|
Зарождение системы революционных трибуналовЗарождение системы революционных трибуналовМИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИСТОРИКО - АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ Кафедра истории Госучреждений и общественных организаций Зарождение системы Революционных трибуналов Реферат студентки 1-го курса факультета архивного дела Панченко А.С. Научный руководитель, доцент, кандидат исторических наук Голотик С.И. Москва 1997 г. Введение Данный реферат посвящен теме Революционных трибуналов, а точнее периоду их зарождения и распространения. Реферат состоит из 8-ми глав, введения и заключения. При написании первой главы автор использовал книгу Коржихиной Т.П. История государственных учреждений СССР, при написании второй - книгу Мишунина П. Очерки по истории Советского уголовного права., М.,1954 Третья глава состоит из следующих нормативных актов: "Руководство для устройства Революционных трибуналов", "Руководство для устройства следственной комиссии", "Инструкция Московскому революционному трибуналу". При написании четвертой и пятой глав данного реферата использована книга В.Е. Ревы История государственного и местного управления., Пенза 1995. В шестой главе в основном использован декрет "О революционных трибуналах". В написании седьмой главы задействовано несколько книг: книга В.Е. Ревы История государственного и местного управления., Пенза 1995., книга Мишунина П. Очерки по истории Советского уголовного права., М.,1954, книга Коржихиной Т.П. История государственных учреждений СССР. В восьмой главе использован Архив русской революции, с.246-275. Краткая характеристика периодов развития революционных трибуналов. История развития Революционных трибуналов РСФСР тесно связана с историей развития Советского государства и права в целом, и их периодизация в основном совпадает. Вместе с тем есть и определенные особенности в хронологических рамках периодизации истории Революционных трибуналов. Так в историко-юридической литературе первый период развития Советского государства и права датируется временными рамками: октябрь 1917 - июль 1918 г., заканчивается принятием первой Советской Конституции РСФСР. Первый период Для первого же периода развития Революционных трибуналов: ноябрь 1917 (тогда был принят Декрет о суде №1, предусматривавший и создание Революционных трибуналов) - июнь 1918 года. В июне 1918 года заканчивается период становления системы Революционных трибуналов как на местах, так и в центре. 29 (16) мая 1918 г. издается декрет ВЦИК, а 11 июня 1918 г. ВЦИК принимает декрет об учреждении Кассационного отдела при ВЦИК как кассационной инстанции для приговоров местных Революционных трибуналов.[1] Второй период Полностью совпадает с периодом развития Советского государства и права - это период иностранной военной интервенции и гражданской войны (1918-1920 гг.) Третий период Частично совпадает - в 1922 г. происходит судебная реформа, по которой Революционные трибуналы, как особая судебная система были ликвидированы. Развитие местных Революционных трибуналов за первый период можно подразделить на два полупериода. Первый - с издания Декрета о суде №1 (ноябрь 1917 г.) и до Декрета “О Революционных трибуналах” от 4 мая 1918 г. - в это время идет процесс создания Революционных трибуналов в РСФСР. Второй - с принятия Декрета от 4 мая 1918 г. и до конца июня 1918 г. - реорганизация созданных ранее Революционных трибуналов с учетом их положительного и отрицательного опыта. Особняком стоит история Революционных трибуналов печати. Они были созданы специально для борьбы с антисоветской печатью. История их была кратковременной, организация весьма специфична, сфера распространения - ограниченной. Далее автор предлагает Вам рассмотреть несколько документов, имеющих непосредственное отношение к формированию системы Революционных трибуналов. Декрет о суде № 1 (22 ноября 1917 г.) Декрет о суде был утвержден Советов Народных Комисаров и опубликован в газете Временного Рабоче-Крестьянского провительства от 24 ноября 1917 г. № 17 и в "Собрании узаконений и распоряжений Правительства" 1917 г. № 4 ст.50.[2] Декретом № 1 о суде проводились в жизнь следующие мероприятия: 1. Упразднялись существующие судебные установления: окружные суды, судебные палаты, Сенат со всеми департаментаами, военные и морские суды, коммерческие суды, прокуратура, адвокатура и судебные следователи. Эти суды заменялись новыми судами, образованными на основе демократических выборов. Помимо местного суда был создан еще и специальный суд, имевший своей задачей борьбу с наиболее опасными для республики преступниками, в первую очередь для рассмотрения дел о контрреволюционных преступлениях. 2. Статья 8 Декрета говорила: “Для борьбы против контрреволюционных сил в видах принятия мер ограждения от них революции и ее завоеваний, а равно для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц, учреждаются рабочие и крестьянские Революционные трибуналы, в составе одного председателя и шести очередных заседателей, избираемых губернскими или городскими советами Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов”. В своей борьбе против врагов новой власти они должны были руководствоваться декретами Советского государства и революционным правосознанием. В первоначальном проекте этого декрета не было статьи, предусматривающей создание рабочих и крестьянских Революционных трибуналов. Эта статья появилась в Декрете уже в ходе принятия его СНК, заседанием которого руководил Ленин.[3] Необходимость создания специальных судебных органов по борьбе с контрреволюцией и наиболее опасными общеуголовными преступлениями вытекала из основных задач Советского государства в этот период - защиты завоеваний революции от внутренних и внешних врагов. Декрет о суде № 1 закрепил следующие принципы организации Революционных трибуналов: 1. Судей Революционных трибуналов не предполагалось избирать на основе прямых выборов, как это было установлено для местных судов, а подлежали они избранию советами. Избрание членов Революционных трибуналов советами более обеспечивало при тогдашних условиях подбор классово выдержанного состава. В 1917 г. Революционные трибуналы в составе председателей, заместителей и членов трибунала состояли из: членов РСДРП(б) - 45 человек (90%) беспартийных - 5 человек (10%) рабочих - 21 человек (42%) служащих - 29 человек (56%) с высш. образованием - 7 человек (14%) средним образованием - 13 человек (26%) низшим образованием - 30 человек (60%) Кроме того, Декрет допускал избрание в качестве местных судей, прежних мировых судей. При избрании Революционных трибуналов это не допускалось. 2. Участие народных заседателей. Количество народных заседателей в революционном трибунале было повышено до 6 человек, тогда как в местном суде участвовало по 2 заседателя. Декрет о суде № 1 определил и компетенцию Революционных трибуналов. Это борьба со всеми контрреволюционными преступлениями и наиболее опасными общеуголовными преступлениями, прежде всего со стороны свергнутых эксплуататорских классов: торговцев, промышленников, чиновников. Декрет поставил четко и ясно перед революционными трибуналами задачу борьбы с контрреволюционными силами, для защиты от них революции и ее завоеваний. Кроме того, этот декрет провозгласил создание следственных органов для Революционных трибуналов - следственных комиссии для ведения предварительного следствия, которые создавались советами. Все прежние следственные комиссии подлежали упразднению и должны были передать свои дела во вновь образуемые следственные комиссии при Советах. В деятельности следственных комиссий, как органов предварительного следствия, действовал коллегиональный принцип. Все решения о привлечении к уголовной ответственности, о производстве арестом, обысков и выемок принимались коллегиально членами следственной комиссии. Таким образом, Декрет о суде № 1 в одной статье провозгласил создание Революционных трибуналов, их компетенцию, сформулировал их задачи, порядок комплектования, состав Революционных трибуналов. В этом декрете были заложены основные принципы и положения советского суда и социалистического уголовного права, получившие свое дальнейшее развитие и закрепление в социалистическом уголовном законодательстве и законодательстве о советском суде, а также в Великой Сталинской Конституции.[4] Нормативные акты Руководство для устройства Революционных трибуналов. Декрет о суде № 1 явился той правовой основой, на которой началось строительство Революционных трибуналов на местах. Руководство этим строительством осуществляли местные комитеты коммунистической партии, местные Советы и их исполкомы, а также созданные Декретом о суде № 1, ликвидации прежнего судебно-следственного, прокурорского аппарата, прежней адвокатуры, специальные комиссары, избираемые местными Советами. В центре вопросами судоустройства руководил Наркомюст, созданный еще Всероссийским съездом Советов в числе первых комиссариатов. Декрет о суде № 1 естественно в одной статье не мог решить всех вопросов комплектования и деятельности Революционных трибуналов. К тому же на местах иногда создавались свои нормативные акты, относящиеся к процессуальной стороне деятельности трибуналов, к применению мер наказания и т.д. Решались они, естественно, по-разному. Поэтому необходим был правовой акт центрального органа, дополняющий Декрет о суде № 1. Первым таким актом был опубликованный НКЮ 28.11.1917 г. в “Известиях ЦИК и Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов” (№ 238), нормативный акт под названием “Революционный трибунал. Руководство для устройства Революционных трибуналов”, состоявший из 14 пунктов. В то время левые эсеры в Наркомат юстиции не входили, и таким образом этот документ был составлен работниками НКЮ - большевиками; подписал его временный заместитель Наркомюста П.Стучка. Издание “Руководства” свидетельствует о том, что Советское государство было прежде всего обеспокоено созданием Революционных трибуналов для борьбы с контрреволюцией. Не случайно, что спустя всего 4 дня после опубликования Декрета о суде № 1, НКЮ издает “Руководство для устройства Революционных трибуналов”. На основании Декрета о суде № 1 в Руководстве давались конкретные рекомендации о создании и деятельности Революционных трибуналов. Революционные трибуналы утверждались Советами рабочих и солдатских депутатов и могли образовывать отделения для борьбы с контрреволюционными силами и саботажем чиновников и служащих и для борьбы с мародерством, хулиганством и тому подобными злоупотреблениями (п.1.2.). Новым здесь явилось по сравнению с Декретом о суде № 1 создание отделений в Революционных трибунале, причем прежде всего выделялось отделение для борьбы с контрреволюционными преступлениями, новым было также включение в компетенцию революционного трибунала борьбы со спекуляцией. ( В Декрете говорилось нечетко о борьбе с “Злоупотреблениями торговцев...”) По сравнению с Декретом состав революционного трибунала дополнялся секретарем и распорядителем (п.3), причем роль распорядителя не раскрывалась. В Декрете лишь упоминалось о том, что революционный трибунал действует в составе председателя и 6 очередных заседателей. В “Руководстве” говорилось, что общие и очередные списки заседателей составляются Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (п.4). Общий список заседателей составлялся на 1 месяц в количестве не менее 40 заседателей для каждого отделения революционного трибунала. Из этого общего списка заседателей исполкомами Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов путем жеребьевки должны были создаваться очередные списки заседателей в количестве 6 очередных и 1-2 запасных на 1 неделю, что обеспечивало стабильность деятельности Революционных трибуналов. Регламентировалась продолжительность сессии очередного состава революционного трибунала - не более 1 недели ( п.7). Важным было положение “Руководства” о том, что “заседатели получают разницу между суточными и их дневным заработком, если последний ниже суточных”, что должно было способствовать привлечению заседателей в Революционные трибуналы. Ряд положений “Руководства” касался процессуальной стороны деятельности Революционных трибуналов. Так, в соответствии с п.8 в Революционные трибуналы дела должны были поступать через следственные комиссии. Защитниками и обвинителями в Революционных трибуналах могли быть “все неопороченные граждане” (как и в Декрете о суде № 1). Вместе с тем содержалось весьма важное новое положение в “Руководстве” и в данном вопросе, значительно повышалась роль Революционных трибуналов. Революционные трибуналы и следственные комиссии “в праве назначать от себя по каждому делу как защитников, так и обвинителей”. Председатели Революционных трибуналов наделялись дисциплинарной властью в заседаниях трибуналов. В п.12 содержалось принципиально важное положение: “В своих решениях Революционные трибуналы свободны в выборе средств и мер борьбы с нарушителями революционного порядка”. В “Руководстве” содержался примерный перечень мер наказаний, применяемых революционными трибуналами: “денежный штраф, общественное порицание, лишение общественного доверия, принудительные общественные работы, лишение свободы, высылка за границу и т.п.” (п.12). Исполкомы Советов должны были организовывать канцелярии трибуналов, командируя в них служащих судебных и других учреждений (п.13). Содержание Революционных трибуналов относилось за счет государства. Размер вознаграждения и суточных определялся Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. (п.14) В “Руководстве” содержалось примечание, которое давало известный простор и местному правотворчеству. В нем говорилось следующее: “Настоящие правила, изданные на основании п.8 Декрета о суде, рекомендуются для руководства местных Советов, которые самостоятельны в деле организации трибуналов в пределах декретов СНК”. Руководство сыграло большую роль в регулировании процесса создания Революционных трибуналов на местах и явилось определенной базой для создания последующих нормативных актов о Революционных трибуналах. Руководство для устройства следственной комиссии Вслед за “Руководством для устройства Революционных трибуналов” за подписью Стучка, без заглавия был опубликован в том же номере газеты “Известия” нормативный акт, который можно по аналогии с предшествующим документом назвать “Руководством для устройства следственной комиссии”, содержащий 10 пунктов. О следственных комиссиях говорилось немного в Декрете о суде №1. В нем отмечалось, что для производства по делам, подсудным революционным трибуналом образуются особые следственные комиссии при тех же Советах и, что все ранее существовавшие следственные комиссии подлежали ликвидации с передачей дел во вновь организуемые следственные комиссии. Вот и все. Ни состав, ни порядок деятельности в Декрете не регламентировался. Таким образом издание НКЮ специального нормативного акта о следственных комиссиях имело важное значение для строительства этих комиссий на местах. В документе повторялось положение Декрета о том, что для предварительного расследования дел, подведомственных трибуналам, Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов образуют следственные комиссии (п.1). Эти комиссии могли образовывать отделения по роду расследуемых дел (п.2). Следственная комиссия по каждому отделению должна была состоять не менее чем из 3 лиц, избранных Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (п.3). Провозглашался коллегиальный принцип деятельности следственной комиссии. Их постановления об обысках, выемках, арестах принимались коллегиально, но в случаях, не терпящих отлагательства, каждый член следственной комиссии мог единолично принимать эти меры, с последующим утверждением следственной комиссией (п.4). Постановления и распоряжения следственной комиссии, согласно данному документу. должны были приводиться в исполнение Красной гвардией, милицией, войсками и прочими исполнительными органами (п.6). Следственная комиссия могла поручать отдельные следственные действия и не членам комиссии (п.7). В п.7 содержалось положение, предоставляющее определенные контрольные функции членам следственной комиссии: “Каждый член следственной комиссии вправе проверять правильность содержания под стражей и освобождать из-под стражи неправильно арестованных”. Таким образом следственные комиссии наделялись некоторыми полномочиями органов прокуратуры. Неправильные постановления следственной комиссии могли быть обжалованы в Революционном трибунале до передачи дела в Революционный трибунал (п.8). Это ставило следственную комиссию в определенную зависимость от Революционного трибунала, который таким образом наделялся некоторыми контрольными функциями в отношении следственной комиссии. При следственной комиссии создавались канцелярии под руководством секретаря. Содержание следственной комиссии относилось за счет государства. Размеры вознаграждения членов следственной комиссии и служащих определялись Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Какого-либо примечания, как в “Руководстве для устройства Революционных трибуналов”, в этом акте не содержалось. Отсюда можно сделать вывод, что в отношении организации и деятельности следственной комиссии НКЮ не предоставлял такого простора для местного правотворчества, как в отношении Революционных трибуналов. Данный нормативный акт имел большое значение при создании последующих правовых актов. Таким образом с изданием этих нормативных актов об организации и деятельности Революционных трибуналов и следственных комиссий на местах получили довольно четкие указания по их строительству, что имело несомненно положительное значение. В архивах НКЮ имеется типографски отпечатанный циркуляр НКЮ от 27.01.18 г. за № 3 совершенно идентичный как по названию, так и по содержанию, опубликованным нормативным актам НКЮ в газете “Известия” от 28.11.17 г. Данный циркуляр шел за подписью временного заместителя Наркомюста П.Стучки. Следовательно эта инструкция НКЮ считалась действующей, хотя как известно, тогда уже вышла инструкция революционным трибуналом от 19.12.17 г. Эти два документа не только не противоречили друг другу, более того, составители инструкции от 19.12.17 г. заимствовал часть положений из документов 28.11.17 г. О том, что нормативные акты, опубликованные в “Известиях” 28.11.17 г. были действующими, свидетельствует практика создания трибуналов на местах. В ряде местных архивов был обнаружен циркуляр НКЮ от 27.01.18 г. № 3. Инструкция Московскому революционному трибуналу Среди местных нормативных актов о Революционных трибуналах по своему содержанию и влиянию на последующие общегосударственные правовые акты о Революционных трибуналах выделяется “Инструкция Московскому революционному трибуналу”, утвержденная сначала Президиумом Московского Совета 05.12.17 г., а затем постановлением пленарного заседания Московского Совета 15.12.17 г., в котором говорилось: “Впредь, до выработки общих судоустройства и судопроизводства Московский Революционный трибунал руководствуется следующей инструкцией”, и далее идет текст инструкции. В этой инструкции впервые говорится о делах, подсудных Московскому революционному трибуналу. Этот пункт инструкции затем почти дословно вошел в Инструкцию НКЮ революционным трибуналом от 19.12.17 г. Д.И.Курский, вспоминал в 1922 г., что первоначальный проект положения о Московском революционном трибунале “был набросан товарищем Покровским, который тогда непосредственно работал в Московском Совете и, как историк, был хорошо знаком с организацией трибуналов Великой французской революции.”[5] Впервые в Инструкции четко фиксируется положение о том, что Московский революционный трибунал определяет виновным меры наказания, “руководствуясь своим революционным правосознанием”. Это положение также затем было включено в Инструкцию НКЮ от 19.12.17 г. Далее в Инструкции Московскому революционному трибуналу излагались наказания, которые он мог применять: денежный штраф, лишение свободы, удаление из Москвы, объявление виновного врагом народа и лишение его политических прав, секвестр или конфискация имущества виновного. Это Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |