бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Иван 4

Иван 4

Иван 4-й сформировал из преданных ему людей новое правительство , которое

стали называть Избранной радой. В его состав вошли некоторые дворяне и

старомосковские бояре, заинтересованные в возвышении Москвы. Руководителем

Избранной рады стал любимец царя дворянин Алексей Адашев.Большую роль в ней

играли придворный священник Сильвестр и сверстник Ивана, друг его детства,

князь Андрей Курбский.

Избранная рада проводила политику централизации государства, стремясь

примирить интересы всех бояр , дворян и духовенства.

В феврале 1549 года в кремлевском дворце собрались представители бояр ,

высшего духовенства и московских дворян. На этом “соборе примирения” Иван

4-й выступил с речью. Он обвинил бояр в злоупотреблениях и призвал всех к

совместной деятельности по укреплению единства Российского государства. Это

был первый Земский собор - собрание представителей сословий. В дальнейшем

Иван 4-й собирал Земские соборы для решения всех важнейших государственных

вопросов. Кроме бояр,дворян и духовенства, в них участвовали представители

иных сословий: купцы и ремесленники. В России установилась сословно-

представительная монархия.

Избранная рада провела ряд реформ.

Она значительно расширила органы центрального управления, так называемые

приказы, изменила порядок управления городами и волостями. Раньше судом и

сбором налогов ведали наместники из бояр. Они не получали жалования, а

“кормились” за счет населения . Избранная рада отменила систему кормлений.

Она назначила во все города и земли воевод, которым государство платило

деньги, а сбор налогов и судебные дела поручила старостам, выбранным из

числа дворян.

Был составлен новый судебник - сборник законов.

Правительство Адашева обязало всех вотчинников и помещиков в случае войны

приходить с отрядами вооруженных конников.

Кроме того , были созданы постоянные пехотные полки стрельцов ,

вооруженных огнестрельными ружьями. Значительно усилилась артиллерия.

Реформы способствовали укреплению центральной власти, ограничивали

привилегии дворян и повышали роль дворян в управлении страной.

Опричнина

глубокие душевные потрясения , испытанные в детстве ,на всю жизнь лишили

царя доверия к подданным. Человек сложный, противоречивый и

неуравновешенный, он в периоды крайнего внутреннего напряжения , когда его

необузданные страсти выходили за нормы разумного , творил правый и неправый

суд над своими действительными и мнимыми противниками.

Политика Избранной рады не удовлетворяла феодалов. Бояре были

недовольны отменой кормлений и других привилегий, а дворяне тем , что не

получили новых поместий за счет вотчинников и монастырей. Положение

усугублялось неудачами во внешней политике . Бесконечные интриги, имевшие

место вокруг государя , подорвали его психику.

Первый кризис , оставивший глубокий след в обостренном сознании Ивана

Васильевича , был связан с его внезапной и тяжелой болезнью после

возвращения из Казанскогопохода и составлением в марте 1553 года завещания

в пользу младенца Дмитрия (первого сына , рожденного от Анастасии). Царь

потребовал принесению присяги наследнику в пеленках , но у некоторых

ближних бояр, которые первыми целовали крест , появились сомнения , и они ,

сказавшись больными , уклонились от присяги. Ходили слухи , что они “хотели

... на государство” старицкого князя Владимира Андреевича, двоюродного

брата Ивана 4-го .

Больной царь говорил боярам: “Если вы сыну моему Димитрию креста

не целуете , то значит у вас другой государь есть... Я вас привожу к

крестному целованию , велю вам служить сыну моему Димитрию , а не

Захарьиным ; вы души свои забыли , нам и детям нашим служить не хотите , в

чем нам крест целовали уже не помните ;а кто не хочет служить государю -

младенцу , тот и большому не захочет служить...” На это отозвался князь

Иван Михайлович Шуйский : ”Нам нельзя целовать крест не перед государем;

