бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Значение научно-технической революции ХХ века

Значение научно-технической революции ХХ века

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ РЫНКА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ:

«КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

(раздел 1, вопрос 2

«Значение научно-технической революции ХХ века»)

|Выполнил: Гусаров А.Ю. |

|Группа: |

| |

|Проверил: |

|Оценка: |

|Дата: |

Самара 1999

Термин «Научно-техническая революция» возник в середине ХХ века, когда

человек создал атомную бомбу, и стало ясно, что наука может уничтожить нашу

планету.

Научно-техническая революция характеризуется двумя критериями:

1. Произошло срастание науки с техникой в единую систему (этим определяется

сочетание научно-техническая), в результате чего наука стала

непосредственной производительной силой.

2. Небывалыми успехами в деле покорения природы и самого человека как части

природы.

Достижения научно-технической революции впечатляющи. Она вывела

человека в космос, дала ему новый источник энергии - атомную, принципиально

новые вещества и технические средства (лазер), новые средства массовой

коммуникации и информации и т.д., и т.п.

В авангарде науки идут фундаментальные исследования. Внимание властей

к ним резко возросло после того, как Альберт Эйнштейн сообщил в 1939 году

президенту США Рузвельту о том, что физиками выявлен новый источник

энергии, который позволяет создать невиданное доселе оружие массового

уничтожения.

Современная наука - «дорогое удовольствие». Строительство

синхрофазотрона, необходимого для проведения исследований в области физики

элементарных частиц, требует миллиарды долларов. А космические

исследования? В развитых странах на науку сегодня затрачивается 2-3%

валового национального продукта. Но без этого невозможны ни достаточная

обороноспособность страны, ни ее производственное могущество.

Наука развивается по экспоненте: объем научной деятельности, в том

числе мировой научной информации в ХХ веке, удваивается каждые 10-15 лет.

Расчет число ученых, наук. В 1900 году в мире было 100 000 ученых, сейчас -

5 000 000 (один из тысячи человек, живущих на Земле). 90% всех ученых,

когда-либо живших на планете - наши современники. Процесс дифференциации

научного знания привел к тому, что сейчас насчитывается более 15 000

научных дисциплин.

Наука не только изучает мир и его эволюцию, но и сама является

продуктом эволюции, составляя вслед за природой и человеком особый,

«третий» (по Попперу) мир - мир знаний и навыков. В концепции трех миров -

мира физических объектов, мира индивидуально-психического и мира

интерсубъективного (общечеловеческого) знания - наука сменила «мир идей»

Платона. Третий, научный мир, стал таким же эквивалентом философскому «миру

идей», как «град божий» блаженного Августина в средние века.

В современной философии существуют два взгляда на науку в ее связи с

жизнью человека: наука - продукт, созданный человеком (К.Ясперс) и наука

как продукт бытия, открываемый через человека (М.Хайдеггер). Последний

взгляд еще ближе подводит к платоновско-августиновским представлениям, но

первый не отрицает фундаментального значения науки.

Наука, по Попперу, не только приносит непосредственную пользу

общественному производству и благосостоянию людей, но также учит думать,

развивает ум, экономит умственную энергию.

«С того момента, как наука стала действительностью, истинность

высказываний человека обусловлена их научностью. Поэтому наука - элемент

человеческого достоинства, отсюда и ее чары, посредством которых она

проникает в тайны мироздания» (Ясперс К. «Смысл и назначение истории»)

Эти же чары приводили к преувеличенному представлению о возможностях

науки, к попыткам поставить ее выше других отраслей культуры и перед ними.

Создалось своеобразное научное «лобби», которое получило название

сциентизма (от латинского «сциенция» - наука). Именно в наше время, когда

роль науки поистине огромна, появился сциентизм с представлением о науке,

особенно естествознании, как высшей, если не абсолютной ценности. Эта

научная идеология заявила, что лишь наука способна решить все проблемы,

стоящие перед человечеством, включая бессмертие.

Для сциентизма характерны абсолютизация стиля и методов «точных»

наук», объявление их вершиной знания, часто сопровождающиеся отрицанием

социально-гуманитарной проблематики как не имеющей познавательного

значения. На волне сциентизма возникло представление о никак не связанных

друг с другом «двух культурах» - естественнонаучной и гуманитарной (книга

английского писателя Ч.Сноу «Две культуры).

В рамках сциентизма наука рассматривалась как единственная в будущем

сфера духовной культуры, которая поглотит ее нерациональные области. В

противоположность этому также громко заявившие о себе во второй половине ХХ

века антисциентистские высказывания обрекают ее либо на вымирание, либо на

вечное противопоставление человеческой природе.

Антисциентизм исходит из положения о принципиальной ограниченности

возможностей науки в решении коренных человеческих проблем, а в своих

проявлениях оценивает науку как враждебную человеку силу, отказывая ей в

положительном влиянии на культуру. Да, говорят критики, наука повышает

благосостояние населения, но она же увеличивает опасность гибели

человечества и Земли от атомного оружия и загрязнения природной среды.

Научно-техническая революция - коренной переворот, происходящий в

течение ХХ века в научных представлениях человечества, сопровождаемый

крупнейшими сдвигами в технике, ускорением научно-технического прогресса и

развитием производительных сил.

Начало научно-технической революции было подготовлено выдающимися

успехами естествознания в конце XIX - начале ХХ в. К ним относятся открытие

сложного строения атома как системы частиц, а не неделимого целого;

открытие радиоактивности и превращения элементов; создание теории

относительности и квантовой механики; уяснение сущности химических связей,

открытие изотопов, а затем и получение новых радиоактивных элементов,

отсутствующих в природе.

Бурное развитие естественных наук продолжалось и в середине нашего

века. Появились новые достижения в физике элементарных частиц, в изучении

микромира; была создана кибернетика, получили развитие генетика,

хромосомная теория.

Переворот в науке был сопряжен с переворотом в технике. Крупнейшие

технические достижения конца XIX - начала ХХ в. - создание электрических

машин, автомобиля, самолета, изобретение радио, граммофона. В середине ХХ

века появляются электронные вычислительные машины, применение которых стало

основой развития комплексной автоматизации производства и управления им;

использование и освоение процессов деления ядра кладет начало атомной

технике; развивается ракетная техника, начинается освоение космического

пространства; рождается и получает широкое применение телевидение;

создаются синтетические материалы с заранее заданными свойствами; успешно

осуществляются в медицине пересадка органов животных и человека, другие

сложнейшие операции.

С научно-технической революцией связан значительный рост промышленного

производства и совершенствования системы управления им. В промышленности

применяются все новые и новые технические достижения, усиливается

взаимодействие между промышленностью и наукой, развивается процесс

интенсификации производства, сокращаются сроки разработки и внедрения новых

технических предложений. Растет потребность в высококвалифицированных

кадрах во всех отраслях науки, техники и производства. Научно-техническая

революция оказывает большое влияние на все стороны жизни общества.


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.