бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Манифест 1810 года

Манифест 1810 года

Учреждение государственного совета 1 января 1810 года (функции, состав).

Создание министерств и реформа Сената 8 сентября 1802 года не принесли

желаемого результата. Слабость государственного аппарата перед лицом

внешнего и внутреннего врага заставляла верхушку дворянства, в том числе

самого императора, искать новые средства его усовершенствования.

В этих условиях Александр I приближает к себе молодого, но уже

опытного реформатора М. М. Сперанского, чтобы с его помощью осуществить

прогрессивные преобразования, которые, по мнению царя, должны были

успокоить и народ, и дворянство. В 1809 году Сперанским была подготовлена

программа либеральных преобразований всей системы государственных органов.

Она изложена в его работе «Введение к уложению государственных законов».

Наиболее прогрессивным и поэтому неосуществленным элементом

планировавшейся Сперанским системы государственных органов должны были

стать представительные органы - местные думы и Государственная дума.

Последнюю предлагалось создать для обсуждения законопроектов и контроля за

деятельностью министров. Ей предоставлялось право абсолютного вето на все

вносимые проекты законов. Это был заметный шаг в сторону конституционной

монархии, если учесть, что право избирать и быть избранным получали все

собственники недвижимого имущества.

Как утверждал Сперанский, в его проекте вершину всей государственной

организации составляла не Государственная дума, а Государственный совет,

который должен был представлять собой «сословие, в коем все части

законодательной, судной и исполнительной власти в главных их отношениях

соединяются и через него восходят к державной власти». Госсовет предстает

во «Введении» в качестве универсального, многофункционального, но

совещательного органа. Члены госсовета должны были назначаться императором,

который являлся его председателем. Напоминая предшествующие ему

совещательные органы при царе в главных чертах, госсовет вследствие

изменения роли в системе самодержавия имел много нового. Иной стала его

структура - теперь наряду с общим собранием создавались департаменты

Совета. Новое устройство получила и его канцелярия.

Вопреки логике записки «О необходимости учреждения Госсовета» и

самому смыслу этой реформы проект «Образования госсовета» не обсуждался ни

в Сенате, ни Непременном совете, ни в каком-либо другом органе.

Торжественной церемонией открытия 1 января 1810 года начало свою

работу общее собрание Госсовета. На первом заседании выступил с речью,

написанной Сперанским, Александр I. Он заявил, что всегда желал, чтобы

благосостояние империи утвердилось в законе, а закон был недвижен на

постановлениях, а потому с начала года кладет твердое основание одному из

важнейших органов - госсовету.

«Коренные законы» госсовета, изложенные Сперанским еще во «Введении к

уложению госзаконов», вошли в «Образование» с незначительными изменениями.

«Образование» пополнилось только одной новой статьей, запрещавшей министрам

быть председателями департаментов госсовета.

В «Образовании госсовета» было немало недостатков и противоречий,

которые лишь частично могли быть устранены при реализации всего плана

преобразований Сперанского, однако не только Госдума не была создана, на

даже одобренная императором реформа Сената не проводилась, и поэтому

организация Совета, которая должна была по мысли создателя, упорядочить

работу госаппарата и установить режим законности, на практике привела не к

разделению, а напротив, к смешению функций высших государственных органов.

Вместе с тем, как правильно заметил А. В. Предтеченский, при абсолютной

неприкосновенности прав самодержавной власти сводилось на нет значение

госсовета как органа, устанавливающего порядок в деле законодательства.

Госсовет, как и предшествующие ему советы при императоре, продолжал

оставаться универсальным совещательным органом, в котором также постепенно

возобладали не законодательные, а судебные и исполнительные дела.

«Образование Государственного Совета» по структуре представляет собой

двуединый акт, состоящий из Манифеста и собственно «Образования». В первом

раскрываются причины, вызвавшие создание Госсовета, закрепляются основные

законы, определяющие компетенцию и состав госсовета, провозглашаются его

первоочередные задачи. «Образование» состоит из двух отделений, которые по

содержанию и по форме существенно отличаются одно от другого. Текст первого

отделения, названного «Коренные законы госсовета», разделяется цифрами на

16 частей. Второе отделение состоит из 144 параграфов, объединенных в 8

разделов.

Некоторые разделы, помимо параграфов, имеют и другие структурные

подразделения.

По этому документу госсовет разделялся на 4 департамента: законов,

дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии. В

департамент законов входит все то, что по существу составляет предмет

закона. Законодательная комиссия должна будет вносить на рассмотрение этого

департамента все законопроекты.

В департамент военных дел входили предметы ведения военного и

морского министерств.

В департамент гражданских и духовных дел «Образование» включало дела

юстиции, духовного управления и полиции.

А к департаменту гос экономии относились предметы общей

промышленности, наук, торговли, финансов, казначейства и счетов.

Возглавлял госсовет его председатель. Он подписывал все документы,

открывал и закрывал собрания, назначал на рассмотрение госсовета дела. При

работе госсовета должен был охранять порядок и единство предмета

рассмотрения.

В департаментах так же были председатели. Они возглавляли

департаменты, открывали и закрывали заседания департаментов, назначали на

рассмотрение дела и т.п. (то же самое, что и у председателей госсовета).

Государственный секретарь управлял канцелярией. Под его

ответственностью находилась точность сведений, предлагаемых совету и

надлежащая ясность их изложения, а также изготовление всех исполнительных

бумаг по журналам Совета, как в общем его собрании, так и по департаментам.

При каждом департаменте совета находился один статс-секретарь и

несколько помощников. Их обязанность состояла в собрании дополнительных

сведений, нужных для слушания дел.

К компетенции госсовета относились:

изменение или отмена действующих законов

дача разъяснений по текущему законодательству

внутренняя политика

гос бюджет

налоги??

отчеты министерств в управлении принадлежащих к ним частей

Все дела, подлежащие рассмотрению госсоветом, сначала поступали в

департаменты. Их могли направлять туда от министров. В них, путем

голосования, отбирались дела, которые было необходимо рассмотреть

госсовету. Затем дела передавались непосредственно на рассмотрение

госсовета.


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.