|
Женщина в ИсламеЖенщина в ИсламеВведение. Несколько лет тому назад у меня была возможность рассмотреть в деталях жизнь исламской страны. Первое, что произвело на меня впечатление, были женщины. Тогда я была незнакома с правилами хиджаба и мне показалось очень странным и красивым то, что женщины носили. На них были длинные платья темного цвета, из-за которых не было видно ни тела, ни фигуры, ни настоящей красоты женщин и девушек. На голове были длинные платки, которые закрывали шею и волосы. В таком одеянии представительницы женского пола казались таиственными, недосягаемыми и немного грустными. Тогда, шесть лет назад, мне эта тема показалась очень интересной. Вот почему я начала свое иследование внутреннего мира мусульманок. Несколько лет спустя в мире произошли ужасные вещи, отнявшие жизнь многих тысяч людей. Это были террористические атентаты в США, в Испании, в России... Но больше всего меня удивил тот факт, что многие женщины, называвшие себя шахидками, погибали и уносили с собой жизни ни в чем неповинных людей. Тогда мне стало интересно, как они думают, как их воспитывали, что им говорили и как убедили в том, что их смерть принесет добро человечеству. Конечно же, это мышление было искаженым, но чтобы изучить его лучше, надо четко разобраться с жизнью и миром мусульманок. Итак, я начала свою работу. Мне понадобились долгие годы, чтобы заставить даже своих подруг-мусульманок рассказать что-то большее о своей религии и жизни. Было непросто понять их мысшление, нравственность и ценности. У них есть определенные цели в жизни, хотя на первый взгляд кажется, что девушки буквально закрыты от общества и не участвуют активно в его развитии. Как развивались женщины в Исламе? Что способствовало их воспитанию? Какие семейства они создают? Как и где они обучаются? Какие у них права? Почему считается, что мужчина – глава семейства, когда именно женщина воспитывает детей? Какова роль женщины в экономической сфере жизни исламского государства? И есть ли она вобще? Женщину во все времена эксплуатировали самым унизительным способом. Она была „девушкой с обложки”, которую забывают через несколько лет, ее пожирают глазами, пока она разносит еду в самолете, тело используют для достижения целей. Но что она делает для того, чтобы остаться женщиной, чтобы ее уважали, относились к ней как к чему-то святому и недостижимому? Она не может ничего сделать, так как живет в мире, управляемым мужчинами. На женщину смотрели как на товар. И многие в наши дни спаришавают себя можно ли избежать такую нелепость? Есть ли на этом свете что-то, что поможет женщине стать такой, какой она была задумана с самого начала своего создания? Я вспоминаю здесь слова, сказанные Гюставом Флоберем1 относительно влияния Ислама на положение женщины: „Ислам оказал более положительное воздействие в плане улучшения положения женщины, чем многие наши европейские законы”. И, чтобы наглядно увидеть влияние Ислама на положение женщины на Востоке, достаточно рассмотреть условия её жизни в эпоху до Корана. Взгляните, как жила женщина прежде ниспослания Корана, и вы увидите, как Священная Книга подняла честь женщины на высоту. Сначала вкратце посмотрим на её жизнь до Ислама, её положение в Исламе. До эпохи Ислама за женщиной практически не признавалась никакая социальная роль ни в каком обществе. Она была лишь товаром, который покупается и продаётся. Если женщина уходила из дома своего отца, то полностью теряла свою свободу. Она не имела права высказывать своё мнение ни по какому делу. У некоторых народов женщина в случае смерти своего мужа должна была стать женой кого-либо из его родственников. Ей нельзя было даже возвращаться в дом своих родителей, ибо она считалась неотъемлемой частью семьи своего мужа. Естественно, ни о каком уважении к ней не могло быть и речи. Мухаммад Ахмад Муаббар аль-Кахтани2 пишет: „В Персии женщины находились в полной власти мужчины, который имел полное право присудить её к смерти или даровать ей жизнь в зависимости от своего настроения”. Хотя греки были в древности одним из самых передовых народов, о чём свидетельствуют их памятники культуры, положение женщины у них было весьма приниженным. Об этом писал выдающийся исламский проповедник Абу- ль-Аля аль-Маудуди3: „Женщина не имела в тогдашнем греческом обществе никакого прочного социального статуса. Согласно греческим мифам, женщина по имени Пандора была источником всех человеческих бед и несчастий'. Индуистские обычаи низвели женщину на один уровень с животными в джунглях. Вдову полагалось сжигать по смерти мужа вместе с ним. Индусы доходили до того, что мать оказывалась под опекой собственных сыновей и не имела права на уважение с их стороны. Кое-кто говорит: „На Западе женщина получила права и свободу”. Но вплоть до общей собственности на женщин - Запад в этом опередил даже первобытные народы. Например, у племени баконго целомудрие женщины не ставится ни во что. Честь женщины и её авторитет определяются тем, насколько она желанна и привлекательна, и за какую цену её хотят купить. На Аравийском полуострове арабы в период джахилийи также отказывали женщине в правах. Она не могла наследовать после смерти мужа или отца. Они нередко даже закапывали в землю живыми новорождённых дочерей, якобы боясь позора и нищеты. Во время менструации женщина обязана была оставлять дом и жить несколько дней в отдельной палатке, ибо она в это время считалась 'мерзкой'. В Китае женщина принадлежала отцу, мужу и сыну. Сначала она должна была повиноваться своим отцу и брату, а после замужества - мужу, а по его смерти - сыну. Это - явное игнорирование её прав и лишение её свободы. Более того, в Китае родственники девушки подбирали ей мужа через специального маклера. В Японии существовало бесчеловечное законодательство, по которому от женщины, вышедшей замуж, требовалось полностью прекратить связи с родительским домом и не возвращаться в него ни под каким предлогом, поскольку она рассматривалась как собственность мужа, и не имела никакого права на самостоятельные действия - совсем как домашнее животное. В иудейских мифах и сказаниях женщина предстаёт как источник всех бед и несчастий человечества, причиной всех возникавших проблем. Это искажало образ женщины, придавая ему зловещий характер. Согласно воззрениям древних арабов, женщина не имела права на наследование, так как не участвовала в боевых стычках и набегах. Это есть проявление абсолютного эгоизма. И если бы тогдашние арабы допустили бы её до участия в набегах и в грабеже, то, вполне вероятно, кто-то из женщин мог оказаться в плену. А это свело бы с ума её хозяина, который стал бы говорить, что она причинила ему боль и покрыла позором на всю жизнь. Но если бы они относились к женщине по справедливости и охраняли её достоинство, то она была бы разумной и послушной, лояльной как мужу и его семье, так и своим родным, а не существом, принадлежащим безрассудному мужу, для которого она - всего лишь бесправный товар, с которым можно поступать как угодно, существом, которое не имеет права возражать мужу или поправлять его, если бы даже он нёс явную нелепицу. В целом женщина до Ислама находилась в достойном сожаления униженном положении у всех народов, была бесправным существом в руках мужа- эгоиста, который угнетал её, одновременно считая её причиной всех несчастий и источником позора. Нередко деспотичный сын помыкал ею и заставлял свою мать беспрекословно ему подчиняться после смерти её мужа. Ей были абсолютно недоступны знания и наука, она не могла высказывать своего мнения ни по какому поводу и не имела права даже навещать своих родных и поддерживать кровные связи с ними, а обязана была забыть и них. Нередко её уделом было сожжение на костре, если она осталась вдовой. Таков 'гуманизм' человеческих законов во все эпохи. Сколько ни старались люди исправить законы и сочинить новые своим разумением, они не могут предоставить женщине её права. Наоборот, они только узурпируют их. Нынешнее же положение женщины на Западе и в тех странах исламского мира, которые любят подражать всему западному, не лучше, чем в доисламскую эпоху. Несмотря на утверждения о том, что женщины там освободились от оков, на самом деле они попали в ещё более крепкие кандалы. Женщина вновь стала товаром, в основном для удовлетворения сексуальных потребностей. Женщины путём аборта убивают своих ещё не родившихся детей, чтобы быть подальше от детских проблем. Ислам справедливо относится к женщине, определив её права и обязанности и разработав необходимые нормы согласно Корану. Ислам утвердил добрые нравы и отверг противоречащие им дурные джахилийские обычаи, которые узурпировали права и попирали достоинства людей. Религия вернула женщине её достоинство и обелил её лицо после эпохи всевозможных унижений. Она стала пользоваться уважением и вниманием в доме своего отца, и мы видим, что ей оказывают честь и достойно в доме мужа. Она имеет возможность высказывать своё мнение, навещать своих родных и поддерживать с ними связи. Когда же она становится матерью, то превращается в оберегательницу детей и в источник, бьющий счастьем и любовью. Ислам повелевает мужчинам не из числа ближайших родственников отводить от неё свои взоры в знак уважения и оказания ей чести. Забота Ислама о женщине доходит до жалости к ней. Посланник Аллаха, Mухамед, сказал в Прощальной проповеди: „Обходитесь с женщинами по- доброму, ведь они у вас как заложницы, ничего своего не имеют. Вы взяли их в жёны как дар Аллаха, и они стали доступными вам по слову Аллаха”.4 В исламской истории есть замечательные примеры из жизни мусульманских женщин, права которых Ислам гарантировал и обеспечил им достойную жизнь. Честь и почёт, которые были им оказаны, иногда невозможно описать пером. Абу Дауд5 в своей книге 'Ас-Сунан' ('Предания') рассказал, что Умм Хани, дочь Абу Талиба, защитила одного мужчину из многобожников в день взятия Мекки. Она пришла к Пророку и рассказала ему об этом. И Пророк сказал: „Мы защищаем того, кого защитила ты, и даём безопасность тому, кого ты обезопасила”. Слово 'мааруф' (в данном случае означает 'доброе дело') несколько раз повторяется в Коране в контексте брака и развода. Ибо женщина - это создание, которое зависит от мужчины, и мужчина должен заботиться о ней, творить добро для неё и не создавать трудностей. В этой связи Всевышний Аллах говорит: 'И когда вы дали развод жёнам, и они достигли своего предела, то удерживайте их согласно принятому или отпускайте их согласно принятому'.6 А также Всевышний сказал: 'И не препятствуйте им уносить часть того, что вы им даровали, разве что они совершат мерзость очевидную. Обходитесь с ними достойно. Если же вы чувствуете к ним отвращение, то, может быть, вам не нравится что- либо, а Аллах устроил в этом великое благо'.7 Таких аятов, побуждающих творить доброе женщинам и беречь их, много. Это показывает заботу Ислама о женщине и стремление защитить её от угнетения, которому она подвергалась в доисламские времена. Ислам - это религия, призывающая к исправлению общества и семьи. Для женщины он - надёжная крепость и защита от бед и соблазнов. Социальная сфера жизни мусульманки. Брак Семейная жизнь - одна из наиболее важных областей, которой в исламской системе жизни придается огромное значение, что однозначно осознается подавляющим большинством мусульман во всем мире. Выбор спутника жизни в мусульманском мире резко отличается от принятого на Западе. Поскольку Ислам придает столь большое значение целомудрию и скромности, в большей части мусульманского мира юноша и девушка общаются друг с другом очень мало. Средние школы в подавляющем большинстве раздельные, и, за исключением тех, которые особо прониклись духом западных влияний. Мальчики и девочки не общаются друг с другом, не устраивают свиданий и ни в коем случае не допускают никакой добрачной близости. И хотя любовь, несомненно, считается в мусульманском браке весьма важной, к мусульманским парам она, как правило, приходит после заключения брака, а не до того. Поэтому выбор брачного партнера производится чаще всего (но не обязательно) родителями, особенно если речь идет о девушке. Молодым людям позволительно выразить свое предпочтение, они могут сказать, чего бы им более всего хотелось, они могут принимать активное участие в самом выборе, но обычно они не отправляются на самостоятельные поиски будущего супруга. Согласно Исламу предложение может исходить как от семьи юноши, так и от семьи девушки, но обычно предложение делает юноша. Это происходит благодаря контактам его родителей, других родственников или близких друзей с родителями девушки; брак не может состояться без согласия и одобрения ее отца или опекуна, выдающего девушку замуж. В зависимости от традиций общества, в котором живут будущие супруги, они могут или не могут видеть друг друга до брака, хотя Ислам дает им это право. Однако, если они встречаются до брака, это должно происходить в присутствии других людей, поскольку Ислам запрещает мусульманину и мусульманке, не состоящим в браке или в махраме1 находиться друг с другом наедине. Брак в Исламе является как священным, так и правовым договором между мужчиной и женщиной, устанавливающим законность, нерушимость и взаимную ответственность их родственных отношений, принятие друг друга в качестве супругов но обоюдному решению для совместной жизни согласно учениям Ислама. Оба должны сознавать свой долг перед Богом и ответственность друг перед другом во всех аспектах их взаимоотношений. Ислам отводит руководящую роль в семье мужчине, поскольку он в большинстве случаев обладает несколько большей физической и эмоциональной силой и стойкостью, чем женщина. По этой причине на мужчину возложена ответственность за поддержку и содержание женщин - не только жен и дочерей, но также всех родственниц, которые нуждаются в помощи и поддержке. Жена является другом и помощником своего мужа, будучи вместе с ним ответственной за дела семьи, физическое и эмоциональное благосостояние ее членов и воспитание детей. Она должна подчиняться мужу, если только он не требует от нее непокорности Богу, в этом случае она не должна ему подчиняться, он же со своей стороны должен быть внимательным и заботиться об ее благополучии. Она также отвечает за должное состояние дел в хозяйстве своего мужа, за соблюдение своей чести, достоинства и порядочности, она обязана хранить свою красоту только для того мужчины, с которым состоит в браке. В Исламе женщина, замужняя или нет, считается человеком со своими собственными правами, а не просто приложением к мужу. Так, например, она имеет полное право владеть и распоряжаться своими имуществом и заработком даже после вступления в брак, а, вступив в него, она имеет право сохранить свою фамилию, не принимая фамилию мужа. Но если она сама пожелает взять фамилию мужа - это ее право. Западный стереотип относительно мусульманской женщины как о всего лишь домашней рабыне, с утра до ночи занятой приготовлением пищи, стиркой и присмотром за детьми, лишенной духовности, интересов, не имеющей право на собственную жизнь, а также возможности конструктивно участвовать в жизни общества, в исламских учениях, не имеет под собой оснований. Ибо Ислам считает мужчину и женщину равными в смысле их ответственности перед Богом и собственной индивидуальности. В Исламе ответственность за содержание женщины ложится на мужчину. Заработок, имущество или наследство женщины полностью принадлежат ей, и она может использовать их по собственному усмотрению; даже если у нее есть деньги, она не обязана тратить их на содержание себя, своих детей и мужа. Отсюда явствует, что, поскольку мужчина полностью несет бремя по содержанию женщины, он вправе получить большую долю наследства, чем женщина, которая вольна тратить свои средства как пожелает. В то же время Ислам признает, что женщины обладают более тонкой, чувствительной и эмоциональной натурой, чем мужчины, и мужчины должны обходиться с ними соответственно. Существует множество прекрасных Хадисов Пророка, предписывающих доброту и заботливость по отношению к женщинам, советующих мужьям относиться к своим женам с уважением, почитанием и со всеми чувствами, соответствующими их тонкой женской природе. Поскольку природа мужчины и женщины неодинакова, каждому доверена особая роль в обществе. Эти роли дополняют друг друга, и каждая из них является равно основополагающей и необходимой для функционирования общества. Внутри этой структуры как мужчина, так и женщина свободны в стремлении к тому, что для них важно, они вольны вносить свой вклад в общество соответственно собственным навыкам и интересам, но при условии, что они не пренебрегают своими домашними обязанностями и их деятельность не таит угрозы их достоинству и скромности. Женщины могут занимать в обществе многие должности, с которыми они справятся лучше или, по крайней мере, не хуже мужчин, например, в некоторых областях медицины, ухода за больными и т.п., образования, общественной работы и других. Дух брака в Исламе - это дух взаимного уважения, доброты, любви, сотрудничества и гармоничных взаимоотношений. В лице своего мужа жена имеет друга и партнера, разделяющего с ней ее жизнь и заботы, лелеящего, и оберегающего ее, помогающего ей выполнять обязанности, которые ей было бы трудно, а то и невозможно выполнять одной; а мужчина имеет в лице своей жены товарища и помощника, обеспечивающего ему покой, комфорт и отдых от борьбы с превратностями жизни этого мира. Хотя женщины чаще всего выполняют работу по дому, поскольку для них такая забота более естественна, Ислам не принуждает их к этому. Муж должен помогать жене в работе по дому, чинить свою одежду и принимать участие в домашнем труде. И хотя мать, прежде всего, занимается воспитанием своих детей, Ислам не требует от нее заниматься этим весьма важным делом одной. Должное воспитание детей - обоюдная обязанность мужа и жены, и, несмотря на то, что большая часть ежедневных занятий с детьми чаще всего выпадает на долю жены, муж - это человек, наделенный в семье высшей властью, отвечающий не только за благосостояние, но и за поведение всех членов семьи. Муж и жена должны вместе создавать в доме исламскую атмосферу и находить нужный подход к воспитанию детей, поддерживая в этом друг друга. Рассматривая исламскую семью, женщина, в первую очередь, это праведная жена своего супруга и хранительница домашнего очага. Супружество - это особая сфера человеческих взаимоотношений, включающая четкие предписания обязанностей и прав мужа и жены, где муж - это глава семейства, а жена хозяйка дома. Однако, не следует делать выводы, что роль женщины ограничивается ее домом, семьей и домашним хозяйством. Просто это естественная стихия приложения ее врожденных способностей и проявления женской натуры. Ислам повелевает, чтобы семья основывалась на взаимной любви, уважении и согласии, чтобы её члены совместно делили хорошее и плохое в жизни, чтобы муж и жена были тесно связаны узами верности. Аллах сделал брак честной отдушиной или выходом. Мужчина и женщина живут в браке счастливой жизнью, вдали от опасных ловушек разврата и блуда - источника несчастья. Этим самым Ислам поставил преграду чувственной похоти, ибо Аллах разрешил законную связь между Своими рабами. Ислам разрешил и многожёнство ради сбережения как мужчины, так и женщины. Даже противники Ислама свидетельствовали благотворное воздействие его положений, легализующих многожёнство. Эти положения сохранили исламский мир от эпидемии проституции. Как было отмечено в одном статистическом сборнике ООН2, исламские страны в меньшей степени затронуты волной проституции благодаря допущению многожёнства. Ислам разрешил многожёнство при условии справедливого отношения к жёнам. Он не предписывает женщине разрывать связи со своими родными, как это делалось в прошлом у многих народов. Наоборот, он повелевает ей поддерживать с ними связь и не прерывать её. Аллах здесь связал недобродеяние к родителям с многобожием, причислив и то и другое к недозволенным вещам. Такова картина милосердия и доброты Ислама. Женщина имеет право навещать своих родственников и ближних, узнавать, как они живут, ибо они воспитывали её до замужества. Ислам повелел женщине сторониться нескромности и быть целомудренной. Здесь невозможно перечислить все положения Ислама, касающиеся сохранения семьи, одной из опор которой является женщина. Один поэт сказал: 'Мать - это школа, которая готовит к жизни благородный народ'. Женщина, будь она мать, сестра или тётушка, пользуется особым уважением и высоким авторитетом. Уважение к матери проистекает из требований нашего Ислама о послушании родителям, а авторитет жены из того, что она является другой половиной религии мужа и порогом его дома. Что же касается сестры, то её надо оберегать, пока она не найдёт добродетельного мужа. В отношении тёток как по линии отца, так и со стороны матери, наша истинная религия предписывает поддерживать с ними отношения кровного родства, а кто рвёт с ними связи, тот заслуживает самого сильного наказания. Анвар Садат3 пишет: “Примером благородного подхода Ислама к женщине является то, что он рассматривает беспутного человека недостойным брака с целомудренной женщиной”. Ислам сделал семейные узы благородными и видит в них узы между двумя равными сторонами, каждая из которых уважает и ценит другую. При этом между ними нет различия в моральных принципах и в религии, которые составляют прочную основу отношений между супругами в Исламе. Подводя итог, скажем, что мусульманский брак представляется не романтичным союзом в голливудском духе, а кровным и телесным родством двух человеческих личностей. Это совсем не означает, что такой родственный союз полностью гарантирует идеальные отношения. Но любые трения или противоречия между супругами разрешаются внутри самой семьи при помощи смягчающего влияния общества, а не путем расторжения брака и разрушения семейной ячейки, что гораздо сложнее и пагубнее, чем стремление приспособиться к характеру своего супруга (супруги) и проявить терпимость (за иключением особых случаев, когда развод не только желателен, но и необходим). Благодаря всем присущим ему предосторожностям мусульманский брак -это чаще всего стабильный и |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |