бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кризис коммунизма в странах Восточной Европы

реализованные ценности социализма, в способность социализма к обновлению.

Все более настойчиво выдвигались требования экономических и политических

реформ. Явно сокращалось доверие к правящим коммунистическим и рабочим

партиям.[18]

Наиболее острой была ситуация в Польше. Уже в начале 70. Годов

произошли первые крупные выступления рабочих против экономической политики

правительства. Был создан новый массовый профсоюз “Солидарность”. На рубеже

70.-80. годов разразился политический кризис. Попытки выхода из него

привели к введению в стране в декабре 1981 года военного положения.[19]

Попытки выхода из кризиса предпринимались и в других странах.

Неоднократно выдвигались более или менее радикальные планы экономических

реформ. Однако эти реформы каждый раз либо насильственно прерывались, либо

захлебывались в тисках административно-бюрократических решений.

Кризисная ситуация все более охватывала и сферу сотрудничества в

рамках Совета Экономической Взаимопомощи. Централизованные административные

решения не обеспечивали эффективного экономического сотрудничества, мешали

рационализации народнохозяйственных структур, интенсификации производства.

Полностью исчерпала себя старая модель хозяйственных взаимосвязей.

Основанная на вывозе топлива и сырья из Советского Союза и поставках в СССР

продукции обрабатывающей промышленности из других стран. Резко сокращались

объемы взаимной торговли. Неудовлетворенность деятельностью СЭВ проявлялась

буквально на каждой его сессии.[20]

Кризис прявлялся и в социальной сфере. Жизненный уровень снижался, до

западных стандартов ему было далеко. Это обуславливало падение рождаемости

и увеличение смертности в странах Восточной Европы.

Рождаемость, смертность, естественный прирост в странах Восточной Европы в

1950.- 1986. годах ( на 1000 человек)[21]

Рождаемость Смертность

Естеств.прирост

Страна

1950 1986 1950

1986 1950 1986

Болгария 22.2 13.5 13.4

11.4 8.8 2.1

Венгрия 20.0 12.1 14.3

13.8 5.7 -1.7

ГДР -- 13.3 --

13.4 -- -0.1

Польша 24.6 17.0 13.9

10.1 10.7 6.9

Румыния 26.0 15.8 18.9

10.9 7.1 4.9

Чехословакия 20.6 14.2 14.0 11.8

6.6 2.4

Революционные преобразования

в странах Восточной Европы

Экономическая ситуация в странах Восточной Европы в конце 70.-начале

80. годов впривела в конечном счете к появлению социальных проблем.

Возникла безработица, явная или скрытая инфляция обесценила заработную

плату, ухудшилось продовольственное обеспечение. Стали исчезать те черты

образа жизни, которые в массовом сознании закрепились как “завоевания

социализма”: отсутствие безработицы, социальная стабильность, твердые

цены. Тоталитарный социализм исчерпал последние аргументы в свою защиту как

более “ передового строя”. Замалчивать или скрывать проблемы стало

невозможным в силу большей открытости странах Восточной Европы для Запада.

Разочарование в социализме сделало неэффективным прежние способы контроля

над массовым сознанием, без которых невозможно существование тоталитарного

общества. При этом попытки подавления недовольства были бесперспективны,

поскольку само по себе ужесточение режима не решило бы экономических

проблем. Кризис тоталитарного социализма стал всеобщим- экономическим,

социальным, политическим и моральным. Толчком к разрешению его стала

перестройка, начавшаяся в 1985. году в Советском Союзе, оказавшая на страны

Восточной Европы большое влияние. Она порождала в народных массах такие же

процессы, что и в советском обществе. Происходила быстрая политизация

различных слоев населения, которая вела к выработке новых взглядов, новых

оценок и самооценок, к осознанию реальностей на ином качественном уровне.

[22]

В сознании народов стран Восточной Европы прочно укрепилось сознание о

сложности реформ из-за “неусыпного ока” восточного соседа- СССР (подавление

выступлений в Чехословакии и Венгрии было мощным прецедентом), к тому же на

территории вышеупомянутых стран повсеместно находились советские войска.

Однако обессиленный собственными экономическими, политическими и

социальными проблемами, увязший в бесполезной войне в Афганистане,

Советский Союз, вставший уже худо-бедно на путь реформ, не препятствовал

изменениям в бывших странах- саттелитах.

Горбачев заявлял в конце 80. : “Восточная Европа не является больше

стратегически необходимой территорией, это дорогое экономическое бремя и

ключ политического неудобства… но нет модели развития одинаковой для всех”

В 1987. году Егор Лигачев в интервью Венгерскому телевидению объявил : “

Каждая нация имеет свой путь развития.”[23]

Подобные речи показали всем народам Восточной Европы, что в Советском

Союзе произошел отказ от “доктрины Брежнева” и сила не будет использована

против них, и они могут теперь сами выбирать для себя или социальную

демократию или демократический социализм. [24]

Во всех странах стала постепенно назревать революционная ситуация

“особого рода”. Ее отличительной чертой было отсутствие политического

механизма, способного уловить свидетельства назревавших внутренних

конфликтов: вновь авторитарно-бюрократический режим, лишенный обратной

связи, не мог адекватно отреагировать на происходящие общественные сдвиги.

Рост же оппозиционных настроений пытались привычно подавить репрессивным

аппаратом.

Движущие силы революций 1989. года складывались из многих факторов:

политических, экономических, социальных. За 45 послевоенных лет многое

изменилось в сознании людей: сменилось два поколения. Вырос удельный вес

средних слоев, а также лиц занятых в инфраструктуре. Как следствие этих

изменений сложилось общество с совершенно иным социально-политическим

обликом, чем полвека тому назад. И во всех социальных слоях общества

недовольство, накопившееся за годы господства авторитарно-бюрократических

режимов, подошло к опасной взрывной черте. В его основе лежало кризисные

явления экономики, тоталитарное отчуждение практически всех слоев

(исключая правящий) от власти и от собственности (хотя последнее и не было

столь тотальным, как в СССР). Отсутствие гибкости политического

руководства этих стран не дало возможности перевести назревающий взрыв в

режим управляющей реакции. [25]

Цепная реакция революционных взрывов свидетельствовала о тесной связи

происходивших в разных странах однонаправленных процессов и о близости их

положения. Они свидетельствовали об общем кризисе, охватившем авторитарно-

бюрократические режимы в ряде стран Центральной и Юго-Восточной Европы.

Революции были делом народных масс. Многосоттысячные демонстрации на

улицах и площадях Праги и Берлина, Лейпцига и Софии самоотверженность

молодежи, поднявшейся на борьбу в Бухаресте, Темишоаре и других городах

Румынии, предрешили их исход. Активное участие в событиях студенческой

молодежи, а также других слоев населения характерно для всех стран. В то же

время успех этих революций вряд ли правомерно относить на счет одних только

стихийных выступлений. В них присутствовала и определенная организация.

Вопрос о политической организации революций конца 1989. года нуждается в

тщательном изучении, ибо пока он во многом не ясен.

Основным лозунгом народных масс в ходе революционных выступлений были

требования демократии и ликвидации монополий правяших компартий на власть

как ядра авторитарно-бюрократических режимов.И эта задача была в основном

решена. Власть перешла из рук партийно-государственного исполнительного

аппарата в руки представителных органов управления, а формы такого перехода

в каждой стране очень разнообразны. В Польше, Венгрии, Чехословакии

средоточием новой власти стали парламенты, что сопровождалось бурным ростов

альтернативных политических организаций, созданием внеконституционых

структур гражданского общества, которые стали гарантами необратимости

происшедших перемен. Близкие по форме процессы характерны и для ГДР, при

несколько большей роли исполнительных органов государственного

управления.[26]

Почти во всех странах события начиналась с прихода к власти

сторонников (обновления социализма( в компартиях. Это было итогом либо

острой внутрипартийной борьбы (Польша, Венгрия, Болгария), либо произошло

под прямым давлением начавшихся массовых выступлений (Румыния, ГДР).

Обновленцы провозглашали курс на замену тоталитарного социализма

демократическим, заимствую этот термин из арсенала социал-демократии.

Первым же итогом их прихода к власти было провозглашение плюрализма и

прихода к власти было провозглашение плюрализма и многопартийности,

появление оппозиционных политических группировок, стремительно расширявших

свое влияние за счет критики тоталитарного социализма и компартий. На

первых же свободных выборах сторонники обновления соцализма, как правило,

получали большинство и приходили к власти, оттесняя компартии. Они уже

предлагали политические программы не (обновления социализма(, а

(строительства капитализма(, включая приватизацию госсектора, поощрение

бизнеса, создания рыночных структур. В политической области они продолжали

линию обновленцев на демонтаж тоталитарного общества. Во внешней политике

поворот был особенно резок: они требовали ликвидации СЭВ и ОВД, вывода

советских войск со своих территорий и заявили о желании интегрироваться в

Европейское Экономическое Сообщество.[27]

Как демократические и антитоталитарные революции они-

противоположность революциям 40. годов. Тем не менее у них есть общие

черты. Революции 40. годов начинались с захвата власти, формирования

тоталитарного режима, а затем под него подводилась соответствующая

социальная, экономическая опора в форме (строительства социализма(. Таким

же путем шли и революции 1989. года. Сначала сокрушен политический режим

и к власти пришли оппозиционные силы, которые затем начали “строительство

капитализма”, создание соответствующей либеральной демократии, социально-

экономической базы- социально-ориентированного рыночного хозяйства.

Основными направлениями экономических реформ были: восстановление

регулирующей роли рынка и полнлценных товарно- денежных отношений, переход

к конвертируемой валюте, к многоукладности экономики и сосуществованию

различных форм собственности, включая признание частной собственности и

рынка наемной рабочей силы, демонтаж командно- административной системы,

децентрализация и демократизация хозяйственной жизни.[28]

Конечно, события в каждой стране отличались национальными

особенностями.

Наблюдая за процессами в Советском Союзе, общественность стран

Восточной Европы ожидала, что политическое руководство этих стран воспримет

реформы. Частично такие ожидания оправдались лишь в Венгрии и Польше, где

развитие событий приняло, однако, другой характер, чем в СССР, а именно-

переход правивших там компартий к парламентской модели развития , то есть к

отказу от монопольной власти и признанию альтернативных политических сил.

Такому развитию предшествовала долгая политическая борьба как в

руководствах правящих партий, так и за и пределами. [29]

Польша

В Польше в результате кризисного развития 1980.-1981. годов и в

последующие годы ПОРП (Польская объединенная рабочая партия) и все общество

претерпели серьезные измения. В ходе развития событий, подвергались

переоценкам история социалистических преобразований, постулаты

политического и экономического устройства, вынашивались идей необходимости

плюрализма, демократизации, рыночной экономики. Реально сформировавшаяся

многопартийность, наличие такого мощного оппозиционного движения, как

“Солидарность”, и реальное присутствие в политической жизни католической

церкви с ее моральным авторитетом привели в конечном итоге к идее

достижения общественного компромиса. На основании собственного опыта

правившая ПОРП пришла к выводу о необходимости социалистического

плюрализма.[30] В 1988. году партия обьявила о начале экономических реформ.

Были сняты ограничения с деятельности частного бизнеса, либерализирован

валютный обмен, госпредприятия получили хозяйственную самостоятельность. 6.

февраля 1989. года открылись заседания “круглого стола”, за которым

встретились представители правящих кругов и оппозиционных сил, включая

“Солидарность”, на которых стали обсуждаться перспективы политических

реформ. Достигнутые там соглашения стали возможными на основе признания

принципов парламентской демократии и гражданского общества, что создало

базу для проведения глубоких политических преобразований.[31] Первой пробой

стали выборы в сенат польского сейма в июне 1989. года. Они дали настолько

ошеломляющую победу “Солидарности”, - она завоевала 99 из 100 мест. ПОРП

покинули ее былые союзники- Объединенная крестьянская и Демократическая

партии. Впервые в истории правительство социалистической страны возглавил

беспартийный политический деятель. Им стал один из активных деятелей

“Солидарности” Т. Мазовецкий. В состав правительства вошли все ведущие

политические силы, символизируя гражданское согласие относительно путей

выхода из кризиса. Внутриполитическай жизнь страны все больше подвергалась

деформации. Из конституции страны была исключена статья о “руководящей и

направляющей роли” ПОРП, а январе 1990. года она вообще перестала

существовать, преобразовавщись в Социал-демократию Республики Польша.

Изменилось название страны: она стала называться Республикой Польша. В

декабре 1990. года на первых всеобщих выборах президента им был выбран Лех

Валенса. Формирование нового правительства было поручено представителю

“Солидарности” Я. Белецкому.[32]

Вместе с этими политическими изменениями произошли существенные

перемены и в социально- экономической сфере. В Польше впервые в Восточной

Европе была осуществлена так называемая ”шоковая терапия” - внезапный

переход к рыночной экономике. Составной частью этой политики была отмена

контроля за ценами при одновременном введении свободы торговли и начало

приватизации государственного сектора. Цены взмыли вверх, жизненный уровень

упал, выросла безработица, однако заработали рыночные механизмы. Инфляция

снизилась, вскоре был остановлен спад производства. 1993 год стал годом,

когда экономика вышла из кризиса.

Правительство начало и масштабную переорентацию внешней политики

Польши. Было заявлено о желании войти в ЕЭС. Решен вопрос о выводе

советских войск с ее территории. Налажены болле тесные экономические связи

как со странами Запада, так и с новообразовавшимися после распада

Советского Союза государствами.[33]

Венгрия

Венгрия наряду с Польшей первой среди стран Восточной Европы вступила

на путь реформ. Начав еще в 1968. году экономическую реформу, она под

воздействием неблагоприятных внутренних и внешних факторов не раз была

вынуждена затормаживать ее ход, а затем снова, в еще более сложных

условиях, возвращаться к идее реформ. Все это осложняло весь ход социально-

экономического и политического развития страны.

К середине 80. годов ресурсы экстенсивного развития были исчерпаны.

Внешнеэкономическая ситуация стала еще более неблагоприятной. Это привело к

ограничению капиталовложений в народное хозяйство, к сокращению импорта, к

снижению личного потребления населения, к замедлению общих темпов роста.

Быстро росла внешняя задолженность: в 1986.году она составляла 8 млрд.

долл., а в 1989. году возросла до 20 млрд. Все это создавало новые

трудности в развитии хозяйства страны. Принимавшиеся меры (девальвация

форинта, сдерживание роста заработной платы и др.) не давали положительных

результатов.[34]

Несмотря на неоднократные решения венгерского руководства о

преодолении негативных тенденций в экономике, ситуация в хозяйстве не

улучшилась. Это привело к новым мерам по сдерживанию личного

потребления и доходов населения. В 1987. году было осуществлено

централизированное повышение цен на продукты питания, на ряд

промышленных товаров, на некоторые виды услуг. Цены неоднократно повышались

и позже. Выросли цены на топливо,бензин. Повысилась квартирная плата,

стоимость проезда в транспорте. Реальная заработная плата сокращалась год

за годом. [35]

Быстро росло недовольство и критика застойных явлений в обществе,

стали раздаваться голоса о необходимости кардинальных экономических реформ.

Преобразования, проведенные в политической сфере, были совершенно

недостаточными.Активизация деятельности Государственного собрания, принятие

им ряда законодательных актов о демократических свободах и правах граждан,

о борьбе с хозяйственными преступлениями и проявлениями коррупции не смогли

успокоить все возраставший критический настрой венгерской общественности.

Некоторую надежду на обновление породили произведенные в мае 1988. года

изменения в руководстве страной. Были обновлены политбюро и секретариат

Венгерской социалистической рабочей партии. Возглавлявший партию в течение

трех десятилетий Я. Кадар уступил пост генерального секретаря партии К.

Гросу.[36]

Однако отсутствие кардинальных изменений в системе политического

управления все больше подрывало авторитет правящей партии и ее руководства.

В стране активизировались силы, требовавшие политического плюрализма,

ликвидации монопольного положения ВСРП, в первую очередь это была

интеллигенция. В научных кругах получили развитие идеи создания новой

модели социализма , отличной от системы сталинского типа, стали

выдвигаться проэкты экономических реформ.[37] Началось бурное формирование

альтернативных общественных организаций, политических движений и партий,

требовавших политического плюрализма, ликвидации монопольного положения

ВСРП. Эти требования разделяли и некоторые руководители партии, считавшие,

что только на основе многопартийной системы можно провести широкую

демократизацию общественной жизни, обновить парламентскую систему

правления, а затем и довести до конца реформу экономического управления. К

числу реформаторов в самой ВСРП относились члены политбюро Р. Ньерш и И.

Пожгаи, премьер-министр М. Немет и председатель Государственного собрания

М. Сюреш. Именно они и выступили за роспуск ВСРП и создание на ее основе

новой, левой партии.[38]

Крупной вехой политической жизни стал Пленум ЦК ВСПР в феврале 1989.

года, на котором произошла коренная переоценка событий 1956. года в

Венгрии. Если ранее их именовали “котрреволюционным путчем”, то теперь

“народное восстание, направленное на свержение сталинизма” давало

патриотическую окраску событиям. Прах Имре Надя был торжественно

перезахоронен на Площади героев в Будапеште. Также был зафиксирован отказ

от гарантированной конституцией ведущей роли партии в обществе.[39]

В конце февраля 1989 г. Государственное собрание Венгрии приняло закон

о праве граждан на создание объединений и ассоциаций. Но и до принятия

закона новые общественные организации разворачивали свою деятельность

практически беспрепятственно, оказывая все более возрастающее влияние на

политическую жизнь в стране. С этим вынуждена была считаться и остававшаяся

у руководства страной Венгерская социалистическая рабочая партия. [40]

Весной 1989. года по польскому образцу начались заседания “ круглого

стола” , на которых в ВСПР встретилась с представителями оппозиционных

партий и групп. В июне их работа завершилась соглашением, которое ставило

задачи создания парламентской демократии, правового государства, коренной

реорганизации ВСПР.

Чрезвычайный съезд ВСРП в октябре 1989. года провозгласил роспуск

партии и создание новой, Венгерской социалитстической партии, которая

наряду с многочисленными партиями начала борьбу за места в будущем новом

парламенте. Хотя довольно значительная часть членов ВСРП отказалась

признать решения чрезвычайного съезда и заявила о продолжении деятельности

былой партии, существенного влияния на политическую жизнь страны

дискредитировавшая себя партия уже не оказывала. Да и Венгерская

социалистическая партия, потеряв поддержку широких рабочих масс, также была

отодвинута с авансцены политической жизни.[41]

На первый план выдвинулись новые политические силы, открыто

провозгласившие лозунг перехода на позиции парламентаризма довоенной

Венгрии. К концу 1989 г. в Венгрии действовало около 20 партий. Но лишь

несколько из них были крупными, многочисленными. Наибольшим влиянием в

стране стали пользоваться Венгерский демократический форум (ВДФ) и

Союз свободных демократов (ССД).

Созданный осенью 1987 г. ВДФ объединил в своих рядах представителей

интеллигенции — писателей, деятелей искусства, ученых-обществоведов.

Лидером новой партии стал историк И. Анталл. ВДФ привлек к себе многих

предпринимателей, широкие слои мелких частных собственников. Соответственно

была сориентирована и программа форума: смешанная рыночная экономика,

возвращение земли крестьянам.

ССД придерживался примерно той же программы, но шел еще дальше. Он

считал, что Венгрия должна пойти по тому же пути экономического развития,

по которому шли развитые капиталистические страны, но при условии

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.