бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Аспар - властитель Восточно-Римской империи

Аспар - властитель Восточно-Римской империи

РЕФЕРАТ

[pic]

[pic]

Выполнил: Дзотцоев Л. К. ФЭТ ПЭ 04 1

Владикавказ 2004 год

СОДЕРЖАНИЕ

Экскурс в историю …………………………………………………………..3

Курс на Европу……………………………………………………………….4

Аспар………………………………………………………………………….9

Заключение…………………………………………………………………..15

Список литературы………………………………………………………….16

Приложение………………………………………………………………….17

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

К северу и югу от Главного Кавказского хребта живет

народ, которому исторические изыскания вот уже более двух веков

отводят роль, значительно превышающую его численность. Причины

данного феномена объяснил известный французский исследователь Жорж

Дюмезиль: осетины – «последний осколок обширной группы племен»,

которые античные авторы называли скифами, сарматами и аланами. В

водовороте великих переселений и нашествий эти племена прошли по

всей Азии и Европе, оставив свой след даже в современной

топонимике. Скифы, сарматы и аланы, бороздившие просторы Евразии, в

конце концов исчезли, поглощенные другими этнообразованиями. И

только их прямые потомки-осетины, проявив большую жизнестойкость,

сохранили свою самобытную культуру и язык. Отсюда понятен

неослабевающий интерес к осетинам, проявляемый историками,

социологами, филологами и всеми, кто так или иначе изучает проблемы

истории и культуры индоевропейских народов.

О скифском влиянии на Кавказе в довольно позднюю эпоху сообщают

и античные авторы. Весьма показательно в этом плане четкое

разграничение Страбоном жителей равнины и гор. «На Иберийской

равнине обитает население более склонное к земледелию и миру...

горную страну, напротив, занимают простолюдины и воины, живущие по

обычаям скифов и сарматов, соседями и родственниками которых они

являются; однако они занимаются также и земледелием. В случае каких-

нибудь тревожных обстоятельств они выставляют много десятков тысяч

воинов как из своей среды, так и из числа скифов и сарматов».

Таким образом, с момента появления в VII в. до н.э. скифы

прочно освоили Северный Кавказ. Скифская «колонизация» стала «для

местных народов поворотным событием» в их истории (М.Н. Погребова,

Д.С. Раевский, Г.В. Цулая).

Роль скифов была значима в истории народов не только Кавказа,

но и многих регионов Евразии. Мы встречаем их на закате одного из

самых значительных государств древнего Востока – Ассирии и на заре

Мидийского царства. Скифо-сакские племена сыграли важную роль в

создании Парфянской и Кушанской держав. Скифы были не только

«всеразрушающими варварами», но и большой творческой силой,

определившей ход историко-культурного процесса древних цивилизаций.

Способствуя распаду некоторых старых рабовладельческих держав

Востока, скифы вместе с тем «культурно связывали разрозненные

области древнего мира» (Е.И. Крупнов), «создали первое после

урартов государство» (Б.Н. Граков) на территории СНГ, сформировали

своеобразное искусство т.н. «звериного стиля», оказавшее влияние на

культуру других этносов, включая славян. Говоря о древнейших

обитателях юга России, В.О. Ключевский отмечал, что (в XIX в.)

наука была еще «пока не в состоянии уловить прямой исторической

связи этих азиатских носителей южной Руси со славянским

населением... как и влияние их художественных заимствований и

культурных успехов на быт полян, северян и проч.» Тем не менее,

подчеркивал ученый, «эти данные имеют большую общеисторическую

цену».

КУРС НА ЕВРОПУ

Анахарсис – один из наиболее известных сынов Скифии и

мыслителей древности. Античные авторы сохранили о нем много

разнообразных сведений. Это неудивительно, ибо современники

признали его одним из семи величайших мудрецов древнего мира.

Наиболее полные биографические сведения об Анахарсисе приводит

Диоген Лаэртский в работе «Жизнеописания и учения прославившихся в

философии»: «Скиф Анахарсис был сыном Гнура и братом Кадуида, царя

скифского; мать его была гречанка; поэтому он овладел двумя

языками. Он писал о скифских и эллинских обычаях, о средствах к

дешевизне жизни и восемьсот стихов о военных делах». В Афины, пишет

далее Диоген, Анахарсис прибыл примерно в 594 г. до н.э. и посетил

знаменитого афинского философа Солона. Если учесть, что Анахарсису

было в то время 20 лет, то получается, что он родился в 614 г. до

н.э.

В Грецию Анахарсиса привело желание изучать науки и законы

управления обществом. Так, по сведениям Лукиана, Анахарсис пришел

«в Афины, стремясь страстно к эллинскому образованию...»;

В Греции Анахарсис находился более тридцати лет до самой смерти

Солона в 559 г. до н.э. За это время он побывал в Лесбосе, Фивах,

Коринфе, Фокиде, Беотии, Сицилии, Египте, Персии. Согласно античным

источникам, Анахарсис настолько прославился своим умом и

находчивостью, что стал членом Ареопага – верховного органа

управления Греции. Он активно выступал и на Олимпийских играх, не

раз удостаиваясь высших наград.

Вернувшись на родину, Анахарсис вскоре был убит. По иронии

судьбы имя Анахарсис означает «невредимый». Обстоятельства его

гибели подробно описаны Геродотом.

Истинной причиной убийства Анахарсиса скорее всего была борьба

за обладание престолом. Подобные конфликты, в основе которых лежала

борьба за власть между различными группировками внутри

господствующего слоя, на заключительных этапах классообразования и

в раннеклассовых обществах не были редкостью.

Анахарсис оставил богатое наследие, сохраненное стараниями

античных писателей.

В этом плане важен

рассказ об Анахарсисе Лукиана Самосатского. Отвечая на вопрос

Солона, Анахарсис дал точную характеристику быта своих

соплеменников: «А у нас, скифов, если кто ударит кого-либо из

равных или, напав, повалит на землю, или разорвет платье, то

старейшины налагают за это большие наказания, даже если обида будет

нанесена при немногих свидетелях... Откуда бы мне, блуждающему

кочевнику, жившему на повозке и переезжавшему из одной земли в

другую, а в городе никогда не жившему и даже доныне его не

видавшему, рассуждать о государственном устройстве и учить оседлых

жителей, уже столько времени благоустроенно живущих в этом

древнейшем городе?»

Повышенный интерес специалистов вызывают приписываемые

Анахарсису письма, в которых мыслитель выразил свое понимание

проблем права и морали, соотношения культур, государственных

порядков и т.д. Так, в письме к Медону Анахарсис отмечал: «Зависть

и страсть явно свидетельствуют о плохой душе: зависть имеет

следствием злобу по отношению к благополучию друга и ближнего

своего. Страсть вызывает разочарование в пустых надеждах. Скифы не

одобряют поведение таких людей... ненависть и зависть, и любую

страсть, которые возбуждают недовольство, они беспрестанно

презирают со всей силой, так как они вредят душе».

В письме к царскому сыну Анахарсис рассуждает о внутренней

свободе человека: «У тебя флейты и кошелек, набитый деньгами, у

меня лошадь и лук. Поэтому ты раб, а я свободный человек».

В письме Терею, правителю Тракии, автор выразил свое отношение

к принципам управления: «Ни один хороший повелитель не губит своих

подданных, а хороший пастух не обращается жестоко со своими

овцами... Было бы лучше, если бы щадил тех, кем правишь. Ибо, если

ты не злоупотребляешь своей властью для увеличения своих владений,

то твое государство прочно».

Диоген в своем сочинении собрал целый ряд метких, крылатых

выражений и изречений Анахарсиса. Некоторые из них актуальны и

сегодня.

«Виноградная лоза приносит три кисти: первую – удовольствия,

вторую – опьянения, третью – отвращения».

«Вызывает удивление, что у эллинов состязаются художники, а

судят их не художники».

«Лучше иметь одного друга, стоящего много, чем много

нестоящих».

Таковы краткие сведения о скифском мудреце Анахарсисе. Рассказ

о нем закончим словами Страбона: «Поэтому-то и Анахарсис, Абарис и

некоторые другие скифы, им подобные, пользовались большой славой

среди эллинов, ибо они обнаруживали характерные черты своего

племени: любезность, простоту, справедливость».

Атей. В период правления царя Атея (IV в. до н.э.)

причерноморская Скифия достигла своего наивысшего расцвета. В

социальной истории ираноязычных племен юга России в это время

наблюдается ряд новых явлений как во внешней, так и во внутренней

политике. По наблюдениям Иосократа, скифы вместе с фракийцами и

персами – «самые способные к власти и обладающие наибольшим

могуществом народы».

В ходе осуществления западной экспансии Атей воевал с

фракийцами. В результате действий могущественного царя скифов часть

фракийцев была покорена и обложена повинностями, которые Клеарх

Солийский сравнивал с рабским служением. Скифы стали играть важную

роль в политической жизни на Балканах и смогли скорректировать

процессы, вызванные действиями Филиппа II Македонского. Выражением

могущества Атея на западных рубежах являются его переговоры «на

равных» с Филиппом II Македонским, о которых подробно рассказывает

римский историк Помпей Трог.

Сфера главных интересов скифов явно перемещалась на запад,

ближе к основным центрам греческой цивилизации. В то же время,

война с Боспорским царством, предпринятая в правление Перисада I,

знаменуется усилившимся давлением скифов на греческие города

Северного Причерноморья. При царе Атее важные перемены произошли во

внутренней жизни скифов. Усилилось имущественное и социальное

неравенство, идеологическое обособление знати, дальнейшее

расслоение среди свободных кочевников-скифов. Именно IV в. до н.э.

датируется большинство царских курганов. Богатство скифской

аристократии ни до, ни после никогда не достигало таких размеров,

как в это время.

Отражением установившейся торговли и усилившихся контактов с

греками является начало чеканки царем Атеем собственной монеты,

правда, в очень ограниченном количестве. Последнее свидетельствует

о том, что чеканка Атеем собственной монеты явилась, прежде всего,

политическим актом. Не случайно по типу изображения она была близка

к монетам Филиппа Македонского. На реверсе монеты Атея представлен

стреляющий из лука конный скиф; на аверсе – типичная для греческой

нумизматики голова Геракла в львином шлеме.

В рассматриваемое время усиливается центральная власть. Если во

время войны с персидским царем Дарием у скифов еще сохранялся какой-

то совет, по крайней мере «басилевсов», то царь Атей во всех

дошедших до нас документах действует единолично.

Скифское государство эпохи Атея было раннеклассовым, но

достигшим своего расцвета. Дальнейшая судьба подобных

государственных образований, основанных на завоевании и

политическом господстве кочевников над земледельцами, во многом

зависит от успешного продолжения активной внешней политики или же

от способности кочевой аристократии стать господствующим классом.

Для Скифии IV в. до н.э. оба пути были возможны. Имеются даже

основания полагать, что развитие совершалось сразу по обоим

направлениям. Войны царя Атея говорят сами за себя. 339 г. до н.э.

был, вероятно, годом наивысшего могущества Скифского государства, и

он же ознаменовал начало его заката. Война с Филиппом Македонским,

вызвавшая огромный интерес у древних и современных авторов,

окончилась победой отца Александра Македонского. Совсем немного не

дожив до ста лет, царь скифов Атей пал в битве.

В начале н.э. на европейскую арену буквально врываются аланы.

Мы находим их на огромном пространстве от Испании на западе до

Ирана на востоке, от Британии на севере до Африки на юге. Они

стояли во главе кавалерийских отрядов (Савл), полков (Аспар), армий

(Ардабур), были крупными землевладельцами и консулами (Ард),

претендентами на императорский престол (Патриций). В целом, как

отмечают Б. Бахрах и В. Ковалевская, аланы «были в хорошей позиции,

чтобы стать частью новой средневековой аристократии, ее элиты».

Аланы вместе с другими племенами часто тревожили владения Рима.

Трудно переоценить последствия вторжения в Западную Европу алан,

гуннов и готов. Это нашествие, подчеркивает француз-ский ученый Ж.

Ле Гофф, «можно рассматривать на законном основании как событие,

ускорившее преобразование, придавшее ему катастрофический разбег и

глубоко изменившее весь вид (европейского) мира».

В 378 г. гунны и аланы нанесли страшной силы удар по Риму; в

ahrbe под Адрианополем погибло 40 тысяч отборных легионеров во

главе с императором Валентином. В этой битве аланская конница, по

свидетельству Аммиана Марцеллина, сыграла решающую роль.

31 декабря 406 г. некоторые аланские племена отделились от той

группы, которая вместе с вандалами перешла Рейн, и расселились по

Галлии. Аланы же, продолжавшие сопровождать вандалов, в 409 г.

достигли Испании, где видимо, создали самостоятельное объединение.

В «Хронике» Идация имеется сведение, что в 418 г. погиб последний

аланский «король» Аудак и «уничтожилось» аланское королевство, т.к.

много алан полегло в войне с вестготами.

Трудно точно назвать численность алан, в ходе Великого

переселения народов оказавшихся в Западной Европе. Учитывая наличие

среди убитых «варваров» женских трупов, можно предположить, что

происходило переселение целых племен. Павлин из Пелле в сюжете об

осаде Вазата гото-аланским войском прямо указал: «толпа аланок

вместе с вооруженными мужьями». По предположению Г.-И. Диснера,

«вандало-аланские воины должны были также обеспечивать безопасность

собственного обоза, то есть экскортировать по меньшей мере 60 000

женщин, детей, рабов и перебежчиков вместе со скотом и

транспортными средствами». В зарубежной историографии количество

алан, вандалов и свебов, перешедших в Испанию в 409 г. определяется

«по меньшей мере, в 200 000». В 411 г. только в Лузитании

насчитывалось 30 000 алан. От 70 до 300 тысяч «варваров было у

Athaulf’a, по крайней мере один контингент из которых был аланским»

(Littleton, Malkor 2000).

Военный талант и мастерство аланской знати привлекли внимание

римских и византийских императоров, вождей германских и других

«варварских» племен, стремившихся использовать их профессиональные

качества в своих интересах. Аланские дружины оказали настолько

большое впечатление на императора Грациана, что он «предпочитал

старому римскому войску небольшие отряды аланов, которых привлекал

на свою службу за очень большие деньги, и настолько увлекался

общением с варварами и чуть ли не дружбой с ними, что иногда даже

выступал (в народе) в варварском одеянии» (Секст Аврелий Виктор).

Аланская аристократия достаточно легко приспосабливалась к

новым обстоятельствам и внедрялась в чуждые этносоциальные

организмы.

Евтропий в «Краткой истории от основания Города» рассказал о

первом римском императоре – Максимине (235-238 гг.), «вступившим

на престол исключительно по желанию воинов и без позволения

сената». Ему вторил Секст Аврелий Виктор: «Гай Юлий Максимин,

начальник рекрутских наборов, первым из простых солдат и совсем

почти необразованный получил власть по выбору легионов». Его сын

«того же имени» – Гай Юлий Максимин «был сделан цезарем». Юлий

Капитолин в одном из фрагментов «Истории Августов» указал на

происхождение матери Максимина – «из племени алан», а имя ее –

Габаба. Интересно и указание Капитолина на то, что Максимин

«приобрел себе земельные владения во Фракии, в том поселке, откуда

он был родом».

АСПАР

Не менее впечатляюща карьера аланского семейства в Византии во

второй трети V в. Восточноримские историки Кандид Исавр, Приск,

Прокопий Кесарийский, Феофан и другие неоднократно приводят

сведения об аланских предводителях гото-аланских дружин, в ходе

Великого переселения народов оказавшихся в Византии и на протяжении

полувека определявших ход ее истории.

Ардабур (ард «божество», «клятва» + бира «много») благодаря

незаурядным личным качествам, военному таланту и стечению

обстоятельств – борьбе за престол в Константинополе между сыном

Феодосия I Аркадием и галло-римским военачальником Руфином – стал

одним из командующих римской армии. Нанятый Руфином для защиты

столицы Ардабур быстро дослужился до магистра: этим термином

обозначался высший византийский военный чин. На берегах Евфрата

Ардабур одержал блестящую победу, уничтожив персидскую гвардию,

чьи воины громко именовались «бессмертными». Военный успех был

настолько значим, что по этому поводу 3 сентября 421 г. в

Константинополе устроили пышные торжества. В 427 г. за успешно

проведенную кампанию против узурпатора Рима Иоанна Ардабур

произведен в консулы. К этому времени уже подрос и возмужал Аспар –

сын Ардабура от брака с дочерью знатного гота Плинты.

[pic]

(Сторонники ираноязычности считают, что имя из иранского спар : «напирать,

наступать» (Абаев, 182). Но они не объясняют, откуда появился начальный

звук а. Быть может, Аспар является персонифика-

цией названия древнетюркского племени таваспар. Он в армянских источниках

IV—V вв. зафиксирован дважды (История Армении Фавстоса Бузанда. Ереван,

1953, 15; К. В. Айвазян. «История Тарона» и армян-

ская литература IV—VII вв. Ереван, 1976, 306). Сам этноним образован из

тав— «гора» (древняя форма современного тау)+аспар. В эпосе Аспар имеет

имя Испор (Избор). Якобы в память о нем возник город Изборск под Псковом,

куда в 862 г. отправился княжить один из братьев Рюрика.)

Аспар стремился к укреплению своих позиций и через

брачные союзы. Одной из его жен стала родственница Триария –

представителя правящего рода готов Амалов. Она родила Аспару сына,

носившего имя Эрманарих (Германарих) – «самый благородный из

Амалов».

Образованное в 429 г. в Северной Африке вандало-аланское

королевство доставляло немало неприятностей Риму. 15-тысячная армия

«варваров» совершила стремительные походы в Испанию, Грецию,

Сардинию, Сицилию, Венецию и другие владения империи. Для

устранения этой опасности в 432 г. был послан Аспар. Константин

Багрянородный позднее так описывал эти события: «Когда умер

Готфарий, самодержцем вандалов стал Гизерих, Бонифаций же, получив

послание, выступил против вандалов, после того как к нему прибыло

большое войско из Рима и Византии во главе с Аспаром. В

состоявшемся сражении с Гизерихом войско римлян было наголову

разбито, Аспар отправился домой . Маркиан, бывший воином на службе у

Аспара, а впоследствии василевсом, был живым взят в плен Гизерихом».

Евагрий Схоластик уточнил: «Маркиан, родом фракиец, был сыном

военного мужа... когда он вместе с Аспаром пошел войной против

вандалов и когда он был взят на копье со многими другими после

жестокого поражения Аспара от вандалов», его привели к Гизериху,

который будто бы стал невольным свидетелем странного события:

«орел, спустившийся из поднебесья и совершая полет вертикально

солнцу, стал искусно создавать (для Маркиана) зонт наподобие облака

и тем самым прохладу; удивившись, Гизерих прозорливо истолковал

будущее и, призвав Маркиана, освободил его из плена». Во время

этого похода Маркиан был секретарем и доверенным лицом Аспара. Этот

же рассказ повторил Прокопий Кесарийский.

Аспар, между тем, продолжал продвигаться по служебной лестнице;

в 434 г. он стал консулом. В 447 г. в консулы произведен сын Аспара

Ардабур, названный в честь деда. В 450 г. после смерти Феодосия II

сенат Константинополя предложил Аспару императорский престол. Но

он отказался, предложив своего близкого человека, офицера Маркиана, бывшего

в плену у Гейзериха ( Вандал уже вел переговоры с Аттилой о совместном

походе на Рим).

Наиболее значительное событие при Маркиане — Халкидонский собор (451 г.),

закрепивший победу православия. Новелла о Маркиане, рассказанная Прокопием,

возникла значительно позднее происходивших тогда событий и представляла

собой историческую реакцию на пассивную политику Маркиана по отношению к

вандалам. Показательно, однако, что Прокопий, подчеркивающий

бездеятельность политики Маркиана в североафриканских делах, находится в

согласии с другими источниками.

Непомерная власть Аспара еще более возросла в последние годы

правления Маркиана. Благодарный император наградил Аспара и его

сына Ардабура саном патриция и назначил магистром армии.

После смерти Маркиана 26 января 457 г, по видимому, не без участия

могущественного военачальника, реальная власть оказалась в руках

Аспара. Однако учитывая свое происхождение и

религию, он не отважился на захват престола и посадил на трон

другого своего офицера – Льва (457-474 гг.).

468 — 469 гг примечательны дунайской война между гуннами и Византией. Со

стороны Византии войну вели наемные войска, которые представляли славяне и

аланы во главе с Аспаром. «В определенном смысле Дунайская война 468 — 469

гг. была войной аланов и антов против их бывших господ — гуннов» (Г.В.

Вернадский). В 469 году Аспар (после битвы при Недао) после окружения

разбил предводителя гуннов Денгизиха и отправил его голову в

Константинополь. На этом история гуннов закончилась.

Бесарабия стала открыта для колонизации.

Имеется отрывок из соответствующего текста:

Не острого меча бойся, а опасайся обмана

Коршуны нападают слету

Теплая зеленая степь, словно нежным веером смахнула седой туман. Настежь

открылись изумрудные просторы и невысокие холмы, поросшие молодым

березняком. В густой траве заботливо сновали рыжие суслики. Заросли

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.