэтажной жилой застройки, исходя из реальных перспектив развития города и предыдущего опыта. Такие установки сильно изменили структуру застройки и ее плотность в генеральном плане. Сложившееся размещение промышленных предприятий в годы войны и отведенные территории для перспективного строительства заводов определили и новые территории для жилищно-коммунального строительства. Однако и этот генеральный план не оказал определяющего влияния на застройку города. Работа над планировкой города продолжалась, и окончательный вариант генерального плана был подготовлен к 1952 г. В военные годы велись благоустроительные работы по городу. Строились водопроводы в Кировском и Заельцовском районах. 18 сентября 1941 г. завершилось строительство наплавного моста через Обь. Несмотря на трудности военного времени, строились здания учреждений культуры и науки. Новосибирск в годы войны принял и сохранил много ценностей национальной культуры. Здесь жили и работали видные деятели искусства и целые творческие коллективы. 3 сентября 1941 г. в Новосибирск прибыл Ленинградский Академический театр им. А. С. Пушкина, работавший в городе до 4 июля 1944 г. Город принял Центральный детский театр, Московский театр оперетты, Минские драматический и еврейский театры, украинский театр им. Коцюбинского (Киев). Театры и филармония разместились в зданиях театра «Красный факел», ТЮЗа и клуба Совторгслужащих. В 1944 г. закончилась реконструкция здания ТЮЗа (Дом Ленина) по проекту архитектора В. М. Тейтеля. Сооружение утеряло монументальность и некоторую образную символику, соответствующую его первоначальному назначению. Зданию был придан «ампирный» характер: колоннада главного входа получила более изящную прорисовку профилей капителей, у колонн появилось перекрытие (антаблемент) с тонким карнизом. Пилоны, фланкирующие колоннаду, стали глухими, в них были заложены оконные проемы и убраны балкончики-трибуны на втором этаже. Четвертый этаж получил менее дробные членения, его объем увенчала балюстрада с тумбами и обелисками по углам, а в глухую часть — парапет — была вкомпонована рельефная скульптура— лира, античный символ сценического искусства. Сооружение более приобрело в композиционной законченности и художественной целостности, но утратило временную выразительность и образ здания-памятника, посвященного конкретному событию (рис. 134). В 1944 г. началось строительство зданий Западно-Сибирского филиала АН СССР. 8 февраля 1944 г. Президиум Академии наук СССР утвердил состав Президиума и руководство филиала и институтов. Местом размещения основных институтов и Президиума филиала был намечен Новосибирск. Новосибирский областной комитет КПСС и общественные организации оказали большую помощь организации филиала. Ему были предоставлены земельные участки для построек, ботанический сад, областная химическая лаборатория и два трехэтажных здания в центральной части города. Научные и административные учреждения рождающегося филиала Академии наук СССР в период строительства должны были разместиться в одном из этих зданий. Первый секретарь обкома КПСС М. В. Кулагин поручил в октябре 1944 г. А. Д. Крячкову и архитектору Н. Г. Васильеву—руководителю организуемого аппарата «Академстройпроекта»—срочно начать работы по реконструкции отданного филиалу здания типовой средней школы, построенной в 1937 г. (привязка и «оформление» школьного здания были выполнены по проекту архитектора Ф. Ф. Барицкого). Перестройку и приспособление внутреннего пространства существующего здания для нужд филиала можно было сделать достаточно легко, так как коридорная система школы с выделением зала, вестибюля и лестниц в отдельный блок не противоречила новому назначению здания. Требовалось только изменить положение внутренних перегородок, чтобы дать нужный размер помещениям, и произвести заново их отделку, решив особенно парадно вестибюль, лестницу и конференц-зал. Центральный выступ главного фасада, имевший неприятные тяжелые пропорции, был реконструирован в коринфский портик с фронтоном, украшенным барельефом, и завершен ложным куполом красивой формы. Такое обогащение центрального выступа оправдано, так как эта часть содержит главный вестибюль в первом и конференц- зал в два света во втором этаже. Крылья корпуса оформлены скромно, с тонким вкусом. Автор хорошо использует цветовые сочетания штукатурки (с мраморной крошкой в два оттенка песчаного цвета) с белыми нишами и балюстрадами у окон второго этажа и белым барельефом на фронтоне. Стены здания обработаны рустом. Узкие боковые фасады также обогащены четырьмя трех четвертными колоннами с аттиками. Скульптурные работы в поле фронтона и панно-барельеф над входом были выполнены по рисункам А. Д. Крячкова скульптором В. Ф. Штейн и мастером- скульптором Ковшовым. В целом получилось здание, выполненное с большой профессиональной культурой, одно из лучших в Новосибирске с точки зрения применения и использования ордера как в целом, в пропорциях, так и в его деталях. Образ здания перекликался с традиционными формами старых русских научных учреждений Москвы и Петербурга, таких, как Академия наук, Университет и т. д. А. Д. Крячков писал впоследствии, что «в основу архитектуры реконструируемого здания был положен русский (Ленинградский) классицизм». Строительство было окончено в 1947 г. Так появилось в Новосибирске первое здание Академии наук СССР (рис. 135). Героическим трудом в тылу новосибирцы вместе со всем советским народом приближали радостный День Победы. Несмотря на огромные трудности и лишения, город шел к победе, полный оптимизма и планов на мирное будущее. Крепла его индустрия, наука получила значительную базу, развивалась культура города. С первых дней войны недостроенное здание театра оперы и балета приняло в свои стены ценности Третьяковской галереи, ленинградских Военно- Артиллерийского и Этнографического музеев, музеев-дворцов городов Пушкина и Павловска, Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, музеев Новгорода, Калинина, Севастополя (панорама «Оборона Севастополя» худ. Ф. А. Рубо, которую восстанавливали в Новосибирске реставраторы Третьяковской галереи). Все было бережно сохранено, и в 1944 г.., . культурные ценности стали возвращаться в свои города. Еще в самые тяжелые дни войны с фашизмом, осенью 1942 г., во время боев на Волге и на Кавказе, правительство решает завершить сооружение театра оперы и балета в Новосибирске и Совнарком включает это строительство в число первоочередных. К началу войны не была окончена постройкой сценическая часть театра, левое крыло было выложено только в кирпиче. Предстояло установить опоры для пола сцены, площадь которого достигала 2 тыс. м2, изготовить и смонтировать все энергетическое оборудование здания и механическое оборудование сцены. Не хватало строительных материалов, рабочих рук, специалистов, средств, но новосибирцы преодолели все трудности. В 1943 г. были завершены основные строительные, монтажные и отделочные работы, и 5 февраля 1944 г. правительственная комиссия приняла главные помещения театра, признав их годными к эксплуатации, и передала здание дирекции Новосибирского государственного театра оперы и балета. Осталось неоконченным левое крыло театра, не была завершена отделка некоторых помещений, однако это не влияло на деятельность театрального коллектива (все строительные работы были закончены в середине 50-х гг.). Перед новосибирцами предстал нарядный театр со зрительным залом- ротондой, имеющим диаметр 55,5 м (превосходящий размером знаменитую римскую античную ротонду—Пантеон, диаметр которой равнялся 43 м), высотой до подвесного потолка в 21 м, с числом кресел в зале 2200. Игровая сцена театра достигала ширины 32 м и высоты до колосников 28 м. Живопись плафона, большая люстра, сверкавшая бесконечными огнями, темное дерево ограждений ярусов, красный бархат обивки кресел и драпировок, на фоне которых красиво рисовались белые античные скульптуры, производили большое впечатление и создавали праздничное, приподнятое настроение. Здание не имело дорогой отделки, сверкающей бронзы и зеркал, густой лепнины, мраморов и другой богатой облицовки, какие можно найти в столичных и европейских театрах, но профессиональный вкус, строгость и простота архитектурных форм, присущих его интерьеру, просторы многих фойе, лестниц, вестибюлей придают ему своеобразие и яркую индивидуальность. Театр стал любимым зданием новосибирцев, их гордостью. 14 мая 1944 г. Комитет по делам искусств решил открыть в Новосибирске хоровую и балетную студии и организовать большой симфонический оркестр филармонии. 12 мая 1945 г., через три дня после Победы, театр открылся оперой М. И. Глинки «Иван Сусанин» в оформлении народного художника РСФСР К. Юона. Так сбылась в дни Победы двадцатилетняя мечта горожан о «Большом театре Сибири» в Новосибирске. Газета «Правда» 13 мая 1945 г. писала: .«Открытие театра превратилось в радостный праздник трудящихся всей Сибири. Для участия в этом торжестве прибыли представители общественных организаций Иркутска, Барнаула, Кемерово, Омска и других городов». Крупнейшее сооружение города, уникальное по конструкции своего купола, находящееся в центре города и активно формирующее его правобережный силуэт, вместившее в себя центр музыкальной культуры Сибири,—здание Государственного академического театра оперы и балета стало архитектурным символом Новосибирска. Новосибирск со времени основания и до Дня Победы советского народа над фашистской Германией прожил бурный и яркий период развития. Он сбросил с себя купеческо-мещанский облик первых дореволюционных десятилетий и с 20-х годов стал развиваться как индустриальный центр социалистической Сибири. В 30-е годы сформировалась его градостроительная основа. Закрепились капитальной застройкой главные магистрали центральной части города, сложился центр из двух площадей—им. В. И. Ленина и Я. М. Свердлова—и соединяющей их части Красного проспекта. Почти в 10 раз расширилась его территория по сравнению с дореволюционной. Реконструкция центральной части города происходит на основе той градостроительной ситуации, которая закрепилась в 30-е годы. Градостроительные идеи первоначальных генеральных планов города развиваются в современной строительной практике и в концепциях новых генеральных планов Новосибирска. Многие здания и сооружения 20-х и 30-х годов сформировали на десятки лет архитектурный образ города и еще длительное время будут в значительной мере определять облик центральной части Новосибирска. Крупнейшие из этих сооружений—театр оперы и балета, вокзал, облисполком, 100-квартирный дом и ряд других—получили известность по всей стране, их возведение ознаменовало целую архитектурно-строительную эпоху в градостроительстве Сибири. Возведенные заводы и энергетические здания положили начало формированию промышленных территорий города, придавших его силуэтам индустриальный облик. Город превратился в этот период в важнейший транспортный узел страны. За Днем Победы наступило мирное тридцатилетие, в которое Новосибирск стал одним из крупнейших городов Советской страны, центром сибирской науки, культуры, экономики. Началась новая замечательная эпоха в жизни города. Но говоря о заслугах сибиряков в тылу нельзя забывать об их бесконечном героизме на фронтах великой отечественной войны. Наиболее глубоким проявлением беспредельной любви народов СССР к своей социалистической Родине, их тесной сплоченности вокруг Коммунистической партии, беззаветной преданности идеям Великого Октября и готовности грудью встать на защиту его завоеваний явилось движение добровольчества, охватившее в годы Великой Отечественной войны миллионы советских патриотов. Это массовое всенародное движение — еще одно свидетельство справедливого характера борьбы, которую вел советский народ с немецко-фашистскими захватчиками — наиболее агрессивной силой международного империализма. Многомиллионный отряд добровольцев, влившийся в ряды Советских Вооруженных Сил в годы Великой Отечественной войны,—это красноречивый исторический факт, живое подтверждение ленинских слов о том, что «никогда не победят того народа, в котором рабочие и крестьяне... отстаивают свою, Советскую власть— власть трудящихся». Добровольческое движение периода |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |