бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Империя. Российская империя

российским государством. Мог ли он долго просуществовать? Вопрос

риторический. В 1816 г. наместником Кавказа был назначен генерал А.П.

Ермолов, который, будучи убежденным сторонником государственной линии,

жестко проводил политику на превращение Кавказа в обычный административный

район России, чем вызвал обострение ситуации. Англия проявляла большую

обеспокоенность усилением России и падением влияния Турции в этом регионе,

искала связей с горскими народами, стремясь не допустить их присоединения к

российскому государству. Несмотря на сложность ситуации, вооруженное

сопротивление горцев, Россия укрепляла свои позиции на Кавказе. В

результате войн с Персией и Турцией были присоединены Западная Грузия,

Нахичеванское и Ереванское ханства. Борьба за подчинение горских народе

была тяжелой. В ходе Кавказской войны в середине 60-х гг. XIX в. Северный

Кавказ был поставлен под контроль царской власти.

В XVIII – б0-е гг. XIX вв. к России были присоединены боль территории

Казахстана, населенные кочевыми и полукочевыми народами. Младший и средний

жузы казахов присоединились к империи добровольно, большой жуз – под

военным давлением Москвы. С окончанием Кавказской войны активизировалось

среднеазиатское направление в имперской политике. С середины 60-х гг.

началось актив продвижение войск в этом направлении. В 1864 г. были взяты с

согласия царского правительства Туркестан и Чимкент. В 1865 г. по

собственной инициативе генерала М.Г. Черняева был взят Ташкент. Министр

внутренних дел П. Валуев записал в дневнике об этом событии: "Ташкент взят

ген. Черняевым. Никто не знает, почему и для чего... Есть нечто эротическое

во всем, что у нас делается на отдаленной периферии империи». Успехи в

Среднеазиатском направлении породили мечты о походе вглубь Азии, завоевании

Индии. Александр II не поддержал эти идеи и остановил войска на границах

Афганистана.

Средняя Азия, включенная в состав России во второй половине XIX в.,

была мусульманской и представляла собой в отношении государственного

устройства мозаичную территорию. Одну треть составляли сарты (узбеки,

таджики, арабы, татары и др.), которые вели оседлый образ жизни. На базе

оседлого населения существовали три государственных образования, основанные

на принципах подданства, – Бухарский эмират, Хивинское и Кокандское

ханства. Две трети населения составляли кочевники и полукочевники (киргизы,

узбеки, туркмены, курама, каракалпаки и т.д.), которые находились в

зависимости от этих государственных образований. Для мусульманской

цивилизации характерна корпоративность и, следовательно, потребность в

сильной власти. Ислам создавал особый духовный климат и играл колоссальную

роль в жизни общества. Детальная регламентация жизни религиозными

институтами сдерживала процесс изменений, то есть ограничивала прогресс,

поэтому развитие мусульманских сообществ шло медленно, они тяготели к

неизменности, были преданы традициям старины. В Бухаре, к примеру, в

середине XIX в. существовало рабство. Здесь только начало появляться

мануфактурное производство, шли бесконечные междуусобные войны, которые

разоряли население. Тем не менее в России Среднюю Азию рассматривали как

перспективный район, который откроет торговые пути вглубь Азии, станет

источником сырья, рынком сбыта. В одной из статей в печати в 1862 г

говорилось: "Польза, которую Россия извлечет из сношений с Ср. Азией так

очевидна, что все пожертвования на это дело скоро окупятся".

Итак, внешняя экспансия на третьем этапе была вызвана потребностями в

развитии западного уклада, становлением рыночных отношении. Однако тип

завоеваний по прежнему – восточный. Россия не стала метрополией, а

завоеванные территории – колониями. Колониальный тип экспансии в России не

сложился. Завоеванные территории включались в состав единого государства.

Отсюда проистекало равнодушие России к заморским районам. Пример Аляски

здесь очень характерен. В 1741 г. русская экспедиция во главе с В.Берингом

достигла Аляски. Во второй половине XVIII в. русские промышленники и

мореходы активно осваивали Русскую Америку (Аляска и небольшая колония в

Калифорнии). Была основана Российско-Американская кампания. В 1867 г.

Русская Америка была продана США за символическую даже по тем временам

сумму – 7,2 млн. долларов. Почему? Русская Америка рассматривалась как

составная часть России. В результате доходы на ее содержание превышали

доходы от нее. Так что продажа Аляски составила существенную экономию в

бюджете. То же самое произошло, когда встал вопрос о присоединении к России

Гавайских островов. Алекандр 2 ответил отказом.

Любопытно, что российское государство в период модернизации проводило

целенаправленную политику по приглашению представителей европейских народов

для постоянного жительства с целью закрепления и расширения базы западного

уклада. Приглашались французы, итальянцы, англичане, но это было, в

основном, как бы штучно: учителя языков, архитекторы, актеры, музыканты и

т.п. Но в массовом масштабе пощрялось переселение в Россию немцев. Если до

начала XVIII века немцы селились в основном в Москве, Санкт-Петербурге,то

Екатерина 2 в начале 60 гг. XVIII в. приглашение немцев сделала

государственной политикой. Миграция немецких колонистов прекратилась в 20-е

гг. XIX века. Результатом государственной политики, проводившейся более

полувека, стало переселение больших групп немцев в Поволжье, Причерноморье,

Молдавию. Немцы, как и у себя на родине, постепенно создали образцовое,

прибыльное хозяйство, подавая пример россиянам. К концу XIX в. по данным

переписи 1897 г. в России (вклюлочая Польшу и Прибалтику, но без Финляндии)

говорящих на немецком языке насчитывалось 1,8 млн. чел., что составляло

1,4% населения. Но существенного влияния на ситуацию в России немцы не

оказывали. Более того, они становились заложниками отношений между Россией

и Германией, а также ситуации в самом государстве. Россия неоднородна в

цивилизационном отношении и любое изменение в цивилизационной парадигме

сказывалось на их судьбе.

Таким образом, на протяжении нескольких столетий шел процесс

расширения территории государства. Что характерно?

1. Территориальные приобретения России по масштабам значительно

уступали приобретениям западных, колониальных империй (Британской прежде

всего).

2. Новые территории включались в состав единого государства, которое

считалось русским.

Россия – продукт естественных для больших государств политических

процессов: завоеваний, дележа территорий добровольных присоединений и

отсоединений и т. п. Но у этого государства есть и свои особенности. Оно

возникло на стыке христианского мира, мусульманской цивилизации,

классического (буддийского) Востока и огромного региона, занятого кочевыми

и полукочевыми обществами, их условно можно назвать природными. Россия –

это особый, исторически сложившийся конгломерат народов, относящихся ко

всем существующим типам цивилизаций, объединенных мощным централизованным

государством. Множественность народов, входивших в состав нашего

государства (когда больше, когда меньше, но всегда много), превращала

Россию в неоднородное, сегментарное общество. В разное время и в разном

объеме в ее составе находились природные сообщества – народы Сибири и

Севера Европы, исповедующие язычество, анклавы мусульманской цивилизации

(Поволжье, Казахстан, Средняя Азия, часть Кавказа), буддийские регионы

(Калмыкия, Тува, Бурятия, Хакассия), регионы с населением, относящимся к

европейской цивилизации (Финляндия, Польша, Прибалтика) и некоторые другие.

Более того, все эти народы исповедуют ценности, которые не способны к

сращиванию, к синтезу. Они не сводимы к русскому. Татаро-мусульманские,

монголо-ламаистские, православные, католические, протестантские, языческие

и иные духовные ценности нельзя свести воедино, подчинить православию.

Россия, не имеющая социокультурного единства, не может быть выражена в

рамках простой альтернативы: Восток-Запад. Дореволюционная Россия на

протяжении столетий сохраняла и приумножала социокультурный и духовный

плюрализм.

Русские всегда составляли значительную часть населения России, но с

ростом государства доля их падала. И тем не менее они всегда были самым

большим по численности народом, и уже это определяет его огромную роль в

судьбе страны. Доминирование одного народа в рамках многонациональной

системы – та неизбежность, с которой приходится мириться, пока не созреют

предпосылки для демократического общественного устройства. Иначе говоря,

кто-то должен устанавливать общие "правила игры" – причем для всеобщего

блага. Иначе государство развалится. Русские и русскоязычные на протяжении

пяти столетий определяли эти "правила игры" в рамках российского

государства. Тем не менее нет оснований сводить историю России только к

истории русских: это означало бы уход от сложной и противоречивой

реальности, которая существенно влияла и на судьбу русского народа.

Если общество, цивилизационно неоднородно, важная роль принадлежит

межцивилизационному диалогу и связанному с ним феномену, когда одна из

культур и язык начинают выполнять роль трансляторов. Этот феномен родился в

эпоху колониальных завоеваний. Достижения разных народов через языки-

трансляторы становились доступными многим другим народам. Французская,

испанская, англоязычная культура и языки стали в свое время такими

трансляторами, которые выполняют важнейшие задачи: обогащают свою и другие

культуры, выводят на мировой уровень достижения больших и малых народов,

способствуют общественному прогрессу. Уже в колониальную эпоху европейские

метрополии, выступая в роли трансляторов, использовали сами и сделали

доступными для других многое из культуры и опыта колоний. Одновременно в

колонии поступал поток достижений западной цивилизации, создавая

предпосылки для их модернизации.

На чем держалось единство столь огромного, разнородного по духовным

ценностям, социальной организации, культуре, традициям и образу жизни

конгломерата? Стабильность и устойчивость этого многонационального

сообщества определяло централизованное унитарное государство. На всей

территории империи существовали единое административное деление (губернии),

этническая составляющая при этом не учитывалась; единая система

делопроизводства и суда, единое правовое и экономическое пространство.

Унификация > единство.

Районы, населенные кочевниками, включались в унитарную систему России,

как правило, без переходного периода. Для остальных районов существовал

определенный период адаптации, в течение которого на новой территории

постепенно вводились в действие законы России. Так, период адаптации

Прибалтики составил более шестидесяти лет. Еще большим он был для Украины,

которая вошла в состав России, оговорив себе колоссальную автономию. В

течение 128 лет шел процесс постепенного включения Украины в унитарную

систему Российского государства. В 1764 г. было упразднено гетманство,

территория Украины была разделена на 2 губернии – Слободскую и

Новороссийскую. Затем была ликвидирована Запорожская Сечь. К началу XIX

века от особенностей Украины практически уже ничего не осталось.

Другое, что обеспечивало целостность государства на протяжении

столетий, принято называть русификацией, хотя этот термин и не совсем точно

отражает суть процесса. Собственно русификация, конечно, существовала, но

не была столь масштабной, как принято думать и надо признать, была

малоэффективной. В П. Наливкин, много лет работавший в российской

администрации в Средней Азии и хорошо знавший ее проблемы, писал в начале

XX века: "Нарождалось новое явление местной жизни, попытки возможно

широкого распространения среди туземцев знаний русского языка русской

грамоты и других предметов нашего школьного преподавания, причем за этой

официальной, гласной вывеской прятались смутные и тщательно маскировавшиеся

гласные надежды на возможность русификации туземного населения, надежды

впоследствии оказавшиеся безусловно несбыточными попытки русификации были

мало перспективней и в других мусульманских частях страны. Вот что писал

путешественник в конце XIX века об Азербайджане: "Трудно представить себе,

что едешь по русскому царству. Нигде ни одного русского лица, ни одного

русского слова, ничего русского. Хоть бы случайно где-нибудь мелькнул

крестик православного храма, а ведь вот уже скоро целое столетие, как этот

край считается русским". Не была сколько-нибудь эффективной русификация и

на Западе – в Прибалтике, Финляндии, Польше.

Особый разговор о русификации Украины и Белоруссии, имеющих общие с

великороссами исторические корни, общие черты в культуре и духовности.

Великороссия, считая себя прямой наследницей Древней Руси, со времен Ивана

III добивалась единства всего православного населения под эгидой русской

церкви и русского государства. А потому вплоть до 1913 года не признавала

прав украинцев и белоруссов на национальную самобытность. Их считали частью

русского народа, а их языки – наречиями русского. Именно поэтому на Украине

и в Белоруссии русификаторская политика была выражена ярче и жестче, чем

где бы то ни было. Еще до революции здесь были мощные русскоязычные

анклавы, которые существенно влияли на судьбу этих народов.

Однако, признавая русификацию как таковую, следует помнить о

доминировании русского народа в общественной системе России – во всех

сферах общественной жизни и в государственной прежде всего. Русификация –

лишь следствие более широкого и неизбежного (в условиях разнородного, но

корпоративного общества) процесса. Доминирование русского народа выражалось

прежде всего в том, что все народы России жили по законам, отражающим

русскую традицию. В органах власти высшего и среднего уровня преобладали

русские, в сфере управления применялся русский язык. Православие имело

приоритет по сравнению с другими конфессиями. К примеру, правом на

миссионерскую деятельность (борьба за умы и сердца людей) обладала только

православная церковь. Более того, на другие конфессии налагались некоторые

ограничения, особенно это относилось к ламаистам и язычникам, которые

считались идолопоклонниками, что по православной традиции было страшным

грехом. В наиболее трудном положении оказались язычники: при Николае I их

начали преследовать за исполнение языческих обрядов. Лишь в 1905 году

указом императора было запрещено рассматривать ламаистов как

идолопоклонников, но язычников этот указ не коснулся.

Чтобы сгладить цивилизационные различия, государство создавало на

присоединенных территориях русскоязычные анклавы превращая их в опору

власти на местах (в силу своего положения они неизбежно были заинтересованы

в сохранении и укреплении унитарного государства). Эти анклавы создавались

двояким образом: переселяли русских на новые территории и приобщали к

русскому языку и русской культуре часть местного населения. Более того, в

правящую элиту России входили не только русские, но и представители других

национальностей, постепенно она становилась многонациональной, но при этом

– обязательно русскоязычной. Уже во времена Московского государства на

службу к царю переходили татарские мурзы, выходцы из Литовской Руси, позже

в политической элите России появились представители других народов. Однако

низовые органы власти всегда состояли из представителей местного населения.

И все же переселение русского, а вернее, славянского населения на

новые территории в дореволюционной России не было масштабным. В огромной

Сибири к концу XVII века, после ста лет колонизации, насчитывалось всего

150 тысяч русского населения. В Амурскую область (она в составе России с

1858 года) с 1859 по 1882 год переселилось всего 8709 крестьян. По переписи

1897 года в Финляндии было 14018 русских (при общей численности населения

более 2,5 миллиона).

В имперский период на протяжении 200 лет русское православие сыграло

своеобразную роль: духовная система для русского народа и идеология для

полиэтнического государства. Предпринимались попытки расширить сферу

непосредственного влияния православия как духовной системы (крещение

якутов, представителей других народов – новокрещенцы. Это можно расценить

как попытки власти преодолеть цивилизационную неоднородность. Но этот

процесс не был масштабным.

Стремление государства создать опору власти в лице русскоязычных

анклавов не разрушало в целом социокультурного плюрализма в обществе.

Письменность и, следовательно, основанная на ней культура, в мусульманских

регионах была на основе арабского алфавита, в буддийских – монгольского, в

Молдавии, Польше - латиницы, у некоторых народов была собственная

самобытная письменность. Для того, чтобы представить общество в его

плюралистической реальности, приведем некоторые данные. В Дагестанской

области (образована в 1846 г.) в конце XIX в. население составляло 586,6

тыс. человек (аварцы лезгины, даргинцы, лакцы, татары, русские, евреи и

т.д.). Там работало 26 русских школ. С открытием специальных учебных

заведений число русских школ увеличилось и к 1915 г. составило 93. Но

одновременно в Дагестане работало 740 мусульманских школ, 20 горско-

еврейских, 1700 мечетей неустанно утверждали традиции мусульманской

культуры. В Бухаре в начале XX в. при населении 70-100 тысяч человек было

360 мечетей и свыше 130 медресе и других учебных заведений. Агинский дацан

(ныне территория Читинской обл.) был крупным центром буддизма. К 1917 г.

там действовали 9 храмов, несколько часовен (в том числе в честь коронации

Николая II), работала богословская школа (чоира), школа тибетской медицины,

типография. Дацан располагал Ценнейшим и богатейшим собранием книг и

ксилографических досок с религиозными текстами, был центром буддийского

иконописания. В Бурятии до революции было 16 тысяч лам (монахов).

Как ни странно это звучит сегодня, государство охраняло духовный и

социокультурный плюрализм в обществе. Все неправославные конфессии

пользовались правом свободного вероисповедания своей религии. Ограничения

(кроме миссионерской деятельности) касались, как уже отмечалось, некоторых

религиозных процессий и обрядов, относящихся главным образом к язычеству.

Право вести метрические записи о рождении, браке, смерти (важнейший

социальный институт) было предоставлено всем конфессиям, кроме ламаистов и

язычников. Брак признавался законным независимо от вероисповедания, если он

был религиозно освящен. Но переход из одной веры в другую был весьма

затруднен, подобные трудности существовали и для смешанных, с религиозной

точки зрения, браков. Все это сохраняло мозаичность общественной ткани. Из

христианской веры в нехристианскую перейти было нельзя вообще. Что же

касается православия, то был запрещен переход даже в другую христианскую

веру – католическую, лютеранскую... Перейти из нехристиан в христиане было

возможно, но для этого надо было получить разрешение властей. С нынешних

позиций все это выглядит малопривлекательно, но, с другой стороны, именно

эти меры ограждали разнородные социальные и культурные анклавы в российском

обществе от размывания.

Между тем жизнь в Российской империи не была идиллией. Возникновение

даже небольших переселенческих очагов, попытки русификации вызывали

недовольство и протест. Проблема, однако, состояла не столько в

русификации, сколько в недостатке прав и свобод, в жестком контроле

государства, в произволе и бюрократизме и как неизбежное следствие – в

злоупотреблениях властью. А поскольку законы принимались в центре (с точки

зрения местного населения были русскими) и в органах власти преобладали

русские, то протест часто (но не всегда) принимал антирусский характер.

1705 год. Идет Северная война и складывается пока неудачно для России. В

это время к башкирам, которые были кочевниками, приезжают царские чиновники

и предъявляют непомерные, сточки зрения башкир, требования: выплатить

чрезвычайный налог; выставить тысячу солдат и пять тысяч лошадей. Чиновники

к тому же, не желая выслушивать аргументы другой стороны, повели себя

крайне высокомерно по отношению к башкирским вождям. Результат оказался

трагичным: вспыхнуло восстание, которое продолжалось шесть лет и приняло

антирусский характер. Сотни русских деревень были сожжены, множество

крестьян было взято в плен и продано в рабство на рынках работорговли в

Крыму и на Кавказе. Башкиры, которые во второй половине XVI века

добровольно вошли в состав России, теперь искали возможности соединиться с

единоверной Турцией. Восстание в Башкирии в XVIII веке было подавлены

силой: и со стороны власти, и со стороны общества сила была главным

аргументом в разрешении возникающих конфликтов, иных механизмов

согласования интересов, увы, тогда в России не было.

Модернизации, предпринимавшиеся в XVIII - нач. XX вв. касались прежде

всего русского общества (в этом также сказывалась доминирующая роль

русского народа). По данным первой ревизии (171^-1727 гг.) русские

составляли '"ю населения страны. К концу XVIII века их доля в общей

численности населения уменьшилась примерно до половины (49%)52. По данным

переписи 1897 г. доля русских еще более сократилась • 44,3%53. Таким

образом, во времена наиболее стремительного развития страны в сторону

демократии, гражданского общества и рыночной экономики ( вторая половина

XIX - начало XX вв.), русские, при всей многочисленности, составляли

меньшинство в стране.

Районов мусульманской ориентации, особенно на Кавказе и в Средней

Азии, модернизация касалась точечно: создание промышленных районов в местах

важных сырьевых месторождений, строительство транспортных артерий и

инфраструктуры их обслуживания. Как правило, в этих точках модернизации

население было интернациональным со значительной долей русского. Вот

описание нефтяного Баку в конце XIX в: "Издали Баку уже не производит

впечатления мусульманского города. Ветхие наивные куполы его Джумы да

высоко забравшийся минарет ханской мечети незаметно тонут среди европейских

домов и христианских церквей. Магометанство здесь стерлось и потемнело, как

эти сырые старые куполы, как развалины ханского замка... Вообще не пахнет

шаблонным губернским городом глухой окраины, а скорее кипучею жизнью какой-

нибудь Одессы или Ростова, хотя, конечно, начинающей Одессы, начинающего

Ростова". За пределами этих районов жизнь текла в соответствии с восточными

традициями.

Для анклавов европейского типа модернизация означала обретение

некоторой свободы для устойчивого развития в соответствии со своими

цивилизационными предпочтениями. В силу этого все проблемы и противоречия

модернизаций, успехи и неуспехи связаны прежде всего с русским обществом и

его особенностями.

В условиях цивилизационно-неоднородного общества важную роль играет

межцивилизационный диалог и связанный с ним феномен культур (языков) -

трансляторов. Этот феномен породила эпоха колониальных завоеваний.

Достижения разных народов через культуры (языки) — трансляторы становились

доступными многим другим народам. Русская культура и русский язык также

постепенно (с XVIII века) превратились в трансляторы на территории

огромного многонационального субконтинента, входившего в состав Российской

империи. Почему именно с XVIII века, а не раньше, ведь государство было

многонациональным и в XVI веке? Дело в том, что культура может выполнять

роль транслятора при двух взаимосвязанных условиях: первое – она должна

быть светской, второе – она должна быть открытой. Светская русская культура

появилась в XVIII веке, тогда же начался процесс ее превращения в

межнациональный транслятор. Произведения культуры, достижения и самобытные

идеи разных народов через русскую культуру, с помощью русского языка

становились достоянием сотен миллионов в своей стране, а затем выходили за

ее пределы. Обогащалась русская культура – а через нее к разным народам

России приходило многое из мирового и русского опыта. Каналов

межцивилизационного обмена было немало – общая экономика, общие территории

и правовое пространство в рамках Российского государства создавали

естественные стимулы для межнациональных контактов.

Центрами межнационального общения стали города, число которых

постоянно росло. Таким образом, в рамках государства шел межцивилизационный

диалог, взаимообмен роль русской культуры как транслятора в

межцивилизационном обмене в полной мере еще предстоит оценить.

Но когда возникают кризисы, революции, когда ослабевает

централизованная власть, появляется угроза распада такой страны, как

Россия, – с ее сегментарностью, цивилизационной неоднородностью и

преобладанием корпоративности в общественной системе. Распад огромного

многонационального государства представляет собой ужасающую катастрофу,

несущую неисчислимые бедствия и жертвы. Причем такой распад страшен тем,

что он идет не только по линиям межцивилизационных границ, но и по всей

ткани общества: рвутся нити, связующие и корпоративные ячейки.

Ясно, что русский народ, создавший свое государство в соответствии с

законами развитая, заинтересованный в защищенной территории, в ресурсах и

удобном геополитическом положении, за несколько столетий существенно

расширил границы государства. Но что же русское государство принесло другим

народам? О негативных сторонах говорилось: усредненность развития,

доминирование русских во всех сферах общественной жизни, деспотизм и

произвол жестко централизованной власти, попытки русификации и переселение

славянского населения в другие районы.

Но было и другое, о чем тоже не следует забывать. Пространство на

стыке цивилизаций, относящихся к разным типам развития — мозаично,

нестабильно, остроконфликтно. Языки цивилизационной экспансии захватывали

эту территорию то с Востока, то с Запада. Нестабильность и напряженность

создавалась и в местах локальных стыков Наличие мощного государства на этой

территории стабилизировало ситуацию, погасило локальные войны, обеспечило

устойчивые условия для жизни и безопасность. Стабильность и безопасность

дорогого стоят. важно и то, что в обществе с неразделенной гражданской и

религиозной сферой пришло светское правовое регулирование жизни На основе

законов Российского государства рождалась светская культура в рамках

государства решались проблемы модернизации районов восточного типа. что

было бы невозможно при опоре только на их собственные силы. В рамках

государства шел интенсивный социокультурныи диалог. Огромный духовный,

культурный, людской, природный экономический потенциал страны был общим

достоянием.

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.