|
АтлантидаАтлантидаЭ п и г р а ф "Европа, Азия и Африка являются островами, окруженными со всех сторон океаном. Вне этого мира есть еще остров со многими жителями и городами. Рассказывают, что десятимиллионное войско этого острова хотело вторгнуться в наши земли, переправившись через океан. Оно достигло земли гиперборейцев, которых считали самыми счастливыми людьми этой части суши. Но когда завоеватели увидели, как живут гиперборейцы, они сочли их такими несчастными, что отказались от всех агрессивных намерений и вернулись домой за океан" СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение. 2. Литература об Атлантиде. а) Древний мир. б) Средние века. в) Новое время. 3. Сравнение данных диалогов с данными науки. а) "Замечательные" совпадения данных Платона с нашими знаниями. б) Несоответствия данных Платона и данных исторической науки. 4. Датировка существования и гибели Атлантиды. а) 9500 г. до н. э. б) 1550-1226 г. до н. э. 5. Аргументы в пользу существования Атлантиды. а) Аргументы, связанные с диалогами Платона. 6. Основные варианты местонахождения Атлантиды. а) Атлантический океан. б) Средиземное море. в) Пиренейский полуостров. г) Бразилия. д) Скандинавия. е) Африка. ж) Прочие варианты. 7. Основные варианты причин гибели Атлантиды. а) Землетрясение. б) Цунами. в) Космические катастрофы. 8. Атлантида в Атлантике. а) Доказательства существования Атлантиды в Атлантике. б) Гибель Атлантиды. в) Контраргументы против этой теории. 9. Атлантида в Средиземном море. а) Крито-микенская цивилизация. б) Извержение вулкана Стронгиле. в) Контраргументы против этой теории. 10. Атлантомания и атлантофобия. 11. Оккультно-мистические теории. а) Розенкрейцеры. б) Теософы. в) "Поднимающиеся Атланты". 12. Атлантиды не существует. а) Атлантида-вымысел Платона. б) Атлантида является совокупностью мифов и исторических фактов. 13. Есть ли надежда найти Атлантиду. а) Шансы на обнаружение. б) Шансы на сохранение. 14. Заключение. 15. Библиография. Введение "Итак, пора начинать, нечего долее медлить". Платон[1] "Критий" Проблема Атлантиды! Какой заманчивой и интересной кажется загадка этой легендарной земли. Уже со времен античности ведутся незатухающие споры по этой проблеме. Тысячи книг и статей посвящены увлекательной проблеме Атлантиды. Только научные работы составляют более 200`000 страниц. Французский атлантолог А. Бессмертный говорил, что если бы Платон мог предугадать судьбу своих тридцатистраничных диалогов, он серьезно задумался бы над тем, писать их или не писать. Со времен Платона одни подобострастно вторили ему, другие беспощадно развенчивали и яростно опровергали его. Интерес к Атлантиде никогда не угасал, а иногда эта проблема оказывалась в центре всеобщего внимания. Иногда это происходило благодаря научным открытиям, однако, чаще благодаря подтасовкам псевдоученых и выдумкам журналистов. С течением времени, родилось новое научное направление, связанное с изучением Атлантиды - атлантология. Основная задача этой науки найти Атлантиду, или доказать, что ее не существовало. В своей работе я хочу рассказать об основных достижениях атлантологии и о наиболее достоверных гипотезах ее существования и гибели. Под Атлантидой я понимаю большой остров или архипелаг, описанный древнегреческим философом Платоном. На этом острове должно было существовать сильное развитое государство. Вероятнее всего, это государство вело войну с греками. Существовать этот остров мог не позже 1000 лет до н. э., а находиться либо в Средиземном море, либо в Атлантике. Но, повторяю, основным критерием подлинности Атлантиды должен служить факт ее описания Платоном. Эта тема меня заинтересовала из-за своей загадочности. Никому не известно существовала ли Атлантида когда бы то ни было. Но я надеюсь, что этот вопрос в скором времени разрешится, хотя в настоящее время мало кто сможет и захочет всерьез заинтересоваться этим вопросом. Литература об Атлантиде Древний мир Об Атлантиде пишут со времен античности и до наших дней, то есть на протяжении 2000 лет. Но в античную эпоху на эту тему было написано немного, а сохранилось вообще всего два десятка страниц платоновских диалогов "Тимей" и "Критий". Диалоги Платона "Тимей" и "Критий" Диалоги "Тимей" и "Критий" были написаны Платоном около 360 г. до н. э. Диалоги Платона Сторонники существования Атлантиды нашли в текстах Платона немало строк, соответствующих последним достижениям современной науки. А противники ее существования в ответ указывают на множество противоречий в текстах диалогов. Однако, прежде чем перейти собственно к фактам, изложенным в диалогах, я хочу рассмотреть вопрос о том, кто же ответственен за ошибки и противоречия. Платон пишет, что узнал эту историю от своего прадеда Крития, который в десятилетнем возрасте услышал эту историю от своего деда, тоже Крития, которому в то время было девяносто лет. Он же в свою очередь узнал об этом от большого друга и родственника своего отца Дропида, Солона, "первого из семи мудрецов". Сам же Солон услышал эту историю от египетских жрецов из храма богини Нейт в Саисе, которые с незапамятных времен вели записи всех событий и знали про Атлантиду. Критий-младший говорит, что читал записи деда, что его глубоко взволновала эта история, и поэтому он ее накрепко запомнил. Однако, поскольку он своих записей не вел, то вполне мог забыть какие-то детали или цифры. Если Солон записывал эту историю прямо с колонн египетского храма, то он вполне мог сделать какие-то ошибки, не зная в совершенстве египетского языка. И, наконец, Платон вполне мог внести в описание Атлантиды и войны с нею праафинян какие-то изменения для своих целей, например, для пропаганды своих политических взглядов. И, наконец, возможно, что Платон скомпилировал эти диалоги из каких-то других источников, включив туда исторические и географические труды разных авторов, свои собственные знания и догадки, а также мифы и сказки греков или других народов. Тогда задача исследователей усложняется, поскольку приходится решать вопрос об этих источниках, а затем относительно истинности каждого из них. Неясности в текстах диалогов Существовало ли египетское государство 10000 лет назад? Когда произошла катастрофа? 9000 лет относятся к моменту основания Афин, а про гибель Атлантиды нам известно лишь то, что она произошла за "одни ужасные сутки", а не когда это произошло. Правильно ли Критий-младший припомнил услышанное в детстве, и можно ли полагаться на слова девяностолетнего старца? В тексте диалога "Критий" есть как слова "...рассказ неизгладимо запечатлелся в моей памяти, словно выжженная огнем по воску картина", так и слова "...по прошествии столь долгого времени я недостаточно помнил содержание рассказа..." Возможен, однако, и другой вариант, в какой-то мере правдоподобный. Платон мог сам узнать историю об Атлантиде в Египте, или из другого источника, а всю цепь рассказчиков просто придумал для придания истории большей достоверности. Далее, вначале Критий собирается "припомнить и пересказать то, что было поведано жрецами, и привезено сюда Солоном...", а потом оказывается, что у Крития были какие-то записи. Тут возможны два варианта: или у Платона действительно были какие-то отрывки с эллинизированными именами, или Платон осознал, что нельзя опираться в рассказе с массой цифр и имен на память 90- летнего старика и 10-летнего мальчика. Кто напал первым? (Первым заметил это расхождение Зденек Кукал). В диалоге "Тимей" Платон пишет: "...возник великий и достойный удивления союз царей... по эту сторону пролива они овладели Ливией вплоть до Египта и Европой вплоть до Тиррении." А в "Критии" о тех же событиях говорится, что: "...девять тысяч лет тому назад была война между теми народами, которые обитали по ту сторону Геракловых столпов, и всеми теми, кто жил по сю сторону... во главе последних вело войну наше государство..." Сначала говорится, что атланты установили свое господство вплоть до Египта и Тиррении, а потом, что всеми землями до Геракловых столпов владели праафиняне. А из этого следует, что праафиняне напали первыми, и были, следовательно, агрессорами. Неоконченный диалог "Критий" В последнем абзаце говорится, что "Зевс... помыслил о славном роде, впавшем в столь жалкую развращенность, и решил наложить на него кару, дабы он, отрезвев от беды, научился благообразию. Поэтому он созвал всех богов в славнейшую из своих обителей, утвержденную в средоточии мира, из которой можно лицезреть все причастное рождению, и обратился к собравшимся с такими словами..." Я не буду гадать, с какими словами обратился к собравшимся Зевс или рассуждать о целесообразности и эффективности столь кардинальных мер, а попробую выяснить, почему диалог "Критий" остался неоконченным. Возможно, Платон завершил этот диалог, но вторая часть была утеряна. Возможно, Платон сам уничтожил окончание, поскольку считал, что зашел слишком далеко в своих вымыслах. Однако у нас нет сведений, что Платон когда-либо уничтожал свои сочинения. Некоторые атлантологи считают, что Платон писал в этом диалоге лишь правду (то, что он услышал от Солона или узнал в Египте), а о словах Зевса знать ничего не мог, и поэтому не стал писать об этом вообще. И, наконец, возможно, что Платон просто был занят другими, более важными делами, не догадываясь, какую роль сыграет в будущем это его творение. Людвик Зайдлер достаточно логично замечает, что трудно представить себе, чтобы автор прекратил работу в середине начатой фразы. Я склонна с ним согласиться и полагаю, что диалог был закончен, а окончание утеряно. Есть люди, которые утверждают, что Платон не только закончил "Крития", но написал еще и следующий диалог под названием "Гермократ", посвященный третьему ученику Сократа. Прочие упоминания об Атлантиде В этих сочинениях впервые упоминается Атлантида. Однако, некоторые атлантологи подвергают сомнению приоритет Платона, приводя некоторые письменные свидетельства, смысл которых и достоверность, правда, неоднозначны. Геродот[2] Примерно в 460 г. Геродот в одной из своих книг писал о каких-то атлантах, живущих в Северной Африке: "К этому соленому озеру прилегает гора, которая называется Атлас. Она узка и со всех сторон закруглена и так высока, что ее вершину не видно, так как она всегда окутана туманом, и летом и зимой. Местные жители говорят, что она упирается в небо. От нее получили название и местные жители, которых называют атлантами. Говорят, что они не едят ничего живого и не видят никаких снов". Чешский ученый Зденек Кукал считает, что возможно Платон позаимствовал название именно у Геродота. Элиан Во II веке н. э. писатель Элиан пишет в своей книге "Historia naturalis" о том, как одевались правители Атлантиды, чтобы подчеркнуть свое происхождение от Посейдона. Феопомп В другом своем труде, "Historia varia", Элиан ссылается на греческого философа Феопомпа, жившего в IV веке до нашей эры. Феопомп описывает разговор фригийского царя Мидаса с полубогом Селеном, в котором Силен рассказывает Мидасу, что "Европа, Азия и Африка являются островами, окруженными со всех сторон океаном. Вне этого мира есть еще остров со многими жителями и городами. Рассказывают, что десятимиллионное войско этого острова хотело вторгнуться в наши земли, переправившись через океан. Оно достигло земли гиперборейцев, которых считали самыми счастливыми людьми этой части суши. Но когда завоеватели увидели, как живут гиперборейцы, они сочли их такими несчастными, что отказались от всех агрессивных намерений и вернулись домой за океан". Многие атлантологи и, в том числе, Н. Ф. Жиров считают это косвенным подтверждением