|
История советской космонавтикигрунт оказался довольно твердым - станция не погрузилась в него , а на телевизионном изображении отчетливо видны камни."Луна-9" на пять месяцев опередила амереканский аппарат "Сервейер-2" - как видим , гонки шли не только в области пилотируемых полетов , но и в области полетов автоматов. В том же году был запущен первый искусственный спутник Луны - "Луна -10" и станции "Луна-11-13" , из которых "Луна -13" совершила мягкую посадку на Луну. В 1970г. станция "Луна-16" произвела бурение и взятие проб грунта , которые были затем доставлены на землю . Таким образом , в руках наших ученых также оказались образцы лунного грунта (у их американских коллег они появились после успешных полетов астронавтов). В 1972 и 1976 г.г. станции "Луна - 20" и "Луна-24" также доставили Землю образцы Лунного грунта из горного и морского района соответственно. В 1974г. были запущены также два искусственных спутника Луны - "Луна -22" и "Луна-23" , которые провели длительные исследования Луны и околоземного пространства. Наиболее интересной частью нашей программы исследований Луны безусловно стало исследование ночного светила с помощью луноходов. В ноябре 1970г. станция "Луна-17" ( однотипная "Луне-16" , только без возвращаемой ступени) доставила на поверхность Луны шестиколесный "Луноход-1" , снабженный телекамерами и управляемый оператором с земли. Самоходный аппарат прошел по Луне более 10 км . Он передал на землю отличные телеизображения и результаты изучения физических свойств грунта . В 1972г. на Луну станцией "Луна-21" был доставлен усовершенствованный "Луноход-2", который провел аналогичные исследования в другом районе Луны . Луноходы и станции , доставившие лунный грунт на землю были созданы в КБ , которым руководил талантливый конструктор и организатор Г.Н.Бабакин. Создание этих автоматов показывает , что можно отлично исследовать другие планеты с помощью машин , не подвергая риску космонавтов , не говоря уже о том , что беспилотные полеты обходятся значительнее дешевле пилотируемых.. Марс Марс начал будоражить умы землян со второй половины ХIХ в. когда были открыты знаменитые каналы и впервые возникла мысль о существовании на Марсе своей цивилизации. Позднее астрономы установили , что "каналы" были оптическим обманом . Но в 40-ых годах нашего столетия появилась гипотеза об искусственном происхождении спутников Марса , поскольку особенности их движения и расчеты показывали , что марсианские Луны должны быть полыми (эти расчеты , как оказалось позднее , были ошибочными) . Первый запуск космического аппарата к Марсу состоялся уже в 1962г. - это был аппарат "Марс-1" , прошедший на расстоянии 195 тыс.км. от планеты.. (связь с ним прервалась за три месяца до этого).Но планомерные исследования красной планеты начались только в 70-ые г.г. , когда появились достаточно мощные ракеты носители и совершенная автоматика. В 1971г. - в год великого противостояния ( когда полеты к Марсу требуют наименьших затрат энергии ) к Марсу отправились станции "Марс-2" и "Марс-3". Которые вышли на орбиту искусственных спутников планеты . К этому моменту там уже кружился американский аппарат "Маринер-9" , ставший первым искусственным спутником Марса . Дело в том что наш аппарат , который должен был стать искусственным спутником марса , и который "Маринер" не смог бы обогнать из-за ошибки в бортовой ЭВМ не был выведен на траекторию полета к планете , и более легкий американский аппарат обогнал по дороге наши станции. "Марс-2" сбросил на планету вымпел нашей страны , а от "Марса- 3" отделился спускаемый аппарат , совершивший первую в истории посадку на красную планету. Спускаемый аппарат начал передавать "картинку" с поверхности , но , по до сих пор невыясненной причине , сигнал с поверхности планеты пропал. Вообще , с Марсом наших исследователей преследовало просто фатальное невезение . Орбитальные аппараты наших станций успешно функционировали и передавали на Землю изображения поверхности планеты , но на них ничего