перед кем нам целовать , когда государя тут нет ?” Прямее высказался

окольничий Федор Адашев , отец царского любимца : “ Тебе ,государю, и сыну

твоему , царевичу князю Димитрию , крест целуем , а Захарьиным , Даниле с

братьею , нам не служить ; сын твой еще в пеленках , а владеть нами будут

Захарьины , Данила с братьею ; а мы уж от бояр в твое малолетство беды

видали многие”. Но к вечеру поцеловали крест Димитрию следующие бояре :

князь И.Ф. Мстиславский , князь В.И.Воротынский , И.В.Шереметев ,

М.Я.Морозов , князь Дмитрий Палецкий , дьяк И.М.Висковатый и др.[1]

Откровенно предпочитали служить Владимиру Андреевичу Старицкому

князья П.Щенятев , И.И.Пронский , C. Лобанов - Ростовский , Д.И.Немой ,

И.М.Шуйский, П.С.Серебряный, С.Микулинский , Булгаковы. Бояре покорились

только после заявления царя , что к присяге он приводит сам и велит служить

Дмитрию , а не Захарьиным.[2]

По известию одной летописи , бояре насильно заставили присягнуть князя

Владимира Андреевича , обьявивши ему , что иначе не выпустят из дворца ; к

матери его посылали трижды с требованием , чтобы и она привесила свою

печать к крестоприводной записи.”И много бранных речей она говорила . И с

тех пор пошла вражда , между боярами смута , а царству во всем скудость “,

- говорит летопись.[3]

7 августа 1560г. после болезни умерла Анастасия. Ее смерть потрясла

Ивана Васильевича. Анастасия занимала особое место в его жизни - он любил

ее и уважал как самого близкого человека. Окружение Ивана 4-го

воспользовалась состоянием его полной растерянности тупого отчаяния и

пустило слух ,что Анастасия умерла не своей смертью, что “извели царицу

своими чарами” Сильвестр и Адашев. Этого было достаточно - царь решил

судить оговоренных заочно.

Церковный собор осудил Сильвестра на заточение в Соловки (по видимому

он там и умер ). Алексей Федорович тоже не избежал печальной участи ; его

взяли под стражу, перевезли в Дерпт, где он и умер в заточении в 1561г.

Потом начались массовые казни. Сторонники Сильвестра и Адашева, все

близкие и дальние родственники Алексея Федоровича , многие знатные бояре и

князья, их семьи, включая детей - подростков, были либо физически

уничтожены, либо отправлены в заточение, несмотря на их заслуги в прошлом.

Карамзин восклицал в связи с этим:”Москва цепенела в страхе. Кровь лилась,

в темницах, в монастырях стенали жертвы!..”

Теперь у государя появились новые любимцы. Среди них особенно

выделялись боярин Алексей Данилович Басманов, его сын кравчий Федор

Басманов , князь Афанасий Иванович Вяземский и незнатный дворянин Григорий

Лукьянович Малюта Скуратов-Бельский. Этот последний был довольно колоритной

фигурой. Малюта ведал у Ивана Грозного сыском и пытками. Однако , несмотря

на это, сам Малюта был неплохим семьянином. Одна из его дочерей , Мария,

была замужем за выдающимся человеком того времени- Борисом Годуновым. Умер

Малюта Скуратов на поле боя - немцы изрубили его на стене крепости

Витгенштейн в Ливонии во время штурма в 1573 году.

... Массовые казни вызвали бегство многих московских бояр и дворян в

чужие земли. Ивана Грозного особенно поразило и вывело из себя

предательство Андрея Курбского, которого он ценил не только как

заслуженного воеводу и ближайшего государственного советника, но и как

личного и доверенного друга. И вот - неожиданная измена! И не просто

измена , а позорное бегство русского воеводы с поля боя в стан неприятеля в

один из самых трудных для России моментов в ее затянувшейся войне с

Ливонией ! Польский король милостиво принял Курбского , сохранил за ним все

его высокие почести и пожаловал богатым имением.

“Между царем и боярами шла глухая распря . Она превратилась в

жестокое гонение на бояр после бегства в Литву князя А. М.Курбского”

(Платонов).[4]

Сам Курбский впоследствии писал, что бежал , опасаясь готовящейся

над ним расправы. В письме к царю он осуждал его за разгон Избранной рады,

за самовластие. Иван Грозный истребил близких родственников Курбского,

брошенных им в Москве, отомстив недругу.

В ответе на гневное послание Курбского Иван 4 исчерпывающе и лаконично

изложил кредо самодержца : неограниченность воли монарха, власть которого

санкционирована церковью и Богом, и полное подчинение божественной воле

монарха всех подданных.

Иван Грозный говорит о своем праве на самодержавный престол, праве

древнем , неизменном, неутраченном :” Самодержавства нашего начало от

святого Владимира : мы родились на царстве , а не чужое похитили “.[5]

...Иван Грозный придумывает невиданное на Руси лицедейство-добровольно

оставляет трон и покидает царствующий град Москву. Эта царская игра имела

свой политический смысл.

В воскресенье 3 декабря 1564г. Иван со своими детьми и царицей под

охраной и в сопровождении большого обоза уехал из Кремля “неведомо куда

бяше”. Он отслужил молебен в Троице - Сергиевом монастыре , а затем отъехал

в Александрову слободу, где обосновался надолго.Через месяц Иван Васильевич

прислал в Москву гонца с двумя грамотами. Первая,” гневная” грамота была

направлена митрополиту Афанасию. В ней государь описывал все беззакония

боярского правления, перечислял вины бояр и обвинял митрополита и

духовенство в зловредном пособничестве боярам. Вторая, ”слезная”, грамота

предназначалась “посаду, всем людям” и читалась в собрании народа . В этой

грамоте царь заверял московских посадских людей в том , что зла и гнева на

них не держит , явно стремясь заручиться их поддержкой.

Отъезд царя ошеломил столицу. Духовенство, бояре,сановники,

приказные люди просили митрополита умилостивить государя.Чтобы “ударить

челом царю и плакаться”, в Александрову слободу отправилась

представительная делегация от духовенства ,бояр, дворян, приказных людей,

купцов и посадских. Выслушав этих посланцев “всего народа”, Иван Грозный

согласился вернуться в Москву, но на определенных условиях.В самом общем

виде они заключались в следующем: отныне царь будет по своему

усмотрению”невозбранно казнить изменников опалою, смертию, лишением

достояния”,без всяких претензий со стороны духовенства.

2 февраля 1565г. Иван Васильевич торжественно въехал в столицу , а

на другой день объявил духовенству, боярам и знатнейшим чиновникам об

учреждении опричнины.

Что же такое опричнина Ивана Грозного? Термин “опричнина”

происходит от старославянского “опричь”- кроме, поэтому опричников называли

еще кромешниками. В Древней Руси опричниной называли ту часть княжества ,

которую после смерти князя выделяли его вдове “опричь” всех уделов. Царская

реформа включала три группы мероприятий:

1.В системе централизованного государства Иван Васильевич выделил

“опричь” всей земли значительные территории на западе, севере и юге страны,

которые и составили его особое личное владение- государев узел или

опричнину. Верховное управление и суд в государевом уделе осуществляла

опричная Боярская дума. В опричнину вошли города Можайск, Вязьма, Козельск,

Перемышль, Суздаль, Шуя, Галич, Юрьевец, Вологда, Устюг, Cтарая Русса и ряд

высокодоходных волостей. К опричнине отошли важные торговые пути на север и

восток, основные центры соледобычи и стратегически важные форпосты на

западных и юго-западных границах. Из всех городов, уездов, волостей и с

улиц, перешедших в государственный удел , надлежало насильственно выселить

всех князей, бояр, дворян и приказных людей, если они добровольно не

записывались опричниками.

2.Для своей охраны государь создал из князей , бояр, дворян и детей

боярских гвардию телохранителей. Первоначально опричный корпус не превышал

1000 человек, но вскоре особое войско было доведено до 5000 человек. Отбор

опричников производил сам Иван Васильевич в торжественной обстановке в

Большой палате Кремлевского дворца. Каждый опричник отрекался от своих

родных и обязывался служить только царю.За все это государь жаловал всех

отобранных имениями и землей в тех городах и волостях, откуда выселялись

князья, бояре, дворяне и приказные люди, не пожелавшие вступить в

опричнину...Опричники носили черную одежду. К седлу они прикрепляли собачью

голову и метлу. Это были знаки их должности , состоявшей в том , чтобы

выслеживать, вынюхивать и выметать измену и грызть государевых злодеев -

крамольников. Князь Курбский в своей Истории царя Ивана пишет , что царь

со всей Русской земли собрал себе “человеков скверных и всякими злостью

исполненных” и обязал их страшными клятвами не знаться не только с друзьями

и братьями , но и с родителями , а служить единственно ему и на этом

заставлял их целовать крест.[6]

3.Та часть государства ,которая осталась за пределами государева удела-

опричнины , стала именоваться земщиной. Текущими государственными делами

здесь по прежнему занималась земская Боярская дума и приказы, но часть

дьяков царь взял в опричнину. Высшей инстанцией и в судебных делах, и в

области международных отношений , как и прежде ,был царь.

4 февраля 1565г.,т.е. на второй день после учреждения опричнины,

началась новая полоса жестоких расправ за “великие изменные дела” с теми ,

кто до сих пор исправно служил государю. Одних бояр и князей казнили ,

других постригли в монахи и сослали в отдаленные монастыри и т.д. Имущество

всех опальных было конфисковано. Опричники громили боярские дома ,

растаскивали имущество, угоняли крестьян.

Есть все основания думать ,что опричники расправлялись с неугодными

царю лицами!..

Очевидно,царь видел в своем двоюродном брате Владимире Старицком

главного противника.В 1556 г. он отобрал у своего кузена в орпичнину

значительную часть его удела.Таким образом Иван Грозный лишил старицкого

князя последней опоры - поддержки старицких феодалов. Итак, главная цель

ведения опричнины- борьба с пережитками политической децентрализации.

Опричный террор наносил безжалостные удары не только по боярской и

княженской знати, но и по всему населению тех владений, куда врывались

опричники, где они бесчинствовали и грабили “всех и вся” без какого-либо

разбора. Опричнина была в руках царя мощной военно-карательной

организацией.

Естественно ,что опричнина очень скоро вызвала недовольство и

озлобление против царя не только среди феодальных верхов , но и в массе

простого народа...

... Александрова слобода стала второй столицей Российского

государства. В ней Иван 4 прожил семнадцать лет, замаливая с опричниками

грехи перед Богом и продолжая чинить суд и расправу над своими

противниками. Государь уничтожил много честных, нужных России людей(дело

боярина Федорова; убийство митрополита Филиппа; убийство старицкого князя

Владимира Андреевича и др.)

На Земском соборе в 1566 году группа князей и бояр обратилась к

царю с челобитной , в которой просила отмены опричнины . Грозный ответил на

это усилением кровавого террора. Около двухсот челобитчиков было казнено.

Против опричнины выступило высшее духовенство. Его недовольство было

вызвано стремлением царя полностью подчинить церковь государству и отнять у

монастырей часть их земельных владений. Митрополит Филипп открыто осуждал

действия опричников. Однажды в Успенском соборе он гневно спросил царя :”До

каких пор будешь ты без вины проливать кровь верных людей ? !..” По

распоряжению Грозного Филиппа сослали в монастырь. Через некоторое время он

был задушен в келье главарем опричников Малютой Скуратовым.

Братоубийство вызвало смутные толки в народе, и тогда очень

кстати появился безымянный донос о том, что новгородцы замышляют измену и

намереваются “отдасться под власть Литовского княжества”.

В конце 1568г. Иван Грозный с сыном Иваном возглавил карательную

экспедицию в Новгород. Втайне подготовленный поход 15 - тысячного опричного

войска по родной земле был отмечен проявлением крайней жестокости царя и

бессмысленным кровавым и разбойным разгулом его слуг- опричников. Были

разграблены Клин ,Тверь и Торжок. В самом Новгороде безудержная расправа

над горожанами продолжалась 40 дней. За это время из церквей и монастырей

были изъяты все ценности, опричники избивали и грабили всех подряд, не

разбирая правых и виноватых. Потом царь направился в Псков. Псковичам

посчастливилось избежать погрома , но не казней. Царь ушел из Пскова,

прихватив церковную казну . Новгородско- псковский поход Грозного нанес

большой урон наиболее развитым районам России и этим ухудшил ее

экономическое и военное положение. Самые скромные подсчеты числа казненых в

Новгороде говорят о 2-х - 3-х тысячах жертв.

Многие знатные новгородцы были под стражей отправлены в Александрову

слободу. 5 месяцев велось следствие, результаты которого стали известны

летом 1570г., и неожиданно в число обвиняемых по делу о “новгородской

измене” попали многие из руководителей самих опричников. Жестокой казни

подверглись фактически глава опричнины Алексей Данилович Басманов и его сын

Федор, любимец царя и др. Тогда в течение нескольких дней было казнено

свыше 100 человек .

В годы опричнины и Ливонской войны положение главных производителей

страны крестьян - еще больше ухудшилось : возросла не только барщина , но

наряду с ней увеличился и оброк. Иначе и быть не могло! Опричная дубина ,

ударяя одним концом по вельможной знати , еще сильнее ударила по

крестьянину и посадскому чеговеку, причинив им неисчислимые беды.

В конечном счете опричнина ликвидировала политическую раздробленность,

но вызвала в стране еще большее обострение противоречий. В 1572 г. Иван

Грозный отменил опричнину и даже запретил под страхам наказания кнутом

упоминать это ненавистное в народе слово. Опричные и земские территории ,

опричные и земские войска, опричные и земские служилые люди были

объединены , восстановилось единство Боярской думы. Некоторые земские

получили назад свои конфискованные вотчины. Но казни продолжались и после

опричнины.

Целая эпоха кровавых казней, которым русское общество подвергалось в

период опричнены, является карой несоответственно тяжкой. Ведь умели же дед

и отец Иоанна IV управлять державой без всяких массовых репрессий. А их

внук и сын использовал опричные порядки в качестве боевого топора,

обрушившегося на головы виновных и невинных порой без суда и следствия.

Опричнина оказалась страшной аномалией в жизни страны, зловеща

переплетя новое со старым . Политика укрепления центральной власти

проводилась в весьма архаичной форме , и нередко под лозунгом возврата к

старине: ликвидация последних удельных владений сопровождалась созданием

нового , государева удела - опричнины и системы дублирующих друг друга

приказов и дум, что повлекло за собой обособление земщины. Безудержное

стремление Грозного к усилению личной власти и его варварские методы борьбы

с политическими противниками накладывали на все мероприятия опричных лет

ужасающий отпечаток деспотизма.

-----------------------

[1] С.М.Соловьев “Сочинения . История России с древнейших времен .“ Книга

3. Том 6 .Глава 4. стр.509

[2] И.А.Заичкин, И.Н.Почкаев “Русская история (популярный очерк)”, стр.302

[3] С.М.Соловьев “Сочинения.История России с древнейших времен .“Книга 3.

Том 6 .Глава 4. стр.511

[4] C.Г. Пушкарев “ Обзор русской истории”, стр. 153

[5] С.М.Соловьев “Сочинения.История России с древнейших времен .”Книга 3.

Том 6 .Глава 4. стр.529

[6] В.О.Ключевский “ СОЧИНЕНИЯ В ДЕВЯТИ ТОМАХ (Курс русской истории, часть

2”,стр. 169 (лекция 19)


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.