бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Крещение Руси

Крещение Руси

Святой Владимир.

Наша история о временах , предшествовавших принятию христианства , темна

и наполнена сказаниями , за которыми нельзя признать несомненной

достоверности. Этому причиною то , что наши первые летописцы писали не

ранее второй половины XI в. и о событиях , происходивших в их отечестве в

IX и X веках , за исключением немногих письменных греческих известий , не

имели других источников , кроме изустных народных преданий , которые , по

своему свойству , подвергались вымыслам и изменениям. С достоверностью

можно сказать , что , подобно всем северным европейским народам , и русский

только с христианством получил действительные и прочные основы для

дальнейшей выработки гражданской и государственной жизни , - основы без

которых , собственно , для народа нет истории. С давних времен восточная

половина нынешней Европейской России была населена народами племенами

чудского и тюркского , а в западной половине кроме народов литовского и

чудского племени , примыкавшим своими поселениями к балтийскому побережью ,

жили славяне под разными местными названиями , держась берегов рек :

Западной Двины , Волхова , Днепра , Припяти , Сожи , Горыни , Стыри ,

Случи , Буга , Днестра , Сулы , Десны , Оки с их притоками. Они жили

небольшими общинами , которые имели своё средоточение в городах -

укрепленных пунктах защиты , народных собраний и управления. Никаких

установлений , связующих между собой племена и признаки государственной

жизни , не было. Славянорусские племена управлялись своими князьями , вели

между собой мелкие войны и не в состоянии были охранять себя , а потому

часто были покоряемы. Религия их состояла в поклонении природе , в

признании мыслящей человеческой силы за предметами и явлениями внешней

природы , в поклонении солнцу , небу , воде , земле , ветру , деревьям ,

птицам , камням и т. п. и в разных баснях , верованиях , празднествах и

обрядах , создаваемых и учреждаемых на основании этого поклонения природе.

Их религиозные представления отчасти выражались в форме идолов , но у них

не было ни храмов , ни жрецов ; а потому их религия не могла иметь

признаков повсеместности и неизменяемости. Наиболее распространенная вера

была - язычество. Корнями своими славянское язычество уходит в слепую

древность. В его основании лежит некоторая духовная реальность. И хотя мы

лишены возможности непосредственного видения духовных источников , но все

же можем судить о них , памятуя слова господа : «По плодам их узнаете

их».Плоды язычества с его безнравственностью и жестокостью не оставляют

сомнений в богоборческой сущности того начала , которое стремится к

воплощению через многочисленные языческие культуры. И славянское язычество

не было исключением.

Древние славяне рассматривали мир как арену борьбы между добрым Белбогом и

злым Чернобогом. И тот , и другой требовали соответствующих жертв. Мнимая

самостоятельность злого начала служила оправданием его неизбежности ,

рождая культурные формы славянского сатанизма , обретшие позднее свое

законченное воплощение в почитании Перуна - верховного божества языческого

пантеона дохристианской Руси.

Летописи IV века , рассказывая о столкновении славян с Византией , самым

мрачным образом изображают их жестокость. Пленных распинали , расстреливали

из луков , вбивали гвозди в черепа. Жгли монастыри и церкви , оставляя

после себя горы трупов и груды дымящихся развалин.

Столь же беспощадны были и семейные обычаи. У них были неясные

представления о существовании человека после смерти : загробный мир

представлялся их воображению продолжением настоящей жизни. Поэтому вместе с

умершим воином на погребальном костре сжигались и его жены (одна или

несколько - славяне признавали множество).Они чествовали умерших

прародителей , считали их покровителями и приносили им жертвы. Закон

позволял умертвить новорожденную дочь , если её рождение казалось излишним.

В свою очередь , признавалось право детей на убийство родителей,

обременяющих семейство старостью или болезнью. Междородовые распри

передавались из поколения в поколение , подогреваемые обычаем кровной

мести , удовлетворявшейся лишь смертью обидчика или его потомков.

Справедливости ради надо сказать , что современные историки отмечали и

привлекательные черты славян , говоря , что они не знали ни хитрости , ни

обмана , хранили древнее простодушие и простоту нравов. С пленными ,

оставшимися в живых . наши предки обходились дружелюбно , назначая лишь

определенный срок их рабства , по истечению которого пленник мог , по

выбору , либо покинуть своих бывших хозяев , либо остаться с ними на равных

правах , как вольный человек.

Свято соблюдаемый обычай гостеприимства делал славянские земли безопасными

для путешественников , и хозяин головой отвечал обществу за безопасность

гостя-чужеземца. Купцы тем охотнее посещали славян , что между последними

не было ни воров , ни разбойников , хотя выгодной торговли в славянских

землях ждать не приходилось - суровые войны не знали роскоши и не ценили

золота. Соответственно такому духовному развитию было состояние их

житейской умелости. Они умели строить себе деревянные жилища , укреплять их

деревянными стенами , рвами и земляными насыпями , делать ладьи и

рыболовные снасти , возделывать землю , занимались скотоводством , умели

прясть , ткать , шить приготовлять кушанья и напитки : пиво , мёд , брагу ,

ковать металлы , обжигать глину на домашнюю посуду ; знали употребление

веса, меры , монеты ; имели свои музыкальные инструменты ; на войну

выходили с метательными копьями , стрелами и отчасти мечами. Все познания

их переходили от поколения к поколению очень медленно , но отношения с

Византийской империею и отчасти с арабским Востоком мало-помалу оказывали

на русских славян образовательное влияние. Из Византии заходило к ним

христианство. В половине XI века киевские князья Аскольд и Дир , собрав

дружину , на двухстах ладьях по Днепру вышли в Черное море , опустошили на

своём пути побережье и осадили Константинополь. Нападение оказалось

неожиданным и стремительным. Императора Михаила III в столице не было - он

возглавлял армию в войне с мусульманами и , несмотря на все старания , даже

вернувшись в город , не мог организовать надежную оборону. Царьград спасся

чудом. После молебна патриарх Фотий погрузил в море одну из главных святынь

города - ризу Божией Матери , хранившуюся во Влахернской церкви. Налетевший

после этого шторм разметал корабли русов , уничтожив большую часть флота и

сделав дальнейшую осаду невозможной. Пораженные князья прислали в

Константинополь посольство с просьбой о крещении. Это было первое ,

«Аскольдово» крещение Руси.

Почти одновременно с походом киевских князей на Царьград , в южных русских

областях святой Кирилл , просветитель славян , крестил двести семейств , у

которых нашёл Евангелие и Псалтырь своего же перевода. Для обращенных был

послан митрополит Михаил , крестивший все племя во главе со старейшинами. И

этому крещению предшествовало чудо - брошенное по требованию язычников в

костер Евангелие не сгорело. Но и это крещение Руси не оказало влияния на

её судьбу. Очаг православия на юге земли Русской со временем то ли угас ,

то ли оказался столь слабым , что не смог просветить окрестную языческую

тьму.

Такой варварский склад общественной жизни изменяется с принятием

христианской религии , с которою из Византии - самой образованной в те

времена державы , перешли к нам как понятия юридические и государственные ,

так и начало умственной и литературной деятельности. Принятие христианства

было переворотом , обновившим Русь и указавшим ей историческую дорогу.

Этот переворот совершен Владимиром , сыном воинственного Святослава ,

киевского князя и рабыни Малуши , ключницы его бабки княгини Ольги.

Святослав (отец Владимира), уезжая в Болгарию , разделил всё государство

своё на три части: старшему сыну Ярополку - отдал он Киев , второму - Олегу

- Землю Древлянскую , младшему - Владимиру - Новгород. От разделения Земли

русской предки наши сделались очень несчастливы : вместо одного государя

было у них три в одно время. После смерти Святослава между детьми его

началось междоусобие.

Первыми поссорились Ярополк с Олегом. Виноват в этом был старый воевода

Свенельд. В 975 году сын Свенельда , по имени Лют , вышел из Киева в лес

на охоту ; увидев его , Олег , князь древлянский , спросил у своих : «Кто

это такой?» Ему ответили : «Сын Свенельда» ; тогда Олег напал и убил

Свенельдича за то , что тот охотился с ним вместе в одном лесу. Отсюда

пошла ненависть между Ярополком и Олегом ; Свенельд , желая отомстить за

сына , всё подговаривал Ярополка : «Пойди на брата и отними у него

владения». На третий год Ярополк пошёл на Олега , в древлянскую землю.

Князь киевский победил древлянского. Когда Олег с воинами своими бежал в

город Овручь , то на мосту , перекинутом через ров к городским воротам ,

столпилось множество беглецов , и они столкнули нечаянно своего князя в

глубокий ров. За ним упало туда множество людей и лошадей. Олега раздавили

насмерть. Между тем Ярополк вошёл в город Олегов , захватил там всю власть

и послал искать своего брата во рву. С утра до полудни вытаскивали трупы

изо рва : наконец нашли Олега на самом дне , внесли во дворец и положили

на ковёр. Ярополк , который хотя был легковерен , но совсем не имел злого

сердца. Когда пришёл , долго плакал над Олегом , забыв , что он

победитель. Олега погребли у города Овруча. Владимир узнав , что Ярополк

захватил Древлянскую землю и убил Олега , испугался и убежал со своим дядею

Добрыней в Швецию. Ярополк скоро забыл о своём сбежавшем брате , а в

Новгород послал посадников.

После этого варяги сказали Владимиру : «Город то наш ; ведь мы его взяли ,

и потому хотим брать окуп на гражданах , по две гривны с человека».

Владимир отвечал им : «Подождите немного , пока сберут деньги за месяц».

Варяги ждали , ждали - и ничего не получили ; тогда они сказали Владимиру :

«Обманул ты нас ; позволь нам по крайней мере идти в Грецию». Владимир

отвечал : «Ступайте». Потом выбрал из них мужей добрых , смышлёных и

храбрых и роздал им города ; другие же пошли в Царь-град , к грекам.Но

Владимир ещё прежде них послал сказать императору : «Идут к тебе варяги :

не держи их в городе , а не то наделают они тебе бед , какие и у нас здесь

; лучше разошли их по разным местам , а сюда к нам не пускай ни одного».

С большой достоверностью можно принять вообще известие о том , что Владимир

, будучи еще язычником , был повелителем большого пространства нынешней

России и старался как о распространении своих владений , так и об

укреплении своей власти над ними. Таким образом , он повелевал Новгородской

землёю - берегами рек : Волхова , Невы , Мсты , Луги , - землёю

Белозерскою , землёю Ростовскою , землёю Смоленскую в верховьях Днепра и

Волги , землёю Полоцкою на Двине , землёю Северскою на Десне и Семи ,

землёю полян , или Киевскою , землёю Древлянскою и , вероятно , также

западною Волынью. Радимичи , жившие на Сожи , и вятичи , жители берегов

реки Оки и её притоков , хотели отложиться от подданства и были укрощены.

Владимир подчинил дани даже отдельных ятвягов , полудикий народ , живший в

лесах и болотах нынешней Гродненской губернии. Не должно , однако , думать

, чтобы это обладание имело характер государственный : оно ограничивалось

собиранием дани , где можно было собирать её , и такое собирание имело вид

грабежа. Сам Владимир укрепился в Киеве с помощью скандинавов , называемых

у нас варягами и раздал им в управление города , откуда со своими

вооруженными дружинами они могли собирать дани с жителей.

После смерти Ярополка Владимир , 17-летний юноша начал княжить один в Киеве

и поставил себе на холме разных богов за княжеским двором : Перуна

деревянного с серебренной головой и золотыми усами , Хорса , Стрибога ,

Даждь-бога (солнца) , Симаргла и Мокоша. Приносили им жертвы , называя

богами своими , приводили сыновей и дочерей своих и приносили жертвы.«И

осквернилась кровью земля Русская и холм тот» (под 980 год). В

благодарность богам за победу , одержанную над ятвягами (983 год) решено

было принести человеческую жертву. Старцы и бояре сказали : «Бросим жребий

на мальчиков и девиц ; на кого падет того и зарежем богам». В это время

жил в Киеве один варяг ; двор его стоял там , где теперь церковь св.

Богородицы , построенная Владимиром ; варяг этот пришёл из Греции , держал

веру христианскую , и был у него сын прекрасный лицом и душою ; на него то

и пал жребий. Посланные от народа пришли к старому варягу и сказали : «На

твоего сына пал жребий ; боги выбрали его себе , чтоб мы принесли его им в

жертву». Варяг отвечал : «То не боги , а дерево ; ныне есть , а завтра

сгниёт ; ни едят , не пьют , ни говорят ; сделанные руками из дерева ; бог

же один , которому служат греки и кланяются ; он сотворил небо и землю ,

звёзды и луну , и солнце , и человека и дал ему жить на земле ; а эти боги

что сотворили? Они сами сделаны руками человеческими ; не дам сына своего

бесам». Посланные пересказали слова варяга гражданам ; тогда

народ , взяв оружие , пошёл на варяга и разломал забор около его дома.

Варяг стоял на сенях с сыном ; ему кричали : «Отдай сына ; нам нужно

принести его в жертву богам». Он отвечал : «Если то в самом деле боги , то

пусть пошлют одного бога взять моего сына ; а вы из чего так хлопочете?» В

народе раздался яростный крик ; толпа бросилась , подрубили сени под обоими

варягами ; и таким образом убили их , и никто не знает , где их похоронили.

Руководимый язычником Добрыней , которому , после великих успехов последних

лет , не мог не доверять , юный Владимир , естественно , поддался обаянию

власти , могущества , богатства и роскоши Киевского двора. Действительно ,

за два года стать в 17-литнем возрасте из мальчика-эмигранта повелителем

огромной страны , от Балтийского моря до Черного , победителем могучих

князей Рогволода и Ярополка , обладателем многочисленных теремов и

богатств , народным героем , победившим иноземное влияние , - это ли не

обстановка , в которой юноша может увлечься своим счастьем и дать волю

страстям ? К двум своим жёнам , Олове и Рогнеде , он присоединяет

красавицу вдову Ярополка. От этих жён у него вскоре родится по сыну : от

Оловы - Вышеслав , от Рогнеды - Изяслав , от несчастной вдовы брата -

Святополк , уже в самом рождении которого лежит как бы печать его будущих

злодеяний. Чешская княжна Мальфреда и ещё одна чешка становятся его 4-ой и

5-ой жёнами. Огромные гаремы появляются в местах его княжеских резиденций :

по 200-300 женщин живет у него в теремах в Белгороде , Вышгороде и

Берестове. На ряду с теремною жизнью , князь любит пиры и веселья с

дружиной. Широко льётся вино и громко славят князя густеры ...

Не мало знает история примеров когда молодые государи , подпадая таким же

искушениям , погибали духовно и физически среди роскоши и разврата. Но

молодой князь не даёт себе изнежиться в Киевской роскоши. Почти непрерывно

, один за другим следуют его победоносные походы.

Оба царя услыхав это сильно огорчились и отвечали : « Не прилично

христианам выдавать сестер своих за неверных , если крестишься , то и

сестру нашу получишь , а вместе с нею и царство небесное . а с нами будешь

единоверник ; если же не хочешь креститься , то не можем выдать за тебя

сестры». Владимир отвечал послам императорским : «Скажите царям , что я

готов креститься , потому что и прежде испытал ваш закон , и мне нравится

ваша вера и богослужение».Цари , услыша это , обрадовались и послали ко

Владимиру сестру свою , именем Анну , которую насилу уговорили идти ; она

села на корабль , простилась с родными и с плачем поплыла через море. Когда

царевна Анна прибыла в Корсунь. Владимир крестился , а после крещения

обвенчался на Анне , и пошел с нею в Киев. Пришедши туда , он объявил чтобы

все и бедные и богатые крестились. Услыхав это люди шли с радостью ,

говоря : «Если б эта вера была не хороша , то князь и бояре не приняли бы

её». На другой день Владимир вышел с духовенством на Днепр , куда собралось

множество людей : все вошли в воду и стояли в ней - одни по шею , другие по

грудь , малолетние у берега , возрастные же дальше , и держали на руках

младенцев , а священники читали молитвы.

Владимир после крещения является чрезвычайно благодушным. Проникнутый духом

христианской любви , он не хотел даже казнить злодеев и хотя сначала

согласился было на увещание корсунских духовных , находившихся около него в

Киеве , но потом , с совета бояр и городских старцев , установил наказывать

преступников только денежною пенею - вирою , по старым обычаям , рассуждая

при этом ,что такого рода наказание будет способствовать умножению средств

для содержания войска.

Сохраняя племенную славянскую весёлость , Владимир примирял её с

требованиями христианского благочестия. Он любил пиры и празднества , но

пировал не с одними своими боярами , а хотел делиться своими утехами со

всем народом - и с старыми и малыми ;он отправлял пиршества

преимущественно в большие церковные праздники или по случаю освящения

церквей.

Владимир деятельно занимался распространением веры , крестил народ по

землям , подвластным ему , строил церкви по тем местам , где прежде стояли

кумиры , назначал духовных. В самом Киеве он построил церковь Святого

Василия на холме , где прежде стоял Перун и где приносили жертвы , и

церковь Богородицы , так называемую Десятинную , названную так оттого , что

князь назначил на содержание этой церкви и духовенства её десятую часть

княжеских доходов. Для прочного укрепления новопринятой веры Владимир

вознамерился распространить книжное просвещение и с этой целью в Киеве и в

других городах приказал набирать у значительных домохозяев детей и отдавать

их в обучение грамоте. Таким образом на Руси , какие-нибудь лет двадцать

, возросло поколение людей , по уровню своих понятий и по кругозору своих

сведений далеко шагнувших вперед от того состояния , в каком находились их

родители ; эти люди стали не только основателями христианского общества на

Руси , но также проводниками переходившей вместе с религиею образованности

, борцами за начала государственные и гражданские. Эта одна черта уже

показывает во Владимире истинно великого человека : он вполне понял самый

верный путь к прочному водворению начал новой жизни , которые хотел

привить своему полудикому народу , и проводил своё намерение , несмотря на

встречаемые затруднения. Тот час после крещения на Руси возникают школы с

учителями священниками и появляются книжники-любители просвещения .

собиравшие и переписывающие книги. Летописец говорит , что матери ,

отпуская детей в школы , плакали о них как о мёртвых.

Крещение Руси не следует представлять себе как простую перемену верований.

Христианство , став господствующей религией на Руси , выразилось не только

в проповеди и богослужении , но и в целом ряде новых установлений и

учреждений. Из Греции пришла на Русь иерархия : в Киеве стал жить русский

митрополит , поставляемый Константинопольским патриархом ; в других городах

были поставлены подчиненные митрополиту епископы. В Киеве и во всех

епархиях строились церкви и устраивались монастыри ; причты церквей и

братия монастырей подчинялись своему епископу , а через него митрополиту.

Таким образом власть митрополита простиралась на всю Русь и объединяла всё

духовенство страны. Вместе с христианством на Русь пришла письменность. Как

ни слабо она была на первых порах , она все же оказывала огучее влияние на

познавших её людей. Богослужебные и священные книги принесены были на Русь

на доступном для всех языке - славянвком . том самом . на котором изложили

их славянские первоучители св. Кирилл и Мефодий и их болгарские ученики.

Язык этих книг был вполне понятен русским , и «книжное учение» было

поэтому не затруднено. Митрополит и вообще духовенство управляли и судили

подчиненных им людей так , как это делалось в греческой церкви , на

основании особого сборника законов Номоканона , получившего на Руси в

болгарском переводе название Кормчей книги. В этом сборнике заключались

церковные правела Апостольские и Вселенских соборов , также гражданские

законы православных византийских императоров. Церкви принадлежали земли ,

на которых духовенство и монастыри вели хозяйство по-своему ,

руководствуясь византийскими обычаями и законам , устанавливая такие

юридические отношения к земледельцам , какие были приняты в Греции.

Таким образом на Руси вместе с новым вероучением появились новые власти ,

новое просвещение , новые законы и суды , новые землевладельцы и новые

землевладельческие обычаи. Так как Русь приняла веру из Византии то всё

новое ,что пришло вместе с верою , имело византийский характер и

служило проводником византийского влияния на Русь. Для того чтобы понять ,

как именно сказывалось это влияние , необходимо несколько ознакомиться с

теми чертами общественного быта Руси в дохристианское время , которые

наиболее характеризуют первобытность тогдашних общественных отношений.

Одной из наиболее ярко выраженных черт общественного быта Руси , как уже

говорилось ранее , в дохристианское время был обычай «кровной мести» и

вообще «мести» , он был так хорошо распространен , что признавался законом

как нормальное правило.

Родовой быт первоначально вел людей к обособлению. Роды жили замкнуто .

чуждались один другого и враждовали один с другим. А между тем каждому роду

было необходимо со стороны добывать невест для браков своих родичей. Отсюда

возник обычай добывать их насилием и хитростью , посредством «умычки» или

увоза. Впоследвтвии этот обычай смягчился : если невесту «умыкали» , то по

предварительному с ней уговору. В то же время возникли и другие формы

заключения брака : жених мирно приходил за невестой и выкупал её у рода ,

уплачивая за неё «вено». Кое-где , там , где нравы были мягче , брак

заключался ближе к нашим обычаям : невеста приезжала в дом жениха и за ней

привозили её приданное. Но так бывало , по словам летописца , только у

полян. В прочих же местах семейный быт отличался грубостью , тем более ,

что везде существовал обычай многожёнства. Предание говорит , что сам князь

Владимир до крещения своего держался этого обычая. Положение женщины в

семье . особенно при многоженстве , было очень тяжело . о чём

свидетельствуют народные песни. В них горько оплакивается судьба девушки ,

отдаваемой или продаваемой в чужой род.

В языческое время на Руси было лишь одно сословное различие : люди

делились на свободных и несвободных , или рабов. Свободные назывались

мужами , рабы носили название челядь (в единственном числе холоп или раба).

Положение рабов , очень многочисленных , было тяжко : они рассматривались

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.