бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Детская журналистика

воображение ребенка, активизировать его восприятие, побуждать к творчеству.

Редакция журналов отрицательно относилась к быстрому, так называемому

«беглому чтению», она считала, что такое чтение дает «инерцию глазу» и

сознание маленького читателя не успевает реагировать на смысловые моменты

текста. Поэтому литературный и публицистический материал журналов всегда

компоновался таким образом, чтобы ребенок мог сосредоточить свое внимание

на узловых его конструкциях. С этой же целью в журналах использовалась

система наклонного и вертикального расположения строк; в зависимости от

содержания текста применялись различные цвета, размеры и начертание букв.

«Роковые» 30-е годы, обернувшиеся трагедией для всего нашего народа,

не прошли бесследно и для авторского и редакционного состава ленинградского

детского отдела. Вслед за арестом Н. Олейникова (3 июля 1937 г.)

последовала целая волна репрессий: были арестованы «по меньшей мере, 9

сотрудников редакции», в их числе известная детская писательница и критик

Т. Г. Габбе, многолетний редактор детского отдела А. И. Любарская,

секретарь редакции журналов «Чиж» и «Еж» Г. Д. Левитина. Группе

редакционных работников, оставшихся на свободе, было предложено написать

заявление об уходе по «собственному» желанию[13]. Так навсегда оставила

редакционную деятельность Н. В. Гернет. Близок к аресту был и С. Маршак. 11

ноября 1937 г. на собрании в Союзе писателей состоялся «суд» над Маршаком,

потребовавший отречения его от «врагов народа». Несмотря на сложные

отношения, сложившиеся между ним и учениками к середине 30-х годов, учитель

не предал людей, которым дал когда-то путевку в «большую литературу для

маленьких». Вслед за этим он вынужден был вскоре покинуть Ленинград и

навсегда оставить любимую редакционную работу, которой отдавал много сил,

таланта и души. Следующая волна репрессий захватила бывших «обэриутов»: в

период с 1938 по 1946 гг. находится в тюрьме, лагерях и ссылках поэт Н.

Заболоцкий; 23 августа 1941 г. в Ленинграде арестовали Д. Хармса, который

вскоре скончался в тюремной больнице; в первые месяцы войны, во время

отступления наших войск из Харькова, был арестован и погиб в заключении

писатель А. Введенский.

Все это не могло не сказаться на качестве «Чижа», все еще

продолжавшего приходить к своим читателям. «В предвоенные годы состав

редакции этого журнала сильно изменился. Новая редколлегия предпочитала

спокойную воспитательную прозу, классическую сказку, стихи о хороших

мальчиках и девочках»[14].

Творческое наследие С. Маршака, К. Чуковского, В. Бианки, Е. Чарушина,

М. Пришвина, В. Шварца, Б. Житкова, М. Ильина, значительная часть из

которого увидела свет на страницах «Ежа» и «Чижа», давно уже составляет

фундамент детской литературы. В первой половине б0-х годов, после

восстановления доброго имени, в детскую литературу постепенно стали

возвращаться произведения Д. Хармса, А. Введенского, Н. Заболоцкого.

Сегодня они по праву считаются классикой, и, хотя стали хрестоматийными,

читательский интерес к ним не угасает. В наши дни государственные и

кооперативные издательства, словно соревнуясь друг с другом, одну за другой

выпускают книги этих писателей. В нынешнем году состоялся «дебют» книги Н.

Олейникова, адресованной младшим школьникам (в нее вошли избранные очерки и

рассказы писателя). Готовится к печати второй его сборник, имеющий цель

познакомить новое поколение детей с творчеством Олейникова-изобретателя.

Первые периодические издания были попыткой «открыть детям путь к

ясному пониманию того великого, что свершается на Землею, первой попыткой

«освободить детей от тлетворного ига старой детской книги, погружавшей в

мрак и рабство детскую душу» (из программы журнала «Красные зори»). И это

тем более важно, что в Советской России еще продолжают издаваться

дореволюционные журналы для детей — «Задушевное слово», «Доброе утро»,

«Жаворонок» и др.

После революции в них мало что изменилось. «А вот Валя К.,—читаем мы в

журнале «Для наших детей»,— прислала очень грустное письмо. Она спрашивает,

когда кончатся все беспорядки. Ей тяжело видеть все происходящее сейчас в

России; она бранит крестьян. Милая Валя! Многим сейчас тяжело жить в России

и смотреть на все, что сейчас происходит. Но нельзя обвинять во всем

крестьян. Наш народ, Валечка, веками жил в темноте, под страшным гнетом.

Его эксплуатировали, над ним издевались. Много горечи и негодования

накопилось у него против «бар». И если он сейчас не может отличить друзей

от врагов, то не его вина—слишком он темен. Когда ты, милая девочка,

подрастешь, займись историей. Она объяснит тебе многое, и ты будешь шире

смотреть на жизнь и найдешь оправдание и прощение многому. Всякая ломка в

жизни народов вызывает много несправедливости. Это ты тоже узнаешь из

истории революций других стран. Но зато после, когда все успокоится, всем в

России будет житься несравненно легче и свободней, чем раньше. Поверь мне и

не приходи в отчаяние». Так вещали тети Клавдии и дяди Кости — неизменные

спутники старых детских журналов. Какое уж тут ясное понимание «того

великого, что свершается на Земле»!

Некоторые журналы открыто говорили о своем желании оградить детей от

политики. «Жаворонок», например, сообщал, что редакция его «по соображениям

воспитательного характера будет далека от какой бы то ни было политики».

Подобная точка зрения позволила критикам «Педагогической мысли»

объявить горьковский журнал «Северное сияние» тенденциозным и агитационным.

Старые журналы не могли, да и не желали перестраиваться. Ведь это значило

отказаться от философии всепрощения и вселенского умиротворения. Надо было

выбрать, за кого и с кем они, и открыто заявить об этом. Журналы же

предпочитали не вмешиваться в жизнь.

Призывая к «общечеловеческому, что способствует развитию в детских

душах начал любви, красоты, справедливости и самодеятельности»

(«Жаворонок»), журналы тем самым пытались «уберечь» детей от подлинной

действительности, в которой, по их убеждению, много грязи, стонов и крови.

Упаси боже, чтобы дети видели это! Но разве они не видели? Не

завязывать глаза, не уводить в мир грез и сновидений, но «стремиться

воспитывать в детях дух активности, интерес и уважение к силе разума, к

поискам науки, к великой задаче искусства — сделать человека сильным и

красивым»,— вот программа «Северного сияния».

Такая «тенденциозность» шокировала «Педагогическую мысль». Но

советские детские журналы возникали. И громко заявляли о своих намерениях.

Одновременно с «Северным сиянием» в Петрограде издаются «Красные зори»

(«Орган культурно-просветительского отдела Совета 2-го городского района г.

Петербурга»), в Ташкенте—«Юный туркестанец» (под редакцией кабинета родного

языка при педагогической лаборатории).

Много общего у этих журналов. И самое главное: рассчитаны были они на

пролетарского читателя — явление, доселе невиданное. Обращаясь к читателям,

«Юный туркестанец» писал: «Старая, величественная и трогательная история!

Счастье грядущих поколений! Вслушайся в эти слова. Ведь это значит, что вся

бездна страданий людей, которые принесли себя в жертву,— все это ради тебя

и таких, как ты, маленький читатель, ради того, чтобы ты и те, что придут

за тобой, могли жить счастливее, чем жили отцы и деды. «Хорошо,— говоришь

ты,— но если они отдали нам все, чем же мы можем заплатить им за это? Могу

ли чем-нибудь заплатить я?» Можешь и должен. Но как, чем? Сам подумай об

этом, подумай о том, что окружает тебя, о людях великих и простых, об их

стремлениях, и ты найдешь ответ, А наш журнал по мере сил поможет тебе в

этом». Связь «Юного туркестанца» с горьковским журналом была подчеркнута,

очевидно, и тем, что в одном из номеров «Юного туркестанца» публиковался

отрывок из сказок Горького об Италии. Отрывку предшествовала биография

Горького. Одновременно редакция напечатала портрет писателя.

В духе времени была уже упомянутая программа «Красных зорь». Конечно,

и «Юный туркестанец» и «Красные зори» несравненно слабее «Северного

сияния». А. М. Горький привлек к работе в журнале талантливых писателей и

художников, чего не удалось сделать редакциям других журналов. В результате

интересно задуманный общественно-политический отдел «Красных зорь»

(редакция собиралась освещать в нем вопросы теории революции, истории

революционного движения) не получился. С ребятами говорили люди, сами не до

конца разобравшиеся в вопросах теории и истории революции или не умевшие

донести их до читателей.

Пройдет два-три года, и в детские журналы придут выдающиеся деятели

партии и Советского государства:

А. В. Луначарский, Ем. Ярославский, Н. К. Крупская, М. И. Калинин —

люди, чувствовавшие величайшую ответственность перед юным поколением Страны

Советов. А пока время не настало.

Первые журналы взялись за дело совершенно новое, шли по новому пути

ощупью, прокладывая дорогу журналам 20—30-х годов.

Нужно было срочно создавать советскую детскую книгу. И создавать на

пустом месте. Но как? С чего начинать?

Объединить писателей легче всего было вокруг журналов. Новая

литература проходила испытание на их страницах; В «Северном сиянии» впервые

появились рассказы из жизни советских ребят. Героиня рассказа В. Томилиной

«Кисет»—маленькая девочка из рабочей семьи, дочь погибшего красноармейца.

Сшитый Таней кисет попадает в руки солдата, которому Танин отец спас жизнь.

Девочка узнает о том, как погиб ее отец. Он погиб, как герой. В

художественном отношении рассказ В. Томилиной далеко несовершенен. Но кто,

прежде, хотя бы пытался рассказать о жизни детей Советской страны? Много

примет времени в рассказе Г. Салазкина «На колесах». Питерский слесарь с

сыном Тимошей ездили на юг, чтобы добыть хлеб. Теперь они возвращаются

домой. Автор живо рассказывает историю их путешествия и вместе с тем

показывает обстановку на вокзалах, на полустанках в те годы. Тимоша — живая

фигурка, характер. Он не только размышляет и созерцает, но и действует.

В № 1 «Красных зорь» печаталось начало повести Л. Кормчего «Под

красным стягом». Повесть рассказывала о послереволюционных днях в северной

деревне. Характер главного героя — маленького сына кулака — только намечен.

Остальные действующие лица еще более расплывчаты. О происходящих событиях

автор говорит намеками...

Отдал дань современности и «Юный туркестанец». Журнал печатал

фантастическое произведение—«Последние приключения Синдбада-моряка». В нем

сделана попытка нарисовать коммунистическое общество. Завершается этот

рассказ о сказочной стране «труда и мысли» Ралион традиционно: «Во имя бога

милосердного и .всемогущего, я кончаю».

На страницах первых советских журналов для детей новое постоянно

сталкивалось со старым. Новое одерживало трудную победу, рождало оптимизм,

давало надежду. Герои первых советских рассказов вызывают не жалость к

себе, а восхищение, заражая читателя радостью жизни, сознанием своей

нужности на земле. Такого не могло быть раньше. И в этом нельзя винить

дореволюционных писателей, изображавших маленького рабочего человека

голодным, несчастным, страдающим. Так оно и было в действительности. Жизнь

дала писателям героев, подобных герою рассказа В. Воинова «Алешкина шахта»

(«Северное сияние»). «К свету, приволью рвалась его мятежная душа. Пошел на

заводы, и в Питер добрался. Мастером стал. Сознательный, ясный ум его

выдвинул в ряды делегатов, избранников. Послан он теперь в родные места за

углем для завода».

Противостоит традиции и образ Яшки— героя одноименной сказки А. М.

Горького. До революции публикация такого произведения—со столь ярко

выраженной антирелигиозной направленностью—была невозможна.

Люди жили великой идеей. Им казалось, что высокой идее под стать

только громкие слова, величественные образы.

В северном сиянии,

В полосах светящихся —

Самые приметные

Красные лучи.

То лучи познания,

То лучи трудящихся,

Их боятся царственные

Мира палачи.

(Ф. Грошиков. «В северном сиянии», журнал «Северное сияние»)

Нарочитая выспренность еще долго была необходимым атрибутом стихов о

революции. Порой это приводило к курьезам:

Миновали наши беды,

И теперь уже могу

Петь великий гимн победы.

— «Гу-гу-гу! Гу-гу! Гу-гу!»

(В. Воинов «Гудок», журнал «Северное, сияние»)

Но были и удачи. Например, стихи В. Князева «Сын коммунара» — в

«Северном сиянии», стихи В. Богомолова—в «Красных зорях».

Поэзия училась быть глубокой и сдержанной, искала новые образы и

слушала неслыханные ритмы.

Были сделаны и первые шаги в области советской публицистики для детей.

Один из первых образцов такой публицистики — заметка «Что могут

сделать народные массы» («Северное сияние», 1920, № 1—6). Особенно важны и

интересны приводимые здесь факты. «По сообщениям газет,— пишет, например,

автор,— в одном из волжских городов рабочими на воскреснике был построен в

несколько часов дом для школы со всем в ней оборудованием, и на другой день

в школе начались занятия». В журнале «Красные зори» задумано было несколько

общественно-политических отделов: «Беседы о революции», «Красные вехи»

(календарь русской революции), «Сторожевая вышка» (обзор событий за месяц).

Беседы о революции вел дядя Леня (вспомним многочисленных дядей и тетей из

дореволюционных журналов для детей!). В беседах этих лишь перечислялись

революционные события. Но о сущности революции, о том, кто ее совершал, не

было и речи. Восстание декабристов было названо «барской затеей». Нам не

трудно понять и объяснить ошибки редакции. Неумелость, отсутствие опыта,

даже путаница во многих вопросах — тому причиной. Так было. Но тут же,

рядом, печатались серьезные и занимательные статьи о Герцене, Огареве,

Чернышевском («Юный туркестанец»).

Дело, начатое советскими детскими журналистами, не пропало даром.

Постепенно вырисовывались направление и структура журнала новой эпохи.

Традиции «Северного сияния» были продолжены журналами «Новый Робинзон»,

«Еж», «Чиж», традиции «Красных зорь»—«Барабаном» и «Пионером».

3. ДЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

В настоящее время наблюдается возрождение детской журналистики в

лучших российских традициях. Издатели новых журналов имеют перед собой

прекрасный пример для подражания в лице громадного массива русских изданий

конца восемнадцатого – начала двадцатого века.

Сейчас в нашей стране детская печать является самостоятельным

компонентом общей системы СМИ. Ее специфика определяется четко выраженной

возрастной ориентированностью на детскую аудиторию. В связи с этими в

детской журналистике применяются особые, присущие только ей специфические

приемы отображения действительности, собственные выразительные средства,

формы и способы контакта с аудиторией.

Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков,

детская печать активно взаимодействует как с другими компонентами СМИ,

адресованными детям (детское ТВ, радиожурналистика), так и с различными

социальными институтами, принимающими участие в педагогическом процессе

(образование, наука, культура).

Качественно новая информационная ситуация сложилась в последние годы,

заставила детскую журналистику заново осознать свои возможности, сильные и

слабые стороны, точнее определить специфику. Становление и развитие

современной детской газетно-журнальной прессы происходило в последние годы

последнего 10-летия ХХ века. В 1986 г. по данным Всероссийской книжной

палаты существовало 15 пионерских газет и 36 детских журналов, в 1996 – 40

газет и более 80 журналов.

Основным типоформирующим фактором всех детских изданий являлся

характер аудитории, на который они рассчитаны. Возрастные особенности юной

аудитории и своеобразие работы с каждой возрастной группой определяли

возникновение 4 типов детских изданий. Это издания для дошкольников («Новая

игрушечка», «Веселые картинки»), младших школьников («Поиграем в сказку»),

подростков («Пионерская правда», «Глагол», «Пионер», «Юный натуралист»,

старшеклассники. В зависимости от того, на какой возраст рассчитано

издание, редакция определяла его содержание, структуру, форму, объем.

Издания для дошкольников в доступной, яркой, запоминающейся форме,

рассказывают об окружающем мире, знакомят с литературными произведениями,

вырабатывают навыки разговорной речи, учат считать и писать. В них, как

правило, освещается одна сквозная тема.

Издания для младших школьников отличаются более сложной композицией:

включают в себя несколько рубрик, посвященным разным темам.

В разнообразных по тематике изданиях для подростков заметен процесс их

дифференциации по интересам аудитории. Это связано с тем, что у ребят

возникает потребность в знаниях, выход за пределы школьных программ,

появляется интерес к различным сферам деятельности – науке и технике,

литературе и искусству, истории и археологии и тд.

В изданиях для старшеклассников обращает на себя внимание большое

количество рубрик, анализирующих сложную область человеческих отношений,

моральные и нравственные проблемы современного общества.

Детские издания в условиях рынка, стремясь привлечь внимание

аудиторию, часто адресуют свою продукцию сразу нескольким возрастным

группам: дошкольники и младшие школьники, младшие школьники и подростки,

подростки и старшеклассники. Это объясняется тем, что возрастные границы

подвижны и при переходе от одного возраста к другому отношение ребенка к

действительности изменяется не сразу.

Детская печать в условиях развития рыночных отношений стремится

наиболее полно освещать проблемы реальной жизни детей и подростков,

завоевать популярность в своей аудитории. Ведь именно детская аудитория

определяет сегодня судьбу того или иного издания. У ребенка появилась

возможность выбирать из потока адресованной ему информации именно те

издания, которые вызывают у него интерес, помогают сорентироваться в

сложных проблемах современности, выбирать свою дорогу в жизни.

По целевому назначению детские издания разделяются на 3 основные

группы:

. информационно-публицистические, цель которых – сообщать об окружающем

мире, формировать общественное мнение, влиять на сознательный выбор

средств решения социальных, производственных и др. проблем («Пионерская

правда», «Глагол»);

. издания, популяризующие науку, технику, искусство, расширяющие кругозор и

религиозные издания, способствовать духовному просвещению;

. развлекательные, несущие гедонистическую функцию, способствующую отдыху,

разрядке;

Существует также небольшая группа изданий, которая по своему целевому

назначению больше тяготеет к художественным изданиям, участвует в

эстетическом воспитании. Однако наряду с литературными произведениями в

этих журналах находят место и мат, популяризующие литературу, искусство,

историю. Большинство детских изданий создаются по принципу «развлекая –

поучать». В них широко используются игровые формы.

По характеру информационные издания детской печати универсальные и

многотематические; традиционные и юнкоровские.

Универсальные детские издания отражают все сферы жизни общества, а

многотематические отдают предпочтение отдельным темам (образованию,

культуре, исскуству, литературе, науке, технике, природе, географии, досугу

и др). Тематический диапазон детских изданий достаточно широк. Традиционные

издания в основном специализируются на творчестве профессиональных

журналистов, а юнкоры – на самодеятельном детском творчестве. Специфической

чертой современной детской журналистики России является возникновение и

успешное развитие юнкоровской прессы, в которой на всех уровнях

производства информационного продукта – от репортера до главного редактора

работают сами дети и подростки. Издательства юнкоровской прессы имеют

официальных учредителей, издателей и печатаются типографиями или

компъютерными специалистами. Руководят ими опытные журналисты, стремящиеся

придать содержанию и форме юнкоровских изданий профессиональный уровень.

Юнкоровские издания – самые актуальные, непосредственные, интересные для

юных читателей и непохожие на издания традиционной детской прессы.

Детские газеты получили настоящую жизнь в условиях советского времени.

Они, стали руководителями пионерского движения, выразителями настроений

детей рабочих и крестьян—основных слоев населения. Но пионерские газеты

взяли многое у своих предшественниц—периодичность выхода, размер полосы,

принцип оформления и т. д. Эти завоевания старой русской журналистики для

детей использованы и развиты пионерскими газетами и журналами.

«Пионерская правда» — одна из крупнейших по тиражу газет в мире:

десять миллионов советских школьников два раза в неделю получают ее в

различных уголках страны. Подобные издания—всего 27—выходят также в

республиканских и областных центрах. «Пионерская газета» заняла прочное

место в общей системе советской печати, и факт ее существования сегодня

представляется обычным, сам собой разумеющимся. Между тем детская газета,

как тип периодического издания, рождалась в мучительных поисках на

протяжении многих десятилетий: Необходимо было не только определить ее

«лицо», но и четко очертить функциональные особенности, отстоять само;

право на существование нового вида периодики. В этом важном деле приняло

участие не одно поколение, журналистов.

Очень популярным был журнал «Юный строитель», который выпускался с

1923г. «Рабочей газетой» невиданным для того времени тиражом 100.000

экземпляров. Издавала журнал группа молодых педагогов. Здесь печатались

лучшие советские писатели, превосходные научно-популярные статьи.

Специально для малышей существовал отдел «Красные маки», из которого в

1924г. родился знаменитый журнал «Мурзилка».

Концепция «Мурзилки» устоялась не сразу, первые номера были заполнены

«сюсюканьем» об игрушках, всяких мелких проблемах. С приходом в журнал

таких метров детского слова, как С. Маршак, А. Барто, К. Чуковский, А.

Гайдар, журнал «Мурзилка» переменился, стал самым любимым изданием

нескольких поколений детей. Журнал был очень хорошо оформлен. Классикой

графики для детей стали иллюстрации в «Мурзилке» великолепных художников А.

Дейнеки, Е. Чарушина, М. Черемных.

Заботясь о высоконравственном воспитании подрастающего поколения,

Российский детский фонд предпринял выпуск нового издания для детей. Это

«Школьная роман-газета» – гуманитарный, прекрасно иллюстрированный

ежемесячный образовательный журнал для подростков. Он рекомендован

Министерством общего и профессионального образования РФ для внеклассного

чтения учащихся 6-11 классов. Издается с января 1996г., выходит один раз в

месяц и публикует лучшие произведения мировой художественной литературы, в

том числе и отечественной. Внутри издания – журнал в журнале «Большая

перемена» - веселые и познавательные материалы о жизни современного

юношества. Журнал стал популярным у юных читателей.

Еще один журнал, пользующийся огромной популярностью - "Недоросль",

издается Просветительско-издательским объединением АДИА-М+ДЕАН как

всероссийский детский журнал, публикующий юмористические произведения для

тинейджеров (подростков). Среди авторов и художников журнала ведущие

детские писатели Санкт-Петербурга и Москвы. Высокий художественный уровень

журнала и прекрасное полиграфическое исполнение делают журнал одним из

лучших в России.

В последнее время в связи с возрождением духовности появились детские

издания, содержащие вероучительные материалы, беседы на религиозно-

нравственные темы. Хотелось бы обратить внимание на одно издание,

представлящее собой уникальный сплав познавательной, развивающей и

воспитывающей функций.

По благословению Его Святейшества, Святейшего патриарха московского и

всея Руси Алексия II, Российский детский фонд и Московский Патриархат

начали издание ежемесячного журнала для детей младшего и среднего школьного

возраста «Божий мир».

Журнал в доступной форме рассказывает о Православии, о тысячелетней

истории Русской Православной Церкви, о нашем Отечестве – его духовных

созидателях и учителях, собирателях, защитниках, строителях, тружениках, о

культуре, искусстве.

Особое место журнал «Божий мир» отводит нынешней жизни наших детей,

рассказывает о следовании Заповедям Христовым, открывает читателям истинные

духовные ценности.

Авторы журнала – священнослужители, известные писатели, журналисты, а

также его юные читатели. Издание богато иллюстрировано цветными

репродукциями иконописных шедевров, картин известных русских и мировых

живописцев, работами современных православных художников.

В выборе произведений для публикаций особое внимание уделяется

духовности русского искусства. Журнал вводит читателей в мир православной

иконы, чтобы они не только созерцали ее красоту, но чтобы им стало понятно

«умозрение в красках», т.е. смысл и значение образа, а также знакомит с

православным храмом – символикой его богослужений, архитектурой, внутренним

убранством, рассказывает о житиях святых и их подвижническом подвиге.

Журнал «Божий мир» адресован детям и родителям – как принявшим веру

Православную, так и тем, кто только подступает к ней. Вероучительные

материалы, беседы на религиозно-нравственные темы, исторические очерки,

рассказы о современном детстве и окружающем мире, художественная проза и

поэзия, детское творчество – все эти публикации на 32 страницах «Божьего

мира» могут быть использованы на занятиях в православных гимназиях,

воскресных школах и в школах общеобразовательных.

Журнал расширяет представление юных читателей о мире, об истоках

религии, об искусстве. Поэтому в журнале публикуются не только известные

детям по школьной программе поэты и писатели, но и малознакомые имена: И.

Шмелев, Б. Зайцев, Никифоров-Волгин, А. Ремизов, П. Вяземский, Е.

Боратынский, А. Хомяков, Н. Языков.

Для юной души необходима духовная поддержка в противостоянии

трудностям и соблазнам сегодняшней жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И, в заключении ко всему сказанному, хотелось бы добавить, что в связи

с бурным развитием технического прогресса, с появлением и повсеместным

внедрением во все сферы жизни компъютера и сети Internet, появилось очень

много детских веб-журналов, красочно оформленных, содержащих в себе

виртуальное игровое начало: «Карапуз», «Ладушки», «Барби», «Вини-Пух»,

«Нахаленок», «В гостях у Золушки», «Загадочный мир» и тд.

К сожалению, детей, имеющих доступ к сети Internet, еще очень мало. А

жаль, сочетание печатного слова и компътерных достижений представляют собой

явлений уникальное в образовательной и познавательной сфере ребенка. Наряду

с освоением компъютерных навыков, ребенок параллельно получает знания

глобального масштаба: одновременно читать литературное произведение и

участвовать в познавательной викторине, вести переписку с друзьями,

просматривать широкий спектр графических изображений (от фотографий

красивых мест планеты, животных, растений), повышать уровень как своего

родного языка, так и дополнительного – английского, основного в Internet-е,

поиграть в игру, развивающую логическое мышление – и все это сразу!

Сегодня все чаще и чаще раздаются тревожные голоса о том, что печатное

слово отступает перед натиском разного рода видеопродукции, перед

телевидением, компъютером. Но мы склонны смотреть в будущее с оптимизмом.

По-настоящему талантливое слово художника, публициста, зовущее читателя к

размышлению и сотворчеству, обязательно найдет отклик в сердцах читателей-

современников. Не останутся безразличными к нему и читатели грядущих

поколений. Творческая судьба авторов детских журналов «Чиж» и «Еж» — тому

ярчайший пример.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александров А. Среди веселых «Чижей» и веселых «Ежей» / Сб.: О

литературе для детей.— Вып. 18.—Л., 1974.—С. 153—154.

2. Алексеев С. Мир детской книги (о работе редакции журнала «Детская

литература»)/Литературная газета, 1982, 11 августа

3. Алексеева М.И. Советская детская журналистика 20-х гг., М., Университет,

1982

4. Богатырева Ю.Н. Из истории создания печатной пионерской газеты (1922-

1928 гг.). Л., 1972.

5. Божий мир, ж/л, 1998-1999.

6. БРОНЕКОЛЛЕКЦИЯ Приложение к журналу "Моделист-конструктор": история

танкостроения в чертежах, фотографиях и справочных материалах.

7. Бурнакин А. Детские журналы / «Новое время», 22 июня 1912.

8. ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ О ПРИРОДЕ. ЖУРНАЛ ДЛЯ ДЕТЕЙ "ФИЛЯ"Цветной

иллюстрированный журнал.

9. Веселые картинки, ж/л, 1977-1978.

10. Газетка для детей и юношества, 1910-1913..

11. Гернет Н. В. О Хармсе / «Нева»,— 1988.— № 2.— С. 202—203

12. Глинка С. «Новое детское чтение» 1922. 23 мая

13. Детская литература. Учебное пособие /под ред. Николаева С., Арзамащева

И.Н., М.: Академия, 1997.

14. ДЕТСКИЙ САД Новый журнал для детей и их родителей поможет пробудить в

ребенке желание посадить и вырастить свой урожай.

15. Детское чтение, 1905, декабрь, титульный лист.

16. Добролюбов Н.А. Обзор детских журналов /В.Г. Белинский, Н.Г.

Чернышевский, Н.А. Добролюбов О детской литературе. М., 1954, с. 325.

17. Добролюбов.Н.А. Полн. собр. соч. в шести томах. Т. 3. М., 1936, с. 536.

18. Еж, ж/л, 1926-1929

19. Исакова Н. Н. Журнал «Еж» — зачинатель детской публицистики. Литература

и общество.— Петрозаводск, 1972.—С. 112—130

20. Калейдоскоп. Еженедельная газета для русских детей среднего возраста.

СПб., I860, № 1, с. 1,

21. Колесова Л. Н. Детские журналы Советской России 1917-1977.

22. КОЛОБОК И ДВА ЖИРАФА (ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ + АУДИОКАССЕТА)

Вместе с красочным журналом подписчики получают 6 аудиокассет (по 60

минут звучания каждая) разных серий. В комплекте находится 300 страничный

литературный журнал.

23. КОЛОБОК И ДВА ЖИРАФА (ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ+АУДИОКАССЕТА+НАСТОЛЬНАЯ ИГРА)

Вместе с красочным журналом подписчики получают 6 аудиокассет разных

серий. В комплекте с кассетами находится трехстраничный литературный

журнал. Еще одна составная часть - настольная познавательная игра из

серии "Невероятные приключения Колобка и двух Жирафов".

24. КОСТЕР

25. Марголина С. О новых детских журналах. /На путях к новой школе, 1926,

№7-8, с.180.

26. Маршак С. Собрание сочинений в 4-х тт., Т4., М. Правда 1990.

27. Модзалевский К. Что такое книга и детский журнал и чем они должны быть.

Русская школа, 1981, №4, с. 117-118.

28. МУРЗИЛКА Современный журнал для детей 6-12 лет.

29. Мурзилка, ж/л, 1984-1985.

30. МЫ Литературно-художественный развлекательный журнал.

31. Недоросль, ж/л, 1991-1995, ЮНИПРЕСС

32. НЕЗНАЙКА Цветная развлекательная газета для детей и подростков.

33. Новое детское чтение, М., 1823, часть четвертая, с. 43.

34. Новости детского чтения, 1915, № 3, с. 6.

35. О литературе для детей. Сборник критических статей. Вып. 21, Л.

«Детская литература», 1977.

36. ПАМПАСЫ Современный, динамичный, интерактивный, развивающий литературно-

публицистический журнал для подростков. Самая свежая информация о жизни,

увлечениях, проблемах детей с 8 до 14 лет.

37. ПИОНЕР Иллюстрированный детский журнал для ребят в возрасте от 10 до 15

лет.

38. Пионерская правда, 1975-1984.

39. ПОЛЕ ЧУДЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ газета

40. Прибавление к «Московским Ведомостям», 1783, № 2,

41. Путилова Е. О. Очерки по истории критики советской детской литературы.

1917—1941.— М., 1982,— С. 44—65).

42. Рахтанов И. Рассказы по памяти.—М., 1971.—С. 110.

43. СВИРЕЛЬ Ежемесячный детский экологический журнал для чтения в кругу

семьи и школе.

44. СВИРЕЛЬКА Ежемесячный журнал о природе для малышей от 3 до 8 лет.

45. СКАЗКИ ЗЛАТОВЛАСКИ Через сказки - к знаниям. Познавательный журнал для

внеклассного чтения.

46. СТУДЕНЧЕСКИЙ МЕРИДИАН

47. ТЕХНИКА - МОЛОДЕЖИ Сенсации науки и техники. Идеи, гипотезы,

изобретения, самоделки. Феномены, фантастика. Загадки забытых

цивилизаций. Антология таинственных случаев.

48. ТкачевП.Н. Избранные сочинения на социально-политические темы в семи

томах. Т. II. М., 1932, с. 293.

49. Трамвай, ж/л, 1990.

50. УЛИЦА СЕЗАМ Журнал адресован детям от 2 до 6 лет. Дает первые

представления о Вселенной, Земле, мире людей, животных и вещей.

51. Холмов М. Становление советской журналистики для детей. Л. ЛГУ им.

Жданова, 1983.

52. Чарушин.Н.А. О далеком прошлом. Из воспоминаний о революционном

движении 70-х годов XIX века. Изд. 2-е. М., 1973, с. 34

53. Чебышева- Дмитриева Е. Нужны ли детские журналы. Женское образование,

1988, №9, с. 565.

54. Чиж, ж/л,1926.

55. Чуковский Н. Литературные воспоминания. М. 1989

56. Эстетическое воспитание школьников/ Под общ. редакцией А.И. Буркова,

Б.Т. Лихачева, М., Педагогика, 1974

-----------------------

[1] Сергей Глинка «Новое детское чтение» 1922. 23 мая

[2] Н. А. Добролюбов Полн. собр. соч. в шести томах. Т. 3. М., 1936, с.

536.

[3] П. Н. Ткачев Избранные сочинения на социально-политические темы в семи

томах. Т. II. М., 1932, с. 293.

[4] Чуковский Н. Литературные воспоминания.— М., 1989.—С. 256.

[5] там же, с. 255

[6] там же, с. 255

[7] Еж,— 1928.— № 10.— С. 36.

[8] Путилова Е. О. Очерки по истории критики советской детской литературы.

1917—1941.— М., 1982,— С. 44—65).

[9] ЦГАЛИ СПб. Ф.281. Оп.1 Д.43. Л.197

[10] Исакова Н. Н. Журнал «Еж» — зачинатель детской публицистики.

Литература и общество.— Петрозаводск, 1972.—С. 112—130

[11] Гернет Н. В. О Хармсе / Нева,— 1988.— № 2.— С. 202—203

[12] Рахтанов И. Рассказы по памяти.—М., 1971.—С. 110.

[13] Любарская А. Хуже, чем ничего / Нева.— 1989.— № 1.—С. 206.

[14] Александров А. Среди веселых «Чижей» и веселых «Ежей» / Сб.: О

литературе для детей.— Вып. 18.—Л., 1974.—С. 153—154.

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.