нельзя было разглядеть - на Марсе бушевала пыльная буря . К тому времени , когда она закончилась , наши камеры уже вышли из строя , и изображение передавал только американский аппарат . Зато наши спутники провели исследования поверхности и атмосферы планеты в инфракрасном , ультрафиолетовом диапазонах спектра и в диапазоне радиоволн . Были определены температура и давление ( оно оказалось в 200 раз меньше земного ) у поверхности планеты. В следующее стартовое окно (1973г.) условия полета к Марсу были хуже , и вывести станцию , аналогичную "Марс-3" мы не могли из-за ограничений по массе. Тогда было принято решение использовать две станции вместо одной - "чистый" спутник и станцию , которая "сбрасывала" бы на Марс спускаемый аппарат и летела бы дальше не тормозясь у планеты . Для надежности таких пар следовало запустить две. Нашим инженерам и производственникам удалось сделать почти невозможное - изготовить и испытать к очередному стартовому окну целых четыре станции. Незадолго до старта неожиданно выясняется , что в микросхемах , которые использовались в аппаратуре станций чрез год- полтора образуются раковины , и они выходят из строя .Да , подвела отечественная промышленность . Переделывать станции было нереально .В следующее стартовое окно должны были стартовать американские "Викинги" , а нам очень хотелось первыми получить изображения с поверхности Марса. Решено было станции запустить - ведь есть выйдут надежда , что они выйдут из строя не сразу , и успеют передать на Землю ценную информацию. В августе 1973г. к Марсу ушли орбитальные аппараты "Марс-4" и "Марс-5" и посадочные аппараты "Марс-5" и "Марс-6" - целая космическая эскадра. На "Марсе-4" не сработал тормозной двигатель и станция прошла мимо планеты. "Марсу-5" удалось выйти на орбиту искусственного спутника , но проработал он там гораздо меньше расчетного срока . Спускаемый аппарат "Марса-6" вошел в атмосферу планеты и на этапе спуска провел зондирование атмосферы и определил ее химический состав. Незадолго до посадки связь с аппаратом прервалась. Спускаемый аппарат "Марса-7" отделился от станции но в атмосферу "не попал " и прошел мимо планеты . Таким образом программа полета в основном выполнена не была. После этой неудачной экспедиции в наших полетах к Марсу наступил длительный перерыв . Связан он был прежде всего с тем , что велась интенсивная разработка проекта доставки на землю марсианского грунта. Было известно , что американцы тоже разрабатывают подобный проект , а нам , как известно , во всем надо было быть первыми , поэтому на разработку этой темы были брошены почти все силы "межпланетных" КБ. Ради этого свертывались другие программы - "Луноход-3", задержка в работе над "Луной-24". В результате и мы , и американцы пришли к выводу , что осуществить этот проект при сегодняшнем уровне развития техники практически нереально , и его закрыли. В 1988г. состоялась , наконец новая экспедиция к Марсу - программа "Фобос". Аппараты должны были исследовать с околомарсианской орбиты планету и ее спутники. Впервые предполагалась доставка исследовательских зондов на поверхность Фобоса. Это была бы не просто первая высадка на спутник Марса , а первая высадка на астероид , каковым в сущности Фобос и является. К сожалению , этот проект стал продолжением наших марсианских неудач. Еще по дороге к Марсу на "Фобос-1" была отправлена программа , которая должна была включить один научный прибор . Но в составлявший ее оператор допустил ошибку (в одну букву) , и на станции была отключена система ориентации . Солнечные батареи отвернулись от Солнца , аккумуляторы разрядились и связь с аппаратом была потеряна. Вторая станция успешно дошла до цели и вышла на орбиту спутника Марса . Путем хитроумных баллистических маневров станция подошла к Фобосу и по его фотографиям начали выбирать район сближения . Неожиданно станция не вышла на очередной сеанс связи , после напряженной работы удалось поймать сигнал со станции , но он вскоре исчез. Что послужило причиной потери связи со станцией буквально "на ровном месте " , остается загадкой. Последней нашей марсианской неудачей стала неудачная попытка запуска станции "Марс-96" в прошлом году. Как известно , станция не вышла на траекторию полета к Марсу и сгорела в земной атмосфере. Венера При создании космических аппаратов конструкторы зачастую не могут приступить к проектированию следующей машины , пока не закончился полет предыдущей , т.