бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Золотая Орда, ее государственный строй и формы господства над Русью

поспешил воспользоваться представившимся поводом и не признал за Хубилаем

права верховного правителя всей империи, так как он покинул столицу ее

основателя и бросил на произвол судьбы коренной юрт всех Чингизидов -

Монголию. С этого момента Золотая Орда обрела полную самостоятельность в

решении всех вопросов внешнеполитического и внутреннего характера, а столь

тщательно охраняемое единство заложенной Чингисханом империи внезапно

взорвалось, и она развалилась на куски. Однако ко времени приобретения

полного политического суверенитета в Золотой Орде, естественно, уже

существовала собственная внутригосударственная структура, причем в

достаточной степени сложившаяся и развитая. Нет ничего удивительного в том,

что она в основных чертах копировала систему, введенную в Монголии еще

Чингисханом. Основой этой системы было армейское десятичное исчисление

всего населения страны. В соответствии с армейским членением все

государство делилось на правое и левое крылья. В улусе Джучи правое крыло

составило владения хана Бату, простиравшиеся от Дуная до Иртыша. Левое

крыло находилось под властью его старшего брата хана Орды. Оно занимало

земли на юге современного Казахстана вдоль Сырдарьи и к востоку от нее. По

древней монгольской традиции правое крыло называлось Ак-Ордой (Белой

Ордой), а левое—Кок-Ордой (Синей). Из изложенного вытекает, что понятия

«Золотая Орда» и «улус Джучи» в территориальном и государственно-правовом

отношениях не являются синонимами. Улус Джучи после 1242г. разделился на

два крыла, составивших самостоятельные владения двух ханов — Бату и Орды.

Однако ханы Кок-Орды на протяжении всей ее истории сохраняли по отношению к

ханам Золотой Орды (Ак-Орды) определенную (в значительной мере чисто

формальную) политическую зависимость. В свою очередь территория,

находившаяся под властью Бату, также делилась на правое и левое крылья. В

начальный период существования Золотой Орды крылья соответствовали самым

крупным административным единицам государства. Но уже к концу XIII в. они

превратились из административных в чисто армейские понятия и сохранились

только в отношении воинских соединений. В административной структуре

государства крылья были заменены более удобным подразделением на четыре

основные территориальные единицы, возглавлявшиеся улусбеками. Эти четыре

улуса представляли собой крупнейшие административные подразделения. Они

назывались Сарай, Дешт-и-Кыпчак, Крым, Хорезм. В наиболее общем виде

административную систему Золотой Орды описал еще в XIII в. проехавший все

государство с запада на восток Г. Рубрук. По его наблюдению, монголы

«поделили между собою Скифию, которая тянется от Дуная до восхода солнца; и

всякий начальник знает, смотря по тому, имеет ли он под своею властью

большее или меньшее количество людей, границы своих пастбищ, а также где он

должен пасти свои стада зимою, летом, весною и осенью. Именно зимою они

спускаются к югу в более теплые страны, летом поднимаются на север, в более

холодные». В этой зарисовке путешественника содержится основа

административно-территориального деления Золотой Орды, определявшегося

понятием «улусная система». Сущность ее составляло право кочевых феодалов

на получение от самого хана или другого крупного степного аристократа

определенного удела - улуса. За это владелец улуса обязан был выставлять в

случае необходимости определенное число полностью вооруженных воинов (в

зависимости от размера улуса), а также выполнять различные налоговые и

хозяйственные повинности. Эта система представляла собой точную копию

устройства монгольской армии: все государство - Великий Улус - делилось в

соответствии с рангом владельца (темник, тысячник, сотник, десятник) - на

определенные по величине уделы и с каждого из них в случае войны

выставлялось по десять, сто, тысяче или по десять тысяч вооруженных воинов.

При этом улусы не были наследственными владениями, которые можно передать

от отца к сыну. Более того, хан мог отобрать улус совсем или заменить его

другим. В начальный период существования Золотой Орды крупных улусов было,

видимо, не больше 15, и границами между ними чаще всего служили реки. В

этом видна определенная примитивность административного членения

государства, уходящая корнями в старые кочевнические традиции. Дальнейшее

развитие государственности, появление городов, введение мусульманства,

более тесное знакомство с арабскими и персидскими традициями управления

привели к различным усложнениям во владениях Джучидов с одновременным

отмиранием центрально-азиатских обычаев, восходящих ко времени Чингисхана.

Вместо членения территории на два крыла, как уже говорилось, появились

четыре улуса во главе с улусбеками. Один из улусов был личным доменом хана.

Он занимал степи левобережья Волги от её устья до Камы, то есть включая

бывшую территорию Волжской Болгарии. Каждый из этих четырех улусов делился

на какое-то число «областей», являвшихся улусами феодалов следующего ранга.

Всего в Золотой Орде число таких «областей» в XIV в. составляло около 70 по

числу темников. Одновременно с установлением административно-

территориального деления происходило формирование аппарата управления

государством. Период правления ханов Бату и Берке с полным правом можно

назвать организационным в истории Золотой Орды. Бату заложил основные

общегосударственные устои, сохранившиеся при всех последующих ханах. Были

оформлены феодальные владения аристократии, появился аппарат чиновников,

заложена столица, организована ямская связь между всеми улусами, утверждены

и распределены налоги и повинности. Правление Бату и Берке характеризуется

абсолютной властью ханов, авторитет которых ассоциировался в сознании

подданных с размером награбленных ими богатств. Источники единодушно

отмечают, что ханы в это время имели «изумительную власть над всеми». Хан,

стоявший на вершине пирамиды власти, большую часть года находился в

кочующей по степям ставке в окружении, своих жен и огромного числа

придворных. Только короткий зимний период он проводил в столице.

Передвигавшаяся ханская орда-ставка как бы подчеркивала, что основная мощь

государства продолжала базироваться на кочевом начале. Естественно, что

находившемуся в постоянном движении хану было достаточно сложно самому

управлять делами государства. Это подчеркивают и источники, которые прямо

сообщают, что верховный правитель «обращает внимание только на сущность

дел, не входя и подробности обстоятельств, и довольствуется тем, что ему

доносят, но не доискивается частностей относительно взимания и

расходования». В заключение нужно добавить, что в Золотой Орде совершенно

не практиковались столь характерные для Монголии курилтаи, на которых все

представители рода Чингизидов решали важнейшие государственные вопросы.

Изменения, произошедшие в административной и государственной структуре,

свели на нет роль этого традиционного кочевнического института. Имея в

стационарной столице правительство, состоявшее из представителей правящего

рода и крупнейших феодалов, хан больше не нуждался в курилтаях. Обсуждение

важнейших государственных вопросов он мог проводить, собирая по мере

надобности высших военных и гражданских чиновников государства. Что же

касается такой важной прерогативы, как утверждение наследника, то теперь

она стала исключительно компетенцией хана. Впрочем, куда большую роль в

сменах на престоле играли дворцовые заговоры и всесильные временщики.

РУСЬ И ЗОЛОТАЯ ОРДА (ОРГАНИЗАЦИЯ ВЛАСТВОВАНИЯ)

Под 1257 г. в одном из списков Лаврентьевской летописи значится следующая

заметка: «Toe же зимы бысть число и изо-чтоша всю землю Русскую, только не

чтоша, кто служит церкви». В другом списке сказано подробное: «Toe же зимы

приехаши чпслениции, исщетоша всю землю Суждальскую и Рязанскую и Муромскую

и ставиша десятники, и сотники, и тысящники и темники и идоша в Ворду,

толпко не чтоша игуменов, черньцов, попов, клирошан, кто зрит на св.

богородицу и на владыку». Этот год был знаменателен и для Новгорода,

счастливо избегавшего татарского разорения, но тем не менее вынужденного

признать над собою татарскую власть. В этом году, - отмечает новгородский

летописец, - «приде весть из Руси зла, яко хотять татарове тамгы и десятины

на Новгороде, и смятошася люди черес все лето... Тоя ж зимы приехаша послы

татарские с Олександром и почаша просити послы десятины и тамгы, и ие яшася

новгородци по то, даша дары цареви и отпустиша я с миром». Но это для

Новгорода была лишь небольшая отсрочка. Через дна года прибыли в Новгород

татарские уполномоченные Беркай и Касачик с требованием дани. Александр

Невский дал им стражу, так как новгородская городская и сельская масса

встретила гостей неласково: «бысть мятеж велик в Новгороде и по волости»,

«чернь не хотоша дати числа». Боярство готово было покориться и требовало

покорности от меньших: «вятьшии велят ся яти меншим по число, творяху бо

бояре собе легко, а меншим зло». Пришлось подчиниться. и начали «ездить

окаяынии по улицам, пишюще домы христьянскые... отъехаша оканьнии взомши

число». Оба раза татары сопровождались великим князем владимирским

Александром Невским. Блестящий победитель шведов (1240) н ливонских рыцарей

(1242), спасший Русь от немецкой папской агрессии, обнаружил здесь

политическую дальновидность и трезвую оценку обстановки. Он вынужден был

принимать меры против возможных проявлении народного гнева в Новгороде.

Этим и объясняется то, что Александр Ярославич счел необходимым обезопасить

пребывание в Новгороде татарских численников. С 1257 г. мы и можем считать

полное установление татарской власти над русской землей. Но прежде чем была

организована целая система золотоордынского властвования, между Русью и

Золотой Ордой непосредственно вслед за покоренном устанавливались отношения

господства и подчинения, хотя и не успевшие вылиться в законченные формы.

Под 1243 г. в той же летописи читаем запись: «Великий князь Ярослав (брат

Юрия Всеволодовича, убитого на реке Сити, и его преемник на Владимирском

столе) noexа в татары к Батыеви, а сына своего Константина посла к Kaнови.

Батый же почти Ярослава великою честью и мужи его и отпусти и рек ему:

“Ярославе! буди ты старен всем князем в Русском языце". Ярослав же

возвратился в свою землю с великою честью?». Великий xaн не

удовольствовался визитом Константина, Ярослав сам должен был ехать на

берега реки Орхона в ханскую ставку. В 1246 г. известный францисканец Плано

Карпини, отправленный римским папой во главе миссии к монгольскому хану с

целью собрать сведения относительно татар, которыми европейцы, напуганные

вторжением Вату и Европу, стали сильно интересоваться, встретил в орде

русского князя Ярослава. Плано Карпини в своем отчете рассказывает, между

прочим, о том, что ему и князю Ярославу татары оказывали предпочтение.

Кроме Владимиро-Суздальской земли, за Ярославом был утвержден и Киев. Но

сам Ярослав в Киев но ездил, а поставил там в качестве своего наместника

боярина Дмитра Ейковича. Завоеванные татарским войском русские земли не

вошли непосредственно в состав Золотой Орды. Золотоордынские ханы

рассматривали русские земли как политически автономные, имеющие свою

собственную власть, но находящиеся в зависимости от ханов и обязанные

платить им дань — «выход». Русские феодальные княжества стали в вассальные

отношения к хану. Зависимость от ханов выражалась в том, что русский

великий князь садился на своем столе «пожалованием царевым», т. е. ханским.

Это делалось от имени хана либо митрополитом русским, либо уполномоченным

ханским. Посаженный на стол от имени хана князь ставился в то же время под

контроль ханской власти. Это относится уже не только к великому князю, а и

к другим князьям. Контроль этот осуществляли баскаки. Курский баскак Ахмат

держал баскачество курского князя, другие - по другим княжениям. Об этих

баскаках Никоновская летопись говорит, что «сии велицы бяху». В повести о

мучении князя Михаила Черниговского сказано, что Бату поставил наместников

и властителей по всем городам русским. Извести повести подтверждается и

Никоповской летописью, где под 1262 г. говорится о том, что по всем городам

Батый и сын его Сартак посажали властей. В Новгородской I летописи и

Софийском временнике под 1269 г. отмечается факт прибытия в Новгород

владимирского князя Святослава Ярославича с полками владимирскими; с ними

прибыл «баскак велик Володнмирьский именем Амраган». С. М. Соловьев

считает, что это последнее упоминание о баскаках на севере; на юге, в

Курске, последний раз о баскаке говорится под 1284 г. С. М. Соловьев по

этому поводу замечает: «ясный знак, что нa севере баскаков больше не было,

иначе летописи, не могли бы умолчать о них в рассказе о событиях, в которых

татары принимали важное участие». Но уже с конца XIII в., точнее — с первой

половины XIV в., татарские баскаки исчезают. Сбор татарской дани

возлагается на русских князей под ответственностью великого князя. Власть

хана по отношению к этим вассальным князьям формально выражалась еще и в

том, что эти князья утверждались на своих княжеских столах ханами через

вручение им ярлыков. Старший среди князей, или великий князь, тоже получал

особый ярлык на великое княжение. Татарский “выход” должны были платить

все. С этой целью татары и производили переписи населения. Для первой

переписи и сбора дани Бату послал баскаков. Об этой первой переписи мы

имеем глухие намеки. В повести о князе Михаиле сказано, что население от

батыевых полчищ разбежалось, а оставшихся в городе Киеве «сочтоша... в

число и начата на них дань имати». Новая перепись была произведена, как мы

видели, в 1257 г. при хане Берке, который прислал для этого уже специальных

численников. Эти численники, согласно показанию Лаврентьевской летописи,

поставили десятников, сотников, тысяцких и темников. В 70-х годах ХIII в.

была новая перепись при хане Менгу-Тимуре. О годе этой переписи источники

говорят неясно. О других татарских переписях наши летописи не упоминают, но

в других источниках мы имеем указания на продолжение этой практики. Лица,

производившие эти переписи, в летописях называются численниками. Известен

также и другой термин «писец», отсюда «писать» («И почаша ездити оканьнии

по улицам, пишюще домы христьяискые»). Однако не нужно думать, что татары

ввели у нас какое-то новшество, до сих пор не известное. Мы не знаем, как

именно производились переписи в целях собирания дани до татар, но мы имеем

совершенно точные факты о взимании дани и единицах обложения («рало»,

«плуг», «соха»). Этими уже готовыми единицами обложения и воспользовались

татары. Татищев сообщает, что в 1275 г. великий князь Василии Ярославич

«привез хану по полугривне с сохи, или с двух работников, и что хан,

недовольный, данью, велел снова переписать людей в России». Тут мы, по

видимому, имеем неудачную попытку Татищева объяснить сущность сохи: соха

едва ли была представлена двумя работниками, но, конечно, Татищев не

выдумал здесь сохи, а взял ее из летописи, до нас не дошедшей. В ярлыке

хана Менгу-Тимура российским митрополитам, писанном между 1270 и 1276 гг.,

мы имеем перечень повинностей, которые ложились на население завоеванных

русских земель, но от которых избавлялось духовенство. Тот же, только

несколько расширенный перечень мы имеем и в ярлыке хана Узбека 1313г.

метрополиту Петру. Здесь дважды говориться о «поплужном». В ярлыке 1270-

1276 гг. называются и сборщики поплужного, причём оказывается, что эти

сборщики не ханские, а русских князей. От «числам» и вытекающей из него

обязанности платить дань избавлено было только духовенство. Такова была

политика татарских ханов по отношению к церкви, которую ханы совершенно

справедливо считали политической силой и использовали в своих интересах. И

ханы в этом отношении не ошиблись: публичная молитва духовенства о ханах

внедряла в массы мысль о необходимости подчинения татарской власти. Кроме

дани татары требовали от русского населения некоторых повинностей, без

которых татары не могли осуществлять своей власти. Как мы уже видели, с

покоренных земель татарские ханы требовали прежде всего денег и людей.

Освобождая духопенство от этих повинностей и платежей, ханы освобождали его

и от поставки воинов, подвод, ямской повинности. Для чего нужны были эти

воины, в одном из ярлыков объяснено достаточно вразумительно: «егда на

службу нашу с наших улусов повелим рать сбирати, где восхощем воевати, а от

соборные церкви и от Петра митрополита никто же да не взимает и от их людей

и от всего его причта. . .». Собирание воинов с покоренных народов - это

обычный прием татарской власти. Что касается других повинностей, где

применялась непосредственно людская сила, то здесь надо прежде всего

указать на ямскую повинность, которая, по-видимому, не сразу стала

натуральной. В первом известном нам ярлыке «ям» значит вид дани. Но

татарские ханы ввели и «ям» как повинность поставлять лошадей татарским

послам и чиновникам. В какой мере «ям» был новостью для Руси XIII в. -

решить не так просто. Киевские князья тоже нуждались в средствах сообщения,

и у нас есть ранние известия о них. Так, под 984 г. летописец говорит о

радимичах, что «они платят дань Руси, повоз везут, и до сего дне». В

объяснении этого текста существует разногласие. С. М. Соловьев считает, что

здесь речь идет о доставке радимичами дани в определенное место в отличие

от «полюдья». Владимирский-Буданов и Гурлянд полагают, что здесь разумеются

средства передвижения для военных дружин, княжеских данников и гонцов. В

Новгородской летописи под 1209 г. летописец, перечисляя обвинения,

предъявленные восставшей новгородской массой посаднику Дмитру, как

известно, стороннику владимиро-суздальского князя Всеволода III, очень

заинтересованного в постоянных сношениях, а следовательно - и средствах

сообщения с Новгородом, между прочим указывает: «повелеша. .. по купцем

виру дикую и повозы возити и все зло». Это место разъясняется при

сопоставлении его с обычной формулой договора Новгорода с князьями: «а

дворяном твоим по селом и купцов повозов не имати разве ратной вести».

Совершенно очевидно, что под повозом разумеется повинность поставки средств

передвижения. Корм, проводники и подводы в древнейших наших актах являлись

сбытыми повинностями населения. Отвечают за исполнение этих повинностей

мирские двинские власти - посадники, скотники, старосты. Но, конечно, это

еще не было «ямской гоньбой», т. е. организованной системой сообщения, где

заранее заготовлялись подводы для нужд проезжающих, хотя бы только по

государственным надобностям. Татары нуждались в средствах сообщения и

естественно должны были обратить большое внимание на ту сторону дела. Нет

оснований сомневаться в том, что татарская власть, очень заинтересованная в

улучшении средств сообщения к покоренной стране, внесла в их организацию и

нечто свое. Но было бы ошибкой думать, что до татар русские земли не имели

средств сообщения между собой и тем более внутри княжений. Этому допущению

противоречили бы все известные нам факты. Не следует преувеличивать также и

значение финансово-податной системы, якобы введенной у нас татарами. Мы уже

видели, что это не так. Наконец, сбор дани выполнялся татарскими

чиновниками сравнительно недолго. Уже с конца XIII в. эта обязанность была

возложена на русских князей. Они сами и по-своему должны были ее собирать и

доставлять в Орду. О том, как собиралась дань русскими князьями, у нас

имеются некоторые данные XIII и XIV вв. Имея в виду уже цитированный выше

ярлык хана Менгу-Тимура (1270—1276), где упоминаются «княжне писцы и

поплужницы и таможницы», и договорную грамоту 1388 г. великого князя

Дмитрия Ивановича Донского с двоюродным братом Владимиром Андреевичем. Все

князья должны посылать своих данщиков, но собранные суммы сдаются в казну

великого князя, который и является ответственным перед ханом за «выход».

Размеры «выхода» не были устойчивыми. С М. Соловьев думает, что русские

князья предложили ханам большую сумму, чем ту, которую доставляли

численники, т. е., другими словами, русские князья взяли дань на откуп на

выгодных для ханов условиях. Предположение более чем вероятное, так как

сдача на откуп дани практиковалась ханом и раньше, только откупщиками

первоначально были татары же. Сумма дани менялась в зависимости от

различных обстоятельств: то сами князья, конкурируя друг с другом из-за

великого княжения накидывали суммы, то ханы увеличивали эти суммы,

руководствуясь разными соображениями. Нам известны некоторые цифры.

Великий князь Владимир Дмитриевич платил «выход» в семь тысяч рублен,

Нижегородское княжество - полторы тысячи рублей и т. п. Но этими суммами

платежи ханам не исчерпывались. Приходилось платить иногда и особую

чрезвычайную дань, которую князья брали со своих бояр. Изменчивость размера

дани оговаривалась в между княжеских договорах. Не регулярно, но все же

постоянно русские князья возили в Орду ханам и ханшам и их близким дорого

стоящие подарки. Это тоже статья расхода, ложившаяся в конечном счете на

плечи тех же плательщиков всяких даней, т. е. на крестьянство и городскую

трудовую массу. Отсюда делаются понятны жалобы этих плательщиков на тяжесть

«выхода» и простеет их, доходящий до вооруженных восстаний. Мы уже видели

восстание в Новгороде 1259 г. «Мятеж велик» поднялся в виде протеста против

положения новгородцев в «число». Татарские баскаки испугались за свою жизнь

и потребовали от князя Александра Невского охраны: «дай нам сторожи, ать не

изобьют нас». «Чернь не хотеша дати числа», именно чернь, потому что она по

опыту знала, чем кончается распределение денежных повинностей. Через

несколько лет, в 1202 г., такая же история повторилась в Ростове, Суздале и

Ярославле. Составитель Лаврентьевской летописи совершенно открыто

сочувствует восставшим. Он утверждает, что бог на стороне протестующих

против «лютого томления бесурменьского». Татары нигде не меняли

общественного строя завоеванных земель, да и едва ли в силах были это

сделать. Если бы они даже и смогли навязать побежденным свой способ

производства, то этот способ производства не мог бы стать основанием для

бесклассового строя, потому что монгольское общество этого периода было уже

классовым. Факты, явно противоречащие этим соображениям, М. С. Грушевский

старается устранить при помощи своего собственного комментария. Например,

утверждение, что местное население после уничтожения татарами местных

эксплуататоров было «довольно своим положением», автору, конечно, трудно

примирить с сообщением Лаврентьевской летописи о том, что митрополит

Максим, «не терпя татарского насилия, оставя митрополию и збежа ис Киева, и

весь Киев разбежася», поэтому автор вынужден сделать замечание о том, что

это сообщение Лаврентьевской летописи «в значительной степени утрировано».

Однако сам М. С. Грушевский согласен с тем, что митрополит уехал из Киева

во Владимир вследствие «уменьшения доходов кафедры», но, по его мнению,

«уменьшение доходов само по себе еще нe может свидетельствовать о полном

упадке и бедственном состоянии земли». Одним словом, автору во что бы то ни

стало хочется доказать, что татарское завоевание не причинило Украине

ущерба и что часть Украины под этой новой властью даже много выиграла,

получив возможность жить особым общественным укладом, без местных

господствующих классов. Стремление умалить итоги военного погрома -

характерная особенность и другой работы того же автора. Имея в виду

«Историю Украины - Руси». Он здесь прямо говорит о том, что население

Украины было привычно к подобного рода нашествиям, - это были люди «под

трубами повиты, под шеломами взлелеяны», - что оно и в данном случае

спаслось бегством в леса, болота, овраги, пещеры и что татарский погром не

был для него столь трагичным. Доказательство этому М. С. Грушевский видит в

быстром оживлении Украины после татарской грозы. Однако и он признает, что

это оживление уже не могло воскресить прежнего Киева. Итак, кроме не очень

ясного летописного замечания относительно своеобразных (и то, может быть,

лишь на краткий период военных действии) отношений Волховской земли к

татарам, у нас нет никаких данных для утверждения, будто часть земель

бывшего Киевского государства вошла в состав Золотой Орды, оказалась в

сфере ее непосредственной эксплуатации. Все данные последовавшего за

завоеванием времени говорят о другом: все русские земли стали в зависимость

от татарского хана через своих местных представителей власти.

Прошло первое, самое тяжелое время внедрения ханской власти в русскую

жизнь. Князья, бояре, купечество, церковь сравнительно скоро нашли общий

язык с татарской властью. Народная масса, на которую пала главная тяжесть

золотоордынских даней и других повинностей, под натиском соединенных сил

завоевателей и старых своих господ, опиравшихся на сильное татарское

войско, вынуждена была смириться. В столицу Орды, Сарай, отовсюду понаехало

много русских. А так как здесь, на юго-востоке, на Азовском побережье и

Северном Кавказе, с незапамятных времен жило много славян, то не

удивительно, что в Сарае очень скоро, в 1261 г., была организована

специальная православная Саранская епархия с первым епископом Митрофаном,

поставленным русским митрополитом Кириллом III. В состав этой епархии кроме

Сарая вошел и Переяславль Киевский; тогда глава этой епархии стал носить

титул епископа саранского и переяславского. Но, несмотря на внешне

налаженные отношения, антагонизм между побежденной страной и победителями

устранен не был. Татары и не могли освоить Русскую землю, поскольку у них

не хватало для этого организационных средств, поскольку их самих для этой

цели было количественно мало, т.к. сами растворились в тюркской

(кыпчакской) среде. Дальнейшее развитие России и Золотой Орды пошло в

разных, диаметрально противоположных направлениях. Если в Золотой Орде

весьма заметно вызревали элементы распада, то среди русских княжеств в это

же время шел энергичный процесс образования сильного национального

государства. По мере углубления этого процесса среди русского народа крепла

надежда на освобождение от власти золотоордынского хана.

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.