|
Современное состояние жанра политический портретК средствам демонстрации вышеназванных сведений можно отнести предъявление материальных доказательств в виде охотничьих трофеев, варианты тату, раскрасок, элементы одежды и причесок, изображения тотемов. Первобытные формы рекламы могли содержать метафоры и образы, сопровождающие обращения к вождям: «О, ты, внушающий благоговение, ты, дикий зверь, ты, лев, ты, царь небес!». Распространенной письменной формой, рекламирующей политика, в античности были «графити» - надписи на стенах. Среди «графити», найденных в Помпеях, по содержанию многие, возможно, относятся к борьбе за власть римских граждан: «Если кто отвергает Квинтия, тот да усядется рядом с ослом». С развитием искусства и достижением портретного сходства с оригиналом появилась тенденция приукрашивать внешность власть предержащих, создавая более благоприятный для восприятия образ. Так, скульптурное изображение Перикла позволяет сделать вывод о том, что уже в то время начали предприниматься попытки облагородить внешний облик политика в рекламных целях. Все условия для этого предоставлялись нормами изображения людей в Греции. То, что не укладывалось в эти классические нормы, считалось не достойным «портретного» изображения. Возникновение в Западной Европе гравировального искусства, а позднее изобретение типографского станка Иоганном Гутенбергом предоставили широкую возможность для тиражирования портретов деятелей, информации о них и провозглашаемых ими идеях. Вклад ХХ века в совершенствование средств политической рекламы огромен. Сегодня проводниками рекламных сообщений могут выступать материалы, приготовленные для почтовой рассылки (direct mail), печатная продукция, предназначенная для распространения на улицах города (уличная коммуникация), различные виды сувенирной продукции со сведениями о политике (наружная реклама) и, наконец, информация, передаваемая с помощью газет и журналов, радио и телевидения, интернета. Реальность ХХ века, определяемая в первую очередь развитием СМИ и технических средств быстрого тиражирования продукции, существенно увеличила возможность воздействия на массовые настроения общественности. Именно поэтому изучение современных общественных процессов неизменно влечет за собой вопрос о той роли, которую выполняют средства массовой информации в жизни каждого человека. «Когда население спрашивают, кто в современном обществе обладает слишком большой властью, на одно из первых мест всегда выдвигаются средства массовой информации».[35] СМИ – развивающаяся система, эволюционирующий социальный организм. В динамике СМИ можно наблюдать как положительные результаты, так и негативные последствия. Существует множество связей между журналистикой и тем видом деятельности, необходимую часть которого составляет взаимодействие со СМИ с целью осуществления контроля за отражением в массовом сознании фактов политической действительности и психологической переработкой информации об этих фактах. В отдельных случаях характер этих связей тонок, поэтому и позволяет говорить о том, что современная журналистика, кроме основных целей (информировать, ориентировать, просвещать, развлекать), имеет дополнительные, сугубо психологические: изменять или поддерживать установки аудитории, превращать их в убеждения, формировать внутреннюю готовность воспринимать или интерпретировать объекты политики или эпизоды социально–политической действительности вполне определенным образом, то есть извлекать из информации определенный, изначально заложенный смысл. Вопрос о правомерности существования дополнительных функций журналистики или о границах влияния mass-media до сих пор остается дискуссионным. Отношение к средствам массовой информации варьируется от понимания исключительной роли СМИ в способе познания мира, в обеспечении динамики и статики общества, в поддержании социального взаимодействия до неприятия деятельности СМИ как мощной разрушительной силы, подвергающей человеческое сознание насилию средствами манипуляции, принуждению и побуждению личности к необходимым действиям. Специалисты, разделяющие второй подход к определению современного состояния СМИ, свою позицию объясняют так: «В практике СМИ сегодня широко используются методы подсознательного стимулирования, когда отношение аудитории к тем или иным явлениям окружающей среды формируется стандартизированных упрощенных представлений (стереотипов, имиджей, мифов, слухов), которые внедряются в поток «организованных» новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие или определенного человека».[36] Реальность огромного воздействия СМИ на человека неоспорима, поскольку возможности для этого заложены уже в самой природе СМИ. Средства массовой информации – это односторонняя, опосредованная, публичная коммуникация. Коротко следствие из этого выражается в том, что массовая коммуникация противоположна естественной человеческой коммуникации – разговору. Она далека от модели простой беседы. Вот почему индивид бессилен перед средствами массовой информации. Французский ученый Габриэль Тард еще в 1892 году пришел к выводу, что эпоха толп сменилась эпохой публик, формируемых массовыми изданиями. Фундаментальный вывод Тарда во многом определил его время, а к началу XXI века стал предельно актуальным в отношении СМИ. Разработчики стратегии политической кампании в полной мере осознают возможности СМИ. И в этом отношении большое внимание с их стороны отводится двум вещам: способности СМИ четко формулировать «повестку дня», определять, что актуально и к какому вопросу, явлению или персоне следует привлечь всеобщее внимание, а также возможности современных СМИ тиражировать образ политика, доминанты которого просчитаны специалистами в области PR. На сегодня отношения PR–структур политика и СМИ носят характер взаимодействия. Как правило, все сообщения исходят от лидера, его задача сформировать как можно больше информационных поводов из тех сообщений, которые были заранее определены для возможного использования в «раскрутке» имиджа политического деятеля. С некоторой долей условности, работу PR – структур в этой области можно назвать «производящей смыслы». Однако само «производство смыслов» в руках СМИ, поскольку передача информации в огромной мере зависит от уже существующего взгляда на вещи, поэтому для СМИ важно, чтобы передаваемые сообщения отвечали интересам публики. В свою очередь политические консультанты результат работы со СМИ видят в переводе публичного интереса в нужное направление, отвечающее задачам их деятельности, и поддержания восприятия имиджа политика в заданном эмоционально-смысловом тонусе. Для осуществления этого PR-структуры стремятся придать всей информации, распространяемой о политике в СМИ не только непрерывный, но и контролируемый, управляемый характер. В зависимости от каналов распространения информация о политическом лидере в СМИ может присутствовать в разных формах: на телевидении – объявление, новостной сюжет, видеофильм, видеоклип; на радии – объявление, новостной сюжет, радиопостановка; и, наконец, в газетах и журналах – объявление, статья. Работа над каждой формой сообщения требует особой творческой процедуры, зависящей от специфики и характера освещения событий, явлений, персон на TV, радио, в газетах или журналах, технической оснащенности, да и общего настроя на определённый результат. Печатный материал скрывает за аккуратными рядами строк колебания души, реакцию на неожиданный вопрос, неровную речь, какие-то особенности внешности, словом, всё то, что так беспощадно могут обнажить телевидение или радио. Имидж лидера, преподносимый со страниц периодической печати, легче контролировать, удерживать в заданных рамках, чем, например, телевизионный. При выборе проводников преподнесения имиджа политика (телевидение, радио, газеты и журналы) роль, которую играет периодическая печать весьма значительна. Безусловно на характер изложения сведений о политики влияют качества газетно-журнального текста: статичность и фиксированность. Статичность газетного листа даёт возможность подробнее ознакомиться с предлагаемыми фактами, а также помогает восприятию прямого словесного выражения характеристик лидера и опосредованного, выраженного в констатации определённых поведенческих реакций в различных ситуациях. Фиксированность текста позволяет прочнее закрепиться всей информации о лидере в сознании реципиента, и при достаточной притягательности сообщения возвратиться к нему в случае необходимости. Рассматриваемый мною жанр, политический портрет, в центре внимания которого находится личность политика, служит для наиболее полного печатного воплощения его имиджа. Политический портрет, как концентрированный печатный вариант публичного образа лидера, имеет свои, присущие только этой форме, особенности передачи информации: 1. вбирает в той или иной мере все элементы, характеризующие лидера, предполагает своеобразный сгусток актуальных и достаточных для завершения однозначного образа информационных фрагментов; 2. характеризуется достаточно большим, по сравнению с другими формами воплощения имиджа, объёмом. Это оправдывается необходимостью охвата максимально большой аудитории, а также спецификой выбора темы – личность со всей сложившейся системой ценностей, жизненных установок и требований; 3. обладает определенной гибкостью в плане формы. Учитывая, что политический портрет наиболее успешно доводит до общественности такую, например, информацию, как подробности биографии или сведения о профессиональных и деловых качествах кандидата, невозможно не оценить участие этого жанра в условиях выбора, когда политическим деятелям предстоит преодолевать пассивность электората и выдерживать жесткую конкуренцию. Содержательный материал политического портрета должен «…преподнести в крайне доступной эмоциональной, оригинальной, легко запоминающейся форме суть политической позиции кандидата, настроить на его поддержку, сформировать и укрепить в массовом сознании определенное представление о его характере, создать желаемую психологическую установку, предопределяющую направление чувств, симпатий, а в случае ближайших выборов и действий человека».[37] По своей сути подобные материалы считаются рекламными публикациями, поскольку непременной составляющей таких текстов считается прямая или косвенная оценка, передающая отношение к политику и, при этом, согласованная с ним. Автор «подсказывает» читателю точку зрения на описываемого человека, иначе формирует оценку, определяющую установку восприятия для читателя. Необходимо заметить, что средства, используемые как для формирования положительного образа политика (реклама), так и для актуализации в имидже какого-то политика невыгодных черт (антиреклама) имеют сходные механизмы работы, различающиеся только противоположными установками. Политические портреты конкурентов – тоже не редкий случай в сегодняшней журналистской практике. Неспециалисту, как правило, очень трудно вычленить рекламу (или антирекламу) в таком виде из всего общего потока журналистских материалов. Доверие к определенному изданию, таким образом, переносится и на публикации. При этом использование некоторых жанров публицистики, будь то портретное интервью или очерк-портрет, в интересах рекламы позволяет обращаться к достоинствам, характерным для каждого из них. Естественно, каждая жанровая форма диктует свои особенности исполнения, по-своему интерпретирует фактический материал и обрамляет его в разную структурную форму. Однако, независимо от этого, политический портрет представляет собой комплекс сведений о лидере, условно разделенный на личностный и программный блоки. Личностный блок – информация о внешнем облике политика, его профессиональных качествах, образовательном уровне, значимых фрагментах биографии, общественной и профессиональной деятельности, достижениях («НГ», 1999, №189. С. Неборак. Александр Мороз. Кандидат в доктора: кто вылечит Украину? – «…да, и, вообще он чужд бизнеса. Сам Мороз отмечает одним из лучших своих качеств – юмор. К другим положительным качествам можно отнести трудоспособность, способность к компромиссу, умение свободно общаться с аудиторией, убеждать ее»). Программный блок выглядит как концентрат политической позиции и краткое изложение идей лидера («НГ», 1999, №189. С. Неборак. Александр Мороз. Кандидат в доктора: кто вылечит Украину? – «…отстаивает социально- демократические взгляды. К таковым можно отнести признание Морозом равноправия всех форм собственности, а также безоговорочное признание им украинской государственности»). Цель публикации информации о политическом деятеле в форме портретного интервью – убедительно воздействовать речью («НГ», 1999,№212. Борис Федоров – один из главных претендентов на пост губернатора Подмосковья): Независимые люди всегда не очень удобны – «- А вы не боитесь, что все эти вопросы станут поводом для серьезных конфликтов? – Как известно, Федоров ничего не боится. Я считаю, что все должны платить налоги. Если стану губернатором, постараюсь сделать так, что общий уровень налогообложения у нас будет ниже чем в Москве. Чтобы крупные бизнесмены, которые сейчас сидят в столице, подумали: «Ага, здесь 35%, а там 20. Так, может, лучше там зарегистрироваться?»). Обычно рекламный вариант портретного интервью содержит декларацию личных взглядов политика («НГ», 1999, №137. Д. Косырев. Министр, не играющий в политику – «- Не помните, какой была самая первая бумага, которую вы подписали с ощущением, что вот, это моя подпись? –Когда ушел Е. М., первое и тяжелое ощущение было, что через неделю надо ехать в Нью-Йорк и выступать в ООН – Вам же его написали к тому времени – Да? Ничего не написали, я переделывал сам. Всегда стараюсь говорить то, что считаю целесообразным, а не просто зачитывать»), рассказ о своей жизни («ОГ»,2000,№385. Стране требуется министерство идей. Борис Говорин – «-Я знаю наш народ не по книжкам и не по спорам в кулуарах Госдумы. Отец умер, когда мне было 14 лет. Мать осталась с тремя детьми. И я на каникулы не в лагерь пионерский ехал, а работал грузчиком. Еще помню, как мать перешив отцовское пальто, решила его продать и как ее за эту «спекуляцию» таскали в милицию…»), представление достоинств («ОГ»,2000,№385 – «- Вы жесткий человек? – В первую очередь к себе. Убежден, что люди пришедшие во власть, должны «пахать» в три раза больше, чем все остальные. Наверное, я жесткий, но не жестокий»). Рекламные речи общественных деятелей о себе на страницах газет и журналов не отличаются тем пафосом, который свойственен публичным выступлениям лидера. Сдержанность этих материалов во многом объясняется посредничеством журналистов. Их присутствие придает большую степень достоверности чертам личности политика. К тому же, даже соглашаясь на такую форму представления себя как интервью, политик всегда оставляет за собой право выбора издания. Очерковый вариант профильного портрета политика менее распространен по сравнению с предыдущей формой интервью-портрет. Варьирование соотношения личностного и программного блоков информации в очерке-портрете политика позволяет оперировать в большей или меньшей степени рациональными и эмоциональными факторами воздействия и достигать различных стратегических целей кампании. Рациональные приемы, работающие в пространстве этой формы, информируют, обращаются к разуму, приводят аргументы. Эмоциональные приемы по-другому называют ассоциативными. Механизмы их действия устроены иначе: они вызывают воспоминания и наводят на мысль путем воссоздания обстановки. С помощью них информация о лидере на страницах газет или журналов предстает в виде словесного рисунка. На практике соотношение в материале логического, рационального чувственного, эмоционального может быть разным, то есть, возможно, превалирование либо одного, либо другого компонента. Практика бытования очерка-портрета, в центре которого общественный политический деятель, на страницах современной периодической печати выработала определенные закономерности передачи информации о нем. Чаще всего поводом к появлению политического актора на журнальных страницах становится актуальное событие. Так, в "Итогах", посвященных началу осенней сессии Думы, читатель увидел "профиль" ее председателя Г.Селезнева. Номер, вышедший сразу после назначения А.Лившица министром финансов, отмечен его "профильным" портретом. Исходным моментом, предопределяющим результат публикации о политическом деятеле (приятие, либо неприятие его образа), является преодоление барьера недоверия читателя ко всей информации. Установить доверительные отношения помогает официальное признание авторитетности автора. Необходимым для этого становятся всевозможные виды представления журналиста: подпись, краткое перечисление профессиональных качеств и интересов, занимаемая должность, и, наконец, в некоторых случаях сопровождающая материал фотография («ЛГ»,1999,№42 - «А. Новиков – независимый публицист, политолог, автор политических портретов Жириновского, Лебедя, Ельцина, Горбачева, многих аналитических статей о российской политике. Живет в Рыбинске»; «НГ»,2000,№7 – «Леонид Маркович Кроль – директор Института групповой и семейной психотерапии»). Как правило, материал открывает краткий лид-представление героя. В данном случае лид может стать яркой характеристикой, задающей необходимый тон последующему восприятию информации. Задача первых строк материала о политике не только поддержать интерес читателя, но и настроить его на критическое или, наоборот, снисходительное восприятие описываемых личностных черт, особенностей биографии, жизненной позиции героя. Лид- представление предполагает использование художественных образов. (Прил. «НГ» «Фигуры и лица»,1999,№17. Л. Кроль. Совмещение масштабов жизни: Е. М. Примаков – «Рыцарь юности. Ее пирушек. Тайный поклонник Окуджавы»; «НГ»,1999,№212. Б. Федоров – «…считает, что поднять этот регион сможет только опытный экономист, а не генерал или биатлонист»; «ЛГ»,2000,№40. Отеческая порка: Н. Кондратенко – «Находится немало людей видеть в кубанском вожаке едва ли не былинного героя, который уже прищучил всю вражью силу в Краснодарском крае, но мог бы, дай ему иной уровень власти, навести порядок и за его пределами»; Прил. «НГ» «Фигуры и лица»,1999,№37. Д. Косырев. Министр, не играющий в экономику: И. Иванов – «Если бы Игорь Иванов не был дипломатом, то стал бы военным. Интрига существования Игоря Иванова на склочной и опасной российской политической сцене заключается в том, что он старается быть самым не политизированным из всех государственных деятелей: технократом по-английски или «крепким хозяйственником по-русски»; «К-ъ»,1999,№46. Л. Шпакова. Карьера «Газового барона»: А. Воловик – «…когда-то приехал в Москву с имуществом, состоявшим из дешевой шариковой ручки и сберегательной книжки, на которой лежали не бог весть какие деньги, заработанные за годы государственной службы. Сейчас он…»). Иногда, фразы, из которых складывается эта часть материала, называют стереотипными суждениями. Выносимые, обычно, в начало материала, потом они «обыгрываются» в тексте. Социальный стереотип (понятие введено в обиход американским журналистом и политологом У.Липпманом) - переводится с греческого как "твердый отпечаток", и является одним из важнейших механизмов социальной перцепции. Сила стереотипов, по мнению А.А. Тертычного, заключается в том, что они автоматизируют человеческое мышление, помогают без всяких затруднений давать оценку явлениям окружающей действительности или действиям других людей. Социально-психологические стереотипы – обобщенные в образах или формулах представления об определенном человеке или явлении окружающей действительности – содержат две стороны знание и отношение. По пути упрощения образа и придания ему четких характеристик пошли журналисты "Итогов". Так, Олег Сысуев с "легкой руки "журналиста стал "печальным лицом Кремля", В.А.Густов получил образ "мечтателя, фантазера, строителя маниловских портов", а Г.Явлинский предстал как "соискатель ответственности”. Само построение портретного материала о политике напоминает эскизное, пунктирное повествование. В короткий отрезок повествовательной канвы умело вплетаются, казалось бы, очень далекие (по месту, времени, значению и окраске) факты, явления, события, мнения. Обращение же автора к конкретным деталям: внешности, манере поведения политика направлено на выделение примет «человечности», «заземленности» в официальном характере образа общественного деятеля (Прил. «НГ» «Фигуры и лица»,1999,№17. А. Головков, А. Шахунянц. Домоустроение неспокойной власти: П. Бородин – «…как и многочисленной родне по обеим линиям, а также всяческим знакомым, которые, порой возникая в Москве, ночуют бивуаком у гостеприимной четы. У Бородиных три собаки…»; Прил. «НГ» «Фигуры и лица»,1999,№18. О. Давыдов. Физиология правоты: И. Хакамада – «Ясно, что Хакамада, с успехом пользуется в жизни преимуществами, которые дают экстравагантная внешность и женственность. Но только не надо думать, что это сознательное испоьзование в карьерных целях женских чар и обаяния – банальное надувательство мужиков в целях извлечения из них пользы. Нет, Ирина не такая. Она женщина искренняя и увлекающаяся»; «К-ъ»,2000,№13. – «И вообще народу он нравится. Нравится то, что Путин спортивный, а потому сексуально притягательный, что одинаково комфортно чувствует себя и в строгом кашемировом пальто и демократической куртке-аляске. От него, что называется, просто «пахнет мужчиной»). Большинство портретных материалов в описании личности героя используют характерный прием: " поступок - ход - символ". Известны образцы портретов, полностью построенные на текущих делах героя. И все же чаще "точкой отсчета" при создании портрета становится верный, блистательный "ход" или непростительная промашка. ("Итоги",1998,№27. Сильный мужчина без определенного места жительства: В. Густов - "В конце сентября Ленинградский губернатор Вадим Густов был назначен вторым первым вице- премьером в правительстве Евгения Примакова… Телезрители привыкли видеть в новостях картинку очередных правительственных совещаний и переговоров: Густов неизменно сидит одессную Примакова, а голос за кадром, перечисляющий участников встречи зачастую забывает даже упомянуть имя вице-премьера". И далее: "В Московских коридорах власти работать тяжело… Неуютно там для любого, кто не принял мер и традиций поведения столичной политической элиты… при первой же возможности депутат Густов возвращается в Ленинградскую область"; «ЛГ»,1999,№40. – «По-настоящему звезда Кондратенко взошла в 1989 году…когда советская экономика уже сникла, а рыночная еще не заработала и дефицит продуктов стал ощущаться всюду, Н.И. и сделал главный шаг в своей жизни. Он провозгласил, что запрещает вывоз продовольствия с территории края»; «НГ»,1999,№189. – «На общенациональный политический уровень Мороз вышел еще в начале 90-х, когда еще до запрета компартии в 1991 году, он возглавил парламентское левое большинство – так называемую «группу 239»). Безусловно, работая над публицистическим портретом журналисту не обойтись без описания личных качеств героя. Авторы портретных очерков стараются отойти от простого, прямого перечисления достоинств или недостатков, поэтому в канву повествования зачастую вплетаются свидетельства других людей («НГ»,1999,№37. – «В партнерах по переговорам он ценит точность и профессионализм. Так, известный журналист «Таим» отмечает отличие стиля Иванова от стиля Примакова: если экс-премьер любил работать на полутонах на неясности, держа иной раз партнера в напряженном неведении, то Иванов предпочитает четкость формулировок и прямой обмен мнениями»). В политическом портрете много позаимствованного у биографических описаний. Очеркисты часто обращаются к биографии как исходному и, как кажется, наиболее легко «просматриваемому» и менее трудному для воспроизведения материалу. Фрагменты жизненного пути героя занимают достойное место в очерке-портрете. Биография может войти в очерк как отдельная главка, как повод для авторских размышлений или как отдельный фрагмент-вставка, проясняющая идею, помогающая «выстроить» образ героя. И здесь для журналиста становится важным не просто описание явлений и событий в их временной последовательности, а выбор из всей жизни героя наиболее ярких моментов, знакомых читателю, вызывающих у него определенные ассоциации. По сути, журналист старается найти такие эпизоды в жизни человека, которые бы соотносились с определенными сложившимися общественными представлениями, мифами. Миф – это живое воспроизведение действительности, отличающееся синкретичным единством чувства и мысли, слова и действия. Мифы всегда имеют под собой реальную основу. Обычно в мифе содержится одна значимая идея. Определенные действия политика, события его жизни, заключенные в словесные рамки, приобретают символическое значение. Одним из распространенных на сегодня считается миф о начальнике- хозяйственнике, т.е. мифологические представления, каким должен быть начальник и хозяин сливаются. При этом следует заметить, что неумение или нежелание соответствовать мифу о лидере, воплощать образ начальника- хозяйственника карается санкциями, включающими в себя не только общенародную иронию, но и отстранение от должности. Так, в портрете вице- премьера Ю.Маслюкова ("Итоги" 6 октября, 1998 года) в подтверждение мнения о том, что Маслюков- человек вполне адекватный новым экономическим реалиям, приводится такой эпизод его жизни: "Он шел наверх не по партийной, а по хозяйственной линии". Еще один из своеобразных мифов массового сознания, активно используемый некоторыми журналистами при подготовке материала: как только какому-либо общественному деятелю официально объявляют борьбу, к нему моментально вспыхивает массовый интерес, "поворачивающий" общественное мнение. Это явление получило название эффект "обратного действия". Симпатии людей в данном случае вызывает раскованность, смелость лидера в критике существующих порядков. Примером использования подобного мифа может служить публикация в журнале "Коммерсант-власть",1998,№44. "Реформатор на покое". Автор обращается к несколько сниженному образу бывшего премьера Б.Немцова: "Наивный борец с ветряными мельницами, неотесанный провинциал, нечаяно пригретый славой,- такой имидж пытаются ему создать недруги. Некоторые этому верят. А он продолжает жить в здоровенной элитной квартире в центре столицы, носить костюмы от Hugo Boss, путешествовать по интересным странам лично и слать молодежь на заграничные стажировки. В свободное время он играет в теннис с Сысуевым и другими старыми друзьями, умеренно выпивает с Кириенко, Чубайсом и Гайдаром. Это ли не портрет успешного человека?". Еще один пример использования этого мифа «ЛГ» во время предвыборной кампании Б.Н. Ельцина. Не самый приятный эпизод из жизни Б.Н. Ельцина был связан с XIX партконференцией, который придал ему, тем не менее, ореол мученика, борца за справедливость. В одном из рекламных портретов этот эпизод из биографии Б. Ельцина преподнесен так: «Помните, как три года назад… через долгий зал Дворца Съездов шел к трибуне Б. Ельцин? Шел, чтобы сказать правду о наших болях и нуждах, шел под ненавидящими взглядами тех, кто привык руководить от имени народа, ничего не давая ему, кроме бесправия, унижения, нищеты… Путь, на который вступил Ельцин ради наших интересов еще не пройден до конца». Особое значение в очерке-портрете занимает эпизод. Это притягивает к себе массу фактов, ускоряя процесс выявления идеи. Чаще всего очеркист рисует обстановку, «набрасывает» эпизоды из жизни политика, общественного деятеля при помощи бессоюзных конструкций, номинативных и безличных предложений (Прил. «НГ» «Фигуры и лица»,2000,№47. Л.Кроль. Феноменология поведения будущего президента России – «Четко соглашается выполнять невозможное, ненадолго исчезает, заставляя себя ждать, - и появляется, выполнив. Ничуть не гордится – и вновь, как нив чем не бывало уходит на новое задание. Быстрые решения. Подвижность во всех суставах, мыслях и словах»). Иногда эпизод в политическом портрете выглядит так: «К- ъ»,2001,№16 – «Кто ответит за последствия?» - с угрозой спросил мэр Москвы. «Как кто? – осадил его Путин. – Мы с вами, Юрий Михайлович, и ответим». Еще пример: «Итоги»,2000,№25 – «Пятнадцать лет назад он был главным редактором «Комсомольской правды» с хорошей зарплатой и поездками за рубеж. В плане быта мечтаний не было – все, о чем можно было мечтать было. И мечталось тогда о хороших злободневных материалах, да увеличении тиража газеты». Последние абзацы материала, как правило, содержат элементы прогноза. Читатель ждет четких выводов: на что способен политический функционер. Наличие прогноза в политическом портрете легко выделить, выбрав глаголы в будущем времени («Итоги»,1998,№46 - Юрий Маслюков: «Чиновник, который сумел опереться на экспортеров может рассчитывать на относительное политическое долголетие»; «ЛГ», 1999,№42 – Г. Явлинский: «…пробуксовывать он стал где-то после 96 года, когда уже абсолютно точно стало для всех ясным, что он никогда не станет президентом. Право, он стоил иной судьбы. Все десятилетие он оставался мечущимся призраком в ельцинском режиме, но судьба распорядилась так, что в постъельцинской России ему не будет места»; «НГ»,1999,№203 – Е. Примаков: «Примаков, несмотря на свой возраст, сегодня сознательно сделал свой выбор в пользу максимально активной политической жизни. История дает ему шанс завершения своего пути на высоком посту в российском государстве. Будет ли этот шанс использован зависит прежде всего от самого Примакова», «ОГ», 2000,№14 – В. Путин: «Премьер В. Путин с каждым днем завоевывает все больше сторонников. Путину удается быстро и грамотно решать чеченскую проблему. У него останется время предпринять какие-то неординарные действия в других государственных делах – благо репутация человека, распоряжения которого чиновникам лучше выполнять, для их же пользы, и поддержка населения у премьера будут. А это серьезный задел на пути к успеху на президентских выборах»; Прил. «НГ» «Фигуры и лица»,1999,№17 – П. Бородин: «Не исключено, что, не дождавшись быстрого удовлетворения в судебных исках, он будет вынужден вновь активно войти в ту стихию политической борьбы, которой так чуждался в минувшие годы. По имеющимся сведениям П. Бородин готов побороться за пост московского мэра»). Иногда прогноз будущей деятельности звучит из уст самого героя ("Итоги",1998,№28 - Григорий Явлинский: "Теперь он появляется после месячного отсутствия, сообщает, что успешно вылез из инфаркта, и заявляет: "Я намерен устроить тут одно мероприятие. Я собираюсь выиграть президентские выборы. И я выиграю."). Несмотря на всю образную составляющую содержания политических портретов, исторически ткань словесной материи формировалась для трансляции рационального знания. Следовательно, возможности для эмоционального воздействия самого текста ограничены. Этот недостаток словесного знака восполняется изобразительными элементами. Наиболее распространенной формой фотографии, сопровождающей портретный материал в газетах или журналах, является снимок средним планом. Он позволяет запечатлеть в сознании аудитории индивидуальные особенности невербальной речи политика. Различные фотоматериалы помогают созданию вполне законченного образа политика на страницах периодической печати. Хорошо выполненные фотографии представляют не только внешний и внутренний облик человека, но также могут проиллюстрировать его отношения с семьей, сторонниками, наиболее выгодные факты биографии, результаты деятельности. В ситуации избирательной кампании рассматриваемый мною жанр политический портрет способен стать эффективным средством воздействия, побуждающим отдать свой голос за определенного политика, только при условии включенности конкретной публикации в общую стратегию предвыборной кампании, которая бы учитывала все слагаемые политического выбора(. ----------------------- [1] Н.В. Гоголь. Петербургские повести. М.,1965, стр.169-170. [2] М. Андроникова. Об искусстве портрета. М.,1975, стр.294. [3] Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. Москва, 1989; Стерльцов Б.В. Основы публицистики. Жанры. Минск, 1990; Жанры советской газеты. Москва, 1972; Пельт В.Д. Аналитические жанры газеты. Москва, 1980; Тертычный А.А. Аналитическая журналистика. Москва, 1986; Стюфляева М.И. Поэтика публицистики. Воронеж, 1975; Прохоров Е.П. Искусство публицистики. Москва, 1987; Черепахов В.М. Работа над очерком. Москва, 1980 [4] Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2000, стр.9. [5] Эльсберг Я.Е.Образ в публицистике.//Советская печать, 1960, №10, стр.20. [6] Архипов И.Р. Публицистический образ. Москва, 1977, стр.144 [7] Шостак М.И. Журналист и его произведение. Москва,1998, стр.66 [8] Богданов В., Засурский Я. Власть, зеркало или служанка. М., 1998, т.2, стр.136-137 [9] Яковлев В. //Коммерсант – власть, 1998 [10] Беневоленская Т.А. Портрет современника. Очерк в газете. М., 1983 [11] Беневоленская Т.А. Портрет современника. Очерк в газете. М., 1983. [12] Стюфляева М.И. Человек в публицистике. Воронеж, 1989. [13] Беневоленская Т.А. Портрет современника. Очерк в газете. М., 1983, стр.23. [14] Беневоленская Т.А. Указ. соч., стр.54 [15] Социальный портрет. М., 1967, стр.67. [16] Комсомольская правда. 1972, 11 июля. [17] Жанры советской газеты. М., 1972, стр.200. [18] Гусарова А. В защиту человеколюбия.// Литературная газета, 1982, 17 ноября. [19] Макарцев Ю. Портрет женщины из 1987года. // Собеседник, 1987, № 34. [20] Сергиев В. Предвидение в политике. М., 1974, стр.51. [21] Антон Катин. Портрет политика в СМИ // Net культура. Прил. к журналу «Пушкин», 1998, 1 мая, стр.23. [22] Виктор Пелевин «Generation «П». М., 1999, стр.207-208. [23] Борисов Б.Л. Технология рекламы и PR. М., 2001, стр.354. [24] Дж.Линдон. Политический маркетинг. М., 1990, стр.73. [25] Борисов Б.Л. Технология рекламы и PR. М., 2001, стр.255. [26] Советник №1, 2000. Владимир Путин как материализовавшийся имидж. [27] Цуладзе А. Большая манипулятивная игра. М., 2000, стр.64. [28] Жмыриков А.И. Как победить на выборах. Обнинск, 1995, стр.45. [29] Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public relations. С-Пб., 1995. [30] Михалкович В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. М., 1986, стр.114. [31] Ольшанский Д.В. Массовые настроения в политике. М., 1995, стр.34. [32] Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 1996, стр.59. [33] Доценко Е.Л. Указ. соч., стр.83. [34] Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 1996, стр.72. [35] Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение: открытые спирали молчания. М., 1996, стр.221. [36] Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. С-Пб., 1996, стр.71. [37] Феофанов О.А. Что может политическая реклама. // Коммунист. 1991, № 12, стр.57. ( Технологическая схема построения и трансляции образа кандидата см. в Прил. 1., стр. 85. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |