ГОТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ФРАНЦИИ
Готический стиль - это художественный стиль, явившийся завершающим
этапом в развитии средних веков искусства стран Западной, Центральной и
частично Восточной Европы (между серединой 12 и 16 веков). Термин «Готика»
введен в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего
средневекового искусства, считавшегося «варварским». С начало 19 века, когда
для искусства был принят термин романский стиль, были ограничены
хронологические рамки Готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю
фазы.
Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под
её эгидой феодально-церковной основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи
Готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по
назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с
«высшими» иррациональными силами.
Для Готики характерны символико - аллегорический тип мышления и условность
художественного языка. От романского стиля Готика унаследовала главенство
архитектуры в системе искусств и традиционные типы культур, зданий. Особое
место в искусстве Готики занимал собор - высший образец синтеза архитектуры,
скульптуры и живописи (преимущественно витражей). Несоизмеримое с
человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение
скульптуры ритмам динамичности архитектуры, многоцветное сияние витражей
оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.
Развитие искусства Готики отражало и кардинальные изменения в структуре
средневекового общества: начало формирования централизованных государств,
рост и укрепление городов, выдвижение светских сил, торговых и ремесленных, а
также придворно-рыцарских кругов. По мере развития общественного сознания,
ремесла и техники, ослабевали устои средневековых религиозно-догматических
мировоззрений, расширялись возможности познания и эстетического осмысления
реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонической
системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура.
Городские архитектурные ансамбли включали культурные и светские здания,
укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь часто обстраивалась
домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах.
От площади расходились главные улицы, узкие фасады двух-, реже трёх -этажных
домов с высокими, фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных.
Города окружались мощными стенами с богато украшенными проездными башнями.
Замки постепенно превращались в сложные комплексы крепостей, дворцовых и
культурных сооружений. Обычно в центре города, господствуя над его застройкой,
находился собор, становившийся средоточием городской жизни. В нем наряду с
богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии,
происходили собрания горожан. Собор мыслился своего рода сводом знания (главным
образом богословского), символом Вселенной, а
его художественный строй, сочетавший торжественное величие со страстной
динамикой, изобилие пластических мотивов со строгой иерархической системой их
соподчинения, выражал не только идеи средневековой общественной иерархии и
власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание горожан,
каркас из столбов (в зрелой Готике - пучка колонн) и опирающихся на них
стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек
(травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками,
План собора в Реймсе (Франция). 1211—1311г.
которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода,
заполненного облегченными небольшими сводами - распалубками.
Боковой распор свода главного нефа передается с помощью опорных арок
(аркбутанов) на наружные столбы - контрфорсы. Освобожденные от
нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами.
Нейтрализация распора свода за счет вынесения наружу основных конструктивных
элементов позволила создать ощущение лёгкости и творческое величие усилий
человеческого коллектива.
Готика зародилась в Северной части Франции
(Ильде-Франс) в середине 12 в. и достигла расцвета в первой половине 13в.
Каменныеготические соборы получили во Франции
свою классическую форму. Как правило, это 3-5 -
нефные базилики с поперечным нефом -
трансептом и полукруговым обходом хора
(«деамбула-торием»), к которому примыкают
радиальные капеллы («венец капелл»). Их
высокий и просторный интерьер озарен цветным
мерцанием витражей. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создается
рядами стройных столбов, мощным взлетом остроконечных стрельчатых арок,
убыстренным ритмом аркад верхней галереи
(трифория).Благодаря контрасту высокого главного и полутемных боковых
нефов возникает живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности
пространства.
На фасадах соборов варьируются стрельчатые арки и богатые
архитектурно-пластические декорации, детали —
узорные вимперги, фиалы, краббы и т.
д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной
галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях
колонн образуют цельную символическую сюжетную
систему, в которую входят персонажи и эпизоды
Священного писания, аллегорические образы. Лучшие
произведенияготической пластики - декор
, статуи фасадов соборов в Шартре,
Реймсе, Амьене,Страсбуре
проникнуты одухотворённой красотой, искренностью и благородством.
На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с
башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509).
Замки превращались в величеств. дворцы с богатым внутренним убранством
(комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки («отели»)
богатых горожан.
Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора, воплотившая торжество
дерзновенной инженерной мысли человека, позволила преодолеть массивность
романских построек, облегчить стены и своды, создать
динамическое единство внутреннего пространства.
В Готике происходит обогащение и усложнение синтеза
искусств, расширение системы сюжетов, в которой
отразились средневековое представления о мире.
Основным видом изобразительного,
искусства была скульптура, получившая богатое
идейно-художественное содержание и развитые пластические формы.
Застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур, их
обращением друг к другу и к зрителю. Со временем возник интерес к реальным
природным формам, к физической красоте и чувствам
человека. Новую трактовку получили темы материнства,
нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкости человека.
В Готике Франции органически переплелись лиризм и
трагические аффекты, возвышенная духовность и
социальная сатира, фантастический гротеск и
фольклорность, острые жизненные наблюдения. Во
эту в эпоху расцвела книжная миниатюра и появилась алтарная живопись;
достигло высокого подъёма декоративное,
искусство, связанное с высоким уровнем развития цехового ремесла.
В поздней Готике, во Франции, получили распространение скульптурные алтари в
интерьерах, объединяющие деревянную
раскрашенную и позолоченную скульптуру и
темперную живопись на деревянных досках. Сложился
новый эмоциональный строй образов, отличающийся
драматической (нередко экзальтированной)
экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и святых. К лучшим образцам
французского готического искусства принадлежат
мелкая скульптура из слоновой кости, серебрянные
реликварии,лиможскаяэмаль, шпалеры
и резная мебель.
Для поздней («пламенеющей») Готики характерен прихотливый, напоминающий языки
пламени узор оконных проёмов (ц. Сен-Маклу в
Руане). Появились росписи на светские сюжеты (в папском дворце в
Авиньоне, 14—15 вв.). В миниатюрах (гл. обр. часословах) наметилось
стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче пространства и
объёма. Воздвигались светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и
складские здания, танцевальные залы). Скульптуру соборов (в
Бамберге,Магдебурге,
Наумбубге) отличают жизненная конкретность и
монументальность образов, мощная пластическая
экспрессия. Части храмов украшались рельефами, статуями, растительным
орнаментом, изображениями фантастических
животных; характерно обилие в декоре светских мотивов (сцены труда ремесленников
и крестьян, гротескные и сатирич. изображения).
Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых
преобладали красные, синие и жёлтые тона.
Сложившаяся готическая каркасная система появилась в церкви аббатства
Сен-Дени (1137—44). К ранней готике относятся также соборы в
Лане,Париже, Шартре, например, собор Нотр-Дам на острове Сите в
Париже. Богатством ритма, совершенством архитектуры
композиции и скульптуры декора отличаются
грандиозные соборы зрелой Готики в Реймсе и Амьене, а также часовня
Сент-Шапель в Париже (1243-1248) с
многочисленными витражами. С середине 13 века величественные соборы
строились в других европейских странах - в
Германии (в Кельне), Нидерландах (в Утрех
те), Испании (в Бургосе, 1221— 1599),
Великобритании (Вестминстерское аббатство в Лондоне), Швеции (в
Упсале), Чехии (хор и трансепт собора св.
Вита в Праге), где готич. строит, приёмы
получили своеобразную местную интерпретацию. Крестоносцы донесли принципы Г. до
Родоса, Кипра и Сирии.
В конце 13 начале 14 века строительство соборов
во Франции переживало кризис: архитектурные формы стали суше, декор обильнее,
статуи получили одинаковый подчёркнутый З-образный
изгиб и черты куртуазности.
ОСОБЕННОСТИ ГОТИКИ ФРАНЦИИ
Старые города постепенно разрастались, укреплялись , перестраивались, новые
обычно возводились на регулярной основе, зачастую имели
прямоугольную сетку улиц, очень плотную застройку и две главные площади -
соборную и рыночную. Главным городским сооружением остался собор,
господствовавший над всей застройкой и получивший во Франции свои
классические формы. Это три - пять нефные
базилики с трансептом и полукруглым обходом хора,
венцом капелл, высоким и просторным интерьером,
двух-башенным фасадом с тремя перспективными порталами и
готической розой в центре. Произведения
раннеготического зодчества (церковь аббатства
Сен-Дени: соборы в Сансе, ок. 1140, в
Париже, в Шартре) сохранили массивность
стен, грузность нервюр, горизонтальность
композиций линий фасадов, тяжёлые
двух-про-лётные аркбутаны. Подчёркнутый
вертикализм, обилие скульптуры и декор,
деталей свойственны грандиозным соборам зрелой готики в Реймсе,
Амьене, часовне Сент-Шапель в Париже. В
конце 13 - 14 веков в архитектуре соборов стал
преобладать обильный декор, скрывающий архитектурные
членения, появились искривленные линии,
пламенеющего стиля (церковь Сен - Маклу в
Руане). Замки превратились в богато украшенные внутри дворцы (папский
дворец в Авиньоне; замок Пьерфон,
1390–1420г.). В 15 веке возник тип богатого городского дома - отеля (дом Жака
Кёра в Бурже, 1443-1451г.).
В готической скульптуре, тесно связанной с архитектурными формами, возродился
интерес к физической красоте и чувствам человека,
к реальным природным формам. В этот период были созданы подлинные шедевры
скульптуры: рельефы и статуи северного портала собора в Шартре, глубоко
человечный образ благославляющего Христа на
западном фасаде собора в Амьене,
высокоодухотворённые образы группы «Посещение Марией Елизаветы» на
западном портале собора в Реймсе. Эти произведения оказали большое влияние на
развитие всей западноевропейской скульптуры. В
готической живописи главным элементом цветового оформления интерьера стал
витраж, звучный и интенсивный по цвету. Особенно выделяются витражи часовни
Сент-Шапель и собора в Шартре. Фресковая живопись, в
которую наряду с каноническими сценами
включались светские сюжеты и портреты, украшала стены дворцов и замков (росписи
папского дворца в Авиньоне, 14 -15 вв.).
В готической миниатюре усилилось стремление к достоверному воспроизведению
натуры, расширился круг иллюстрируемых рукописей, обогатилась их тематика. Под
влиянием нидерландского и итальянского
искусства появились станковые картины и портреты. Решит
ельный переход к правдивому и жизненно убедительному
изображению реальной среды произошёл в творчестве
Лимбург. Высоким мастерством, тщательностью отделки отличались
произведения искусства: мелкая пластика, эмали
шпалеры, резная мебель.
Стиль французской Готики проявился в удобных и вместе с тем
торжественно-импозантных постройках королей и
дворянских замков, функционально продуманных и прихотливо отделанных
городских особняках. В них готически логичная конструкция, вертикализм и
живописность композиции, живой силуэт удачно сочетаются с лёгким изящным
декором и тонким членением плоскостей стен. Таковы замки
Амбуаз (1492-1498), Гайон (1501—10), отель
Бур-терульд и Бюро финансов в Руане.
Помимо приглашавшихся из Италии мастеров появились многосторонне образованные
французские архитекторы — Н. Башелье, Ф.
Делорм,П.Леско,
Ж. А. Дюсерсо. Глубоко национальные произведения
стали живописные, неотъемлемые от окружающего пейзажа замки-резиденции в долине
Луары(Азе-ле-Ридо, 1518-1529г.;
Шенонсо, 1515-1522г.; Шамбор, начат в
1519г.). Роскошная отделка парадных залов резным деревом, фр
есками, стуком характерна для дворца
Фонтенбло, где работали итальянские мастера-маньеристы
РоссоФьорентино и
Приматиччо.
Жемчужиной зрелости эпохи во Франции стало здание нового Лувра (1546—74,
арх. Леско, скульптор Ж. Гужон) в Париже. Жизнерадостный и изящный
стиль французского Возрождения в изобразительном
искуссве наиболее ярко проявился в портрете (живописном и карандашном) таких
замечатательных мастеров, как Ж. Фуке
(известен также как выдающийся мастер миниатюры), Ж. и Ф.
Клуэ,Корнеляде
Лион.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большая художественная энциклопедия. I – II том. 1980г.
2. Воронцов А.И. Экскурс мировых достопримечательностей. Москва, 1983г.
НОВОСТИ
ВХОД
ТЕГИ
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.