бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Проблема развития рынка ценных бумаг в России

Проблема развития рынка ценных бумаг в России

Глава 1. Необходимость развития рынка ЦБ в России.

1.1 Рыночные реформы в области рынка ценных бумаг.

До кризиса 17 августа Государственная политика в отношении рынка

ценных бумаг была следующей. Условно все реформы можно разделить на три

этапа:

На первом этапе, а он проходил с 1990-1992 год, происходило создание

предпосылок для развития фондового рынка: образование фондовых бирж и

рынка акций коммерческих банков, товарных и фондовых бирж. Началось

формирование законодательной базы российского рынка ценных бумаг .

На втором этапе, это с 1993 – первая половина 1994 года фондовый

рынок существовал в форме приватизационных чеков. Это было начало,

расцвет и закрытие рынка приватизационных чеков, которые были выпущены

государством в большом количестве и выдавались гражданам Российской

федерации бесплатно. А люди обменивали приватизационные чеки на акции

приватизируемых предприятий или продавали на биржевом и внебиржевом

рынке. На отметить что на этом этапе было слабо развита нормативная база

по ценным бумагам, что привело к появлению финансовых пирамид.

На третьем этапе, со второй половины 1994 и до сегодняшних дней.

Начался складываться новый фондовый рынок, на котором торговля ведется

уже акциями существующих российских акционерных обществ. Происходит

формирование основной нормативной базы, создаются органы по

регулированию рынка ценных бумаг ФКЦБ, принимаются основополагающие

законы, «О рынке ценных бумаг», «Положение об акционерных обществах».

И также реформы направлены на улучшение законадательсва. И создание

целостной системы регулирования фондового рынка. В настоящий момент

можно охарактеризовать как переломный: происходит смена приоритетов.

Практически решены задачи переходного периода, решение организационных

вопросов по созданию центрального аппарата, создание нормативной базы,

проведение лицензирования и перелицензирование профессиональны

участников рынка. Самое главное сейчас – это активно приступать к

созданию систем мониторинга, контроля, раскрытия информации и обеспечения

исполнения законодательства Российской федерации по рынку ценных бумаг и

защита прав инвесторов. Необходимо активизировать совместную деятельность

с законодательными органами, профильными министерствами и ведомствами по

принятию новых законов и внесению необходимых, продиктованных практикой

поправок в действующее законодательство. В связи с кризисом 17 августа

когда ввели мораторий на выплаты по ГКО направленность реформ слегка

поменялась.

1.2 Теоретические предпосылки развития рынка ЦБ.

Процесс перехода от командно-административной системы к так

называемой рыночной экономике представляет собой этап обновления всей

экономики, всех экономических и социальных структур в стране. Самая

рыночная экономика должна может и должна включать в себя рынок средств

производства, предметов потребления, рабочей силы, рынок капитала и рынок

недвижимости, включая землю. Все эти элементы должны быть тесно связаны

между собой и взаимодействовать, что позволит создать общенациональный

рынок.

В структуре рынка в бывшем СССР был лишь один элемент – банковская

система, весьма ограниченна и неэффективна. Для полноценного

функционирования рынка нужна была не только сама банковская система, а ее

дальнейшая реорганизация и принятие законов о Центральном банке, и создание

новой банковской системы. Первой попыткой создание рыночных отношений в

банковской сфере была реорганизация банковской системы в 1987году. Создание

новых специализированных банков по существу не прибавило эффективности в

функционировании банковской системы, так как она проводилась при

отсутствии закона о собственности. Новые банки оказались в руках

административной системы. Реорганизация банковской системы 1987г. носила

скорее отрицательный, чем положительный характер, так как проводилась она

очень быстро при отсутствии самой концепции перестройки и новых рыночных

механизмов. Отрицательная сторона выражалась, прежде всего в том, что по

существу было создано несколько банков, монополия трех банков была заменена

монополией шести. И опять как прежде предприятия стали закрепляться за

банками, не имея альтернативы при выборе кредитного учреждения. Спецбанки

продолжали осуществлять распределение ресурсов между своими клиентами.

Банки, как и раньше, проводили финансовое обслуживание предприятий и

отраслей, продолжая сокрытие их низкой ликвидности. Спецбанки не создали

условий для развертывания денежного рынка, но использовали при этом систему

искусственных поборов с предприятий и населения.

В результате реформы 1987года банковский аппарат вырос, а банки

повели войну между собой за раздел многочисленных текущих и ссудных счетов.

Главный банк, Госбанк страны продолжал функционировать как орган

правительства, тогда как мировая практика показывает что он должен быть

независимым. Госбанк должен был регулировать кредитные ресурсы других

банков путем ужесточения процентных ставок и ограничение кредитных

резервов. Создание в 1988-1989г. отраслевых коммерческих банков без такого

регулирования мало, что дало с точки зрения реального воздействия кредитной

системы в целом на экономику. Созданные коммерческие банки должны были

хранить в определенном объеме хранить резервы в Госбанке, тогда возможно

подлинное кредитное регулирование, приостановка кредита в случае

неэффективных действий предприятий. Кроме того, должна быть определена

связь между предприятием и банком по линии взаимного владения ценными

бумагами, тогда возможна взаимная эффективность. Поэтому до конца 1990года

отношения банков с предприятиями носили не сколько объективный

экономический характер, сколько административный. До конца 1990года в целом

наша кредитная система была подогнана под административную систему,

продолжая оставаться примитивной. Другим доказательством может служить тот

факт, что Государственный банк до проекта закона 1990года не осуществлял

учета вексельного обращения, не хранил резервы других банков у себя и,

таким образом, не производил их регулирование, не определял процентную

ставку для других банков, а также не осуществлял покупку и продажу

государственных ценных бумаг другим кредитно-финансовым институтам.

Большое значение при дальнейшей реорганизации банковской системы

имело соотношение между налоговыми ставками на прибыль предприятия и

процентами, взимаемыми банками. Поэтому необходим был гибкий механизм

реагирования между финансовой и кредитными системами, позволяющий иметь

объективную эластичную основу такого соотношения между налоговой и

банковской процентными ставками. Поэтому финансовое оздоровление экономики

в определенной степени зависело также и от кардинальной реорганизации

кредитной системы страны. До 1990года были сделаны первые попытки создания

отдельных элементов рынка ценных бумаг, так как до этого времени не было

свободной торговли деньгами. Первые попытки создания такого рынка в 1988-

1989г. носили ограниченный характер, поскольку распределение акций

осуществлялось в пределах данного предприятия или в отношении каких-то

других предприятий.

1.3 Развитие законодательства РФ в области РЦБ.

Я думаю, что прежде всего надо начать с того что нормативно-правовая

рынка ценных бумаг в странах с развитым рыночным хозяйством создавалась на

протяжении многих десятилетий. В России, где формирование рыночных

отношений связано с преодолением многих препятствий, созданных старой

системой, этот процесс протекает особенно трудно. Административно-командная

экономика почти не нуждалась в ценных бумагах. Ликвидация после 1917 года

рынка ценных бумаг и замена экономических методов хозяйствования методами

командно-аминистративными исключили какую-либо историческую

преемственность в законотворческой деятельности. С конца 20-х и до конца

70-х годов не было принято никаких нормативных актов о ценных бумагах.

Единственным документом такого рода было «Положение о простом и переводном

векселе», он был издан в 1937 году.

Объективные и субъективные предпосылки для возрождения в стране рынка

ценных бумаг начали формироваться только в конце 80-х годов. В связи с

развитием товарно-денежных отношений, появилось множество нормативных актов

и постановлений, не образующих, какой-либо целостной системы, объединенных

единой правовой концепцией. Необходимость упорядочивания этого процесса

потребовало установления правовых норм, регулирующих на государственном

уровне выпуск и обращение ценных бумаг, а также деятельность

профессиональных участников рынка ценных бумаг. Разработанные и принятые в

этом плане документы можно разделить на три группы:

. Законодательные и нормативные акты, исходившие от Союзного и Российского

парламентов;

. Указы Президента Российской Федерации и постановления правительства;

. Ведомственные нормативные акты Министерства финансов, Центрального банка,

Госкомимущества Российской Федерации и других правительственных органов;

В Российской Федерации нормативные документы, регламентирующие

деятельность на рынке ценных бумаг, начали разрабатываться в конце

1990года. Это были прежде всего « Закон о Центральном банке РСФСР», Закон

«О банках и банковской деятельности в РСФСР»[1] (от 2 декабря 1990года),

Закон «Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах В

РСФСР» , «Положение об акционерных обществах»(от 28 декабря 1991 года).

Эти нормативные документы впервые за последние 60 лет дали официальную

трактовку таких понятий, как акция, облигация, сертификат ценной бумаги,

опцион, а также определили порядок выплаты дивидендов и процентов. С этого

времени работа по определению принципов и правил регулирования рынка ценных

бумаг сконцентрировалась в исполнительных органах – в Правительстве, в

Министерстве финансов и Центральном банке РФ.

К числу основных нормативных документов рынка ценных бумаг относится

Закон РСФСР от 3 июля 1991года «О приватизации Государственных и

муниципальных предприятий в Российской Федерации» и «Государственная

программа приватизации государственных и муниципальных предприятий

Российской Федерации», закон от 22 апреля 1996 года «О рынке ценных бумаг»,

«об акционерных обществах». Более частный характер имеют многие другие

законодательные акты, изданные государственными органами. К их числу

принадлежат решения о применении векселя в хозяйственном обороте; о

введении залога; о развитии ипотечных операций; о создании холдинговых

компаний; о разрешении иностранцам приобретать акции российских акционерных

обществ; и т.д. Самый основной правовой акт принятый не так давно, по

моему мнению и не только, это закон «О рынке ценных бумаг». Этот правовой

акт становится своеобразным стержнем, который будет определять стратегию

развития фондового рынка на ближайшие лет пять. С вступлением его в силу

появляется четкое разграничение полномочий всех органов власти, которые до

этого времени, так или иначе контролировали данный рынок. А их было около

десятка. Это Федеральная комиссия по ценным бумагами и фондовому рынку,

Центробанк, Минфин, Госкомимущество и другие. Теперь каждому из них

отводится свое место. Главенствующее положение занимает Федеральная

комиссия по рынку ценных бумаг. Она контролирует деятельность

профессиональных участников фондового рынка.

В нормативной базе рынка ценных бумаг существуют несомненные пробелы

и нестыковки, одни из них достаточно серьёзны, другие тактического

характера.

Главной стратегической проблемой является ответственность. У нас есть

множество норм в законах, но нет никакой ответственности за их нарушение.

Глава 2. Формы развития рынка ценных бумаг в России.

1. Субъекты рынка ценных бумаг.

Всех участников рынка ценных бумаг можно разделить на две группы. В

первую группу входят профессиональные участники рынка ценных бумаг,

представленные главным образом организациями, которые выполняют

посреднические и консультативные услуги на РЦБ, и также выступают в

роли игроков на фондовой бирже. Эти организации формируют инфраструктуру

фондового рынка. Ко второй группе относятся участники целью которых

является временное размещение свободных финансовых ресурсов. Это могут быть

как физические, так и юридические лица. Профессиональным участникам РЦБ

лицензию на деятельность выдает Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг

(ФКЦБ). Главное действующее лицо на рынке – посредник именуемых на фондовом

рынке брокером. Брокер- это лицо действующее за счет клиента на основе

договоров поручения или комиссии. В качестве брокера обычно выступает

брокерская компания. Договор комиссии с брокером может предусматривать

возможность использования средств клиента, предназначенных для

инвестирования в ценные бумаги или полученные в результате продажи бумаг, в

своих интересах до момента возврата денежных средств клиенту. Брокер не

может давать гарантии в отношении доходов от инвестирования. Следующим

профессиональным участником является дилер. Дилер – это лицо, совершающее

сделки купли продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет на основе

публичного объявления их котировок. В качестве дилера может выступать

только юридическое лицо. Дилер получает прибыль за счет двух источников.

Во-первых, он постоянно обновляет котировки, по которым готов купить

и продать ценные бумаги. Разницу между ценой продавца и ценой покупателя

называет спрэдом. Дилер получает прибыль за счет спрэда.

Дилер обязан заключать сделки по ценам объявленных котировок. Также он

может устанавливать обязательные условия, такие как минимально и

максимальное количество покупаемых или продаваемых бумаг, а также сроки

действия цен. В случае отказа дилера от заключения сделки на объявленных

условиях к нему может быть предъявлен иск о принудительном заключении

договора или о возмещении причинённых инвестору убытков.

Во-вторых, дилер зарабатывает за счет возможного прироста курсовой

стоимости приобретенных им бумаг. Дилер- это крупная организация.

Поэтому она обычно совмещает два вида деятельности: дилера и брокера.

Следующим участников фондового рынка являет инвестиционный фонд.

Инвестиционный фонд – это акционерное общество, которое выпускает свои

акции и реализует их инвесторам. Фонды бывают открытыми и закрытыми.

Открытый фонд – это акционерное общество, размещающее акции с

обязательством их последующего выкупа по требованию инвестора. Закрытый

фонд-это акционерное общество, размещающее акции без обязательства их

выкупа. Вернуть себе деньги инвестор может только, перепродав акции на

вторичном рынке если на них существует спрос. Инвестиционные фонды, в

первую очередь представляют интересы мелкого и среднего инвестора. Во-

первых, потому что средства передаются профессиональным участникам

фондового рынка. Во-вторых, фонд позволяет снижать уровень риска за счет

диверсификации своих инвестиций, т. е. разделение денежных средств между

различными финансовыми инструментами.

В России инвестиционные фонды возникли с началом приватизации

государственной собственности. В основном это были чековые инвестиционные

фонды, т. е. фонды, акции которых обменивались на приватизационные чеки.

Несмотря на то, что их было создано порядка 550, их деятельность не имела

успеха. Такой результат объяснить просто. Инвестиционный фонд это институт,

характерных для страны с развитым рынком ценных бумаг и работающей

экономикой. Прибыль фонда зависит от деятельности предприятий, бумаги

которых он приобрел. В первые годы реформ фондовых рынок России практически

отсутствовал. Таким образом можно сказать, что с самого начала Российские

фонды не имели будущего.

Инвестиционный фонд представляет собой организацию, которая только

преумножает денежные средства. Для выполнения своих целей он заключает

договоры с двумя другими лицами. Первое из них это депозитарий. Депозитарий-

это организация, в которой хранятся средства и ценные бумаги и которая

обеспечивает взаиморасчеты по сделкам. Депозитарием может выступать только

юридическое лицо. Инвестор, заключивший с депозитарием договор на хранение

ценных бумаг, называется депонентом. Второе лицо представлено управляющим.

Он управляет средствами инвестиционного фонда. В качестве управляющего

может быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель,

имеющий лицензию.

Инвестиционные фонды делятся на паевые инвестиционные фонды.

Задача которого сводится к аккумулированию средств вкладчиков и размещению

их в другие финансовые активы. Паевой фонд имеет ряд отличий по порядку

образованию и функционированию. Паевой фонд – это имущественный комплекс

без создания юридического лица. Он создается при компании, имеющей лицензию

на осуществление деятельности по доверительному управлению имуществом

паевых фондов, которая становится управляющей компанией фонда. В отличие от

инвестиционного фонда вкладчики паевого фонда приобретают не акции, а

инвестиционные паи. Инвестиционный пай – это именная бумага, удостоверяющая

право инвестора на получение денежных средств в размере стоимости пая на

дату его выкупа. На пай не выплачиваются не дивиденды, ни проценты. Прибыль

инвестор может получить только за счет прироста курсовой стоимости пая.

Фонд обязуется выкупать паи. Цена пая оценивается на момент выкупа путем

деления стоимости чистых активов фонда на количество находящихся в

обращении паев. С точки зрения сроков выкупа паев, фонды делятся на

открытые и интервальные. Фонд является открытым, если управляющая компания

обязуется выкупать паи по требованию инвестора в срок установленный

правилами фонда, но не превышающий 15 рабочих дней даты предъявления

требования. Фонд считается интервальным, если управляющая компания

обязуется выкупать паи в срок установленный правилами фонда, но не реже

одного раза в год.

Фонд признается образованным с момента регистрации проспекта эмиссии. После

этого начинается продажа паев инвесторам. Однако если паи будут реализованы

на сумму меньшую, чем предусмотрено законодательными документами по паевым

фондам, то он подлежит ликвидации.

Следующий вид фондов это фонды хеджирования в основном они существуют в

западных странах. В законодательстве западных стран нет официального

определения, но можно перечислить ряд черт присущих таким организациям.

Во-первых, они являются частными компаниями, насчитывающими не менее

100 участников не редко это оффшорные компании. Оффшорная компания- это

компания, зарегистрированная в стране или экономической зоне с льготным

налогообложением.(

Во-вторых, участники фондов - состоятельные лица, поэтому они могут

позволить себе пойти на большие риски. Правила таких организаций обычно

требуют, чтобы состояние участника равнялось не менее 250 тысяч долларов.

В-третьих, они проводят очень рискованную финансовую политику,

открывая позиции на рынке, превышающие размеры их собственности в 5-20 раз.

В-четвертых, обычно они показывают высокие результаты доходности по

своим операциям.

Элементом инфраструктуры фондового рынка выступают клиринговые

организации, в обязанности которых входит определение и зачет взаимных

обязательств инвесторам по поставкам и расчетам за ценные бумаги. Они

осуществляют сбор, сверку, корректировку информации по сделкам с ценными

бумагами и готовят по ним бухгалтерские документы. Клиринговая организация

должна формировать специальные фонды для снижения риска неисполнения сделок

с ценными бумагами.

На фондовом рынке функционируют регистраторы или держатели реестра.

Регистратор –это организация, осуществляющая по договору с эмитентом

деятельность по ведению и хранению реестра именных ценных бумаг. Сам реестр-

это список зарегистрированных владельцев с указанием количества,

номинальной стоимости и категории принадлежащих им бумаг. В реестр могут

вносится не только имена владельцев ценных бумаг, но и номинальных

держателей ценных бумаг. Номинальный держатель-это лицо, которое держит

ценные бумаги, не является их владельцем, от своего имени в интересах

другого лица. В качестве номинальных держателей, как правило, выступают

профессиональные участники рынка ценных бумаг. Регистратор обязан по

требованию владельца или номинального держателя предоставить ему выписку из

реестра по его лицевому счету.

Регистратор также обязан предоставить зарегистрированным в реестре

владельцам и номинальным держателям, владеющим более 1% голосующих акций

эмитента, по их требованию данные из реестра о других владельцах бумаг с

указанием количества, категории и номинальной стоимости принадлежащих им

бумаг. Деятельность по ведению реестра не допускает совмещения ее с

другими видами профессиональной деятельности на РЦБ.

Следующим участником РЦБ является фондовая биржа. Фондовая биржа –

это институт, созданный для организации торговли ценными бумагами. Помимо

функции организации торговли бумагами она может осуществлять депозитарную и

клиринговую деятельность. Фондовая биржа образуется в форме некоммерческой

организации. Торговлю на бирже могут осуществлять только ее члены. Другие

лица, желающие осуществлять биржевые сделки, обязаны действовать через

членов биржи как посредников. Членами биржи могут быть только

профессиональные участники РЦБ. Биржа- это место, где заключаются сделки с

ценными бумагами. Поэтому физически сами ценные бумаги на рынке не

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.