бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Иран

Иран

Реферат

З !!!!!

на тему:

“ !!!!!! ”

Бачинської Алли Валеріївни

ЗОШ І-ІІ ст. – ліцей №7

Вінниця 2000

Общие сведения

Иран — одна из наиболее крупных стран Юго-Западной Азии — по площади

(1648 тыс. кв. км) намного превосходит граничащие с ним Турцию (на северо-

западе), Афганистан и Пакистан (на востоке), Ирак (на западе). А если

сравнивать Иран со странами Европы, то получается, что его территория

равна Англии, Испании, Франции, Италии и Швейцарии, вместе взятым. В

Зарубежной Азии он существенно уступает по площади только Китаю и Индии.

На севере Иран омывают воды Каспийского моря, на юге — Персидского и

Оманского заливов. Из общей протяженности государственных границ около

8000 км 1/3, приходится на морские границы.

Иран — это название страны, происходящее от более древнего

наименования Ариана — «страна ариев». Этот термин употреблялся для

наименования основной части государства Сасанидов (III—VII вв. н. э.).

В самом Иране не только в древности и в средние века, но и в новое

время страна всегда называлась Ираном, однако в Европе и Америке ее

называли Персией, по названию центральной области страны Фарс, или Парс

(по-гречески), где издавна проживала основная народность Ирана — персы,

говорящие на фарси. Желая подчеркнуть былое величие государства,

правительство Ирана в 1935 г. обратилось ко всем государствам мира с

просьбой официально называть страну Ираном. Современная столица страны —

Тегеран.

Иран отличается пестротой национального состава. При населении в 34

млн. человек (1977 г.) основное этническое ядро — персы — составляет

только около 50%; другие крупные национальности — азербайджанцы (около

20%) и курды (около 9%).

По конституции (принятой в 1906— 1907 гг.) Иран был конституционной

монархией; во главе государства стоял шах, он же — главнокомандующий

вооруженными силами страны. Неоднократно вносившиеся по инициативе шаха

изменения в конституцию дали ему целый ряд прерогатив, которые позволили

установить режим личной власти. Это стало важной причиной широкого

недовольства, переросшего в 1978 г. в социально-политический кризис. В

январе 1979 г. шах был вынужден покинуть Иран. Введенная шахом в 1975 г.

однопартийная система вызывала массовое недовольство и в 1978 г. была

отменена.

В результате массового народного движения режим шаха рухнул.

Иран относится к развивающимся странам, избравшим капиталистический

путь развития. Используя огромные доходы, получаемые от экспорта нефти и

опираясь на социально-экономические реформы, проведенные правящими кругами

страны, Иран за последнее десятилетие совершил значительный скачок в

развитии хозяйства, и теперь вряд ли его можно называть, как это было

сравнительно недавно, отсталой сельскохозяйственной страной с

полуколониальным укладом экономики.

В результате аграрной реформы, в основном завершенной в 1972 г.,

позиции помещиков были подорваны. Землю получило около 15 млн. крестьян

(на условиях выплаты ее стоимости государству в рассрочку за 12 лет), но

основными собственниками земли стали зажиточные крестьяне, которые явились

опорой правительства в деревне. Помещики же, проживавшие и до реформы, как

правило, в крупных городах, получив от государства выкуп за землю, стали

держателями акций промышленных предприятий.

Иран в настоящее время является страной аграрно-индустриального типа.

При огромных поступлениях иностранной валюты от продажи нефти (около 20

млрд. долл. в 1976 г.) Иран ускоренными темпами развивает свою

промышленность, создает новые ее отрасли (нефтехимическую,

машиностроительную, в том числе автомобильную, авиационную, военную),

расширяет металлургическую промышленность. Иран тесно сотрудничает с

крупнейшими монополиями ведущих капиталистических держав. Возникающая на

условиях совместного участия иранского капитала с капиталом монополий США,

Англии, Франции, Италии, Японии и ФРГ (60—70% — доля Ирана, 30—40% — доля

иностранного капитала) иранская промышленность рассчитана на сбыт товаров

не только в Иране, но в значительной степени и в соседних странах Ближнего

Востока, Юго-Восточной Азии и Африки. Будучи не в состоянии в первое время

освоить все доходы от нефти, Иран начал экспортировать капитал. Он

превратился в страну, оказывающую финансовую помощь как развитым, так и

развивающимся странам. В середине 1970-х гг. Иран санкционировал займы

Англии (1,2 млрд. долл.), Египту (более 1 млрд.), Индии (1 млрд.),

Пакистану (1 млрд.), а также Заиру и др. Общая сумма займов,

предоставленных Ираном другим странам, составила 10 млрд. долл. Иран стал

кредитором Международного валютного фонда.

Социально-политический кризис 1978—1979 гг. нанес серьезный ущерб

экономике Ирана и существенно ослабил его внешнеэкономические позиции.

Забастовка рабочих-нефтяников парализовала добычу нефти — основного

источника финансовых поступлений. С осени 1978 г. замерла экономическая

жизнь страны.

Важнейшие исторические события

В условиях развития капитализма в Европе и борьбы империалистических

держав за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала

феодально отсталый Иран стал объектом их эксплуатации.

Наиболее характерной была политика империалистических держав в

отношении Ирана в первые годы после второй мировой войны. Правительства

Англии и США, пользуясь тем, что они оказали правящим кругам Ирана помощь

в подавлении национально-демократического движения в стране (особенно в

Иранском Азербайджане), заключили с Ираном ряд военных и экономических

договоров и соглашений, которые способствовали ориентации внешней и

внутренней политики Ирана на империалистические государства. США и Англию

интересовало как выгодное военно-стратегическое положение Ирана у границ

Советского Союза, так и иранская нефть. Поэтому в 1955 г. они вовлекли

Иран в Багдадский пакт (ныне СЕНТО), направленный против СССР и других

социалистических стран, и с помощью Международного нефтяного консорциума

(созданного в 1954 г.), займов, различного вида «безвозмездных» субсидий,

кредитов и других средств оказывали влияние на иранскую экономику. Ряд

военных договоров и соглашений, в том числе и американо-иранское

соглашение 1959 г., потребовали от Ирана больших расходов на

непроизводительные цели. Все это в сочетании с внутренними социально-

экономическими трудностями, кризисом в сельском хозяйстве (в силу

значительных остатков феодализма), промышленности, финансовой системе

привело в конце 50-х — начале 60-х годов к широкому недовольству народа

обанкротившейся внешней и внутренней политикой Ирана.

В этих условиях правящим кругам страны пришлось существенно изменить

политику. Во внутриполитическом плане это выразилось в проведении

социально-экономических реформ (названных «белой революцией»),

направленных против феодальных порядков и призванных форсировать развитие

капитализма; во внешнеполитическом — в нормализации (с 1962 г.)

отношение с СССР и другими социалистическими странами.

Новая политика Ирана дала определенные положительные результаты:

произошли заметные сдвиги в экономике, в основном было покончено с

господством полуфеодальных производственных отношений в деревне. За

последние 15 лет темпы роста экономики Ирана ежегодно превышали 10%

(вместо 2—3% в прошлом), возросла доля промышленности по сравнению с долей

сельского хозяйства в валовом национальном продукте. Новая экономическая

политика Ирана дала и отрицательные результаты: бурный рост цен на товары,

жилье, расширение безработицы. Сельское хозяйство не обеспечивает всех

потребностей страны в продовольствии. В то же время огромные средства

затрачивались на милитаризацию Ирана, на закупку новейших видов оружия.

Все это вело к дальнейшему ухудшению положения трудящихся.

В течение 1978 г., в условиях усиливающихся внутренних социально-

экономических трудностей в Иране проходили массовые антиправительственные

демонстрации. Осенью начались массовые забастовки рабочих и служащих

нефтяной промышленности, транспорта, связи, коммунального хозяйства.

Иранский народ требовал коренных преобразовании в политической,

социальной, экономической и культурной областях. Такого накала

политической борьбы страна не знала. В столице и других крупных городах

ставленники шаха были смещены.

Население

Иран наряду с Афганистаном принадлежит к числу самых многонациональных

государств Юго-Западной Азии. Здесь проживает свыше 30 крупных и мелких

народов, а если учесть также отдельные племена и. этнические группы, в той

или иной степени сохранившие культурно-бытовое своеобразие, число их еще

больше.

Подавляющее большинство народов Ирана принадлежит к иранской группе

индоевропейской языковой семьи и к тюркской группе алтайской языковой

семьи (соответственно около 75 и свыше 20%). К первой из них относятся

персы (13,5 млн.), гилянцы (1,6 млн.), мазандеранцы (1,2 млн.), курды (2,5

млн.), луры (0,8 млн.), бахтиары (0,5 млн.), белуджи, талыши, таты,

хазарейцы, джемшиды, афганцы и таджики. Ко второй относятся азербайджанцы

(5 млн.), туркмены, кашкайцы, каджары, афшары, шахсевены, карапапахи,

бахарлу, эйналу, нафары, хорасани и др. Из других проживающих в стране

народов арабы (0,55 млн.) и ассирийцы говорят на языках семитской группы

семито-хамитской языковой семьи, армяне — на стоящем особняком языке

индоевропейской семьи, грузины — на языке картвельской группы кавказской

семьи.

Многонациональность Ирана в значительной мере является наследием

завоевательной политики его древних и средневековых правителей,

объединявших под своей властью множество разноязычных племен и народов, а

также тех завоеваний, которым подвергался сам Иран. В дальнейшем

сохранению этнической дробности способствовала феодальная отсталость

страны и племенной строй кочевой части населения.

Основная этническая общность — персы — сосредоточена главным образом в

центральных и южных районах страны. В других районах, кроме Иранского

Азербайджана, они составляют большинство населения городов. К северу от

основного ареала расселения персов живут этнически близкие им, но

сохраняющие ряд диалектных и культурных особенностей гилянцы, мазандеранцы

и талыши, к западу — курды, луры и бахтиары, к востоку — афганцы, белуджи,

хазарейцы, таджики. Вторая по величине этническая общность — азербайджанцы

— населяет северо-западную часть страны, граничащую с Азербайджаном. С

ними соседствуют родственные им полукочевые и оседлые племена афшаров,

шахсевенов и карапапахов. На юге страны обитают кашкайцы и некоторые

другие тюркские кочевые племена, а также арабы.

В настоящее время персы и иранские азербайджанцы являются

сформировавшимися буржуазными нациями, другие же народы стоят на различных

ступенях этносоциального развития, составляя частью племена, частью

народности. Некоторые из них постепенно ассимилируются с персами, что в

известной степени является результатом политики иранизации, проводимой в

стране. Официально считается, что все исповедующие ислам народы страны

составляют вместе с персами единую иранскую нацию. Как национальные

меньшинства рассматриваются только представители других вероисповеданий:

христиане — армяне и ассирийцы; зороастрийцы — парсы, или гебры; иудаисты

— евреи. При проведении переписи населения 1956 г. впервые было учтено

количество говорящих на так называемых местных языках, но уже при

проведении следующей переписи 1966 г. такой учет не проводился.

В последнее время ассимиляционным процессам в Иране способствует также

развитие капиталистических отношений, ведущее к смешению и культурно-

языковому взаимодействию разнонационального населения в городах, на

нефтепромыслах, крупных стройках и т. п. Особенно заметна иранизация

гилянцев и мазандеранцев. В то же время малочисленные тюркские народы

Северного Ирана, а отчасти и ираноязычные талыши ассимилируются

азербайджанцами.

Экономика

Самое характерное для экономики современного Ирана — это завершение

перехода от полуфеодальных социально-экономических отношений к

капиталистическим и превращение страны из аграрной в аграрно-

индустриальную. Правящие круги Ирана поставили задачу индустриализировать

страну, создать многоотраслевое хозяйство, способное через 15 — 20 лет

обеспечивать в основном внутренние потребности страны, и стать крупным

экспортером промышленной продукции,

В первой половине 70-х годов экономика Ирана развивалась быстро.

Валовой национальный продукт (ВНП) возрастал ежегодно более чем на 10% и

составил в 1975 г. 20,7 млрд. долл., что превышало валовой национальный

продукт 1960 г. почти в 5 раз. Резко изменилось соотношение долей основных

отраслей экономики в ВНП. Если в 1941 г. доля сельского хозяйства в ВНП

составляла 71 и в промышленности 25%, а в 1962 г. — соответственно 28 и

33%, то в 1972 г. доля сельского хозяйства в ВНП уменьшилась до 15 %, а

доля промышленности увеличилась до 43%. Однако под влиянием экономического

кризиса в капиталистической мире темпы экономического развития Ирана

снизились, рост ВНП в 1976 г. составил уже 4,9 %.

О промышленном развитии страны свидетельствует и сокращение, доли

занятости сельского населения в производстве национального дохода. Если 30

лет назад сельское население Ирана, составлявшее 78% всех жителей страны,

производило 3/4 национального дохода, то теперь 60% населения,

проживающего в сельской местности, производит уже менее 1/5 национального

дохода.

Экономическое развитие Ирана стало возможным благодаря огромным

доходам от нефти. В июле 1973 г. Иран добился полного контроля над своими

нефтяными ресурсами. В связи с разразившимся в 70-х годах в

капиталистическом мире энергетическим кризисом Иран стал получать огромное

количество валюты (в 1973 г. — 6,3 млрд., в 1974 г. — 18,6 млрд., в 1975 и

1976 гг. — около 20 млрд. долл. в год), значительная часть которой

направлялась на развитие экономики. Годовой бюджет страны за 15 лет возрос

примерно в 20 раз, составив в 1977 г. около 50 млрд. долл.

В будущем Иран вероятно сможет получать значительные средства и от

продажи газа, который до недавнего времени бесполезно сжигался в факелах в

местах добычи нефти, а также от развития горно-добывающей промышленности.

В ноябре 1975 г. в Тегеране было подписано два многосторонних

соглашения на компенсационной основе о поставке иранского природного газа

в ФРГ, Австрию и Францию через территорию Советского Союза и Чехословакии

по 13,4 млрд. куб. м ежегодно, начиная с января 1981-го и вплоть до 2003

года. В соответствии с этими соглашениями поставляемый Ираном газ будет

потребляться в Советском Союзе, а в ФРГ, Францию и Австрию будет

поставляться эквивалентное количество советского природного газа. До

обострения внутриполитической обстановки Иран по экспорту природного газа

занимал третье место среди капиталистических и развивающихся стран.

На экономическое развитие Ирана благотворное влияние оказало улучшение

отношений с СССР. В 60-е годы между СССР и Ираном был заключен ряд

договоров и соглашений, в том числе об оказании экономического и

технического содействия в строительстве Исфаханского металлургического

завода и других предприятий.

В 1962 г. иранским правительством были разработаны, а 26 января 1963

г. (по старому иранскому календарю — 6 бахмана 1341 г.) утверждены

референдумом социально-экономические реформы, названные «белой

революцией», или «революцией 6-го бахмана». Они касались вопросов

осуществления земельной реформы, национализации лесов и пастбищ, продажи

государственных предприятий частным лицам в целях получения средств для

финансирования земельной реформы и поощрения частнокапиталистического

предпринимательства, создания «корпуса просвещения».

Однако в условиях режима личной власти и постоянного несоблюдения

конституционных норм, проведение реформ сопровождалось многочисленными

нарушениями законности. Коррупция, расхищение государственных средств,

злоупотребления властью привели к тому, что результатами реформ

воспользовалась численно небольшая имущая верхушка общества. Что же

касается широких народных масс, а также так называемых средних слоев, то

они продолжали страдать от безработицы, неуклонного роста стоимости жизни

и бесправия.

Отрицательно сказывался на положении трудящихся также безудержный рост

непроизводительных (военных и других) расходов, в частности, на содержание

аппарата насилия (тайной полиции, жандармерии и других), вызывавших

всеобщее недовольство. Ежегодно Иран расходовал около трети

государственного бюджета (в 1978 г. — 10 млрд. долл.) на закупки

современного оружия (главным образом в США) и на другие военные цели.

До начала претворения в жизнь аграрной реформы Иран был страной

крупного полуфеодально-помещичьего землевладения. Шаху, его семье,

помещикам, вождям племен, высшему духовенству, т. е. небольшому кругу

семей, составлявшим примерно 1% населения страны, принадлежало свыше 80%

пригодных к обработке земель. На долю же мелких землевладельцев

приходилось всего лишь около 12—15% всех обрабатываемых земель. Около

70% крестьян землей не владели, арендуя ее на кабальных условиях

полуфеодальной издольщины.

Аграрная реформа ставила своей целью не ликвидацию земельной

собственности помещиков, а лишь ее ограничение, точнее — ликвидацию

крупного землевладения, ведущегося на полуфеодальной основе. Излишки

земель у помещиков подлежали изъятию за выкуп и продаже в рассрочку

крестьянам, работающим на этой земле.

Несмотря на сопротивление отдельных крупных феодалов, вождей племен и

части духовенства, иранскому правительству удалось, в основном,

осуществить земельную реформу и разукрупнить помещичьи владения.

Полуфеодальное землевладение и землепользование в целом было

ликвидировано. Первоначально владения помещиков ограничивались землями

одной деревни (вне зависимости от размеров площади имения), затем с 1965

г. размер имений был установлен в пределах от 20 до 150 га (в зависимости

от климата и наличия воды).

Разделу не подлежали земли тех имений, в которых сельскохозяйственное

производство велось на капиталистической основе (с применением

сельскохозяйственных машин и наемных рабочих) и размеры которых не

превышали 500 га, а также сады. Земельные излишки сверх установленного

максимума помещик мог по своему усмотрению либо продать своим арендаторам,

либо сдать в аренду на 30 лет. В долгосрочную аренду (на 99 лет) сдавались

лишь неотчуждаемые земли мечетей — вакфы. Следующий этап реформы (с конца

1968 г.) касался вопросов дальнейшего урегулирования взаимоотношений

помещиков с крестьянами: все земли, отдаваемые ранее помещиками в аренду,

должны были быть проданы; предполагалась также интенсивная механизация

сельского хозяйства у более зажиточных крестьян.

Земельная реформа позволила 2,9 млн. крестьянских семей (около 15 млн.

человек) приобрести небольшие участки земли, в среднем около 2,4 га на

одну семью.

Земельная реформа нанесла удар по ^полуфеодальному землевладению —

главной опоре средневекового способа производства и одному из источников

отсталости Ирана — и тем самым расчистила путь для развития сельского

хозяйства в капиталистическом направлении.

Аграрная реформа изменила социально-экономические отношения в иранской

деревне. Помещик перестал быть центральной фигурой деревни, уменьшилась

роль ростовщика, в финансировании сельскохозяйственного производства

возросла роль кооперативного кредита. Повысилась техническая

оснащенность сельского хозяйства. Если в 1962 г. один трактор приходился

на 9 деревень, то в начале 1970-х гг. — на 2 деревни. За период

проведения реформы более чем в 4 раза возросло применение минеральных

удобрений. Однако усилия иранского правительства, направленные на

изменение сложившегося веками отсталого сельскохозяйственного производства

со средневековыми в целом методами ведения растениеводства и

животноводства, не дали эффективных результатов. Сельское хозяйство не

обеспечивает (за исключением некоторых благоприятных по погодным условиям

годов) внутренних потребностей страны. Оно в значительной степени

подвержено влиянию стихийных природных явлений, таких, как засуха,

наводнения, снегопады и др.

Аграрные преобразования тем не менее привели к определенным сдвигам.

Уже за период с 1964 по 1969 г. продукция земледелия возросла примерно на

одну треть, что позволило Ирану в начале 1970-х гг. превратиться из

импортера в экспортера пшеницы. За 60—70-е годы производство пшеницы и

ячменя увеличилось с 2,6 млн. до 6 млн. т риса — с 566 тыс. до 1,45 млн.

т, более чем в 2 раза возросло производство фруктов и овощей. Однако в

середине 70-х годов страна стала вновь испытывать очень острую нехватку

продовольствия, особенно зерна. Импорт продуктов земледелия и

животноводства в страну растет из года в год.

Рост сельскохозяйственного производства происходит главным образом

путем увеличения посевных площадей и в меньшей степени за счет механизации

хозяйства и применения химических удобрений.

За период с 1960 по 1973 г. посевные площади в Иране увеличились с 6,4

млн. до 8 млн. га. В результате строительства 12 новых плотин и ввода их

в действие площадь обрабатываемых земель увеличилась в начале 80-х годов

до 10—12 млн. га. Намечается построить, первые установки по опреснению

соленой воды, что также позволит увеличить производство

сельскохозяйственной продукции.

В 1972 г. иранское правительство утвердило план строительства

нескольких крупных аграрно-индустриальных центров. Один из них создается в

Марвдаште (провинция Фарс), другой — в Муганской степи.

Таким образом, развитие сельского хозяйства Ирана мыслится посредством

вовлечения мелких крестьянских хозяйств в систему капиталистических

отношений, с одной стороны, и, с другой — с помощью создания аграрно-

индустриальных комплексов и кооперативов капиталистического типа.

Однако, несмотря на предпринимаемые правительством меры к подъему

сельского хозяйства, поставленная им задача — добиться самообеспечения

страны сельскохозяйственными продуктами — в ближайшие десятилетия вряд ли

может быть решена. Рост внутреннего потребления (13% в год в среднем) в

связи с постоянным приростом населения значительно превышает рост

сельскохозяйственного производства (среднегодовой темп роста его за

1968—1972 гг. — 3,9%). В результате Иран вынужден ежегодно закупать в США,

Австралии и других странах многие продовольственные товары.

Правительство Ирана проводит курс на индустриализацию страны, пытается

превратить ее в промышленно развитое государство.

Опираясь на постоянно растущие доходы от нефти (они покрывают примерно

80 % валютных и более 50 % государственных расходов), Иран производит

диверсификацию, т. е. усиливает тенденцию к многообразию структуры своей

экономики. Создаются такие новые для этой страны отрасли промышленности,

как металлургия, машиностроение, автомобилестроение, химическая

промышленность, электротехника, добыча и переработка нефти и других

полезных ископаемых, строительство ирригационных сооружений,

электростанций (в том числе атомных).

Иностранные международные компании охотно идут на вложение своих

капиталов в совместные предприятия в Иране. Монополии США, Англии,

Франции, ФРГ, Японии и других капиталистических стран отводят Ирану роль

опорной базы для своей деятельности на Ближнем и Среднем Востоке.

Создаваемые ими на паях с иранским капиталом (иностранные капиталы по

иранским законам не должны превышать 50% совместных капиталовложений)

акционерные компании завоевывают не только иранский рынок, но уже выходят

на региональные международные рынки сбыта.

Культура: традиции и современность

Развитие экономики и сдвиги в общественной жизни, происходящие в Иране

в последнее десятилетие, привели к определенному прогрессу в области

просвещения, науки, здравоохранения, спорта.

Для борьбы с неграмотностью создан так называемый корпус просвещения.

Молодые люди, призванные на военную службу и зачисленные в этот корпус,

направляются на два года преподавателями в сельские школы. Они учат не

только детей, но и взрослых. Для распространения навыков гигиены и

санитарии в сельской местности и оказания крестьянам медицинской помощи

создан подобный же корпус здравоохранения.

В стране значительно выросло число населения, умеющего читать и

писать. Если в 1956 г., по данным ЮНЕСКО, население Ирана было неграмотно

на 85—90% (среди сельского населения грамотных было менее 4%, в том числе

среди женщин — около 1 %), то в 1968 г. неграмотность снизилась до 70%. В

1974 г., по иранским данным, неграмотное население моложе 50 лет уже

составило немногим менее 50%.

За последнее десятилетие в Тегеране и в других крупных городах созданы

новые высшие учебные заведения (государственные и частные), проведена

перестройка системы высшего образования с ориентацией на подготовку

технических кадров для развивающейся промышленности и сельского хозяйства.

При этом была сокращена подготовка специалистов в области гуманитарных

наук. Организованы центры профессионального и технического образования.

Медицинское обслуживание в Иране в настоящее время далеко не

удовлетворяет потребности страны, но и в этой области произошли довольно

значительные сдвиги.

В стране полностью ликвидированы заболевания трахомой, которая раньше

была бичом населения южных городов и деревень, большие успехи достигнуты в

борьбе с туберкулезом, венерическими болезнями, проказой. В

результате борьбы с детскими эпидемическими заболеваниями детская

смертность значительно снизилась.

Используемая литература:

Масляк П.О., Олійник Я.Б., Степаненко А.В., Шищенко П.Г. Географія. –

К.: Знання, - 1998. – 829 с.

Руснак П.П., Жебка В.В., Рудий М.М., Чалий А.А. Економіка сільського

господарства. – К.: Урожай, 1998. - 320 с.

Страны и народы. Науч.-попул. геогр.-этногр. изд. В 20-ти т.

Зарубежная Азия. Общий обзор. Юго-Западная Азия/Редкол.: Н.И. Прошин

(отв.ред.), И.А.Дементьев и др. – М.: Мысль, 1979. – 381 с.


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.