сообщения Платона. Но многие знатоки античной литературы утверждают, что Феопомп скорее известен как автор фантастических историй, а не как ученый. Однако, неясно, почему нужно было тогда Феопомпу привлекать историю Платона, а тем более, не использовать платоновские названия. Относительно же идеи, что этот сюжет выдуман Феопомпом, а не заимствован у Платона, замечу, что в этом случае фантазия Феопомпа и Платона работала почти одинаково. Марцелл Неоплатоник Прокл (412-485 гг. н. э.) в комментариях к "Тимею" ссылается на какого-то Марцелла (I век до н. э.), писавшего, что во "внешнем мире" было семь островов, посвященных Персефоне. Затем он дает их описание, сходное с описанием Платона. Крантор Прокл также пишет, что около 260 г. до н. э. в Египте побывал некто Крантор, видевший в храме богини Нейт в Саисе колонны с иероглифами, рассказывающими об истории Атлантиды. По мнению некоторых историков, речь может идти о Кранторе из Солы - греческом философе конца IV века до н. э., который также был комментатором работ Платона. Однако некоторые атлантологи считают, что Прокл выдумал и Марцелла и Крантора для того, чтобы поддержать Платона. Диодор Сицилийский Диодор Сицилийский - римский историк, живший в I веке до н. э. В III и V книгах из своего труда "Bibliotheca historica" он пишет об амазонках и их нападении на атлантов. Также он пишет об атлантах, живущих около гор Атласа в Северной Африке. Возможно, что об этом он узнал из трудов Геродота. Плиний Старший Он считает атлантами жителей Северной Африки и наделяет их "чудными чертами". Он пишет, что они не знают людских обычаев, не пользуются именами, проклинают восходящее и заходящее солнце, не видят ночью снов. Возможно, что и эти сведения почерпнуты у Геродота. Аристотель Стагирит[3] И, наконец, главный свидетель, ученик Платона, великий философ Аристотель. Он заявил, что Платон использовал описание Атлантиды в качестве предлога для изложения своих политических взглядов на проблему идеального государства. И добавил, что "тот, кто Атлантиду выдумал, тот и отправил ее на морское дно". Это достаточно серьезное утверждение. Кто мог знать Платона лучше, чем его ученик? Это должно было положить конец всем спорам. Но не все так просто, как кажется. Сторонники существования Атлантиды приводят несколько разумных доводов: Аристотель был намного моложе Платона. Он принадлежал к иному классу и имел иные политические взгляды. Платон родился в греческих Афинах, а Аристотель в Стагире, принадлежавшей Македонии. Даже, приехав в Афины, и основав Лицей, Аристотель не имел афинского гражданства. Это позволяет предположить, что Аристотель просто "опозорил" Платона, "облачась в тогу поклонника истины"[4]. Свою позицию он обосновал так: "Amicus Plato, sed magis amica veritas"[5]. Средние века В средние века в Европе господствовала католическая церковь, а "официальной" наукой церкви была наука Аристотеля, так что Платону никто не верил. Правда, в средние века на некоторых географических картах появился остров Атлантис, но, скорее всего, никаких серьезных знаний за этим не скрывалось. Новое время Основной всплеск интереса к проблеме Атлантиды приходится на конец XIX- XX век. В этот период было написано более 5000 книг, посвященных Атлантиде. Научная литература[6] Серьезные научные книги Н. Ф. Жиров. "Атлантида. Основные проблемы атлантологии". Г. Люс. "Конец Атлантиды". Г. Люс. "Конец Атлантиды. Новые аспекты древности". Л. Жермен. "Атлантида". В. Бранденштейн. "Атлантида". К. Крестев. "Атлантида". Х. Имбеллоне и А. Виванте. "Судьба Атлантиды". А. Бессмертный. "Атлантида". А. Галанопулос и Э. Бэкон. "Атлантида". Научно-популярные книги Сюда относятся большинство книг об Атлантиде. Среди них и "библия" атлантологов - книга И. Донелли "Атлантида. Допотопный мир". Также стоит отметить книги: Дж. Брэмвелл. "Пропавшая Атлантида". П. Лекюр. "Атлантида. Родина цивилизаций". Р. Малез. "Атлантида и ледниковый период". Л. Зайдлер. "Атлантида". Художественная литература Атлантида стала темой огромного множества фильмов и книг в жанре приключений, фантастики и фэнтэзи. В этих книгах Атлантида оказывается на дне моря, в глубине пустыни, на орбите Земли. Атланты в этих книгах могли дожить до наших дней, владеют телепатией, являются потомками инопланетян, инопланетянами, владеют современной технологией, приспособились к жизни под водой. Мистическая литература Наиболее известна книга Е. П. Блаватской "Тайная доктрина", где, не называя прямо Атлантиду, Е. П. Блаватская описывает ее. Менее известна книга Р. Штейнера, который якобы научился читать записи в слоях предметов, фиксирующие человеческую историю. Книгу об Атлантиде с массой точных деталей написал В. Скотт-Элиотт. Периодика Журнал "Atlantis" начал издаваться в Париже в 1923 году. К настоящему времени он превратился в сборник оккульто-мистических статей. В 1948 году в Лондоне появился журнал "Atlantean Bulletin"[7]. Журнал носит довольно серьезный научный характер. Журналы, посвященные Атлантиде, начинали выходить много раз в разных странах, но либо захватывались оккультистами, либо скоро прекращали выходить. Примеры: "Atlantis", Генуя, 1963; "Atlantida", Азорские острова, 1971; "Atlantis", Италия г. Бари, 1930-1932; "Lumire sur l'Atlantide", Франция, 1953-1959; "L'Atlantide", Тунис, 1962. Очень подробная библиография работ об Атлантиде содержится в книге Н. Ф. Жирова. Сравнение данных диалогов с данными науки "Если бы хотели считать этот рассказ лишь плодом фантазии Платона, нам пришлось бы наделить его прямо-таки сверхчеловеческой гениальностью, благодаря которой он сумел предугадать научные открытия, которые были сделаны лишь спустя тысячелетия". Валерий Брюсов Далее я привожу те сведения, которых, как утверждают сторонники Атлантиды, у греков во времена Платона быть не могло, а значит, Платон действительно узнал о них от египтян, а те, в свою очередь, от представителей высокоразвитой цивилизации, то есть от атлантов. "Замечательные" совпадения данных Платона с нашими знаниями Большие глубины у берегов Пелопоннеса[8] Земля праафинян была описана так: "Вся она тянется от материка далеко в море, как мыс, и со всех сторон погружена в глубокий сосуд пучины".[9] Древние греки не могли даже предполагать наличия глубин больше нескольких десятков метров. Возможно, впрочем, что Платон, исходя из наличия крутых берегов, сделал правильный вывод, что там, где скалы резко обрываются в море, должны быть большие глубины. Процесс денудации "...И вот остался, как бывает с малыми островами, сравнительно с прежним состоянием лишь скелет истощенного недугом тела, когда вся мягкая и тучная земля оказалась смытой, и только один остов еще перед нами".[10] Это довольно точное описание процесса денудации, при котором обнажаются породы основания. Подобный процесс действительно происходит в Греции и по всему Средиземноморью. Продукты выветривания не удержались на склонах гор, лишенных лесов, и были смыты в море. Сегодняшняя закарстованная известняковая поверхность большей части Греции выглядит именно так. Почва и леса, как регуляторы стока воды В диалоге "Критий" Платон пишет: "...воды, каждый год изливаемые от Зевса, не погибали, как теперь, стекая с оголенной земли в море, но в изобилии впитывались в почву, просачивались сверху в пустоты земли и сберегались в глиняных ложах, а потому повсюду не было недостатка в источниках ручьев и рек". И снова Платон показывает такие знания, которых в тогдашней Греции ни у кого не могло быть. Местоположение храма Нейт в Египте В начале диалога "Тимей" говорится: "Есть в Египте, у вершины Дельты, где Нил расходится на отдельные потоки, ном[11], именуемый Саисским; |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |