бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История татар в XIX веке

История татар в XIX веке

Средняя школа №17

Реферат

на тему:

«История Татарстана в XIX веке»

Выполнила:

Ученица 10а класса

Шарова М.А.

Проверила:

Маркина Е.М.

Чистополь 2001 г.

Оглавление

ВВЕДАНИЕ 3

Татарстан 3

Татарский народ в XIX веке 4

Этногенез в XIX веке 4

Основное занятие народонаселения в XIX веке 5

Поселения в XIX веке 5

Одежда в XIX веке 7

Основа питания 8

Демографическая ситуация 8

Территория народонаселения 9

Общественный уклад 9

Народные праздники 10

Образование вXIX веке 10

Начальные школы. 11

Подготовка учителей для начальной школы 11

Казанский Университет 12

Крупные города в XIX веке 12

Заключение 13

ВВЕДАНИЕ

Татарстан

Самоназвание татар. Основное население Татарстана. Численность в

России 5522 тыс. человек. Проживают также в Узбекистане, Казахстане,

Киргизии, Таджикистане, Азербайджане, Туркмении, на Украине, Белоруссии,

Литве, Латвии, Эстонии, Финляндии, Турции. Общая численность свыше 7 мл.

человек. Говорят на татарском языке тюркской группы алтайской семьи.

Верующие - мусульмане - сунниты. Делятся на довольно большое количество

субэтнических групп, которые входят в число трех этнотерриториальных:

волго-уральские, сибирские, астраханские. Самые многочисленные волго-

уральские, включающие в себя казанских, касимовских, мишарей, кряшен.

Среди сибирских выделяются тобольские, тарские, барабинские,

бухарские, тюменские. Среди астраханских - юртовские, кундровские и

карагаши.

Народно-разговорный тат. яз. кыпчакской группы тюрк. яз. делится на

три диалекта: зап. (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный

(сибирско-татарский). Астраханские т. по языковым особенностям сохраняют

определённую специфику. Тюрк. яз. литовские т. перестали существовать ещё в

16 в. (литовские т. перешли на белорусский яз., а к середине 19 в. часть

интеллигенции начала использовать польский и рус. яз.). Наиб. древняя

письменность - тюрк. руника. Письменность с 10 в. по 1927 - на основе араб.

графики, с 1928 по 1939 - лат. (яналиф), с 1939 - 40 - вынуждено русская

кириллица (совершенно не соответствующая особенностям языка). Верующие т.,

за исключением небольшой группы кряшен (в т.ч. нагайбаков), к-рые были

обращены в 16-18 вв. в православие, мусульмане-сунниты. В прошлом у всех

этнотерр. групп т. имелись и локальные этнонимы: у волго-уральских -

меселман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, керэшен, пагайбэк, кэчим и др.; у

астраханских - пугай, карагаш, юрт татарлары и др.; у сибирских - себер

татарлары (себерэк), тоболлык, туралы, бараба, бохарлы и т.д.; у литовских-

мэслим, литва (липка), татарлары.

Впервые этноним "Татар" появился среди монг. и тюрк. племён в 6-9 вв.,

во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. он закрепился как общий этноним Т. В 13 в. в

составе монголов, создавших Золотую Орду, находились покорённые ими племена

(в т.ч. тюркские), называвшиеся "Т.". В 13-14 вв. в результате сложных

этнич. процессов, происходивших в Золотой Орде, численно преобладавшие

кыпчаки ассимилировали остальные тюрко-монг. племена, но усвоили этноним

"Татар".

Европ. народы, русские и нек-рые азиат. народы называли "Татар"

население Золотой Орды. В татарских ханствах, образовавшихся после распада

Золотой Орды, Татарами именовали себя знатные слои, военно-служилые группы

и чиновничье сословие, состоявшие в основном из золотоордынских татар

кыпчакско-ногайского происхождения. Именно они сыграли значит, роль в

распространении этнонима "Татар". После падения ханств термин был перенесён

и в среду простонародья. Этому способствовали и представления русских,

именовавших всех жителей тат. ханств "Т.". В условиях формирования этноса

(во 2-й пол. 19 -нач. 20 вв.) у т. начался процесс роста нац. самосознания

и осознания своего единства. Ко времени переписи 1926 большинство Т.

называли себя татарами.

Этническую основу волго-уральских татар составили тюркоязычные племена

болгар, создавших в Среднем Поволжье (не позже нач. 10 в.) одно из ранних

гос-в Вост. Европы - Волжско-Камскую Болгарию, просуществовавшую как

самостоят. гос-во до 1236. В составе Волжско-камской Болгарии из мн. плем.

и постплем. формирований складывалась болгарская народность, в предмонг.

время переживавшая процесс консолидации. Включение её территорий в состав

Золотой Орды привело к существенным этнополитическим изменениям. На месте

бывшего независимого государства было образовано одно из десяти адм.

делений (иклим) Золотой Орды с главным центром в г. Булгаре. В 14-15 вв. на

этой терр. известны отд. княжества с центрами в Наровчате (Мукшы), Булгаре,

Джукетау и Казани. В 14-15 вв. в этнич. среду населения этого региона

проникли кыпчакизированные, в т.ч. ногайские, группы. В 14 - сер. 16 вв.

происходило оформление этнич. общностей казанских, касимовских Т. и

мишарей.

Казанско-тат. народность сложилась в Казанском ханстве (1438-1552),

являвшемся одним из значит. полит, центров Вост. Европы. Этнич. облик

мишарей и касимовских Т. сформировался в зависимом от Московской Руси с

сер. 15 в. Касимовском ханстве (просуществовало в сильно изменённом виде до

80-х гг. 17 в.). Мишари до сер. 16 в. переживали процесс становления

самостоятельного этноса. Касимовские Т., имевшие нек-рые этнич.

особенности, являлись фактически социальной верхушкой Касимовского ханства

и в этнич. отношении образовали группу, переходную между казанскими Т. и

мишарями. Во 2-й пол. 16-18 вв. в результате массовых миграций Т. в Волго-

Уральском регионе произошло дальнейшее сближение казанских, касимовских Т.

и мишарей, что привело к сложению этноса волго-уральских Т. Астраханские Т.

являются потомками золотоордынских групп (но, возможно, и нек-рых более

ранних компонентов хазарского и кыпчакского происхождения). В 15-17 вв. это

нас., жившее в Астраханском ханстве (1459- 1556), частично в Ногайской Орде

и отд. ногайских княжествах (Большие и Малые Ногаи и др.), испытало сильное

воздействие ногайцев. Среди астраханских Т. имеются и др. компоненты

(отатаренные таты, индийцы, срсднеазиат. тюрки). С 18 в. усилилось этнич.

взаимодействие астраханских Т. с волго-уральскими. В отд. группах

астраханских Т.- в юртовских Т. и карагашах - различимы этнич. группы

средневекового ногайского и золотоордынско-тюркского этносов. Литовские Т.

начали формироваться в конце 14 в. на терр. Великого княжества Литовского

за счёт выходцев из Золотой Орды, позже из Большой и Ногайских Орд. Сиб. Т.

сложились в осн. из этнич. групп кыпчакского и ногайско-кыпчакского

происхождения, включивших в свой состав и ассимилированных ими угров. В 18

- нач. 20 вв. усилились этнич. контакты сиб. Т. с волго-уральскими.

Татарский народ в XIX веке

Этногенез в XIX веке

Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. в результате этнокультурных и демографич.

процессов (раннее вхождение в состав Рус. гос-ва, близость этнич.

территорий, миграция волго-уральских Т. в р-ны Астрахани и Зап. Сибири,

языковое и культурно-бытовое сближение па основе этнич. смешения)

происходила консолидация волго-уральских, астраханских и сиб. Т. в единый

этнос. Одним из выражений этого процесса является усвоение всеми группами

"общетатарского" самосознания. Среди части сиб. Т. бытовал этноним

"бухарцы", астраханских - "ногайцы", "карагаши", у волго-уральских Т. по

переписи 1926 Т. себя считали 88% тат. нас. Европ. части СССР. Остальные

имели др. этнонимы (мишар, кряшен, в т.ч. часть из них - нагайбак, тептяр).

Сохранение локальных наименований указывает на незавершённость

консолидационных процессов среди Т., к-рые являются вполне сложившимся

этносом, хотя часть сиб. Т., нагайбаков и нек-рые др. группы продолжают

выделять себя из состава остальных Татар.

Основное занятие народонаселения в XIX веке

Традиц. занятия - пашенное земледелие и скотоводство. Выращивали

пшеницу, рожь, овес, ячмень, горох, чечевицу, просо, полбу, лён и коноплю.

Разводили кр. и мелкий рог. скот и лошадей, Т.-кряшены - свиней. В степной

зоне стада были значительными, а у Т.-оренбургских казаков и астраханских

Т. животноводство по значению не уступало земледелию. Для Т. характерна

особая любовь к лошади - наследие кочевого прошлого. Разводили домашнюю

птицу -кур, гусей, уток, в последнее время -индеек. Второстепенную роль

играло огородничество. Осн. огородным растением для большинства крестьян

был картофель. В Юж. Приуралье и Астраханском крае важное значение имело

бахчеводство. Традиц. для волго-уральских Т. было пчеловодство: прежде

бортевое, в 19-20 вв. пасечное. Охота в недавнем прошлом как промысел

существовала лишь у приуральских мишарей. Рыболовство носило скорее

любительский характер, а на р. Урал, и особенно у астраханских Т., имело

промысловое значение, у барабин. Т. большую роль играло озёрное

рыболовство, у сев. групп тоболо-иртыш-ских и барабин. Т.- речное

рыболовство и охота. Наряду с с/х-вом издавна важное значение имели разл.

промыслы и ремёсла. Различались виды приработков: отхожие промыслы - на

жатву и на фабрики, заводы, прииски, на лесные казенные дачи, лесопильни и

др.; извоз. Традиц., особенно для казан. Т., были разл. ремёсла: лесохимич.

и деревообрабатывающие (рогожно-кулеткацкий, бондарный, экипажный,

плотницкий, столярный и т.п.). Обладали высоким мастерством в обработке

кожи ("казанский сафьян", "болгарская юфть"), овчины, шерсти. На базе этих

промыслов в Заказань с в 18-19 вв. возникли валяльно-войлочные, скорняжные,

ткацкие, ичижные, золотошвейные мануфактуры, в 19 в. - кожевенные, суконные

и др. заводы. Известны были также слесарный, ювелирный, кирпичный и др.

кустарные промыслы. Мн. крестьяне ремеслом занимались в отходничсской форме

(портные, шерстобиты, красильщики, плотники). Исконными для Т. были

торговля и торгово-посреднич. деятельность. Т. практически монополизировали

в крае мелочную торговлю; большинство прасолов-заготовителей также были Т.

С 18 в. кр. торговцы у Т. главенствовали в операциях со Ср. Азией и

Казахстаном.

Поселения в XIX веке

У Т. существовали гор. и сел. поселения. Деревни (аул) в осн.

располагались вдоль речной сети, немало было их при ключах, трактах,

озёрах. Для Т. Предкамья, части Приуралья характерны были селения малой и

средней величины, расположенные в низинах, на склонах возвышенностей; в

лесостепных и степных ареалах преобладали кр., раскинутые вширь аулы на

ровной местности. Старые селения Т. Предкамья, основанные ещё во времена

Казанского ханства, вплоть до кон. 19- нач. 20 вв. сохраняли кучевую,

гнездовую формы расселения, беспорядочную планировку, отличались теснотой

застройки, неровностью и запутанностью улиц, зачастую кончавшихся

неожиданными тупиками. Нередко наблюдалось сосредоточение усадеб

родственными группами, иногда наличие в одной усадьбе нескольких

родственных семей. Сохранялась давняя традиция расположения жилищ в глубине

двора, сплошная линия глухих уличных оград и т.д. В ареалах с лесостепным и

степным ландшафтом селения большей частью имели очаговую форму расселения в

виде разреженной сети одиночных обособленных поселений. Они

характеризовались многодворностью, линейной, квартальной, упорядоченной

уличной застройкой, расположением жилищ на линии улицы и т.д. В центре

аулов были сосредоточены усадьбы зажиточных крестьян, духовенства,

торговцев, здесь же располагались мечеть, лавки, магазины, общественные

хлебные амбары. В моноэтничных селениях могло быть неск. мечетей, а в

полиэтничных помимо них сооружались и церкви. На окраине селения

располагались бани наземного или полуземляночного типа, мельницы. В лесных

ареалх, как правило, околицы селений отводились под выгоны, обносились

оградой, а на концах улиц ставились полевые ворота (басу капка). Кр.

поселения зачастую являлись волостными центрами. В них проводились базары,

ярмарки, имелись все необходимые для адм. функционирования здания. Усадьбы

разделялись па две части: передняя - чистый двор, где располагались жилище,

хранилища, скотные помещения, задняя - огород с гумном. Здесь находились

ток, овипшиш, мякинник, иногда баня. Реже встречались однодворные усадьбы,

а у богатых крестьян усадьбы, в к-рых средний двор целиком отводился под

животноводческие постройки. Осн. строит, материал - дерево. Преобладала

срубная техника ср-ва. Отмечалось и возведение жилых построек из глины,

кирпича, камня, самана, плетня. Избы были наземные или на фундаменте,

подклети. Преобладал двухкамерный тип - изба - сени, местами бытовали

пятистенки, избы с прирубом. Зажиточные крест, семьи строили трёхкамерные

избы со связью (изба - семи - изба). В лесных р-нах преобладали избы,

соединённые через сени с клетью, жилища крестообразного плана, "круглые"

дома, крестовики и изредка построенные по гор. образцам многокамерные дома.

Волго-уральскими Т. было освоено и стр-во жилищ вертик. развития, также в

осн. отмечаемые в лесной зоне. В их число входили дома с полуподвальным

жилым этажом, двух-, изредка трёхэтажные. Последние, построенные по традиц.

крестообразному плану, с мезонинами, девичьими комнатами (айванами)

представляли специфику сел. зодчества казан. Т. Состоятельные крестьяне

ставили жилые срубы на каменные, кирпичные кладовые, размещали в нижнем

этаже лавки, магазины. Кровля стропильной конструкции, двускатной, местами

четырёхскатной форм. При бесстропильной конструкции в лесных р-нах

применялась самцовая, а в стенных - покрытие накатом из брёвен, жердей.

Терр. различия наблюдались и в материале покрытия кровли: в лесной зоне -

тёс, иногда применялась дранка, в лесостепной - солома, луб, степной

-глина, камыш. Внутр. планировка северно-среднерус. типа. В отд. р-нах

лесной и степной зон иногда - вост. вариант южнорус. плана, изредка

встречался план с обратным па-правлением устья печи (к входу) и редко у Т.-

мишарей Окского басс.- западнорус. планировка. Традиц. черты интерьера избы

- свободное расположение печи у входа, почётного места "тур" в сер. нар

(сэке), поставленных вдоль передней стены. Лишь у Т.-кряшен "тур" помещался

по диагонали от печи в переднем углу. Площадь избы по линии печи

разделялась перегородкой или занавесью на жен.- кухонную и муж.-гостевую

половины. Отопление осуществлялось печью с топкой "по-белому" и лишь в

редких избах Т.-мишарей сохранились печи без труб. Хлебопекарные печи

возводились глинобитными и из кирпича, различались отсутствием или наличием

котла, способом его укрепления - подвесным (у отд. групп Т.-мишарей Окского

басе.), вмазанным и т.д. Интерьер жилища представлен длинными нарами,

являвшимися универсальной мебелью: на них отдыхали, ели, работали. В сев.

ареалах и особенно у Т.-мишарей применялись укороченные нары, сочетавшиеся

с лавками, столами. Стены, простенки, углы, навершия и т.д. декорировались

матерчатыми украшениями с ярким цветовым колоритом, ткаными и вышитыми

полотенцами, салфетками, молитвенниками. Спальные места огораживались

занавесью, пологом. Вдоль матицы, по верхнему периметру стен навешивались

подзоры. Наряд избы дополнялся навешанной на перегородку или полки

праздничной одеждой, настланными на нары и на полу войлочными и

безворсовыми коврами, дорожками и т.д. Архит. декоративное оформление жилищ

сохранилось в селениях казан. Т. р-нов Заказанья: старинные постройк, двух-

и трёхэтажные байские дома, украшенные резным и накладным орнаментом,

колонками с ордерами, пилястрами, стрельчатыми и килевидными фронтонными

нишами, лёгкими верандами, галереями, балкончиками, оформленными фигурными

столбиками, решёткой. Резьбой оформлялись наличники, плоскость фронтона,

карниза, причелины, а также детали крыльца, полотнища и столбы ворот,

верхняя решётка глухих заборов перед домом. Мотивы резьбы: растительный и

геом. орнаменты, а также стилизованное изображение птиц, голов животных.

Резная декорировка архит. частей сочеталась с полихромной раскраской

контрастных цветов: бело-голубой, зелено-голубой и т.д. Ею же покрывались

обшитые плоскости стен, углов. Накладная профильная резьба больше

использовалась в сев. р-нах Окского басе. Здесь же получило развитие

оформление навершия кровли, печных труб, водостоков узорами просечного

железа. Наиболее простой внеш. облик имели избы Т. смежных, отчасти и южных

местностей лесостепной зоны: обмазанные стены покрывали побелкой и на

чистой поверхности стен выделялись небольшие проёмы окон без наличников, но

большей частью снабжённые ставнями.

Одежда в XIX веке

Муж. и жен. нательная одежда - рубаха туникообразного покроя и широкие

свободного покроя штаны (т.н. "штаны с широким шагом"). Жен. рубаха

украшалась воланами и мелкими сборками, нагрудная часть дугообразно

оформлялась аппликацией, рюшами либо спец. нагрудным украшением изу

(особенно у казан. Т.). В оформлении муж. и жен. рубах кроме аппликации

нередко использовалась тамбурная вышивка (цветочно-рас-тит. орнамент) и

художественное ткачество (геом. орнамент). Верх. одежда Т. была распашной

со сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи надевали безрукавный (или с

короткими рукавами) камзол. Жен. камзолы шили из цветного, чаще однотонного

бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Поверх

камзола мужчины носили длинный просторный халат с небольшим шалевым

воротником. В холодное время года носили бешметы, чикмени, дубленые шубы.

Головной убор мужчин (кроме кря-шен) - четырёхклиниая, полусферической

формы тюбетейка (тубэтэй) или в виде усечённого конуса (кэлэпуш).

Праздничная бархатная позументная тюбетейка вышивалась тамбурной, гладьс-

вой (чаще золотошвейной) вышивкой. Поверх тюбетейки (а женщины - покрывала)

в холодное время надевали полу-сферическуго или цилиндрическую меховую или

просто стёганую шапку (бурек), а летом войлочную с опущенными полями шляпу.

Жен. шапочка - калфак - вышивалась жемчугом, мелкой позолоченной монетой,

золотошвейной гладью и др., была распространена у всех групп Т., кроме кря-

шен. Женщины и девушки заплетали волосы в две косы, гладко, на прямой

пробор; только кряшенки убирали их короной вокруг головы, наподобие рус.

женщин. Многочисленны жен. украшения - крупные миндалевидные серьги,

подвески к косам, воротниковые застёжки с подвесками, перевязь, эффектные

широкие браслеты и пр., при изготовлении к-рых ювелиры применяли скань

(плоскую и "татарскую" бугорчатую), зерне-ние, чеканку, литьё, гравировку,

Чернение, инкрустацию драгоценными камнями и самоцветами. В сел. местности

при изготовлении украшений широко использовались серебряные монеты. Традиц.

обувь - кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жёсткой подошвой, нередко сшитые

из цветной кожи. Праздничные жен. ичиги и башмачки были орнаментированы в

стиле многоцветной кожаной мозаики, т.н. "казанские сапожки". Рабочей

обувью служили лапти тат. образца (татар чабата): с прямо-плетёной головкой

и низкими бортиками. Их надевали с белыми суконными чулками.

Основа питания

Основу пиания составляла мясо-молоч. и растит, пища - супы,

заправленные кусочками теста (чумар, токмач), кати, хлеб из кислого теста,

лепёшки (кабартма), блины (коймак). Нац. кушанье - бэлеш с разнообразной

начинкой, чаще из мяса, нарезанного кусочками и смешанного с пшеном, рисом

или картофелем, у нек-рых групп - в виде блюда, готовящегося в горшке;

сдоба из пресного теста широко представлена в виде бавыр-сака, кош теле,

чэк-чэк (свадебное блюдо). Из конины(любимое мясо мн. групп) готовили

вяленую колбасу (казы-лык). Лакомством считался вяленый гусь. Молоч.

продукты - катык (особый вид кислого молока), сметана (сэт эсте, каймак),

сэзмэ, эремчек, корт (разновидности творога) и др.

Нек-рые группы готовили разновидности сыра. Напитки -чай, айран -

смесь катыка с водой (летний напиток). Во время свадьбы подавали ширбэт -

напиток из фруктов и растворённого в воде мёда. Сохранились нек-рые

ритуальные блюда - элбэ (жареная сладкая мука), мёд, смешанный с маслом

(бал-май),- свадебное блюдо и др.

Демографическая ситуация

Преобладала малая семья, хотя в глухих лесных р-нах до нач. 20 в.

существовали и большие семьи из 3-4 поколений. Семья была основана на

патриархальных принципах, существовало избегание женщинами мужчин, нек-рые

элементы жен. затворничества.

Браки совершались в осн. по сватовству, хотя были браки убегом и

случались похищения девушек. В свадебных обрядах, несмотря на локальные

различия, имелись общие моменты, составляющие специфику тат. свадьбы. В

предсвадебный период, во время сватовства, сговора, помолвки стороны

договаривались о количестве и качестве даров, к-рыми сторона жениха должна

была одаривать сторону невесты, т.е. о калыме; количество приданого невесты

особо не оговаривалось. Оси. свадебные обряды, в т.ч. религ. обряд

бракосочетания, сопровождаемый особым застольем, но без участия молодых,

проводились в доме невесты. Молодая оставалась здесь до уплаты калыма (в

виде денег и одежды для девушки, продуктов для проведения свадьбы). В это

время молодой посещал свою жену по четвергам раз в неделю. Переезд молодой

в дом мужа иногда затягивался до рождения ребёнка и обставлялся множеством

обрядов. Специфич. особенностью свадебны застолий казан. Т. являлось

раздельное их проведение для мужчин и женщин (иногда в разных помещениях).

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.