к. условия , в которых она должна работать , еще неизвестны . Наиболее ярко это иллюстрирует история исследования Венеры , сведения о которых до полетов космических станций вообще были очень скудны , т.к. эта планета покрыта толстым покрывалом облаков , под которое не могут заглянуть никакие телескопы. Первая станция "Венера-1" отправилась к утренней звезде еще в начале 1961г. и прошла в 100 тыс.км. от планеты. В задачу станции входило в основном изучение межпланетного пространства. В 1965г. возле Венеры пролетела стация "Венера -2 " , сфотографировавшая планету , а станция "Венера-3" сбросила на планету спускаемый аппарат , который разрушился в атмосфере планеты . В 1967г. "Венера- 4" доставила к планете спускаемый аппарат , рассчитанный на давление в 10 атм.. Он спускался до высоты , где давление достигало 18 атм. , а затем разрушился . Спускаемые аппараты станций "Венера 5" и "Венера 6" также не достигли поверхности планеты , будучи раздавлены в атмосфере , хотя были рассчитаны на 25 атм. В 1970г. спускаемый аппарат станции "Венера-7" достиг наконец поверхности планеты и передавал оттуда информацию в течение 23 мин. Давление в месте посадки оказалось более 90 атм. , а температура - около 500С. Достичь Венеры легче чем Марса , мягкая посадка в плотной атмосфере также не вызывает больших затруднений но трудности по обеспечению работы аппаратов в поистине адских условиях делают исследование Венеры крайне сложным . Говорят , что если бы конструкторы с самого начала знали , с какими условиями они столкнутся , то они не взялись бы за это дело. В 1972г. станция "Венера-7" также успешно села на поверхность планеты и 50мин. передавала оттуда информацию. На этом полеты станций первого поколения закончились . Президент академии наук СССР М.В.Келдыш поставил перед конструкторами новую задачу - получить изображение поверхности Венеры. С этой сложнейшей (если вспомнить условия на планете ) задачей конструкторы справились - в 1975г. спускаемые аппараты станций "Венера-9" и "Венера-10" передали на Землю через свои орбитальные блоки фотографии венерианской поверхности . Успех ! Но Келдыш не унимался : следующая задача - получить цветные изображения и взять пробы грунта .В 1978г. для этой цели к утренней звезде направились станции "Венера-11" и "Венера-12" , спускаемые аппараты благополучно достигли поверхности , но произвести съемку не удалось - не сбросились защитные крышки фотокамер . Не удалось произвести и анализ грунта - не сработал грунтозаборник . Конструкцию усовершенствовали и в 1981г. станции "Венера - 13" и "Венера -14" успешно выполнили программу - исследовали образцы грунта и передали на землю цветные фотографии Венеры. В 1983г. у Венеры появились первые картографы - станции "Венера -15" и "Венера -16" провели ее радиолокационное картографирование , что позволило создать довольно подробные карты северного полушария планеты . В 1984г. началось осуществление проекта "Вега" , в котором приняли участие , помимо советских ученых , ученые из франции и других стран . В следующем году посадочные аппараты станций осуществили исследование атмосферы планеты и взяли пробы грунта. Помимо спускаемых аппаратов на Венеру были впервые доставлены аэростаты , которые дрейфовали в атмосфере на высоте около 50км и изучали атмосферу планеты . Изготовить эти воздушные шары было непросто , если учесть , что облака Венеры состоят из концентрированной серной кислоты ! После сброса спускаемых аппаратов на Венеру , станции "Вега-1" и "Вега-2" продолжили свой полет - их целью была встреча с кометой Галлея , приближавшейся в тот год к земле . Станции прошли на расстоянии нескольких тысяч километров от ядра кометы и передали на землю его цветное изображение - оно оказалось бесформенным куском льда , и провели исследования в различных диопазонах длин волн. Как мы видим , с Венерой нам везло гораздо больше , чем с Марсом . Возможно , сказалось здесь и то , что американцы не очень преуспели в исследовании этой планеты - они ограничились в основном исследованиями с пролетных траекторий и с орбиты. Поэтому соревнования у нас с ними здесь не было и политики не вмешивались в осуществление программ , которые строились в основном следуя запросам ученых , желавших исследовать утреннюю звезду чтобы лучше понять механизмы формирования и эволюции нашей Земли и всей Солнечной системы. Орбитальные станции Следующим после первых пилотируемых полетов шагом на пути освоения космоса должно было стать создание на орбите большого орбитального комплекса , на котором можно било бы проводить различные долговременные эксперименты , и ставшего бы базой для полетов к Луне и планетам. Этот логичный путь развития космонавтики был прерван лунной гонкой двух космических держав , но после ее завершения (не в нашу пользу) обе они возвратились на этот путь. В 1971г. в Советском Союзе была запущена первая в мире долговременная орбитальная станция "Салют". Этот почти 20-ти тонный аппарат был выведен на орбиту новым мощным носителем "Протон" .Через несколько суток была произведена стыковка со станций корабля "Союз-10" , но космонавты работой на станции не занимались - этот полет был испытательным для проверки систем сближения и стыковки и продлился всего сутки. Следом за ними стартовал "Союз-11" , также состыковавшийся со станцией "Салют" . Впервые космонавты Г.Т. Добровольский , В.Н.Волков и В.И.Пацаев осуществили переход из корабля в станцию . После расконсервации оборудования они в течение 22 суток находились на станции и провели различные эксперименты ( в основном биологические). На станции находилась первая космическая оранжерея "Оазис-1" , гамма - телескоп "Анна" и астрофизическая система телескопов "Орион-1". Чтобы сохранить форму для возвращения на землю после долгого пребывания в невесомости космонавты каждый день занимались физическими упражнениями на специальных тренажерах . Одним словом , первая экспедиция на "Салют" стала прообразом современных (и будущих) долговременных полетов на орбитальном комплексе. К сожалению , эта экспедиция закончилась трагически .Как сказано в сообщении ТАСС: "группа поиска после вскрытия люка обнаружила экипаж .... на своих рабочих местах без признаков жизни ".Это была самая крупная трагедия в истории нашей пилотируемой космонавтики . Причиной гибели экипажа стала разгерметизация спускаемого аппарата - тогда корабль "Союз" считался абсолютно надежным и космонавты летали в нем без скафандров. После этой катастрофы старт , стыковка и расстыковка со станцией , посадка выполняются космонавтами только в аварийных скафандрах . Полет корабля "Союз-12" состоялся только через два года. На его борту было только два космонавта .Полет продолжался всего два дня . В этом полете проводились эксперименты по съемкам земли из космоса . В том же году экипаж "Союза-13" продолжил астрофизические и биологические эксперименты , начатые на станции "Салют". В 1974г. возобновились исследования в области орбитальныханций - через 3 года после "Салюта" на орбиту была выведена станция "Салют-3". Спустя 8 дней после вывода станции к ней пристыковался "Союз-14" с космонавтами П.Р.Поповичем и Ю.П.Артюхиным на борту . Космонавты провели в течение 14 дней полета различные медико- биологические эксперименты , и съемку поверхности Земли в различных диапазонах длин волн. Станция "Салют-3" внешне почти не отличалась от "Салюта " , но имела принципиальные отличия во внутреннем устройстве : в "Салюте " был один большой рабочий отсек , в котором космонавты проводили научные исследования , а также ели , спали и занимались физкультурой. На "Салюте-3" было сделано целых четыре отсека , соединенных коридором . Такая схема , видимо , оказалась неудачной из- за малого объема каждого отсека , и к ней впоследствии не возвращались. Солнечные батареи "Салюта-3" , имели возможность ориентироваться на солнце самостоятельно , без поворота всего комплекса . Это впоследствии также сочли излишним , но , учитывая последние события на станции "Мир", к этой идее возможно еще вернутся. Полет "Союза-15" проходил как-то странно - корабль осуществил сближение со станцией "Салют-3" но не состыковался с ней . Посадка через двое суток полета была произведена (впервые) ночью . По официальным сообщениям в этом полете отрабатывались аварийные ситуации , однако , возможно , в полете действительно возникли проблемы , заставившие космонавтов срочно садится. , о чем ТАСС скромно умолчал. Первые орбитальные станции и работа космонавтов на них должны были ответить на главный вопрос , от которого тогда зависело все дальнейшее развитее космонавтики - как долго может находится человек в космосе без вреда для себя , и какие могут быть последствия долгого пребывания в невесомости . Различные медико-биологические эксперименты составляли большую часть исследований на первых двух пилотируемых станциях , продолжились они и на "Салюте-4" , запущенном в конце 1974г. Первая экспедиция на "Салют-4" состоялась в начале 1975г. Экипаж "Союза-17" в составе А.А.Губарева и Г.М.Гречко провел в космосе более 29 суток , установив таким образом новый рекорд. В ходе полета изучалось воздействие невесомости на организм человека . Космонавты испытывали специальные "нагрузочные" костюмы , не дающие ослабнуть мышцам в длительном полете и велоэргометр , позволяющий "держать в форме" сердечно сосудистую систему. Помимо этого изучались рост и развитие в невесомости простейших организмов , многострадальных дрозофил , лягушек и гороха . С борта станции были проведены также исследования вселенной в рентгеновском и инфракрасном диапазонах , невозможные с земли , исследования солнца с помощью специального телескопа и спектрометров , а также зондирование верхних слоев земной атмосферы. В том же году на станции побывал второй экипаж П.И.Климук и В.И .Севастьянов , прилетевшие на корабле "Союз-18" . Их полет был фантастическим (по тем временам) по длительности - 63 дня. Во время полета были продолжены как медико-биологические эксперименты , так и изучение из космоса атмосферы Земли и мирового океана , а также астрофизические исследования . О достижениях нашей космической медицины красноречиво говорит тот факт , что уже на следующий день после полета космонавты смогли дать пресс-конференцию (тогда как за 5 лет до этого возвращение на землю после 18 суточного полета Севастьянов и Николаев перенесли очень тяжело и ни о каких пресс-конференциях не могло быть и речи ). Космическая медицина до сего дня остается одной из передовых областей науки , в которой наша страна "впереди планеты всей". Последней станцией первого поколения стала "Салют-5" , запущенная в июне 1976г. На эту станцию были совершены две экспедиции : 49 суточная - Б.В.Волынов и В.М.Жолобов ("Союз-21") и 17 суточная - В.В.Горбатко и Ю.Н.Глазков ("Союз-24") . В ходе этих экспедиций были продолжены биологические , астро- и геофизические исследования , начатые в предыдущих экспедициях. Экипаж "Союза-24" провел также большую работу по съемке из космоса поверхности земли ( одно из наиболее "доходных" практических применений космонавтики в наше время) и эксперименты по выращиванию кристаллов в невесомости ( сулящее большие доходы).На станции "Салют-5" впервые была применена гироскопическая система управления ориентацией станции . На этом полеты станций первого поколения были завершены . Свою основную задачу экспедиции на них выполнили - доказали , что человек без ущерба для здоровья может длительное время находится в космосе. В сентябре 1977г. на орбиту была выведена орбитальная станция нового поколения - "Салют-6" . У нее было два стыковочных узла , что позволяло наряду с основными экспедициями организовать экспедиции посещения , а также пристыковывать к станции транспортные корабли . Система дозаправки топливом позволяла пополнять его запасы в космосе. Все это делало срок службы станции довольно большим - порядка нескольких лет( станции первого поколения летали максимум год ) . На станции "Салют-6" с 1977 по 1981 гг. было совершено 5 основных экспедиций , продолжительностью 96 , 139 , 174 , 185 (полгода ), 74 суток. Наибольшее достижение принадлежит экипажу "Союза -35" (Л.И.Попов , В.В.Рюмин ). Помимо этого к станции более десяти раз причаливал транспортный беспилотный корабль "Прогресс" , созданный на базе "Союза" и 11 кораблей экспедиций посещения ( продолжительностью от 3 до 12 суток).В том числе были осуществлены полеты по программе "Интеркосмос" космонавтов из Чехословакии , Польши , ГДР , Болгарии ,Венгрии , Вьетнама , Кубы. В ходе экспедиций на "Салют-6" впервые на орбите был собран комплекс , состоящий из орбитальной станции и двух кораблей , и пилотируемый четырьмя космонавтами. Были осуществлены выходы в открытый космос в новом скафандре "Орлан" , перестыковка кораблей с одного узла на другой . Прибывшие на "Союзе-32" В.А.Ляхов и В.В.Рюмин после почти полугодового пребывания в космосе возвратились на другом корабле - "Союзе-34" , прибывшем с Земли в автоматическом режиме. В ходе полета советско-болгарского экипажа (Н.Н.Рукавишников , Г.Иванов) стыковку со станцией выполнить не удалось из-за отказа главного двигателя корабля. Космонавтам , однако , удалось благополучно сесть используя запасной двигатель , чем еще раз подтвердилась высокая надежность корабля "Союз". Из научных экспериментов следует отметить работу первого космического радиотелескопа КРТ-10 , доставленного на станцию "Прогрессом-7" . Использование космических радиотелескопов сулит астрономам много открытий но до сих пор эти исследования ведутся не очень активно : из крупных инструментов мне известен помимо КРТ-10 лишь спутник "Астрон" (работавший в 80-ых гг.) . В декабре 1979г. на орбиту был запущен новый корабль "Союз-Т" - модификация "Союза " , предназначенная для доставки на орбиту трех человек (в скафандрах) . Первый полет был беспилотным . Может показаться странным , что в то время , как американцы работали над гораздо более совершенным "Спейс Шаттлом" мы предпочли усовершенствовать морально устаревший корабль ("Союз" был сделан еще при Королеве). Но резоны для этого были : во первых , несмотря на одноразовость , эксплуатация "Союзов" обходится не так уж дорого - ведь корабль-то небольшой , во-вторых , "Союз" показал себя довольно надежным средством доставки - после катастрофы "Союза-11" все экипажи благополучно достигали родной планеты. ( действительно , система "Союз" является пожалуй самой безопасной из когда-либо созданных пилотируемых систем - это показал его двадцатипятилетний опыт "безаварийной " эксплуатации , недаром , в качестве аварийного спасательного средства для новой станции "Альфа" предусмотрен именно "Союз-ТМ"). "Союз-Т" успешно осуществил автоматическую стыковку со станцией. "Союз-Т2" (Ю.В.Малышев , В.В.Аксенов) был испытан уже в пилотируемом варианте (правда двухместном) . Корабль благополучно состыковался со станцией , экипаж на трое суток присоединился к четвертой основной экспедиции , а затем вернулся на землю. Экипаж следующего "Союза- Т3" (Л.Д.Кизим , О.Г.Макаров , Г.М. Стрекалов ) впервые выполнили ремонтные работы в космосе , позволившие продлить срок работы станции и провести на ней еще одну длительную экспедицию. В 1982г. на была запущена станция "Салют-7" , аналогичная по конструкции предыдущей. На этой станции было осуществлено 4 длительные экспедиции ( 211 , 150 , 236 и 168 суток - полугодовые полеты уже стали нормой ) , и 5 экспедиций посещения , в том числе советско-французская . В 1985г. станция потеряла ориентацию на солнце и ее аккумуляторы полностью разрядились , но В.Джанибекову и В.Савиных , причалившим к станции на "Союзе" удалось полностью реанимировать комплекс - эта операция по вводу в строй практически полностью вышедшей из строя станции до сих пор не имеет аналогов. В 1986г. на орбиту был выведен базовый блок станции нового поколения - "Мир" , менее чем через месяц к нему причалил корабль "Союз-Т15" (Л.Д.Кизим , В.А.Соловьев ) , после нескольких месяцев работы на "Мире " космонавты совершили межорбитальный перелет и причалили к "Салюту-7", где продолжили исследования , не завершенные из-за болезни командира предыдущего экипажа , после чего возвратились на "Мир" . После этого "Салют-7" был законсервирован , и переведен на более высокую орбиту , на которой должен был находится до 2000г. , однако вследствие увеличения активности Солнца воздух в верхних слоях атмосферы поднялся выше и стал тормозить движение станции сильнее , чем предполагалось , вследствие чего уже в 1992г. станция упала на Землю в районе Анд (причем она не полностью разрушилась в атмосфере и ее обломок был найден в нескольких десятках километрах от Буэнос-Айреса ) . В 1986г. началась сборка и эксплуатация комплекса "Мир" , но эта история еще не закончилась , поэтому я позволю себе на этом остановится и подвести кое-какие итоги. Эпилог Семидесятые годы в истории нашей страны часто именуют "эпохой стагнации" , имея ввиду застой в экономическом и политическом развитии страны , но , как видим , к космической отрасли это понятие не относится. Именно в это время были проведены крупномасштабные исследования Марса и Венеры , созданы долговременные орбитальные комплексы , наша космическая медицина накопила уникальный опыт , который будет использоваться и в следующем веке . Именно в это время были заложены основы для практического применения космонавтики : космические снимки широко используют ныне метеорологи , геологи , экологи и даже археологи ( не говоря уже о военных) , нет нужды доказывать необходимость спутников связи , навигационных спутников , очень перспективным остается выращивание в космосе сверхчистых кристаллов для электроники . Помимо этих очевидных практических выгод исследования , проводимые на спутниках и орбитальных комплексах , исследования других планет позволяют расширить наши представления о Вселенной , о Солнечной системе , о нашей собственной планете , понять наше место в этом мире. Поэтому необходимо продолжать не только освоение Космоса для наших чисто практических нужд , но и фундаментальные исследования на космических обсерваториях , и исследования планет нашей Солнечной системы . Эти сложные ( и дорогостоящие ) проекты не могут осуществляться силами только одного , даже очень экономически мощного государства , поэтому международное сотрудничество в них просто необходимо. Я намеренно не написал в этой работе о программах "Союз" - "Аполлон" , "Мир"- "Шаттл" , МКС - это тема для отдельного разговора . Это история уже не просто советской космонавтики , а космонавтики Земной , ставшей общенациональной. Литература “Эстафета космических подвигов” ( сборник ) . Москва “Известия” 1981г. “Полеты космических кораблей о орбитальных станций ” ( хроника) , Москва “Известия” 1981г. С.П.Уманский , “ Космическая одиссея” , Москва “Мысль” 1988г. Ю.Марков , “Курс на Марс” , Москва “Машиностроение” 1989г. “Академик С.П.Королев . Ученый. Инженер. Человек” ( творческий портрет по воспоминаниям современников) , Москва “Наука” , 1987 г. И. Артемьев “Искусственный спутник земли” , Москва “Детская Литература” , 1957г. Ю.В.Колесников “Вам строить звездолеты” , Москва “Детская Литература” , 1990г. а также “Microsoft Encarta 97 Encyclopedia” Журнальные статьи : Б.Е.Черток “Вижу цель” // “Юный техник” ,1989г. - 2 В.Н.Пикуль “Спор Королева и Глушко” // “Юный техник”, 1990г. - 8 С.Колесников “Путь к паритету” // “Техника молодежи” , 1993г.- 5 С.Зигуненко “ Молвой и космос полнится” // “Техника молодежи” , 1993г.- 4 И.Афанасьев , В.Бандуркин “... Ради флага на Луне” //“Техника молодежи” , 1992г.-8 ё [pic] |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |